РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2011г.) и авторской программы курса Нечаевой Н.В. «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе
по учебнику Т.Г. Рамзаевой
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык» 2010 года и авторской программы по русскому языку для 3 класса автора Рамзаевой Т.Г. 2009.г.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 3 классе составит 170 часов.
Цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам матики (морфологии и синтаксиса),
лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
обеспечивающих восприя тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись менной
форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова рями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь ника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. III класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем разделам потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, текст, изучаются существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладение речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а так же навыков правописание приставок.
Срок реализации программы – 1 год.
Содержание программного материала
Повторение - 16 часов
Предложение, текст, слово – единицы речи. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, я, ю. слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными.
Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверка путём изменения формы слова.
Предложение. Словосочетание. – 12 часов.
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простые распространённые и нераспространённые предложения. Знаки препинания в конце предложения. Простое распространённое и сложное предложение, состоящее из двух простых. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Текст. – 3 часа
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Опорные слова в тексте.
Состав слова. – 66 часов
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова. Нулевое окончание. Наблюдение за изменением формы слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Распознание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление в речи слов с приставками. Сопоставление приставок и предлогов. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. Сопоставление ъ и ь знаков.
Суффикс как значимая часть слова. Наблюдение над лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов.
Лексика – изучение лексического значения слова, многозначность слова, синонимы, антонимы, устаревшие слова проводится в процессе изучения имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Части речи – 63 часа.
Общее знакомство с частями речи.
Имя существительное.
Общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных. Род имён существительных. Склонение имён существительных с ударными окончаниями. Распознание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Имя прилагательное.
Общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные близкие или противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных – антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний имён прилагательных.
Глагол.
Общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по числам и временам. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы – антонимы и синонимы. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Текст. Развитие связной речи.
Общее понятие о видах текстов и стилях речи. Изложение текста – повествования по коллективно составленному плану. Сочинения – повествования по серии сюжетных картинок, по одной картине, а также на темы, близких детям по их жизненному опыту. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания, повествования. Составление устных текстов – рассуждений делового стиля. Речевая этика. Устное и письменное поздравление, приглашение, просьба, извинение.
Повторение изученного за год – 10 часов.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.восклицательные и невосклицательные предложения. Простое и сложное предложение.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительный Ъ и Ь знаки. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Предполагаемые результаты.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого по иска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на фор мирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее ре шения, провести анализ языкового материала в целях выделе ния существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вы вод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфогра фических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней труд ности с расчетом на возможность их выполне ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик танта). Текст не должен иметь слова на не изу ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк туре, различны по цели высказывания и состо ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви дов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесооб разно предложить дополнительное задание по вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред ложения, устанавливать части текста, выписы вать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагают ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | Оборудование | Примечание | |||||||||
Контрольные работы | Тесты | Развитие речи | ||||||||||||
Повторение изученного материала во 2 классе. | 16 | |||||||||||||
1. | Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. | 1 | Схемы - опоры | |||||||||||
2. | Обобщение знаний о предложении. | 1 | ||||||||||||
3. | Текст – единица языка и речи. | 1 | Сюжетная картинка | |||||||||||
4. | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов. | 1 | ИКТ Презентация «Отгадай запиши, поставь ударение». | |||||||||||
5. | Распознавание слов по вопросам. | 1 | Загадки, сюжетная картинка, схемы- опоры. | |||||||||||
6. | Имена собственные. Заглавная буква. | 1 | Схемы- опоры. | |||||||||||
7. | Входной диктант «Повторяем то, что знаем». | 1 | Входной диктант «Повторяем то, что знаем». | Веселые стихи | ||||||||||
8. | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | 1 | ||||||||||||
9. | Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. | 1 | Кроссворд, сюжетная картинка. | |||||||||||
10. | Слово и слог. Перенос слов. | 1 | Схемы- опоры. | |||||||||||
11. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь. | 1 | Грамматическая сказка | |||||||||||
12. | Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чн, чк | 1 | Игра «Хоккей» | |||||||||||
13. | Развитие речи. Текст и его части. Связь между частями текста | 1 | Развитие речи. Текст и его части. Связь между частями текста | Игра «Угадайка» | ||||||||||
14. | Звонкие и согласные звуки, Обозначение их буквами. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания.Памятка | |||||||||||
15. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Словарный диктант. | 1 | Загадки. | |||||||||||
16. | Повторение правил написания слов. Тест по повторению изученного материала во 2 классе | 1 | Тест по повторению изученного материала во 2 классе | Карточки с заданием | ||||||||||
Предложение | 10 | Схема-опора | ||||||||||||
17. | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 | ||||||||||||
18. | Восклицательное предложение. | 1 | Схема-опора | |||||||||||
19. | Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. | 1 | Грамматическая сказка | |||||||||||
20. | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | С.Я.Маршак «сказка об умном мышонке» | |||||||||||
21. | Развитие речи. Сочинение «Осень в лесу» | 1 | Развитие речи. Сочинение «Осень в лесу» | ИКТ Слайды к минутке чистописания.Предметные картинки | ||||||||||
22. | Работа над ошибками. Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения | 1 | Памятка | |||||||||||
23. | Словосочетание. | 1 | Схемы предложений | |||||||||||
24. | Предложение и словосочетание. Словарный диктант | 1 | Отрывок из сказки А.С.Пушкина | |||||||||||
25. | Контрольное списывание по теме «Предложение». | 1 | Контрольное списывание по теме «Предложение». | Игра «Выбирай» | ||||||||||
26. | Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение». | 1 | Памятка | |||||||||||
Текст. | 3 | Схемы-опоры | ||||||||||||
27. | Текст. Тема текста. | 1 | ||||||||||||
28. | Основная мысль текста. | 1 | Предметные картинки, рус. народ. сказка | |||||||||||
29. | Заголовок текста. | 1 | Иллюстрации | |||||||||||
Состав слова | Иллюстрации | |||||||||||||
Общее понятие о значимых частях слова | 13 | |||||||||||||
30. | Корень слова, однокоренные слова. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания.Игра «Узнай, кто это» | |||||||||||
31. | Развитие речи. Сочинение по серии картинок по готовому плану. | 1 | Развитие речи. Сочинение по серии картинок по готовому плану. | |||||||||||
32. | Работа над ошибками. Написание корня в однокоренных словах. | 1 | Игра «Третий лишний» | |||||||||||
33. | Понятие об окончании и его роли в речи. | 1 | Индивидуальные карточки | |||||||||||
34. | Роль окончания и предлога в предложении. | 1 | Схема-опора | |||||||||||
35. | Упражнение в подборе и написании однокоренных слов. | 1 | Предметные картинки | |||||||||||
36. | Общие понятия о приставке и суффиксе. | 2 | Таблица с приставками | |||||||||||
37. | Закрепление знаний о суффиксе как значимой части слова. Словарный диктант | 1 | Таблица с суффиксами | |||||||||||
38. | Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | Схема-опора | |||||||||||
39. | Контрольный диктант за I четверть. «Прогулка в рощу». | 1 | Контрольный диктант за I четверть. «Прогулка в рощу». | |||||||||||
40. | Развитие речи. Структура текста. Изложение на основе зрительного восприятия текста. | 1 | Развитие речи. Структура текста. Изложение на основе зрительного восприятия текста. | |||||||||||
41. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Памятка | |||||||||||
42. | Образование слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания.Схема-опора | |||||||||||
43. | Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу. | 1 | Карточки | |||||||||||
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | 9 | |||||||||||||
44. | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. | 1 | ||||||||||||
45. | Проверка слов с парными согласными в корне. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
46. | Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | Индивидуальные карточки | |||||||||||
47. | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | Индивидуальные карточки | |||||||||||
48. | Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. «Не смей!» | 1 | Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. «Не смей!» | |||||||||||
49. | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне. | 2 | Памятка. Игра «Не ошибись» | |||||||||||
50. | Контрольный диктант. «Зима». | 1 | Контрольный диктант. «Зима». | Схема-опора | ||||||||||
51. | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | карточки | |||||||||||
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 18 | |||||||||||||
52. | Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
53. | Развитие речи. Сочинение-описание животного по вопросам | 1 | Развитие речи. Сочинение-описание животного по вопросам | |||||||||||
54. | Работа над ошибками. Правило проверки безударных гласных в корне. | 1 | Таблица (правило) | |||||||||||
55. | Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне. | 1 | Предметные картинки | |||||||||||
56. | Упражнение в проверке безударных гласных в корне. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
57. | Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. | 1 | Игра «Кто внимательный» | |||||||||||
58. | Слова с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными в корне. | 1 | карточки | |||||||||||
59. | Закрепление знаний о предложении и написании корня слова. Работа с деформированным текстом. | 1 | ||||||||||||
60. | Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё. | 1 | карточки | |||||||||||
61. | Тест «Безударные гласные проверяемые ударением в корнях слов». | 1 | Тест «Безударные гласные проверяемые ударением в корнях слов». | карточки | ||||||||||
62. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста на основе слухового восприятия « Чудесная елка». | 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста на основе слухового восприятия « Чудесная елка». | карточки | ||||||||||
63. | Проверка слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | Игра «Кто больше…» | |||||||||||
64. | Проверка слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
65. | Проверка слов с безударными гласными в корне. | 1 | Предметные картинки | |||||||||||
66. | Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне. | 1 | Карточки | |||||||||||
67. | Правописание слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. | 1 | Отрывок стихотворения К.И.Чуковского | |||||||||||
68. | Контрольное списывание по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне». | 1 | Контрольное списывание по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне». | |||||||||||
69. | Работа над ошибками, Упражнение в анализе и составлении текста-описания. | 1 | Предметные катинки | |||||||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 7 | Предметные картинки | ||||||||||||
70. | Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. | 1 | Картина И.В.Шевандроновой «В сельской библиотеке» | |||||||||||
71. | Контрольный диктант за I полугодие. | 1 | Контрольный диктант за I полугодие. | ИКТ Слайды к минутке чистописания.Памятка | ||||||||||
72. | Развитие речи. Составление новогоднего поздравления | 1 | Развитие речи. Составление новогоднего поздравления | |||||||||||
73. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 2 | ||||||||||||
74. | Слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | «Сказка про однокоренные слова» | |||||||||||
75. | Обобщение правил о правописании корня. | 1 | ||||||||||||
Правописание приставок и безударных гласных слов с приставками | 9 | Памятка ИКТ Слайды к минутке чистописания. | ||||||||||||
76. | Приставка – значимая часть слова. | 1 | Карточки | |||||||||||
77. | Правописание приставок. | 1 | Схемы-опоры | |||||||||||
78. | Правописание безударных гласных в приставке и в корнях слов. | 1 | ||||||||||||
79. | Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне. | 2 | ||||||||||||
80. | Правописание предлогов и приставок. | 2 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
81. | Упражнение в правописании предлогов и приставок. Словарный диктант | 1 | ||||||||||||
82. | Развитие речи. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | Развитие речи. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | |||||||||||
83. | Разделительный твердый знак | 6 | ||||||||||||
84. | Работа над ошибками. Правило употребления ъ. | 2 | ||||||||||||
85. | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 1 | ИКТ Презентация «Сказка про Ъ и Ь знаки». | |||||||||||
86. | Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаком. | 2 | ||||||||||||
87. | Написание слов с разделительным мягким и твердым знаками. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
88. | Контрольный диктант «Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком». | 1 | Контрольный диктант «Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком». | |||||||||||
Части речи. | 5 | |||||||||||||
89. | Работа над ошибками. Понятие о частях речи. | 1 | ||||||||||||
90. | Части речи. | 1 | ||||||||||||
91. | Части речи и члены предложения. | 1 | ||||||||||||
92. | Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. | 1 | ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
93. | Обобщение сведений о частях речи. Тест | 1 | Обобщение сведений о частях речи. Тест | |||||||||||
Имя существительное. | 19 | |||||||||||||
94. | Имя существительное. | 1 | Предметные картинки | |||||||||||
95. | Развитие речи. Текст - повествования (общее понятие). Составление текста повествования по аналогии | 1 | Развитие речи. Текст - повествования (общее понятие). Составление текста повествования по аналогии | Игра «Замени одним словом» | ||||||||||
96. | Имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?», и существительные, отвечающие на вопрос «что?». | 1 | ||||||||||||
97. | Большая буква в именах собственных. | 1 | Карточки ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
98. | Род имен существительных. | 1 | Карточки | |||||||||||
99. | Род имен существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | Карточки | |||||||||||
100. | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. Словарный диктант | 1 | Схема-опора ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
101. | Родовые окончания имен существительных. | 1 | Схема-опора | |||||||||||
102. | Изменения имен существительных по числам. | 1 | Игра «Цепочка слов» | |||||||||||
103. | Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о склонении). | 1 | Игра «Узнай род имени существительного» | |||||||||||
104. | Развитие речи. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | Развитие речи. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | |||||||||||
105. | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | 1 | Памятка | |||||||||||
106. | Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже. | 1 | Схема-опора | |||||||||||
107. | Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей, в разборе предложений по членам. | 1 | Карточки ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
108. | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 2 | Карточки | |||||||||||
109. | Упражнение в написании слов с шипящими на конце. | 1 | Загадки | |||||||||||
110. | Диктант по теме «Имя существительное». | 1 | Диктант по теме «Имя существительное». | Схема-опора | ||||||||||
111. | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. | 1 | ||||||||||||
Имя прилагательное. | 16 | |||||||||||||
112. | Понятие об имени прилагательном как части речи. | 1 | Предметные картинки | |||||||||||
113. | Связь имен прилагательных с именами существительными. | 1 | ||||||||||||
114. | Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. | 1 | Опорная таблица ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
115. | Текст – описание. Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное». | 1 | Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное». | Опорная таблица | ||||||||||
116. | Упражнение в употреблении имен прилагательных. | 1 | Словарь синонимов | |||||||||||
117. | Изменение имен прилагательных по родам. | 2 | ||||||||||||
118. | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 2 | Схема-опора | |||||||||||
119. | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | Карточки | |||||||||||
120. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Карточки | ||||||||||
121. | Развитие речи. Изложение научно – познавательного текста по коллективно составленному плану | 1 | Развитие речи. Изложение научно – познавательного текста по коллективно составленному план. | |||||||||||
122. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и изложении. | 1 | ||||||||||||
123. | Упражнение в правописании имен прилагательных. Словарный диктант | 2 | ИКТ Слайды к минутке чистописания.Памятка | |||||||||||
124. | Обобщение знаний об именах прилагательных. | 1 | Памятка | |||||||||||
Глагол. | 26 | |||||||||||||
125. | Понятие о глаголе как части речи | 1 | ИКТ Слайды с изображением действий. Опорная таблица | |||||||||||
126. | Роль глагола в предложении. | 1 | Схема-опора | |||||||||||
127. | Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. | 1 | Сборники синонимов и антонимов | |||||||||||
128. | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле | 1 | Отрывки стихотворений | |||||||||||
129. | Текст-рассуждение. | 1 | Памятка | |||||||||||
130. | Изменение глаголов по числам. | 1 | Предметные картинки | |||||||||||
131. | Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и вопросам | 1 | Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и вопросам | ИКТ Слайды к минутке чистописания. Памятка | ||||||||||
132. | Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам. | 2 | ИКТ Презентация «Укажи время глаголов». | |||||||||||
133. | Понятие о временных формах глагола. | 1 | ||||||||||||
134. | Упражнения в определении времени глагола. Словарный диктант | 1 | Сборники синонимов и антонимов | |||||||||||
135. | Неопределенная форма глагола. Речевой этикет. Составление приглашения. | 1 | Грамматическая сказка | |||||||||||
136. | Контрольное списывание по теме «Изменение глагола по временам». | 1 | Контрольное списывание по теме «Изменение глагола по временам». | |||||||||||
137. | Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам. | 1 | Памятка | |||||||||||
138. | Упражнение в определении времени и в изменении глагола по времени. | 2 | Опорная таблица ИКТ Слайды к минутке чистописания. | |||||||||||
139. | Развитие речи. Сочинение по заданной теме и опорным слова «На рыбалке» | 1 | Развитие речи. Сочинение по заданной теме и опорным слова «На рыбалке» | |||||||||||
140. | Работа над ошибками. Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени | 1 | Памятка | |||||||||||
141. | Употребление глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками | 1 | Игра «Не подведи свой ряд» | |||||||||||
142. | Употребление и правописание частицы не с глаголами. | 1 | Грамматическая сказка, игра «Подбери слова» | |||||||||||
143. | Упражнение в написании глаголов с частицей не. | 1 | Опорная таблица | |||||||||||
144. | Повторение правил о написании корня и окончаний. Словарный диктант | 1 | Пословицы | |||||||||||
145. | Обобщение знаний о глаголе. Работа над текстом о Дне Победы. | 1 | Отрывок из произведения А.С. Пушкина | |||||||||||
146. | Диктант по теме «Глагол». | 1 | Диктант по теме «Глагол». | П.Чайковский «Времена года» | ||||||||||
147. | Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении. | 1 | ||||||||||||
148. | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Итоговый контрольный диктант. | Памятка | ||||||||||
Повторение. | 5 | Опорные таблицы | ||||||||||||
149. | Состав слова. | 1 | ||||||||||||
150. | Обобщение правил о написании корня. | 2 | Ребусы, карточки | |||||||||||
151. | Словарный диктант. Части речи. | 1 | Отрывки стихотворений | |||||||||||
152. | Части речи. | 1 | Опорные таблицы Игра «Угадай» |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог ;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Обучающиеся должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
- производить разбор слов по составу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки;
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам ( простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ – рассуждение.
Таблица дополнений и изменений
№ изменений | Номера листов | |||
Изменённых | Новых | Аннулированных | Заменённых | |
Образцы контрольных работ
Шалун.
Падали и падали осенние листья на землю. А кот Васька караулил их. Он стрелой бросался на каждый падающий лист. Кот грозно хлопал их лапой. Васька думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему тёплого молочка. Кот лёг на кучку листьев и заснул.
(45 слов).
Грамматическое задание.
- Подчеркнуть грамматическую основу предложения, выписать словосочетания, составить схему.
- В последнем предложении подчеркните знакомые орфограммы.
Тропинка.
Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц. Кругом было тихо. Казалось, что жизнь замерла в долине.
Грамматическое задание
- Разобрать по составу подчеркнутые слова.
В лесу.
С деревьев опали последние листья. Повалил хлопьями снег. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Следы украсили лесную полянку.
Грамматическое задание
- Подчеркните парную согласную, которая требует проверки.
Помоги птицам.
Прошла дождливая холодная осень. Снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой.
Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись снегири и синицы. Помоги птицам и ты. Птицы – наши друзья.
Грамматическое задание
- Подчеркните безударную гласную в корне, требующую проверки (6 слов).
- Разобрать слова по составу: хлопушка, запах, прокричал, езда.
Барсуки.
Вытащила барсучиха из норы малышей. Они рады зелёной травке и тёплому солнцу. Мать сидит рядом и сторожит их. Вот хрустнула ветка. Барсучиха осмотрела местность. Мать быстро сунула детей в нору и сама скрылась.
Грамматическое задание.
- Подчеркните в словах непроизносимую согласную в корне.
Мурка (списывание)
Утром мы стали (вы) тягивать невод. (На) берег (вы) тащили вместе (с) рыбой и морских раков. (К) морю лениво (подо)шла кошка Мурка и (за)лезла (в)воду.. Она лапкой (на)щупала (на) дне мелкую рыбёшку. Мурка (под) цепила когтями рыбину и бросила (на)берег котятам. Мурка (вы) ходила (из) воды. (Во) рту она держала живую рыбу. Большие коты бросились (к) добыче.
Цветы.
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопила снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую траву. Появились проталины. Показались зелёные стрелы травы. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт тонкий нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их.
Грамматическое задание
- Списать предложение. Указать род имён существительных.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвёт орешки.
Весной на реке.
Прилетела синичка на реку. Всюду ручьи поют. Хрупкий лёд посинел. У берегов вода выступила. По овражкам ручьи под снегом бегут к реке. Вот и лёд треснул. Закачались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском ломались. К воде подлетели чайки и кулички. Птицы громко кричали. По небу пронеслось лёгкое облачко. Показалось весеннее солнышко. Потянулись в родные края перелётные птицы.
Грамматическое задание.
- Определить род, число, выделить окончания имён прилагательных.
Внеурочная деятельность
- Развитие речи. Сочинение на тему «Как я провёл каникулы». I четверть
- Сочинение «Старый новый год» II четверть
- Конкурс на лучшее поздравление мамы с праздником весны – 8 марта. III четверть
- Составление презентации «Чем займёмся летом». IV четверть
Методическое обеспечение учебного курса:
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса (1-4),-М.:Дрофа,2009г.,
- «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс. Авторы Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П., 2008г.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 – 4 классов, - М.: Дрофа 2007
- Ушакова О.Д Этимологический словарик школьника. – СПб: Литература, 2005
- Узорова О.В. 3000 примеров по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс, - М.: Астрель, 2005
- Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 3 класс (часть 1) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2004
- Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 3 класс (часть 2) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2004
- Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
- Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, вклю чая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регули руемых правилами, круг которых очерчен про граммой каждого класса (слова с непроверяе мыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю щие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав торском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики собы тий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в пер вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен ку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обра тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст вие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторско го текста, допущены отдельные нарушения в по следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо графических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от автор ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще но 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, до пущены отдельные нарушения в последователь ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в 3 классе по русскому языку по системе Л.В.Занкова
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требо...
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ Л. В. ЗАНКОВА
Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет.Я считаю, что формирование творческой личност...
Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова
Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для достижения м...
Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе
Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе по учебнику А. В. Поляковой...
Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В Учебник: Поляковой А.В 3 класс 3 четверть
Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц...
Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В
Тема: Глаголы исключения...
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс
Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...