Адаптированная рабочая программа по окружающему миру с региональным компонентом "Мы - дети природы"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Адаптированная рабочая программа

по окружающему миру, вариант 7.1

для 2 класса

2020/2021 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 22.05.2020г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

«__»__________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

        Е.В.Шагвалеева Приказ

от 25.08.2020 г. № 330

Адаптированная рабочая программа

по окружающему миру, вариант 7.1

для 2 класса

2020/2021 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2020 г.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от                        11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29

декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений№ 3 от 22.05.2019 №8);

-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса  составлена на основе примерной программы по  окружающему миру  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.:  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  «Окружающий мир.2 класс в 2 частях / А.А. Плешаков -  М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР -обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе:- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазонвыраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.

АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Специфические образовательные потребности детей ЗПР (7.1):

  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности иповедения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ОВЗ в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.

Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки:

  • в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательныхпроцессов);
  • замедленный темп, либо неравномерное становление познавательнойдеятельности;
  • трудности произвольной саморегуляции;
  • нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
  • нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственнаяориентировка;
  • снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию вцелом;
  • недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
  • обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состоянияребенка.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.1), поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.

Направление и содержание программы коррекционной работы.

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

  • оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
  • социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.

Содержание коррекционной работы:

  1. Коррекция физического действия: не требуется.
  2. Коррекция психического развития:
  • развитие и закрепление новых форм поведения;
  • психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
  • формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
  • коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение).

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы обучающимися с ЗПР;
  • возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Коррекционная направленность методов воспитания и обучения

для детей ЗПР (7.1)

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихсяс ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования.

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  4. Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);

репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

методы самостоятельной работы        и работы        под руководством преподавателя.

  • методы        стимулирования        и        мотивации        учебно-познавательной деятельности:

методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично поисковый,
  • коммуникативный,
  • информационно-коммуникационный;
  • методы контроля,
  • самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.

Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):

  •  Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  •  Доступное объяснение учебного материала
  •  Обязательное использование занимательной наглядности
  •  Дидактические игры
  •  Парные и групповые творческие задания
  •  Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
  •  Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  •  Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
  •  Словесная поддержка педагога.
  •  Установка на позитивное решение проблемы

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмыобучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
  2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3.  Дифференциация заданий.
  4.  Задания на развитие психических процессов.
  • задания с палочками;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Поиск аналогов»;
  • «Способы применения предметов»;
  •     «Продолжи логический ряд»
  •     «Дорисуй и раскрась обеими руками»
  • «Дорисуй девятое»
  • «Найди пару», «Найди отличия»
  1. Задания на развитие мелкой моторики:

-штриховка;

-конструирование из геометрических фигур;

  • лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
  • раскрашивание;
  • работа с моделями (наждачные буквы)
  1. Здоровье сберегающие технологии:
  • пальчиковые гимнастики;
  • дыхательные гимнастики;
  • физминутки и динамические паузы.

6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение)

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):

  • Прием «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить

сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».

  • Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы  в парах; реже как коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
  • Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенные тексты.

«V» - знаю, мне это известно;

«-» - думал иначе;

«!» - новое, важное для меня;

«?» - хочу узнать (не понял).

Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»

  • Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности предмета:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • формирование целостности зрительного восприятия;
  • развитие способности концентрировать и распределять внимание;
  • развитие избирательности зрительного внимания;
  1. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
  • развитие мелкой моторики кисти и пальце врук;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-моторной координации;
  1. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа исинтеза.
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • развитие фонематического восприятия;
  1. Совершенствование речевого развития.
  • обогащение и систематизация словаря;
  • развитие устной монологической и диалогической речи;
  1. Развитие словесно-логического мышления.
  • формирование умения понимать и задавать вопрос;
  • развитие способности обобщать;
  • развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их;
  • развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений;
  • развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
  • развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам;
  • развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
  • развитие логического запоминания;
  1. Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
  • формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
  • совершенствование умения планировать свою деятельность;
  • выработка умения        контролировать себя при помощи усвоенного правила;
  • овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного;
  • развитие комбинаторных способностей;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса окружающего мира.

Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Основными направлениями в коррекционной работе являются:

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью

предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы в целом.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере

природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально – гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения вприроде, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.

Во 2 классе в ходе освоения курса окружающего мира по адаптированной программе также обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-мклассе является формирование следующих умений:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во2-

 м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем(для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки(на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять  успешность  выполнения  своего  задания  в  диалоге  с

учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством  формирования  этих  действий  служит  работа  в  малых

группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-мклассе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

 различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

 приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

 описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

 сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

 различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

 различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

 различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

 характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

 определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

 использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

 находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

 объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

 объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

 выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

 находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

 вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

 выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

 использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

 исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

 измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;  выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

 рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

 вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

 объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

 готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

 пользоваться масштабом при чтении карт;

 обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

 ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

 моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

 участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

 воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

 ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

 рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

 использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

 узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

 находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

 понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

 анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

 готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

 рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

 объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

 различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

 рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города.

Выпускник получит возможность научиться:

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

 соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

 различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

 составлять родословную своей семьи;

 объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

 рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев;

 рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

 находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

 находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

 использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

 изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

 моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

 осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

 оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

 соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

 соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

 объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

 составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

 сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

 следовать правилам здорового образа жизни;

 соблюдать правила противопожарной безопасности;

 оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

2. Содержание учебного предмета окружающий мир

2 класс

Раздел курса

Содержание учебного раздела

1.

Где мы живем

(4 часа)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

2.

Природа

(20 часов)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища   и   укрытие   для   животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

3.

Жизнь города и села (10 часов)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

4.

Здоровье и безопасность

 (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и

дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

5.

Общение

(7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

6.

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

  1. Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

Раздел программы

Программноесодержание

Характеристика деятельности обучающихся

Тема урока

№ урока

Кол- во часов

Дата

проведения

Попла

ну

По факту

Гдемыживем ( 4 часа)

Где     мы     живем.   Наш

«адрес» в   мире:планета

— Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимнРоссии.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение        к

окружающему

Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом,

квартира;

Родная страна.

Р/К Наш край ХМАО-Югра

1/1

1

Город и село.

Проект «Родной город (село)»

2/2

1

Давать устное описание объектов окружающего мира, знать, что нас окружает; предметы живой и

неживой природы, понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Природа и рукотворный мир

Р/К Что нас окружает?

3/3

1

Проверим себя и оценим свои достижения

4/4

1

Природа (20 часов)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце

— источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Чтотакоепогода.

Знать названия времён года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; различать объекты

природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы

Неживая и живая природа

Р/К Живая и неживая природа ХМАО

5/1

1

Знать понятие «явления природы»; основные

свойства воздуха и воды; различать объекты

Явления природы

Р/К Явления природы. Народный календарь Югры

6/2

1

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея,                                        Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных        созвездиях (по усмотрению учителя). Горные                породы                и минералы. Гранит и его состав.        Как                        люди используют                                богатства земныхкладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных,        человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды отзагрязнения.

Какие бывают растения: деревья,        кустарники, травы; их существенные признаки.  Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в

природы и предметы, созданные человеком,

объекты живой и неживой природы;

Практическая работа № 1

Определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды и тела человека, знать понятие «температура»; правила измерения температуры; названия времён года. определять температуру воздуха, воды и тела человека

Знать понятие «погода»; названия времён года; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; отмечать погоду в дневнике наблюдений; определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды

и телачеловека

Что такое погода.

7/3

1

Знать правила поведения на экскурсии; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

выполнять правила поведения в природе

В гости к осени

(экскурсия)

Р/К Югорские леса и лесные чудеса.

Лиственные деревья

8/4

1

Знать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; устанавливать связи между сезонными

изменениями в неживой и живой природе

В гости к осени (урок).

Р/К Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья

9/5

1

Знать понятия «звездное небо»; – «созвездие»;

работать с картой звездного неба;

Звездное небо

10/6

1

Знать понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита; различать объекты природы и предметы, созданные человеком,

объекты живой и неживой природы

Заглянем в кладовые Земли Практическая работа № 2 Р/К Полезные ископаемые нашего края

11/7

1

Знать основные свойства воздуха и воды;общие условия, необходимые для жизни растений и животных; определять свойства воздуха,

признаки сезонных изменений в природе,

Про воздух

12/8

1

природе        (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семянрастений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание        ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

температуру воздуха, воды и тела человека

Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется; называть свойства воды, роль воды для живой природы, называть

очистительные сооружения

… И про воду

13/9

1

Знать чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья;

2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу;

Какие бывают растения

Р/К Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры

14/10

1

Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными; 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу; раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных,

приводить 2–3 примера

Какие бывают животные

Р/К «Разнообразие животного мира»

15/11

1

Знать дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); различать части растений, отображать их на рисунке; оценивать воздействие человека на

природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране

Дикорастущие и культурные растения

Р/К «Разнообразие растительного мира

Югры»

16/12

1

Знать понятие «невидимые нити в природе»;

Устанавливать взаимосвязи в природе

Невидимые нити

Р/К «Что где растет?

Кто где живет?»

17/13

1

Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных

и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с

Дикие и домашние животные Р/К Животноводство нашего края

18/14

1

животными; раскрыть особенности внешнего

вида и жизни животных, приводить 2–3 примера

Знать особенности выращивания комнатных

растений; выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений

Комнатные растения

Практическая работа № 3

19/15

1

Знать представителей живого уголка; правила

ухода за животными живого уголка; правильно ухаживать за животными живого уголка

Животные живого уголка

20/16

1

Знать породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка; называть редкие

породы кошек и собак; характеризовать условия жизни кошек и собак

Про кошек и собак

Р/К Сказки о животных коренных жителей Югры

21/17

1

Знать историю создания Красной книги; 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу; выполнять правила поведения в природе, экологические знаки; выполнять правила

поведения в природе

Красная книга

Р/К Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры.

22/18

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решать практические задачи с помощью наблюдения, находить дополнительную информацию о нашей планете

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или возьмем под защиту»

Р/К Красная книга ХМАО

23/19

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

24/20

1

Жизнь города и села 10 часов

Город (село), где мы живем:        основные особенности, доступные сведения изистории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на

Знать названия профессий товаров; профессий; понятия «торговля», «гастроном»;классифицировать товары;

характеризовать процессы «купли-продажи»

Что такое экономика

25/1

1

Знать некоторые природные материалы, из которых изготовлены предметы быта человека,

группировать предметы быта по составляющим

Из чего что сделано

Р/К «Традиционные виды жилищ народов Севера».

26/2

1

лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что        такое                                экономика. Промышленность, сельское                                                        хозяйство, строительство, транспорт, торговля                —                                        составные части                экономики,        их взаимосвязь.                                                        Деньги. Первоначальные представления                                                об отдельных производственных процессах (например, от глиняного                карьера        до керамических изделий, от стрижки                                овец                до шерстяного трикотажа и т. д.        по                                усмотрению учителя).

Промышленные

предприятия        своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный,        водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный.

их веществам

Знать некоторые виды строительных материалов, строительной техникой, их

применение

Как построить дом

Р/К Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

27/3

1

Знать понятие «транспорт»; виды транспорта;

приводить примеры различных видов транспорта

Какой бывает транспорт

28/4

1

Знать понятия «культура»,«образование»,

«культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий; называть профессии в сфере образования икультуры

Культура и образование

Р/К Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал. библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия,

колледж, университет) в нашем крае.

29/5

1

Знать названия профессий; особенности труда людей родного края; называть профессии своих родителей; охарактеризовать 2–3 профессии

Все профессии важны.

Проект «Профессии»

Р/К Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.

30/6

1

Знать признаки сезонных изменений в природе зимой; названия зимующих птиц; проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и

неживой природе

В гости к зиме

(экскурсия)

Р/К Сезонные изменения в природе.

31/7

1

Знать как растения и животные готовятся к зиме; называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

В гости к зиме (урок)

Р/К Зимний народный календарь Югры.

32/8

1

Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

.Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выборуучителя).

Профессии        людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

33/9

1

Презентация проектов

«Родной город(село),

«Красная книга»,

«Профессии»

Р/К «Родной город (село),

«Красная книга»,

«Профессии» ХМАО»

34/10

1

Здоровье и безопасность ( 9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания,        их

предупреждение        и лечение.

Поликлиника, больница и другие        учреждения здравоохранения.

Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Правила        безопасного

Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; определять органы человека;

рассказывать о функции основных систем органов строения человека

Строение тела человека

35/1

1

Знать правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; режим дня, режим питания, профилактику болезней; выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образжизни,

Если хочешь быть здоров

36/ 2

1

Знать правила поведения на дороге, в

транспорте; дорожные знаки ПДД; выполнять правила дорожного движения

Берегись автомобиля!

37/3

1

Знать правила обращения с электро- и газообору-

дованием, колющими и режущими предметами,

Школа пешехода

Практическая работа № 4

38/4

1

поведения        на        улицах        и дорогах.

Меры        безопасности                в домашних условиях (при обращении        с        бытовой техникой,                        острыми предметами                и                т.        д.). Противопожарная безопасность.

Правила        безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый        человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать

ягоды и грибы возле

шоссе и др. (по усмотрению учителя).

лекарствами; выполнять правила безопасного

поведения дома

Знать и выполнять правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности; правила

поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире

Домашние опасности

39/5

1

Знать условия возникновения пожара в доме,

выполнять правила поведения при возникновении пожара

Пожар!

40/6

1

Знать лесные опасности; съедобные и несъедобные

грибы, ягоды, растения; правила экологической безопасности; правильно вести себя на природе; знать правила экологической безопасности, как вести себя на природе; правила поведения у водоёмов; выполнять правила поведения у

водоема

На воде и в лесу

Р/К Съедобные и несъедобные грибы и ягоды в наших лесах

41/7

1

Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди; выполнять правила безопасного поведения при встрече с

незнакомыми людьми

Опасные незнакомцы

42/8

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

43/9

1

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные        и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры,        отдых.

Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила                                вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет                        телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести        себя                        за        столом. Культура        поведения        в общественных местах (в магазине,                                кинотеатре, транспорте и т.д.)

Знать понятия «культура общения», «семья»;

выполнять элементарные нормы общения в семье

Наша дружная семья

Р/К Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей.

44/1

1

Проект «Родословная»

Р/К Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).

45/2

1

Знать понятия «культура общения»,выполнять

элементарные нормы общения в школе

В школе

46/3

1

Знать понятия «культура общения»; элементарные нормы общения в семье, в школе; применять основные правила поведения и

соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах

Правила вежливости

47/4

1

Знать понятие «культура общения»; правила вежливости; выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; основные правила поведения и элементарные нормы общения в

Общественных местах

Ты и твои друзья

48/5

1

Знать понятия «зрители», «пассажиры»,

«культура общения»; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы

общения в транспорте и театре

Мы- зрители и пассажиры

49/6

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

50/7

1

Путешествия (18 часов)

Горизонт.        Линия

горизонта.        Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы        земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов:

Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; ориентироваться на местности с помощью компаса; знать правила

определения сторон горизонта с помощью компаса;

Посмотри вокруг

Р/К Лес даёт нам стол и дом

51/1

1

Знать понятие «карта»; условные обозначения на карте; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

Ориентирование на местности

Практическая работа № 5

Р/К Мхи и лишайники Югры.

52/2

1

река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.

Московский Кремль и друтие достопримечательсти.

Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.

Знать, различать и показывать на карте, глобусе формы земной поверхности;

Формы земной поверхности

53/3

1

Знать понятие «водоем»; правила поведения у водоемов; показывать на карте, глобусе

океаны, горы, моря, реки;

Водные богатства

Р/К « Вода и жизнь»«Водоемы нашего края»

54/4

1

Знать признаки весны; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

В гости к весне (урок)

Р/К Весенний народный календарь Югры

55/5

1

Знать названия весенних месяцев, весенние

явления; три названия раннецветущих растений;

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе весной

Россия на карте

Р/К Местоположение ХМАО на карте России

56/6

1

Проект «Города России»

57/7

1

Знать достопримечательности Москвы; показывать на карте город Москву – столицу России; называть 2–3 достопримечательности

Путешествие по Москве

Р/К.

Хозяйственные постройки лабазы, навесы, их функции

58/8

1

Московский Кремль

59/9

1

Знать достопримечательности города на Неве; показать на карте город на Неве; называть 2–3 достопримечательности

Город на Неве

60/10

1

Знать первоначальные сведения о форме Земли и ее поверхности, ориентироваться по карте полушарий читать условные обозначения, определять и показывать материки, океаны, экватор , горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу

Путешествие по планете

61/11

1

Путешествие по материкам

Р/К Экскурсия в краеведческий музей, с целью ознакомления с предметами быта.

62/12

1

Знать материки, находить и показывать

крупные страны мира.

Страны мира

63/13

1

Проект «Страны мира»

64/14

1

Называть признаки дета, знать правила безопасности, которые нужно соблюдать во время летнего отдыха, рассказывать стихи,

загадки о лете.

Впереди лето

Р/К «Климатические особенности летом в Югре»

65/15

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

66/16

1

Презентация проектов

«Родословная», «Города России», «Страны мира»

67- 68/

17, 18

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной прогр...

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по предмету окружающий мир  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ОВЗ с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  4 класс для детей с ОВЗ с ЗПР...