Адаптированная рабочая программа по окружающему миру с региональным компонентом "Мы - дети природы"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру, вариант 7.1
для 2 класса
2020/2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_s_regionalnym_komponentom.docx | 126.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 22.05.2020г. № 5 | Согласовано Заместитель директора по УР _______ С.В. Бондаренко «__»__________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» Е.В.Шагвалеева Приказ от 25.08.2020 г. № 330 |
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру, вариант 7.1
для 2 класса
2020/2021 учебный год
Составитель:
Михайлова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Излучинск
2020 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29
декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений№ 3 от 22.05.2019 №8);
-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе примерной программы по окружающему миру к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Окружающий мир.2 класс в 2 частях / А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР -обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе:- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазонвыраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Специфические образовательные потребности детей ЗПР (7.1):
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности иповедения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ОВЗ в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки:
- в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательныхпроцессов);
- замедленный темп, либо неравномерное становление познавательнойдеятельности;
- трудности произвольной саморегуляции;
- нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
- нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственнаяориентировка;
- снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию вцелом;
- недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
- обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состоянияребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.1), поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.
Содержание коррекционной работы:
- Коррекция физического действия: не требуется.
- Коррекция психического развития:
- развитие и закрепление новых форм поведения;
- психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
- формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
- коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы обучающимися с ЗПР;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Коррекционная направленность методов воспитания и обучения
для детей ЗПР (7.1)
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихсяс ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично поисковый,
- коммуникативный,
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля,
- самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):
- Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
- Доступное объяснение учебного материала
- Обязательное использование занимательной наглядности
- Дидактические игры
- Парные и групповые творческие задания
- Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
- Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
- Словесная поддержка педагога.
- Установка на позитивное решение проблемы
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмыобучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
- Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Дифференциация заданий.
- Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
- Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
- Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение)
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):
- Прием «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить
сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».
- Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
- Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенные тексты.
«V» - знаю, мне это известно;
«-» - думал иначе;
«!» - новое, важное для меня;
«?» - хочу узнать (не понял).
Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»
- Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности предмета:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- формирование целостности зрительного восприятия;
- развитие способности концентрировать и распределять внимание;
- развитие избирательности зрительного внимания;
- Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
- развитие мелкой моторики кисти и пальце врук;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-моторной координации;
- Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа исинтеза.
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- развитие фонематического восприятия;
- Совершенствование речевого развития.
- обогащение и систематизация словаря;
- развитие устной монологической и диалогической речи;
- Развитие словесно-логического мышления.
- формирование умения понимать и задавать вопрос;
- развитие способности обобщать;
- развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их;
- развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений;
- развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
- развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам;
- развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
- развитие логического запоминания;
- Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
- формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
- совершенствование умения планировать свою деятельность;
- выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила;
- овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного;
- развитие комбинаторных способностей;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса окружающего мира.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы в целом.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально – гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения вприроде, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Во 2 классе в ходе освоения курса окружающего мира по адаптированной программе также обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-мклассе является формирование следующих умений:
∙ Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
∙ Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
∙ Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
∙ В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во2-
м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем(для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки(на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых
группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-мклассе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
∙ различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
∙ приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
∙ описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
∙ сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
∙ различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
∙ различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
∙ различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
∙ характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
∙ определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
∙ использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
∙ находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
∙ объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
∙ объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
∙ выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
∙ находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
∙ вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
∙ выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
∙ использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
∙ исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
∙ измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; ∙ выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
∙ рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
∙ вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
∙ объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
∙ готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
∙ пользоваться масштабом при чтении карт;
∙ обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
∙ ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
∙ моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
∙ участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
∙ воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
∙ ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
∙ рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
∙ использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
∙ узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
∙ находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
∙ понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
∙ анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
∙ готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
∙ рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
∙ объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
∙ различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
∙ рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
∙ соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
∙ различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
∙ составлять родословную своей семьи;
∙ объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
∙ рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев;
∙ рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
∙ находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
∙ находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
∙ использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
∙ изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
∙ моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
∙ осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
∙ оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
∙ соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
∙ соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
∙ объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
∙ составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
∙ следовать правилам здорового образа жизни;
∙ соблюдать правила противопожарной безопасности;
∙ оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
2. Содержание учебного предмета окружающий мир
2 класс
№ | Раздел курса | Содержание учебного раздела |
1. | Где мы живем (4 часа) | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. |
2. | Природа (20 часов) | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. |
3. | Жизнь города и села (10 часов) | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). |
4. | Здоровье и безопасность (9 часов) | Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. |
5. | Общение (7 часов) | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. |
6. | Путешествия (18 часов) | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. |
- Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
Раздел программы | Программноесодержание | Характеристика деятельности обучающихся | Тема урока | № урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
Попла ну | По факту | ||||||
Гдемыживем ( 4 часа) | Где мы живем. Наш «адрес» в мире:планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимнРоссии. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему | Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира; | Родная страна. Р/К Наш край ХМАО-Югра | 1/1 | 1 | ||
Город и село. Проект «Родной город (село)» | 2/2 | 1 | |||||
Давать устное описание объектов окружающего мира, знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы, понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Природа и рукотворный мир Р/К Что нас окружает? | 3/3 | 1 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения | 4/4 | 1 | |||||
Природа (20 часов) | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Чтотакоепогода. | Знать названия времён года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Неживая и живая природа Р/К Живая и неживая природа ХМАО | 5/1 | 1 | ||
Знать понятие «явления природы»; основные свойства воздуха и воды; различать объекты | Явления природы Р/К Явления природы. Народный календарь Югры | 6/2 | 1 |
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя). Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земныхкладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды отзагрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в | природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; | Практическая работа № 1 | |||||
Определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды и тела человека, знать понятие «температура»; правила измерения температуры; названия времён года. определять температуру воздуха, воды и тела человека Знать понятие «погода»; названия времён года; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; отмечать погоду в дневнике наблюдений; определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды и телачеловека | Что такое погода. | 7/3 | 1 | ||||
Знать правила поведения на экскурсии; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; выполнять правила поведения в природе | В гости к осени (экскурсия) Р/К Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья | 8/4 | 1 | ||||
Знать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | В гости к осени (урок). Р/К Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья | 9/5 | 1 | ||||
Знать понятия «звездное небо»; – «созвездие»; работать с картой звездного неба; | Звездное небо | 10/6 | 1 | ||||
Знать понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита; различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Заглянем в кладовые Земли Практическая работа № 2 Р/К Полезные ископаемые нашего края | 11/7 | 1 | ||||
Знать основные свойства воздуха и воды;общие условия, необходимые для жизни растений и животных; определять свойства воздуха, признаки сезонных изменений в природе, | Про воздух | 12/8 | 1 |
природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семянрастений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | температуру воздуха, воды и тела человека | ||||||
Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется; называть свойства воды, роль воды для живой природы, называть очистительные сооружения | … И про воду | 13/9 | 1 | ||||
Знать чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу; | Какие бывают растения Р/К Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры | 14/10 | 1 | ||||
Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными; 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу; раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | Какие бывают животные Р/К «Разнообразие животного мира» | 15/11 | 1 | ||||
Знать дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); различать части растений, отображать их на рисунке; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране | Дикорастущие и культурные растения Р/К «Разнообразие растительного мира Югры» | 16/12 | 1 | ||||
Знать понятие «невидимые нити в природе»; Устанавливать взаимосвязи в природе | Невидимые нити Р/К «Что где растет? Кто где живет?» | 17/13 | 1 | ||||
Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с | Дикие и домашние животные Р/К Животноводство нашего края | 18/14 | 1 |
животными; раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | |||||||
Знать особенности выращивания комнатных растений; выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | Комнатные растения Практическая работа № 3 | 19/15 | 1 | ||||
Знать представителей живого уголка; правила ухода за животными живого уголка; правильно ухаживать за животными живого уголка | Животные живого уголка | 20/16 | 1 | ||||
Знать породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка; называть редкие породы кошек и собак; характеризовать условия жизни кошек и собак | Про кошек и собак Р/К Сказки о животных коренных жителей Югры | 21/17 | 1 | ||||
Знать историю создания Красной книги; 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу; выполнять правила поведения в природе, экологические знаки; выполнять правила поведения в природе | Красная книга Р/К Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры. | 22/18 | 1 | ||||
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решать практические задачи с помощью наблюдения, находить дополнительную информацию о нашей планете | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» Р/К Красная книга ХМАО | 23/19 | 1 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 24/20 | 1 | |||||
Жизнь города и села 10 часов | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения изистории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на | Знать названия профессий товаров; профессий; понятия «торговля», «гастроном»;классифицировать товары; характеризовать процессы «купли-продажи» | Что такое экономика | 25/1 | 1 | ||
Знать некоторые природные материалы, из которых изготовлены предметы быта человека, группировать предметы быта по составляющим | Из чего что сделано Р/К «Традиционные виды жилищ народов Севера». | 26/2 | 1 |
лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. | их веществам | ||||||
Знать некоторые виды строительных материалов, строительной техникой, их применение | Как построить дом Р/К Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. | 27/3 | 1 | ||||
Знать понятие «транспорт»; виды транспорта; приводить примеры различных видов транспорта | Какой бывает транспорт | 28/4 | 1 | ||||
Знать понятия «культура»,«образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий; называть профессии в сфере образования икультуры | Культура и образование Р/К Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал. библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в нашем крае. | 29/5 | 1 | ||||
Знать названия профессий; особенности труда людей родного края; называть профессии своих родителей; охарактеризовать 2–3 профессии | Все профессии важны. Проект «Профессии» Р/К Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. | 30/6 | 1 | ||||
Знать признаки сезонных изменений в природе зимой; названия зимующих птиц; проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе | В гости к зиме (экскурсия) Р/К Сезонные изменения в природе. | 31/7 | 1 | ||||
Знать как растения и животные готовятся к зиме; называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | В гости к зиме (урок) Р/К Зимний народный календарь Югры. | 32/8 | 1 |
Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). .Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выборуучителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 33/9 | 1 | ||||
Презентация проектов «Родной город(село), «Красная книга», «Профессии» Р/К «Родной город (село), «Красная книга», «Профессии» ХМАО» | 34/10 | 1 | |||||
Здоровье и безопасность ( 9 часов) | Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.). Правила безопасного | Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека | Строение тела человека | 35/1 | 1 | ||
Знать правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; режим дня, режим питания, профилактику болезней; выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образжизни, | Если хочешь быть здоров | 36/ 2 | 1 | ||||
Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД; выполнять правила дорожного движения | Берегись автомобиля! | 37/3 | 1 | ||||
Знать правила обращения с электро- и газообору- дованием, колющими и режущими предметами, | Школа пешехода Практическая работа № 4 | 38/4 | 1 |
поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя). | лекарствами; выполнять правила безопасного поведения дома | ||||||
Знать и выполнять правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности; правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире | Домашние опасности | 39/5 | 1 | ||||
Знать условия возникновения пожара в доме, выполнять правила поведения при возникновении пожара | Пожар! | 40/6 | 1 | ||||
Знать лесные опасности; съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения; правила экологической безопасности; правильно вести себя на природе; знать правила экологической безопасности, как вести себя на природе; правила поведения у водоёмов; выполнять правила поведения у водоема | На воде и в лесу Р/К Съедобные и несъедобные грибы и ягоды в наших лесах | 41/7 | 1 | ||||
Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди; выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми | Опасные незнакомцы | 42/8 | 1 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 43/9 | 1 |
Общение (7 часов) | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т.д.) | Знать понятия «культура общения», «семья»; выполнять элементарные нормы общения в семье | Наша дружная семья Р/К Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей. | 44/1 | 1 | ||
Проект «Родословная» Р/К Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках). | 45/2 | 1 | |||||
Знать понятия «культура общения»,выполнять элементарные нормы общения в школе | В школе | 46/3 | 1 | ||||
Знать понятия «культура общения»; элементарные нормы общения в семье, в школе; применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | Правила вежливости | 47/4 | 1 | ||||
Знать понятие «культура общения»; правила вежливости; выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; основные правила поведения и элементарные нормы общения в Общественных местах | Ты и твои друзья | 48/5 | 1 | ||||
Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения»; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре | Мы- зрители и пассажиры | 49/6 | 1 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 50/7 | 1 | |||||
Путешествия (18 часов) | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: | Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; ориентироваться на местности с помощью компаса; знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; | Посмотри вокруг Р/К Лес даёт нам стол и дом | 51/1 | 1 | ||
Знать понятие «карта»; условные обозначения на карте; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; | Ориентирование на местности Практическая работа № 5 Р/К Мхи и лишайники Югры. | 52/2 | 1 |
река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и друтие достопримечательсти. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся). Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей. | Знать, различать и показывать на карте, глобусе формы земной поверхности; | Формы земной поверхности | 53/3 | 1 | |||
Знать понятие «водоем»; правила поведения у водоемов; показывать на карте, глобусе океаны, горы, моря, реки; | Водные богатства Р/К « Вода и жизнь»«Водоемы нашего края» | 54/4 | 1 | ||||
Знать признаки весны; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | В гости к весне (урок) Р/К Весенний народный календарь Югры | 55/5 | 1 | ||||
Знать названия весенних месяцев, весенние явления; три названия раннецветущих растений; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе весной | Россия на карте Р/К Местоположение ХМАО на карте России | 56/6 | 1 | ||||
Проект «Города России» | 57/7 | 1 | |||||
Знать достопримечательности Москвы; показывать на карте город Москву – столицу России; называть 2–3 достопримечательности | Путешествие по Москве Р/К. Хозяйственные постройки лабазы, навесы, их функции | 58/8 | 1 | ||||
Московский Кремль | 59/9 | 1 | |||||
Знать достопримечательности города на Неве; показать на карте город на Неве; называть 2–3 достопримечательности | Город на Неве | 60/10 | 1 | ||||
Знать первоначальные сведения о форме Земли и ее поверхности, ориентироваться по карте полушарий читать условные обозначения, определять и показывать материки, океаны, экватор , горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу | Путешествие по планете | 61/11 | 1 | ||||
Путешествие по материкам Р/К Экскурсия в краеведческий музей, с целью ознакомления с предметами быта. | 62/12 | 1 | |||||
Знать материки, находить и показывать крупные страны мира. | Страны мира | 63/13 | 1 |
Проект «Страны мира» | 64/14 | 1 | |||||
Называть признаки дета, знать правила безопасности, которые нужно соблюдать во время летнего отдыха, рассказывать стихи, загадки о лете. | Впереди лето Р/К «Климатические особенности летом в Югре» | 65/15 | 1 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 66/16 | 1 | |||||
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 67- 68/ 17, 18 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2
Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной прогр...
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по предмету окружающий мир составлена в соответствии Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ОВЗ с ЗПР
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ОВЗ с ЗПР...