Рабочая программа для 3 класса по Региональной программе кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»
рабочая программа по музыке (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 «А» класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НО, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения и программой подготовленной коллективом кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете под руководством лауреата премии Правительства России в области образования зав. кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Э.Б. Абдуллина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3a_klass_muzyka.doc | 336 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_____/Н.А.Салмина / | Утверждена директором МОУ «СОШ №35» |
«30» августа 2018 г. «31» августа 2018
Рабочая программа
по музыке для 3 А класса
Составитель: учитель музыки
Девина Маргарита Юрьевна
2018 – 2019 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 «А» класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения и программой подготовленной коллективом кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете в составе: лауреатов премии Правительства России в области образования зав. кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Э.Б. Абдуллина; профессора кафедры, доктора педагогических наук Е.В. Николаевой, а также доцента кафедры, кандидата педагогических наук Б.Р. Иофиса.
В соответствии с целевой направленностью этого проекта на приобщение всех без исключения детей к активной, творческой музыкальной деятельности, впервые в содержании общего музыкального образования предусматривается органическое единство урока музыки и двух обязательных для каждого ребенка музыкальных занятий в неделю, которые проводятся за счет часов, отводимых в начальной школе на внеурочную деятельность. Концептуальным ядром такой системы является именно урок музыки, при этом учебная программа «Музыка. 1–4 классы» создает базу для достижения органического единства всех трех занятий как в плане концептуальных установок и целевой направленности, так и предполагаемых результатов обучения, достигаемых учащимися к окончанию каждого учебного года. В целевом и содержательном отношении программа опирается на концепцию общего музыкального образования Д.Б. Кабалевского с учетом современных реалий.
Цели учебного предмета «Музыка»:
– развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры в процессе целенаправленного и системного обогащения на уроках музыки опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения детей с высокохудожественным народным, классическим, современным музыкальным искусством различных жанров и стилей в разнообразных видах практической музыкальной деятельности;
– пробуждение у учащихся потребности в участии в музыкальной жизни школы, в которой они учатся, а также региона их проживания и страны в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами.
Такая целевая направленность находит выражение в содержании музыкального образования: опыте эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, осваиваемых ими знаниях музыки и знаниях о музыке, музыкальных умений и навыков; опыте музыкально-творческой деятельности.
Приобретение младшими школьниками под руководством учителя опыта эмоционально- ценностного отношения к музыке, развития художественного вкуса и накопление знаний музыки происходит в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с образцами народной музыкальной культуры, произведениями отечественных и зарубежных композиторов в процессе различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с жизнью, приобретения практического музыкально-исполнительского опыта, прежде всего, в хоровом пении и коллективном инструментальном музицировании.
Приоритетное значение в ряду знаний о музыке в начальной школе приобретают знания и понимание ребенком песни, танца и марша как жанровой основы музыки; особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя; выразительности и изобразительности музыкальной интонации, представлений об основных элементах музыкальной речи.
Особую важность в процессе воспитания младших школьников имеют знания о государственных музыкальных символах: Государственном Гимне Российской Федерации, Гимне Республике Мордовия; важнейших событиях музыкальной жизни класса и школы, в которой учатся дети.
Специальное внимание в программе уделяется освоению младшими школьниками основных элементов нотной грамоты на основе обобщения приобретаемого ими музыкально-слухового опыта в музыкально-исполнительской и слушательской деятельности.
Усвоение учащимися музыкальных умений и навыков осуществляется в разных видах музыкально-творческой деятельности
В слушательской деятельности это, прежде всего, умения воспринимать выразительность музыки, ее жанровую (песенную, танцевальную и маршевую) основу; умения эмоционально откликаться на содержание произведения и проявлять свое отношение к музыке в устном высказывании, музыкально-пластическом интонировании и других невербальных формах общения.
В исполнении музыки выделяются умения, связанные с пониманием и выразительным воплощением образного содержания музыкальных произведений, творческим самовыражением учащегося в хоровом пении и в инструментальном исполнении, в воплощении художественного образа музыкально-пластическими средствами выразительности, в том числе танцевальными.
В процессе музыкально-исполнительской деятельности осуществляется формирование вокально-хоровых навыков; навыков игры на детских музыкальных инструментах; навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке – в зрительно-наглядные, двигательные формы, которые получают свое воплощение в ритмопластической интонации.
В музыкальной импровизации, предусматривается развитие способности «слышать жизнь» в музыкально-образной форме и становление первоначальных умений воплощать представляемый ребенком художественный замысел на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических и жанровых моделей.
В театрализации музыкальных произведений формируются умения и навыки передавать эмоционально-образное содержание музыки сценическими средствами выразительности.
Приобретаемый младшими школьниками опыт музыкально-творческой деятельности направлен, прежде всего, на пробуждение творческого начала в ребенке, стимулирование его творческого самовыражения, развитие у него интереса к музыке и музыкальной деятельности, проживание им творческого состояния человека, исполняющего музыку, слушающего и сочиняющего ее с опорой на приобретаемый в процессе музыкальных занятий эмоциональный опыт. Такой опыт помогает учащемуся познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, открывая новое для себя самого. При этом особое значение в начальной школе имеют разнообразные игровые формы проведения занятий.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыкальное образование в начальной школе продолжает линии музыкального обучения, воспитания и развития, заложенные в дошкольном образовании, создает базу для формирования основ музыкальной культуры учащихся. Музыка рассматривается в неразрывной связи с жизнью самого ребенка.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
– пробуждение интереса к художественной музыке и музыкальным занятиям;
– стимулирование процесса формирования потребности в музицировании, активного участия в музыкальной жизни класса;
– воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; эмоционально-ценностного отношения к искусству;
– развитие музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления и воображения;
– формирование круга знакомых учащимся образцов народного музыкального творчества, музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов;
– приобретение первоначальных знаний о музыке и ее месте в жизни человека;
– выявление и развитие музыкально-творческих способностей в различных видах деятельности;
– овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом интонировании, музыкально-композиционном творчестве (импровизации и сочинении), театрализации разучиваемых музыкальных образцов;
– применение в различных видах музыкальной деятельности основ музыкальной, в том числе нотной грамоты.
Для достижения целей общего музыкального образования и реализации задач на уроках музыки используются две категории методов:
Музыкально-педагогическая интерпретация общепедагогических методов:
– метод сравнения учащимися под руководством учителя музыкальных явлений посредством выявления их сходства или различия;
– наглядно-слуховой показ учителем музыкального произведения, способа, приема освоения музыкального материала, примера выполнения музыкального задания;
– словесные методы (перевод учителем и детьми музыкально - слуховых представлений в словесную форму с характеристикой образной стороны звучания и использованием освоенной музыкальной терминологии).
Специальные методы музыкального образования:
– метод эмоциональной драматургии при выстраивании учителем урока музыки;
– метод наглядного звукового показа учителем качества исполнения разучиваемого музыкального материала, в том числе с применением сравнения «как надо» и «как не надо» исполнять музыку;
– метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне при планировании и в процессе осуществления музыкальных занятий;
– метод музыкального обобщения учителем и детьми приобретенных знаний о музыке;
– метод размышления учащихся о музыке, направляемый учителем; – метод создания художественного контекста благодаря установлению связей между музыкой и жизнью, музыкой и другими видами искусства;
– метод подстраивания хорового звучания класса к звучанию разучиваемого музыкального образца в исполнении детского хора, представленного в фонохрестоматии к данной программе в качестве ее учебно-методического обеспечения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Ценностные ориентиры начального общего образования отражают следующие целевые установки музыкальных занятий:
• формирование чувства гордости за Родину посредством приобщения учащихся к ценностям своего этноса, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям на основе знакомства с образцами народной музыки, музыкальными произведениями отечественных и зарубежных композиторов и раскрытия их жизненного предназначения;
• формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям: умения слушать и слышать учителя и своих одноклассников, прислушиваться к их мнению в процессе рассуждений о музыке; готовности к сотрудничеству со своими одноклассниками в процессе коллективных видов музыкальной деятельности;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе:
– пробуждения эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной, прежде всего музыкальной, культурой;
– развития этических чувств (совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения;
– принятия и уважения музыкальных ценностей образовательного учреждения, семьи, стремления следовать им;
• развитие умения учиться на основе музыкальных занятий как подготовка к самообразованию, а именно:
– развитие эмоционально-познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности с помощью элементов контроля и самооценки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство» и находится в органической связи с предметом «Изобразительное искусство», а также с такими учебными предметами, как: «Русский язык», «Литературное чтение»/«Русский язык и литературное чтение»; «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке»/«Родной язык и литературное чтение», «Окружающий мир», «Математика», «Технология».
Принимая во внимание предусмотренную проектом «Музыка для всех» органическую связь урока и двух внеклассных музыкальных занятий, количество времени, которое отводится в неделю на музыкальные занятия соответственно, возрастает. В этой связи необходимо иметь в виду, что предлагаемые далее тематизм учебной программы и планируемые результаты даны с ориентиром на установленные государственными нормативными документами 34 учебные недели в 3 классе с учетом трех занятий в неделю. В соответствии с принятым в образовательном учреждении вариантом Базисного учебного плана начального общего образования продолжительность занятий в третьем классе составляет 35–45 минут.
Органическое единство всего комплекса музыкальных занятий обеспечивается тем, что на каждом из них предполагается включение всех основных видов музыкальной деятельности: собственно музыкальной деятельности в виде хорового пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, а также музыкально-пластического интонирования, музыкальной импровизации, театрализации песен, музыкальных сказок – с приоритетом того или иного вида деятельности на конкретном занятии в соответствии с его целевой направленностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования содержание обучения в начальной школе включает следующие три тематических блока:
Музыка в жизни человека;
Основные закономерности музыкального искусства.
Музыкальная картина мира.
В содержании учебного предмета данные тематические блоки выступают в качестве трех основных сквозных тематических линий.
Изучение первой из них – «Музыка в жизни человека» – предполагает последовательное целенаправленное рассмотрение таких аспектов как:
1. Музыка в жизни учащегося (Я и музыка).
2. Музыка в жизни учащегося, его родных и друзей. (Я, мои близкие и музыка).
3. Музыка в жизни учащегося, его родных, друзей, других людей, в том числе немузыкантов (любители музыки, слушатели) и людей, избравших музыкальные профессии (композиторы, исполнители) (Я, мои близкие, другие люди и музыка).
4. Народное музыкальное творчество и профессиональная музыка моего народа в жизни страны и в моей жизни (Музыка моего народа и Я).
Вторая тематическая линия – «Основные закономерности музыкального искусства» – предполагает включение учащегося в процесс овладения различными видами музыкальной деятельности, познания многообразия музыки, понимания взаимосвязи средств музыкальной выразительности, формы музыкального произведения с его эмоционально-образным содержанием.
Изучение третьей тематической линии – «Музыкальная картина мира» – предполагает последовательное обогащение представлений учащегося о ее составляющих:
– Гимне Российской Федерации и Гимне Республики Мордовия как главных музыкальных символов страны и родного для учащихся региона;
– музыке, которая звучит сегодня в теле- и радиопередачах, в кинофильмах и мультфильмах, адресованных детям: вокальной, инструментальной;
– исполнителях: хорах, оркестрах, певцах и инструменталистах;
– школьных музыкальных праздниках и фестивалях.
Пересечение трех обозначенных тематических линий предусмотрено во всех 10-и выделенных в программе учебных темах. При этом формулировка конкретных тем отражает приоритетное значение той или иной из них в раскрытии учебного материала в соответствии с его основной целевой направленностью:
1. Я и Музыка (песня, танец, марш).
2. Выразительность и изобразительность в музыке.
3. Музыкальная речь.
4. Музыкальная интонация.
5. Развитие в музыке.
6. Выразительные возможности музыкальных форм.
7. Музыка народов России.
8. Музыка народов мира.
9. Музыкальный образ.
10. Музыкальная жизнь страны – это и моя жизнь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предмет «Музыка» в начальной школе способствует начальному этапу формирования личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности ребенка.
Освоение программы предмета «Музыка» на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с ФГОС НОО и направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыки разных стран и континентов;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения программы предмета «Музыка» формируются на основе:
– постепенного вхождения обучающихся в мир музыкального искусства, приобщения к достижениям российской и мировой музыкальной культуры, образцам народной и профессиональной музыки;
– целенаправленной работы по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств;
– приобретения учащимися опыта передачи своих чувств и эмоций с помощью самовыражения в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, импровизации, музыкально-пластической и музыкально-театральной деятельности;
– формирования опыта коллективного и индивидуального музыкального вокально-хорового, инструментального, музыкально пластического, музыкально-театрального исполнительства;
– реализации полученных на занятиях опыта, знаний, умений и навыков в музыкальной жизни своей семьи, учебного коллектива, школы.
Освоение программы предмета «Музыка» на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих метапредметных результатов:
1) постепенное овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение доступных способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) постепенное использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование доступных учащимся речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных, доступных учащемуся начальной школы способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации о музыкальной культуре и событиях музыкальной жизни Республики Мордовия, России, народов других стран; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в форме нотной записи и анализировать музыкальные звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) постепенное овладение навыками смыслового чтения учебных и художественных текстов о музыке и музыкантах; умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) поэтапное овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение, с помощью учителя, общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) развитие способности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов, процессов и явлений действительности в области музыкального искусства и музыкальной жизни общества;
15) овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами (культура, ценности, творчество, язык, речь);
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием деятельности, направленной на исполнение, слушание музыки, музыкальную импровизацию, а также выражение музыки средствами пластики, графики, словесного высказывания.
Метапредметные результаты формируются на основе:
– овладения младшими школьниками методами наблюдения, сравнения, сопоставления отдельных признаков, характерных для изучаемых явлений искусства; приобретения опыта выполнения учебно-творческих задач;
– применения на уроках музыки разнообразных вспомогательно-дидактических средств;
– опыта восприятия устной речи, ее эмоционально-образной выразительности; умения говорить с выделением главной мысли, соблюдая нужную интонацию, паузы, логические ударения;
– опыта участия в коллективном обсуждении получаемой музыкальной информации;
– опыта освоения способов решения проблем поисково-творческого характера в слушании музыки, ее исполнении, музыкальной импровизации, музыкально-пластической и музыкально-театральной деятельности;
– опыта выражения своего отношения к изучаемому музыкальному явлению в вербальной и невербальной формах на уровне, соответствующем возрастным возможностям учащихся;
– опыта применения знаково-символических средств представления информации (нотная графика, схемы-рисунки, ручные знаки и др.) для создания моделей изучаемых явлений музыкального искусства;
– опыта работы с различного рода дидактическими материалами в разных видах музыкальной деятельности;
– опыта согласования и координации своей музыкальной деятельности с деятельностью других учащихся и учителя в условиях коллективного музицирования;
– опыта критического оценивания результатов своей деятельности и деятельности других учащихся, направленной на исполнение, слушание, импровизацию музыки, а также ее опосредованное выражение музыкально-пластическими и графическими средствами, средствами музыкальной театрализации;
– опыта представления результатов своей музыкальной деятельности в условиях концертного выступления;
– расширения представлений учащихся о различных способах передачи информации, изучаемых на других учебных предметах (буква, пиктограмма, рисунок) посредством раскрытия возможностей и применения в учебной практической музыкальной деятельности специфических для нее способов передачи информации (звук, нота, музыкально-пластическое и графическое моделирование элементов музыкальной речи, простейшие виды музыкальной партитуры);
– приобретения опыта работы с имеющимися в школьной библиотеке музыкально ориентированными обучающими электронными ресурсами, адресованными учащимся данного возраста, анализа представленного в них музыкального ряда, его соотношения с вербальным текстом и изобразительным рядом;
– опыта создания ребенком к окончанию начальной школы своей авторской фонотеки в цифровой форме с записью любимых музыкальных произведений; образцов своего пения и игры на предпочитаемых музыкальных инструментах из числа осваиваемых на занятиях в процессе обучения коллективному инструментальному музицированию;
– обогащения опыта работы ребенка в текстовом и аудио-редакторах, приобретаемого при изучении дисциплины «Технология», в процессе создания и включения в портфолио русско-итальянского и итало-русского мини-словарей с изучаемыми музыкальными терминами, записи своего произношения этих терминов и самокорректировки правильности их произношения;
– приобретения первоначального опыта работы по озвучиванию созданных на уроках изобразительного искусства творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации посредством выбора из предложенных музыкальных фрагментов в цифровом виде наиболее подходящих для создания музыкального ряда.
Освоение программы предмета «Музыка» на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих предметных результатов:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней;
4) умение исполнять вокально-хоровые произведения, созданные в разных национальных традициях, вместе со всем классом, а также отдельные из них – сольно;
5) умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов, а также сольно исполнять по собственному выбору произведения на блок-флейте или другом народном инструменте;
6) приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Количество часов. |
Тема I полугодия: «Музыка народов России» I четверть «Русская народная песня и народные мотивы в творчестве русских композиторов» – 8 уроков | |
Жанры русских народных песен. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Патриотическая тема в русской музыке. М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» Патриотическая тема в русской музыке. С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» Патриотическая тема в русской музыке. Н. Римский-Корсаков симфоническая картина «Сеча при Керженце» Народные мелодии в творчестве русских композиторов. Римского-Корсакова фрагменты оперы «Садко». Народные мелодии в творчестве русских композиторов. С. Рахманинов «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром» 1 часть. Обобщение темы «Русская народная песня и народные мотивы в творчестве русских композиторов».
| 1 1 1 1 1 1 1 1 |
II четверть «Музыка мордовского народа и композиторов Мордовии»- 8 уроков | |
Жанры мордовской народной песни: хороводные и плясовые песни. Первый композитор Мордовии – Л.П. Кирюков. Жанры мордовской народной песни: хороводные и плясовые. Л.П. Кирюков - творчество. Жанры мордовской народной песни: лирические и эпические. Л.И. Воинов – виртуоз-балалаечник и композитор. Жанры мордовской народной песни: лирические и эпические. Н.В. Кошелева –композитор Мордовии. Мордовские наигрыши и танцы. Народные музыкальные инструменты мордвы. Детский фольклор. Исполнители и творческие коллективы Мордовии. Календарно-обрядовые песни. Творчество композиторов Мордовии. Мордовский костюм. Обобщение темы четверти «Музыка мордовского народа и композиторов Мордовии». | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Музыка Древней Руси. Рождество Христово. Музыка Древней Руси. Святой земли русской - Илья Муромец. Музыка Древней Руси. Святые земли русской - княгиня Ольга и князь Владимир, Кирилл и Мефодий. Музыка Древней Руси. Святые земли русской - Серафим Саровский, Сергий Радонежский. Музыка народов мира. Норвегия. Эдвард Григ. Музыка народов мира. Германия. И.С. Бах. Музыка народов мира. Германия. Л.в. Бетховен. Музыка народов мира. Австрия. В.А. Моцарт. Музыка народов мира. Жанр симфонии в творчестве Моцарта и Бетховена. Музыкальная викторина. Обобщение тем: "Музыка Древней Руси («Святые земли русской») и " Музыка народов мира». Музыка народов мира. Польша. Фридерик Шопен. Музыка Древней Руси. Вербное воскресенье. Музыка народов мира. Италия. Николло Паганини. Музыка народов мира. Америка. Джаз. Музыка народов мира. Америка. Мюзикл. Обобщение темы: "Музыка народов мира». Тестирование. Музыкальная викторина. Обобщающий урок по темам: "Музыка древней Руси" и " Музыка народов мира». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд
Список рекомендуемой литературы:
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Изучение и разучивание Государственного гимна России в учреждениях общеобразовательного типа: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.– М., 2006.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М., 2006 [Электронная версия];
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр.и доп. – М., 2013.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Иофис Б.Р., Варламова А.В. Хрестоматия к экспериментальной программе по учебному предмету «Музыка» в контексте проекта «Музыка для всех». Первый класс. – Москва – Якутск, 2014.
Ольга Александровна Апраксина: Избранное / Ответственные редакторы: Э.Б. Абдуллин, П.Г. Бугаков. – Москва – Липецк, 2006.
Гармония души Альбины Дегтяревой. – Журнал «Silis» Корень – основа жизни. – 2007. – № 2.
Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1988. – № 2.
Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. – М., 2006.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Изд. второе, испр.и доп. – М., 1984.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя. – М., 2005.
Лаптев И.Г. Оркестр в классе? Да! Учебное пособие. 2-е изд. –Астрахань, 1999.
Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995. – № 2.
Мелик-Пашаев А.А. Искусство в образовании – путь «вперед» и «вверх» // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. – 2013. – № 2.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как оценивать художественное творчество ребенка? // Искусство в школе. – 2002. – № 3.
Сергеева Г.П. Информационные технологии в преподавании «Музыки» // Искусство в школе. – 2011. – № 1.
Сергеева Г.П. Нотная грамота на уроках музыки // Музыка в школе. – 1985. – № 2.
Сергеева Н.Ю. Педагогический потенциал современных видов искусства // Искусство и образование. – 2009. – № 6
Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. – М., 2010. 66
Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – 3-е изд. – М., 2012.
Печатные пособия
Таблицы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Портреты композиторов
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы по музыке
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
Учебно-практическое оборудование
Музыкальные инструменты: фортепиано
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; колокольчик; бубен; барабан; треугольник; маракасы; кастаньеты; металлофоны.
Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.).
Персональный компьютер
Медиапроектор. Экран.
. | ||
№ п/п | Тема урока, тип урока | Дата план Дата факт | Основные виды деятельности (элементы содержания). | Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС (формирование УУД) | |||||||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Тема I полугодия: «Музыка народов России» I четверть «Русская народная песня и народные мотивы в творчестве русских композиторов» – 8 уроков | |||||||||||||||
1 | Жанры русских народных песен. Расширение и углубление знаний | 3 А – 4.09.18 | Постепенное вхождения обучающихся в мир музыкального искусства; выявление сущности музыкального фольклора как особой формы самовыражения, места музыки в народных обычаях и обрядах. Р. н. п. «Во кузнице» ; р.н.п. «Калинка»; р.н.п. «Светит месяц»; р. н. п. «Эй, ухнем»; русский плясовой наигрыш «Барыня»; р.н.п. «Как у наших у ворот»; П.И. Чайковский «Камаринская». | Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; умение исполнять вокально-хоровые произведения. | Постепенное овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение доступных способов решения проблем творческого и поискового характера. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыки. | |||||||||
2 | М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Усвоение новых знаний. | 3А – 11.09.18 | Приобщение к достижениям российской музыкальной культуры, образцам народной и профессиональной музыки; восприятие устной речи, ее эмоционально-образной выразительности. Фильм канала «Культура» «Глинка». М. Глинка хор «Славься», из оперы «Жизнь за царя». | Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. | Поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации; определять способы достижения результата. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | |||||||||
3 | Патриотическая тема в русской музыке. М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» Комбинированный урок. | 3А - 18.09.18 | Освоение способов решения проблем поисково-творческого характера в слушании музыки, ее исполнении, участие в коллективном обсуждении получаемой музыкальной информации. Видеофрагменты из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя": Ария Сусанина, финальный хор "Славься!"; р.н.п. «Как у наших у ворот». | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | |||||||||
4 | Патриотическая тема в русской музыке. С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Расширение и углубление знаний. | 3А - 25.09.18 | Целенаправленная работа по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств; исполнение вокально-хоровых произведений в условиях коллективного музицирования. С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские!», фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (фрагменты); Г.Струве «Моя Россия». | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов, хоровом пении. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие способности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |||||||||
5 | Патриотическая тема в русской музыке. Н. Римский-Корсаков симфоническая картина «Сеча при Керженце» Сообщение и усвоение новых знаний.
| 3А - 2.10.18 | Эмоционально-образное восприятие музыки и выражение своего отношения к ней; исполнение хоровых произведения, созданных в разных жанрах, со всем классом, а также – сольно. Н. Римский-Корсаков симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; анимационный фильм по мотивам музыки Н.А. Римского-Корсакова. | Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, участие в хоровом пении; умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней. | Овладение умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире. | |||||||||
6 | Народные мелодии в творчестве русских композиторов. Римского-Корсакова фрагменты оперы «Садко». Расширение и углубление знаний | 3А - 9.10.18 | Нахождение народных истоков в творчестве композиторов; овладение обучающимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления отдельных признаков, характерных для изучаемых явлений искусства. Видеофрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»: хороводная Садко «Заиграйте, мои гусельки»; Колыбельная Волховы. | Умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов, а также сольно исполнять по собственному выбору произведения на блок-флейте. | Определение, с помощью учителя, общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять контроль в совместной деятельности. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |||||||||
7 | Народные мелодии в творчестве русских композиторов. С. Рахманинов «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром» 1 часть. Расширение и углубление знаний. | 3А - 16.10.18 | Формирование опыта коллективного и индивидуального музыкального вокально-хорового, инструментального, музыкально пластического, музыкально - театрального исполнительства. Фильм цикла «Избранники России. ХХ век». С. Рахманинов «Концерт № 3 для фортепиано с орк.» 1 часть. | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов, процессов и явлений действительности в области музыкального искусства и музыкальной жизни общества. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||||
8 | Обобщение темы «Русская народная песня и народные мотивы в творчестве русских композиторов». Обобщающий урок. | 3А - 23.10.18 | Узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Оценивать результаты своей деятельности и деятельности других учащихся, направленной на исполнение, слушание, импровизацию музыки. Видеофильм – балет на музыку Р. К. Щедрина Концерт для оркестра "Озорные частушки". | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами (культура, ценности, творчество, язык, речь). | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||||||||
II четверть «Музыка мордовского народа и композиторов Мордовии» - 8 уроков | |||||||||||||||
9. | Жанры мордовской народной песни: хороводные и плясовые песни. Первый композитор Мордовии – Л.П. Кирюков. Сообщение и усвоение новых знаний | 3А - 6.11.18 | Постепенное вхождения обучающихся в мир мордовского народного музыкального искусства Эрз. нар песня « Кавто цёрат тикше ледить» (Два парня сено косили) - исп. Инна Учватова. Л.П. Кирюков «Мордовский танец». | Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края; умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | |||||||||
10 | Жанры мордовской народной песни: хороводные и плясовые. Л.П. Кирюков - творчество. Углубление и обобщение знаний | 3А - 13.11.18 | Выявление сущности музыкального фольклора как особой формы самовыражения, места музыки в народных обычаях и обрядах. М.нар.песни: «Луганяса келунясь», «Умарина», «Селёка», «Пек водря». Л.П. Кирюков «Праздник в Пимбуре», «Тютю-балю» исп. М. Антонова. | Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование основ музыкальной культурына материале музыкальной культуры родного края. | Постепенное овладение навыками смыслового чтения учебных и художественных текстов о музыке и музыкантах; умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыки мордовского народа. | |||||||||
11 | Жанры мордовской народной песни: лирические и эпические. Л.И. Воинов – виртуоз-балалаечник и композитор. Сообщение и усвоение новых знаний | 3А - 20.11.18 | Овладения младшими школьниками методами наблюдения, сравнения, сопоставления отдельных признаков, характерных для изучаемых явлений искусства. Морд. нар. песни: «Масторава», «Гарай кере», Л.И. Воинов «Вальс», «Мордовская плясовая», «Мордовский марш». | Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края; умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней. | Овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |||||||||
12 | Жанры мордовской народной песни: лирические и эпические. Н.В.Кошелева – Композитор Мордовии. Сообщение и усвоение новых знаний | 3А - 27.11.18 | Целенаправленная работа по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств. Морд.нар. песни: «Вай, верьга», «Вирь чиресэ» Н.В. Кошелева «Гимн Мордовии» исп. Камерный хор РМ, «Весёлое настроение», «Лайме порась» ст. И.Девина, «Самая красивая» ст. И.Девина | Характеризовать жанры народных песен: историческая, трудовая, хороводная, свадебная, плясовая, шуточная, былины, частушки. Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека. | Поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить способы достижения результата. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |||||||||
13 | Мордовские наигрыши и танцы. Народные Музыкальные инструменты мордвы. Интегрированный урок. | 3А - 4.12.18 | Приобретение опыта выражения своего отношения к изучаемому музыкальному явлению в вербальной и невербальной формах на уровне, соответствующем возрастным возможностям учащихся. Наигрыш на нюди, левженский наигрыш, Эрзянский перепляс. Видеофрагменты мордовских танцев. | Умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов, а также сольно исполнять по собственному выбору произведения на блок-флейте. | Умение работать в материальной и информационной сред в соответствии с содержанием деятельности, направленной на исполнение, слушание музыки, музыкальную импровизацию. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||||||||
14. | Детский фольклор. Исполнители и творческие коллективы Мордовии. Интегрированный урок. | 3А - 11.12.18 | Приобретение опыта восприятия устной речи, ее эмоционально-образной выразительности; умения говорить с выделением главной мысли, соблюдая нужную интонацию, паузы, логические ударения. Мокшанская колыбельная, «Раужо баран». Песни в исполнении ансамблей «Умарина», «Келу», «Торама», «Разгуляй» и испонителей М. Антоновой, А. Куликовой, Н. Спиркиной, И. Яушева. | Характеризовать свое настроение, вызванное прослушанной и исполняемой музыкой и соотносить его с эмоционально- образным содержанием образцов народной мордовского народа. | Овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями (культура, ценности, творчество, язык, речь). | Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |||||||||
15. | Календарно-обрядовые песни. Творчество Композиторов Мордовии. Мордовский костюм. Углубление и обобщение знаний. | 3А - 18.12.18 | Приобретения обучающимися опыта передачи своих чувств и эмоций с помощью самовыражения в различных видах музыкально - исполнительской деятельности. М.н.п . «Каляда», С.Я. Терханов «Рождество», Д.Скрипкин «Марш», «Ручей», «Ночь». | Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. | Поэтапное овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыки мордовского народа. | |||||||||
16. | Обобщение темы четверти «Музыка мордовского народа и композиторов Мордовии». Обобщающий урок. | 3А - 25.12.18 | Использование различных способов поиска (в сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации о музыкальной культуре и событиях музыкальной жизни Республики Мордовия. В. Родионов « Мокшень крайняй». Произведения, изученные в четверти. | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Умение работать в материальной и информационной сред в соответствии с содержанием деятельности, направленной на исполнение, слушание музыки, музыкальную импровизацию. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
| |||||||||
Темы II полугодия: «Музыка народов мира» -10 ур. , «Музыка Древней Руси» - 8 ур. | |||||||||||||||
17. | Музыка Древней Руси. Рождество Христово. Композитор Мордовии С.Терханов. Сообщение новых знаний. | 3А - 15.01.19 | Овладение обучающимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления отдельных признаков, характерных для изучаемых явлений искусства. С. Терханов «Рождство»; Калядка «Рождество Христово», П.И. Чайковский «Святки». | Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. | Овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями (культура, ценности, творчество, язык, речь). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||||
18. | Музыка Древней Руси. Святой земли русской - Илья Муромец. Сообщение новых знаний | 3А - 22.01.19 | Нахождение народных истоков в творчестве композиторов. А.П. Бородин Симфония №2 «Богатырская» часть1. Видеофильм «Святой Илья Муромский» | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; формирование представлений о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека. | Поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | |||||||||
19. | Музыка Древней Руси. Святые земли русской - княгиня Ольга и князь Владимир, Кирилл и Мефодий. Сообщение новых знаний | 3А - 29.01.19 | Приобретение опыта восприятия устной речи, ее эмоционально-образной выразительности; умения говорить с выделением главной мысли, соблюдая нужную интонацию, паузы, логические ударения. Православные мультфильмы: «Крещение Руси», «Просвещение славян». Величание святым Кириллу и Мефодию. | приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в исполнении вокально-хоровых произведений, | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием деятельности, направленной на исполнение и слушание музыки. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||||
20. | Музыка Древней Руси. Святые земли русской - Серафим Саровский, Сергий Радонежский Сообщение новых знаний. | 3А - 5.02.19 | Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа информации о музыкальной культуре и событиях музыкальной жизни России. Фильмы: «Преподобный Серафим Саровский», «Житие препободного Сергия Радонежского» Стихира Сергию Радонежскому. | Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. | Поэтапное овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | |||||||||
21. | Музыка народов мира. Норвегия. Эдвард Григ. Сообщение новых знаний. | 3А - 12.02.19 | Нахождение народных истоков в творчестве композиторов; овладение обучающимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления. Э. Григ «Норвежский танец», сюита «Пер Гюнт», анимационный фильм «Гномы и Горный Король». | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; | Овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами (культура, ценности, творчество, язык, речь). | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыке разных стран. | |||||||||
22. | Музыка народов мира. Германия. И.С. Бах. Сообщение новых знаний. | 3А - 19.02.19 | Приобщение к достижениям мировой музыкальной культуры, работа по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств. Фильм канала «Культура «Энциклопедия. Бах». Немецкая народная песня «Музыканты» (канон), И.С Бах Токката для органа ре минор, менуэт. | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов, процессов и явлений действительности в области музыкального искусства и музыкальной жизни общества. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |||||||||
23. | Музыка народов мира. Германия. Л.в. Бетховен. Сообщение новых знаний. | 3А - 26.02.19 | Приобретение опыта согласования и координации своей музыкальной деятельности с деятельностью других учащихся и учителя в условиях коллективного музицирования. Фильм канала «Культура «Энциклопедия. Бетховен». Бетховен Симфония №5 1 часть, пьеса для фортепиано «К Элизе», соната №14 «Лунная» часть 1. | Умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов, а также сольно исполнять по собственному выбору произведения на блок-флейте. | Умение работать в материальной и информационной сред в соответствии с содержанием деятельности, направленной на исполнение, слушание музыки, музыкальную импровизацию. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | |||||||||
24. | Музыка народов мира. Австрия. В.А. Моцарт. Углубление и обобщение знаний | 3А - 5.03.19 | Анимационный фильм «Сказки старого пианино. Моцарт». Моцарт «Симфония № 40» часть 1, «Рондо в турецком стиле». | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Поэтапное овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий , построения рассуждений. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыке разных стран. | |||||||||
25. | Музыка народов мира. Жанр симфонии в творчестве Моцарта и Бетховена. Углубление и обобщение знаний | 3А - 12.03.19 | Приобщение к достижениям мировой музыкальной культуры, работа по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств. Моцарт Симфония № 40, Бетховен Симфония № 3, № 5. Видеофрагмент «Бетховен Ода «К радости». | Умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов, а также сольно исполнять по собственному выбору произведения на блок-флейте. | Поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |||||||||
26. | Музыкальная викторина. Обобщение тем: "Музыка Древней Руси («Святые земли русской») и " Музыка народов мира». Углубление и обобщение знаний. | 3А - 19.03.19 | Оценивание результатов своей деятельности и деятельности других учащихся, направленной на исполнение, слушание, импровизацию музыки. Музыкальные произведения, изученные в 3 четверти и современные обработки классической музыки. | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Овладение умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |||||||||
27. | Музыка народов мира. Польша. Фридерик Шопен. Расширение и углубление знаний | 3А - 9.04.19 | Приобретение опыта представления результатов своей музыкальной деятельности в условиях концертного выступления. Видеофильм канала «Культура» «Энциклопедия. Шопен». Ф. Шопен. Вальс, полонез, мазурка. | Использование различных способов поиска (в сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации о музыкальной культуре народов мира. | Овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами (культура, ценности, творчество, язык, речь). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||||
28. | Музыка Древней Руси. Вербное воскресенье. Расширение и углубление знаний | 3А - 16.04.19 | Формирования опыта коллективного и индивидуального музыкального вокально-хорового исполнительства. Величания. А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр «Вербочки». Видеофильм «Вход Господень в Иерусалим». Песня «Вербочки» на ст. А Блока. | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов, процессов и явлений действительности в области музыкального искусства и музыкальной жизни общества. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | |||||||||
29. | Музыка народов мира. Италия. Николло Паганини. Сообщение и усвоение новых знаний | 3А - 23.04.19 | Приобщение к достижениям мировой музыкальной культуры, работа по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств. Фрагменты худ. фильма «Паганини», Н. Паганини Каприс №24 для скрипки соло. "Аве, Мария!" - Радуйся, Мария!, Дж. Каччини. | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; использование различных способов поиска (в сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации о музыкальной культуре народов мира. | Поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |||||||||
30. | Музыка народов мира. Америка. Джаз. Сообщение и усвоение новых знаний | 3А - 30.04.19 | Работа по выявлению выраженных в музыке настроений и чувств, приобщение к достижениям мировой музыкальной культуры разных стилей и жанров. Дж. Гершвин Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс», спиричуэл «Let my people go». | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Поэтапное овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||||
31. | Музыка народов мира. Америка. Мюзикл. Сообщение и усвоение новых знаний | 3А - 7.05.19 | Приобретение опыта освоения способов решения проблем поисково-творческого характера в слушании музыки, ее исполнении. Р. Роджерс мюзикл «Звуки музыки» «До, ре, ми», Ф. Лоу «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди». | Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. | Умение работать в материальной и информационной сред в соответствии с содержанием деятельности, направленной на исполнение, слушание музыки, музыкальную импровизацию. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур на основе освоения образцов народной и профессиональной музыке разных стран. | |||||||||
32. | Обобщение темы: "Музыка народов мира». Углубление и обобщение знаний. | 3А - 14.05.19 | Реализации полученных на занятиях опыта, знаний, умений и навыков в музыкальной жизни своей семьи, учебного коллектива, школы. Слушание и исполнение произведений | Умение участвовать в коллективном исполнении оркестра элементарных музыкальных инструментов. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов, процессов и явлений действительности в области музыкального искусства и музыкальной жизни общества. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | |||||||||
33. | Тестирование. Музыкальная викторина. Урок контроля знаний. | 3А - 21.05.19 | Использование различных способов поиска (в сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации о музыкальной культуре и событиях музыкальной жизни России и народов других стран. Вопросы по пройденным темам и произведениям. Музыкальные произведения, изученные в 4 четверти. | Умение эмоционально-образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней. | Поэтапное формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять способы достижения результата. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |||||||||
34. | Обобщающий урок по темам: "Музыка древней Руси" и " Музыка народов мира». Обобщающий урок. | 3А - 28.05.19 | Реализации полученных на занятиях опыта, знаний, умений и навыков в музыкальной жизни своей семьи, учебного коллектива, школы. | Приобретение опыта обращения к музыкальным образцам при участии в создании театрализованных, в том числе музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации. | Поэтапное овладение начальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс с региональным компонентом
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное...
Рабочая программа, 4 класс по ОРКиСЭ, программа 2100.
Рабочая программа по ОРКиСЭ , 4 класс, программа 2100....
рабочая программа 1 класс ФГОС по программе Школа России
В программе есть рабочие программы по всем предметам "Школа России ", включая внеурочную деятельность. В разработке использовала материалы Красноярского института повышения квалификации...
Рабочая программа (2 класс) по теме: программа внеурочной деятельности (интенсив) "Мой край родной"
Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа 1 класс литературное чтение. Программа 21 век.
Разработка программы для первого класса по литературному чтению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
рабочие программы 9 класс по адаптированной программе
рабочие программы для домашнего обучения....