Рабочая программа по технологии (труду), 4 класс (УМК Л.В. Занкова, программа Н.А. Цирулик)
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.А.Цирулик «Трудовое обучение» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tekhnologii_4_klass.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
4 класс
Учитель Ступникова Марина Сергеевна
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программы Н.А.Цирулик «Трудовое обучение» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
«Технология» предполагается решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта
преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению,
интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему
здоровью;
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного
восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических
задач;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и
технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации
успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных
технологий;
- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления,
исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе
знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения
личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
—внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и
применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных
условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
—умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в
практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета
«Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
—коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные
точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе
обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа
и т. д.);
—первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения
работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления
изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного
соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
—первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования,
хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
—творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов._
Главная цель образовательной области «Технология» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие духовно-нравственных качеств ребенка, формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Структура целей:
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
•развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
•воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
•применение полученных технико–технологических знаний, умений, навыков для изготовления изделий из различных материалов соблюдения последовательности технологических операций, декоративного оформления и отделки изделий.
Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственно или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя | |||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | 1 Примерная программа начального общего образования по технологии; Цирулик Н.А. Технология 1-4 классы М.: Просвещение, 2010. 2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. | Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество: Учеб. для 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров», 2012. | Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Ручное творчество» (4 кл.) - Самара: Корпорация «Федоров», 2010. | |
2 | 2 | - | - |
Распределение часов по темам.
Виды художественной техники 14ч
Моделирование и конструирование 4ч
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона 8 часов
Моделирование и конструирование из разных материалов 4 часа
Объемное моделирование из ткани 4 часа
Из них:
Тест 2ч
Самостоятельная работа 2ч
Практическая работа 2ч
Содержание рабочей программы (34 часа)
Виды художественной техники
Лоскутная мозаика (3 часа)
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу.
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.
Вышивание (4 часа)
Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по рисунку, схеме.
Швы «петельки» и «вприкреп».
Папье-маше (4 часа)
Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье-маше).
Папье-маше из размельченной бумажной массы.
Роспись ткани (3 часа)
Свободная роспись. Роспись по соли.
Холодный батик.
Вязание (5 часов)
Виды пряжи. Виды крючков и спиц.
Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с накидом.
Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».
Моделирование и конструирование
Художественное конструирование из растений (2 часа)
Композиции из сухих растений.
Букеты и композиции из живых растений.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона (5 часов)
Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой».
Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.
Моделирование и конструирование из разных материалов (4 часа)
Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.
Разные способы изготовления кукол из ниток.
Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.
Объемное моделирование из ткани (4 часа)
Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом.
Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.
Сквозные виды работы
Наблюдения
Наблюдения за свойствами тканей, используемых для вышивания и шитья игрушек.
Знакомство с новыми свойствами тканей при их раскрашивании.
Сравнение шерстяных и хлопчатобумажных ниток.
Виды крючков, соответствие крючка толщине нитей.
Виды спиц, соответствие спиц толщине нитей.
Подбор бумаги для папье-маше (она должна быть рыхлой, легко пропускать воду).
Сравнение приемов складывания бумаги по прямой линии и по кривой.
Сравнение свойств соломы, проволоки, ниток при изготовлении из них фигурок.
Беседы
Беседы о возникновении лоскутного шитья у разных народов, об искусстве вышивки в разных частях земного шара и на
Руси. Что такое папье-маше и когда оно появилось. Русские народные промыслы, использующие эту технику (Федоскино,
Палех, Холуй, Мстёра). Когда появились гербы, какую форму они могут иметь, что на них изображают. История масок.
Когда человек научился раскрашивать ткань и какие способы известны. История вязания, почему сохранилось так мало
вязаных вещей. История появления букетов и композиций. Почему люди стали мастерить фигурки из соломы. История куклы.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Кроме того, используются дополнительные формы обучения: урок-путешествие, экскурсии, практические занятия, игры, элементы проектной деятельности.
При обучении используются элементы личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий.
При реализации данной программы используются механизмы формирования основных ключевых компетенций учащихся, а именно: умение работать с книгой, как основным источником знаний; пользоваться справочной литературой; переносить полученные знания в нестандартные ситуации; не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений, навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и эстетического развития. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-развивающее обучение
-игровое обучение
-творческая мастерская
Основными видами и формами контроля является анализ выполненных работ, практические, самостоятельные работы, тесты
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Обучающиеся должны
- иметь представление:
- о лоскутном шитье, вышивании, папье-маше, росписи ткани, вязании, создании композиций из растений,
конструировании из соломы, проволоки, ткани как о видах декоративно-прикладного искусства;
- о возможности использования видов художественной техники для создания полезных в быту изделий;
- Ученики должны знать:
- новые термины, данные в учебнике;
- новые свойства уже известных материалов (складывание бумаги по кривой линии, раскрашивание ткани);
- новые приемы разметки ткани по долевой нити;
- новые операции обработки материалов;
-Ученики должны уметь:
- вышивать крестом, петельками и «вприкреп»;
- вязать крючком цепочки, столбики без накида и с накидом;
- вязать спицами простейшие узоры;
- пользоваться схемами при вязании;
- работать в технике папье-маше;
- складывать бумагу по кривой линии;
- выкраивать детали по долевой нити;
- выполнять швы крест, петельки, «вприкреп»;
- моделировать из разных материалов;
- создавать в разной технике собственные образы;
- планировать последовательность выполнения работы;
- осуществлять контроль на каждом этапе работы.
К концу IVкласса обучающиеся должны знать / понимать:
~ названия, назначения ручных инструментов для обработки ручных материалов ( бумага, картон, глина, ткань ит.д.)
и правила безопасного пользования ими;
~ способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
~ особенности вышивки разных регионов России;
~ традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;
~ понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
~ виды природных материалов, используемых в плетении;
К концу IVкласса обучающиеся должны уметь:
~ решать художественно - творческие задачи на проектировании изделий с использованием технологической карты,
технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований;
~ комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом с соблюдением
технологической последовательности;
~ выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
~ использовать простейшие выкройки для изготовления изделий; выполнять рельефные и объемные
многофигурные композиции из глины;
~ изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в
народном творчестве;
~ оценивать качества работы с учетом технологических и эстетических требований;
~ экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
~ выражать свое эмоционально - эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного
декоративно - прикладного искусства, к окружающему миру;
~ заниматься самостоятельным творчеством;
~ высказывать собственные оценочные суждения о произведениях искусства при посещении музеев;
~ проявлять нравственно - эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к
национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
~ проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к
преобразованию в школе и дома.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
При устном ответе учащийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5», если:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4», если:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3», если:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2», если:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения практических работ.
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
«5», если:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4», если:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3», если:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2», если:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс (68 часов)
№ п/п | Система уроков | Педагогические средства | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение | Дата | ||
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||||
1 | 2 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Художественное моделирование из бумаги | |||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Объёмное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Поделка с надрезами «Цветы». П/р №1 «Сравнение приёмов складывания бумаги по прямой линии и по кривой». | Инструктаж, практическая работа | Знать технику безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами, сведения из истории лоскутной мозаики, Уметь выполнять многоэтапные изделия из бумаги, выполнять размётку по лекалам и шаблонам; -понимать основные требования по подбору цветового сочетания; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении лоскутной мозаики. | Мозаика, шаблон, лекало | Работа с бумагой, картоном | Бумага, картон, ножницы, клей, линейка | сентябрь |
2 | Работа с бумагой и картоном. Коробочка в технике оригами. П/ р № 2 г теме: «Свойства бумаги: фактура поверхности, прочность, плотность». | Беседа, практическая работа. | Знать свойства материалов: цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность. Уметь определять свойства бумаги: фактура поверхности, прочность, плотность. | Работа с бумагой и картоном. | |||
3 | Оригами. «Кусудамы».
| Беседа, наблюдение, | Работа с бумагой и картоном. | ||||
4 | Декоративные подвесные украшения. Сувениры в технике оригами. | Наблюдение, Практическая работа | знать: сведения о правилах выполнения объёмных поделок; -понимать: основные требования при выполнении объёмных поделок; -уметь: читать условные обозначения; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении объёмных поделок4 -способствовать формированию представлений о процессе выполнения объёмных поделок; | Работа с бумагой и картоном. | Белая и цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы. | ||
5 | Объёмные игрушки с подвижными деталями. «Говорящие звери». | Практическая работа | знать: сведения о правилах выполнения объёмных игрушек с подвижными деталями; -понимать: основные требования при выполнении объёмных поделок; -уметь: читать условные обозначения, моделировать из бумаги; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении объёмных игрушек с подвижными деталями | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги | Коробочки разного размера, картон, цветная бумага, краски, пластилин, пластиковые трубочки, стержень , карандаш, нитки, кисти, шило. | ||
6 | Склеивание открытки, плоские детали которой становятся объёмные при раскрывании. «Старинный замок». | Практическая работа | знать: сведения о правилах выполнения объёмных поделок; -понимать: основные требования при выполнении объёмных поделок; -уметь: читать условные обозначения; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении бумажного города; -способствовать формированию представлений о процессе выполнения бумажного города. | Архитектура, сооружение, план города. | Работа с бумагой и картоном. | Белая и цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы. | |
7 | Склеивание открытки «Старинный замок». Беседа: «История поздравительной открытки». | Наблюдение, практическая работа | Знать приёмы обработки материалов и их связь. Уметь выполнять объемные композиции | Уметь выполнять транспарантное вырезание | Работа с бумагой и картоном. | ||
8 | Динамичная игрушка «Зайчик». Разметка по шаблону. | Наблюдение, практическая работа | Знать правила прокалывание отверстий с помощью шила правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; понимать: основные требования при работе с картоном и бумагой. | Работа с бумагой и картоном. клей, ножницы, карандаш шаблон | |||
9 | Динамичная игрушка «Зайчик». Соединение деталей с помощью винта и шурупа. | Практическая работа | Уметь использовать приведение деталей в движение посредством скрепления с помощью иглы и нити | Работа с бумагой и картоном. | |||
10 | Папье-маше из бумажной массы. Художественный картон ручной работы. Беседа: «Федоскинские шкатулки» | Беседа, наблюдение, | знать: сведения об изготовлении картона ручной работы, правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; -понимать: основные требования при работе с бросовым материалом; - уметь: выполнять слоистое папье- маше; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении художественного картона ручной работы | Симметрия. | Папье-маше | Перчатки, краски, клей, вода, скалка, пластиковая бутылка, картон, ножницы, | октябрь |
11 | Папье-маше из бумажной массы. Овощи и фрукты. | Практическая работа | знать: сведения о слоистом папье- маше, правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; -понимать: основные требования при работе с бросовым материалом; - уметь: выполнять слоистое папье- маше; создавать объёмные фигуры на твёрдых формах из разных материалов, выполнять отделку изделий - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении декоративных овощей и фруктов. | Папье-маше | Пластилин, белая и газетная бумага, клей, цветная бумага. | ||
12 | Папье-маше из бумажной массы. Овощи и фрукты. | Практическая работа | Папье-маше | Нож, краски, изделие. | |||
13 | Переплётные работы. Блокнот | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения об переплетных работах, правила безопасности при работе с режущими, колющими инструментами; -понимать: основные требования по подбору нужных инструментов - уметь: выполнять размётку по линейке | Работа с бумагой и картоном. | Нож, бумага. картон, шило, степлер. | ||
14 | Переплётные работы. Блокнот | Практическая работа | Работа с бумагой и картоном. | Нож, бумага. картон, шило, степлер. | |||
15 | Мозаичные композиции из бумаги «В горах». Беседа: «Профессия -мозаичник» | Беседа, наблюдение, | Работа с бумагой и картоном. | Бумага, картон, соль. | |||
16 | Папье-маше. Изготовление герба класса в технике слоистого папье-маше. Герб моей семьи. Защита творческого проекта». | Практическая работа | знать: сведения о слоистом папье- маше, правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; -понимать: основные требования при работе с бросовым материалом; - уметь: выполнять слоистое папье-маше; использовать приобретённые знания и умения: при выполнении слоистого папье-маше. - способствовать формированию представлений о процессе выполнения панно слоистого папье-маше; | Папье-маше | Газеты, клей ПВА | ||
17 | Папье-маше. Изготовление герба класса в технике слоистого папье-маше. Герб моей семьи. Защита творческого проекта». | Практическая работа | знать: сведения о слоистом папье- маше, правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; -понимать: основные требования при работе с бросовым материалом; - уметь: выполнять слоистое папье-маше; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении герба класса. - способствовать формированию представлений о процессе выполнения герба класса с помощью слоистого папье-маше ; | Папье-маше | Пластилин, краски, газетная бумага, белая бумага, клей, кисти. | ||
18 | Криволинейное складывание. Украшения для праздника. Выкройка с помощью шаблона | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о правилах выполнения криволинейного складывания бумаги; -понимать: основные требования при выполнении объёмных поделок; -уметь: читать условные обозначения; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении украшений для праздника. | Криволинейное складывание, выкройка. | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. | Белая и цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, циркуль, калька. | |
Работа с различными материалами | |||||||
19 | Скручивание проволоки. Контурные фигурки. П/ р № 4 «Свойства проволоки» | Практическая работа | знать: сведения о моделировании из мягкой проволоки; -понимать: основные правила труда при работе с проволокой; -уметь: выполнять контурные и каркасные фигурки; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении игрушек из проволоки. | Финифть, скань. контурных и каркасных фигурок. | Художественная обработка различных материалов | Кусачки, ножницы, плоскогубцы, проволока, цветной картон. | ноябрь |
20 | Разметка деталей по шаблону. Обработка скорлупы. Игрушки из яичной скорлупы. П/ р № 5 « Свойства скорлупы как поделочного материала» | Практическая работа | Художественная обработка различных материалов | Скорлупа, картон | |||
21 | Изготовление каркаса из проволоки и обвязывание его нитками. Виды проволоки | Наблюдение, практическая работа | Художественная обработка различных материалов | Проволока, нитки | |||
22 | Комбинированная работа: пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки «Кошка». Беседа: «Жанры скульптуры». | Беседа, наблюдение, | знать: сведения о моделировании из мягкой проволоки; -понимать: основные правила труда при работе с проволокой; -уметь: выполнять контурные и каркасные фигурки; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении скульптуры. | Финифть, скань. проволочной скульптуры. | Художественная обработка различных материалов | Проволока, бусины, фольга, цветная бумага, кусачки. | |
23 | Комбинированная работа: пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки «Кошка». | Практическая работа | Художественная обработка различных материалов | Проволока, пластилин | |||
24 | Тиснение по фольге. Изготовление работы «Подводный мир» с помощью давилки (металлического стержня). П/ р № 6 «Свойства фольги.» | Практическая работа | Художественная обработка различных материалов | Фольга | |||
25 | Моделирование из фольги. «Серебряный зоопарк» (изделие из фольги) | Беседа, наблюдение, | Уметь моделировать объёмные изделия на каркасе из фольги | Художественная обработка различных материалов | Фольга | декабрь | |
26 | Моделирование из фольги. «Серебряный зоопарк» (изделие из фольги) | Практическая работа | Уметь моделировать объёмные изделия на каркасе из фольги | Художественная обработка различных материалов | Фольга | ||
27 | Тиснение по фольге. Изготовление бирок для плодовых | Беседа, наблюдение, | Художественная обработка различных материалов | Фольга | |||
Работа с текстильными материалами Лоскутная мозаика – 4 часа | |||||||
28 | Лоскутная аппликация. Разметка по шаблону П/р № 7 «Свойства тканей, используемых для шитья» | Практическая работа | знать:, правила безопасности при работе с режущими, колющими инструментами; -понимать: основные требования по подбору цветового сочетания; - уметь: выполнять размётку по лекалам и шаблонам; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении лоскутной мозаики. - способствовать формированию креативных способностей учащихся; | Лоскут, мозаика, шаблон, лекало | Работа с текстильными материалами | Ткань, картон, портновские булавки | |
29 | Лоскутная аппликация. Сшивание кусочков ткани ручным швом «вперёд иголку». | Практическая работа | Работа с текстильными материалами | Ткань, картон | |||
30 | Лоскутная мозаика. Карман «лакомник». Беседа: «Традиции лоскутной техники в разных странах мира». | Беседа, наблюдение, | Работа с текстильными материалами | Ткань | |||
31 | Лоскутная мозаика. Карман «лакомник». Соединение деталей сшиванием. | Практическая работа | Работа с текстильными материалами | Ткань | |||
Роспись ткани – 4 часа | |||||||
32 | Роспись ткани. Коллаж | Беседа, наблюдение, | знать: сведения о росписи по ткани, основные правила свободной росписи; -понимать: основные требования при выполнении свободной росписи; -уметь: выполнять свободную роспись по ткани; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении коллажа «Аквариум». - способствовать формированию представлений о процессе выполнения коллажа «Аквариум» | Коллаж, батик, свободная роспись. | Работа с текстильными материалами | Ткань, краски пяльцы, нитки, мулине, ножницы, пуговицы, бисер, бусины. | январь |
33 | Роспись ткани. Коллаж «Аквариум». Вышивание «стежками». П\Р № 8 «Знакомство с новыми свойствами тканей при их раскрашивании» | Практическая работа | Работа с текстильными материалами | Ткань, краски | |||
34 | Роспись по соли. Морозные узоры. | Беседа, наблюдение, практическая работа | знать: сведения о росписи по ткани, основные правила росписи по соли; -понимать: основные требования при выполнении росписи по соли; -уметь: выполнять свободную роспись по соли; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении узоров - способствовать формированию представлений о процессе выполнения узоров | Роспись по соли. | Ткань, соль, стакан воды, кисточка, пяльцы, краски. | ||
35 | Роспись по соли. Морозные узоры. | Практическая работа | Роспись по соли. | Ткань, соль, стакан воды, кисточка, пяльцы, краски | |||
Объемное моделирование из ткани и нитей - часа | |||||||
36 | Объёмная игрушка из плотной ткани. Разметка с помощью выкройки. Изделие «Собачка». | Практическая работа | знать: сведения об обработке ткани; -понимать: основные правила труда при работе с режущими и колющими предметами; -уметь: выполнять игрушки из плотной ткани; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении игрушек из плотной ткани. | Лекала, шаблон, выкройка. | Работа с текстильными материалами | . Плотная ткань, нитки, бумага, пуговицы, бусины, поролон, ножницы, портновские булавки , калька. | |
37 | Объёмная игрушка из плотной ткани «Собачка». Соединение деталей швом «вперёд иголку» или петельчатым швом. | Творческая работа | Работа с текстильными материалами | Плотная ткань, нитки, бумага, пуговицы, бусины, поролон, ножницы, портновские булавки , калька. | февраль | ||
Вышивание – 4 часа | |||||||
38 | Вышивание. Вышивание крестом на ткани типа сурового полотна. | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о вышивании крестом, правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; -понимать: основные требования при работе с нитками и иглами; - уметь: выполнять вышивку крестом; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении вышивки крестом. - способствовать формированию представлений о процессе выполнения поделок в технике вышивки крестом; | Канва, мулине, пяльцы, растр. | Вышивание крестом | Ткань, иголка, канва, мулине, пяльцы, растр | |
39 | Вышивание крестом на ткани с рисунком в клетку. Вышивка «Зайчик». П\Р № «Сравнение шерстяных и хлопчатобумажных ниток» | Наблюдение, практическая работа | Вышивание крестом | Ткань, нитки, иголка. | |||
40 | Вышивание. Шов «петельки». Техника выполнения шва на бумаге в клетку. П/ р № 8 «Выбор нитей для вышивания» | Наблюдение, практическая работа | Знать швы: «Вперед иголку», «Змейка», «Волна», украшающие швы: «вперёд иголку» с перевивом и двойной шов «вперёд иголку» | . Вышивание | Иголка, нитки, бумага. | ||
41 | Вышивание. Вышивание на ткани в технике «петельки». «Овечка на | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о вышивании, правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами; -понимать: основные требования при работе с нитками и иглами; - уметь: выполнять шов «петельки»; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении открытки. | Пяльцы, мулине, бисер, бусины, | Вышивание | Иголка, нитки, ткань, ножницы, напёрсток, пуговицы | |
Вязание – 7 часов | |||||||
42 | Вязание крючком из ярких шерстяных, хлопчатобумажных, синтетических нитей. П/ р № «Виды крючков, соответствие крючка толщине нитей» | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о истории возникновения вязания крючком, основные приёмы вязания крючком; -понимать: основные требования при выполнении основных приёмов вязания крючком; -уметь: выполнять основные приёмы вязания; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении основных приёмов вязания крючком; - способствовать формированию представлений о процессе выполнения основных приёмов вязания крючком; | Воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом. | Вязание крючком. | . Нитки, крючки, выставка литературы по вязанию крючком. | |
43 | Вязание крючком. | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о истории возникновения вязания крючком, основные приёмы вязания крючком; -понимать: основные требования при выполнении основных приёмов вязания крючком; -уметь: выполнять основные приёмы вязания; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении картинок из вязаных цепочек | Воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом | . Вязание крючком. | Нитки, крючки, картон, краски, кисти, клей, цветная бумага, ножницы. | |
44 | Вязание крючком. | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о истории возникновения вязания крючком, основные приёмы вязания крючком; -понимать: основные требования при выполнении столбика без накида; -уметь: выполнять основные приёмы вязания; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении вязаной сумочки. | Воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом.. | Вязание крючком | Пряжа, крючок | |
45 | Вязание крючком. Вязание столбиками без накида. Сумочка. | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о истории возникновения вязания крючком, основные приёмы вязания крючком; -понимать: основные требования при выполнении столбика с накидом; -уметь: выполнять основные приёмы вязания; - использовать приобретённые знания и умения: при выполнении вязаного пояса | . | Вязание крючком. | Пряжа, крючок | |
46 | Вязание. Вязание на спицах. Набор петель. П/р № «Виды спиц, соответствие спиц толщине нитей» | Наблюдение, практическая работа | Знать: сведения о истории возникновения вязания на спицах, основные приёмы вязания на спицах; -понимать: основные требования при выполнении различных видов петель; -уметь: выполнять основные приёмы вязания; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении основных приёмов вязания спицам; - способствовать формированию представлений о процессе выполнения основных приёмов вязания; | Набор петель, лицевые петли, изнаночные петли. | Вязание на спицах | Нитки, спицы, литература по вязанию на спицах | |
47 | Вязание на спицах. | Наблюдение, практическая работа | Вязание на спицах | Пряжа, спицы | март | ||
48 | Вязание на спицах | Наблюдение, практическая работа | знать: сведения о истории возникновения вязания на спицах, основные приёмы вязки «резинка»; -понимать: основные требования при выполнении различных видов петель; -уметь: выполнять основные приёмы вязания; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении вязаных шапочки и шарфика. | Схема, вязка «резинка». | Вязание на спицах | Спицы, цветные нитки. | |
Моделирование и конструирование из разных материалов – 11 часов | |||||||
49 | Соломенная скульптура. | Беседа, наблюдение, практическая работа | . Знать: сведения о моделировании и конструировании из соломы; -понимать: основные требования при выполнении композиций из соломы; -уметь: выполнять игрушки из соломы; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении соломенной скульптуры. | Скульптура. | Соломенная скульптура | Солома, проволока, цветные нитки, ткань, картон, ножницы. | |
50 | Соломенная скульптура. | Практическая работа | Соломенная скульптура | . Солома, проволока, цветные нитки, ткань, картон, ножницы. | |||
51 | Объёмные игрушки из нитей. Кукла из ниток. | Практическая работа | знать: сведения о моделировании и конструировании из соломы и ниток ; -понимать: основные требования при выполнении композиций из соломы; -уметь: выполнять игрушки из соломы или нитей; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении соломенной скульптуры и куклы из ниток. | Мартинички. | Работа с текстильными материалами. | Цветные нитки, ткань, картон, ножницы | |
52 | Моделирование бесшовных кукол. Кукла - крестовец. | Беседа, практическая работа | знать: сведения о моделировании бесшовных кукол; -понимать: основные правила труда при работе с режущими и колющими предметами; -уметь: выполнять бесшовные куклы; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении бесшовных кукол. | Бесшовная кукла. | Объёмное моделирование из ткани. | Палочки, ленточки, ткань, нитки. | |
53 | Изготовление технических моделей из деталей конструктора. Способы соединения транспортирующих машин. Модель мельницы | Беседа, наблюдение | Уметь: выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами; | Техническое моделирование. | апрель | ||
54 | Изготовление простейших | Наблюдение, практическая работа | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; | Техническое моделирование. | |||
55 | Моделирование простейших | Практическая работа | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; | Техническое моделирование. | |||
Работа с пластилином – 4 часа | |||||||
56 | Получение изобразительных эффектов с использованием новой техники - горельеф. Горельеф из пластилина П/ р № 11 «Свойства пластилина» | Практическая работа | Знать правила подготовки пластилина к работе,его свойства ; уметь правильно пользоваться ручными инструментами при обработке пластилина , | Работа с пластилином. | |||
57 | Пластилиновая аппликация на картоне «Сказочные персонажи» с использованием новой техники контррельефа, сграф-фито. | Беседа, наблюдение, | Различные способы получения изображения, углубленного в поверхность основы Создание сюжетных декоративных композиций.. | Работа с пластилином Работа с пластилином. | |||
58 | Пластилиновая аппликация на картоне «Сказочные персонажи» с использованием новой техники контррельефа, сграф-фито. | Практическая работа | |||||
59 | Лепка в смешанной технике фигур | Беседа, наблюдение, | Передача пропорций, движения | Работа с пластилином | |||
Художественное конструирование из растений - 5 часов | |||||||
60 | Флористика. Композиция из сухих цветов. | Практическая работа | - знать: сведения о художественном конструировании из растений -понимать: основные требования при выполнении композиций из сухих растений; -уметь: выполнять составлять композиции из сухих цветов; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении цветочных композиций. -способствовать формированию представлений о процессе выполнения цветочных композиций; | Динамичность, новизна, пропорция, гармония, композиция, икебана. | Флористика. Художественное конструирование из растений. | Сухие растения: листья, веточки, плоды, корни, шишки и др., клей, картон, цветная бумага. | май |
61 | Флористика. Композиция из сухих | Наблюдение, практическая работа . | Флористика. Художественное конструирование из растений. | Засушенные растения, семена, подставки для букетов | |||
62 | Изготовление панно из природного материала с использованием пуха растений. Разметка рамочки с помощью линейки. Композиция «На лесной опушке». | Беседа, наблюдение, | Работа с природным материалом. | ||||
63 | Букеты и композиции из и декорирование». П/ р № 13 «Свойства живых цветов. правила работы с ними» | Практическая работа, беседа, наблюдение. | Знать: сведения о художественном конструировании из растений -понимать: основные требования при выполнении композиций из живых растений; -уметь: выполнять составлять композиции из живых цветов; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении цветочных композиции; - способствовать формированию представлений о процессе выполнения цветочных композиций; | Динамичность, новизна, пропорция, гармония, композиция, икебана. | Флористика. | Цветы, листья, ветки, упаковочный материал, ленты, цветная бумага, картон, ножницы. | |
64 | Букеты и композиции из и декорирование». | Практическая работа | Знать японское искусство составления букетов. Уметь делать панно, букеты | Флористика. | Живые растения | ||
Моделирование и конструирование из разных материалов – 4 часа | |||||||
65 | Создание модели «Транспорт будущего» по собственному замыслу и самостоятельно составленному чертежу. | Творческая работа | Уметь соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий; создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в совместной работе. | Комбинированные работы. | |||
66 | Создание модели «Транспорт будущего» по собственному замыслу и самостоятельно составленному чертежу. | Творческая работа | Комбинированные работы | ||||
67 | Обобщающие работы: «Полёт фантазии», «Город мечты» | Творческая работа | Знать приемы работы У знать: сведения, полученные в течение учебного года; -понимать: основные правила труда при работе с режущими и колющими предметами; -уметь: выполнять поделки; - использовать приобретённые знания и умения при выполнении различных поделок. | Работа с разными материалами | |||
68 | Обобщающие работы: «Полёт фантазии», «Город мечты» | Творческая работа | Уметь фантазировать. Знать приемы работы | Работа с разными материалами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по технологии (труд) 2 класс по программе Н.А. Цирулик
Рабочая программа по технологии (труд) для 2 класса по программе Н.А. Цирулик....
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по технологии, 2 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа по технологии для 2 класса для учителей, работающих по системе Л.Занкова....
Рабочая программа по технологии 4 класс (система Л.В.Занкова)
1 Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Рабочая программа по технологии, 1 класс, система Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса разработана на основе авторской программы курса «Технология» Н.А. Цирулик (Программы начального общего образования. Система...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...