Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по технологии по теме
Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
Пояснительная записка
Программа по технологии МОУ СОШ №15 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.
Цель курса «Технология»: общее развитие, включающее в себя развитие мелкой моторики руки , зрительно – пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств
Задачи изучения технологии в начальной школе:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека, формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- реализация национального компонента.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним
Значение учебного предмета «Технология»
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.
Технология входит в обязательную часть учебного плана. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ и учебному плану МОУ СОШ №15 на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Технология обучения:
- деятельностно-компетентностный подход;
дидактическая система РО Л.В. Занкова
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Результаты изучения учебного предмета «Технология»
- Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
- Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности
Содержание курса
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов), Республики Адыгея. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; под- бор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России , Республики Адыгея (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям1);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Обеспечение преемственности (1-2 ступени)
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Тематический план
1 класс
№ | Тема | Количество часов33 | ||||||||||||||
Аудиторные занятия | Внеаудиторная самост. работа | |||||||||||||||
Всего | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Лепка | 3 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
2 | Аппликация | 5 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
3 | Мозаика | 4 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
4 | Художественное складывание | 5 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
5 | Плетение | 4 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
6 | Шитье и вышивание | 5 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
7 | Моделирование и конструирование | 7 | ||||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв |
Тематический план
2 класс (технология)
№ | Тема | Количество часов34 | ||||||||||||||
Аудиторные занятия | Внеаудиторная самост. работа | |||||||||||||||
Всего | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Лепка | 4 | 4 | 1,2 | ||||||||||||
Изучение нового | 1 | 1 | ||||||||||||||
Выработка практических навыков | 3 | 3 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
2 | Аппликация | 4 | 4 | 1,2 | ||||||||||||
Изучение нового | 1 | 1 | ||||||||||||||
Выработка практических навыков | 3 | 3 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
3 | Мозаика | 4 | 3 | 1 | 1,2 | |||||||||||
Изучение нового | 1 | 1 | ||||||||||||||
Выработка практических навыков | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
4 | Объемное моделирование и конструирование из бумаги | 2 | 2 | 0,6 | ||||||||||||
Изучение нового | 1 | 1 | ||||||||||||||
Выработка практических навыков | 1 | 1 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
5 | Художественное складывание | 4 | 1 | 3 | 1,2 | |||||||||||
Изучение нового | 1 | 1 | ||||||||||||||
Выработка практических навыков | 3 | 3 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
6 | Плетение | 4 | 3 | 1 | 1,2 | |||||||||||
Изучение нового | 4 | 3 | 1 | |||||||||||||
Выработка практических навыков | ||||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
7 | Шитье и вышивание | 4 | 4 | 1,2 | ||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | 4 | 4 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
8 | Плоское моделирование и конструирование из правильных геометрических форм | 2 | 2 | 0,6 | ||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | 2 | 2 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
9 | Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм | 4 | 4 | 1,2 | ||||||||||||
Изучение нового | 1 | 1 | ||||||||||||||
Выработка практических навыков | 3 | 3 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||
10 | Объемное моделирование и конструирование из бумаги | 2 | 2 | 0,6 | ||||||||||||
Изучение нового | ||||||||||||||||
Выработка практических навыков | 2 | 2 | ||||||||||||||
Контрольные занятия | ||||||||||||||||
Резерв |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1. | Стандарт начального образования по технологии (труду) Примерная программа по технологии (труду) Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.) Методические пособия и книги для учителя Предметные журналы | Д Д К Д Д | |
Печатные пособия | |||
2. | Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Альбомы демонстрационного и раздаточного материала | Д Д/П | |
Информационно-коммуникативные средства | |||
3. | Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности) | Д | |
Экранно-звуковые пособия | |||
4. | Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы Слайды (диапозитивы) по основным темам курса | Д Д | |
Технические средства обучения | |||
5. | Аудио / видеомагнитофон CD / DVD-проигрыватели Компьютер с программным обеспечением Телевизор Проектор для демонстрации слайдов Мультимедийный проектор Магнитная доска Экспозиционный экран Фотокамера цифровая Видеокамера цифровая со штативом | Д Д П | Диагональ не менее 72 см Размер не менее 150 х 150 см |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
6. | Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов Объемные модели геометрических фигур | К Ф/П К | |
Оборудование класса | |||
7. | Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала | К 1 Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...

Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы начального общего образова...

Рабочая программа по математике для 1 класса по системе Л.В.Занкова
Программа содержит КТП и диагностические работы с учетом требований ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по технологии для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по технологии составлены в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по технологии для 2 класса по системе Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и КТП...