Рабочая программа по технологии 3 класс, Н.А.Цирулик
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование и список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология 3 класс | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Фоминская общеобразовательная средняя школа»
СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Фоминская СОШ» __________/Головина И.В. « »________________ 2012г. В соответствии с Уставом школы | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по УВР МБОУ «Фоминская СОШ» _________/Зарубина Н.В. « » _________________2012 г. В соответствии с Уставом школы | УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета Приказ № ______ « » ______________2012 г. В соответствии с Уставом школы |
Рабочая программа
Технология
3 класс
Учитель Гусева Светлана Анатольевна
Бийск
2012 - 2013 учебный год
Паспорт
рабочей программы по технологии
Тип программы программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 3 класса МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 час.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по обучению грамоте, утвержденного приказом Минобразования России
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МБОУ « Фоминская общеобразовательная средняя школа» на 2012-2013 учебный год.
- Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.А.Цирулик «Трудовое обучение»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Цель курса «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности.
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один учебный предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:
развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой,
сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д. Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для других такой точности не требуется, например сплести косичку. Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на Масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последнее время стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых по восточному календарю пройдет год. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.
Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (68 часов)
Виды художественной техники
Лепка (4 часа)
Аппликация (6 часов)
Мозаика (4 часа)
Коллаж (6 часов)
Художественное вырезывание (8 часов).
Художественное складывание (4 часа)
Плетение (8 часов)
Шитье и вышивание (4 часа)
Плоскостное моделирование и конструирование (6 часов)
Объемное моделирование и конструирование из бумаги (8 часов)
Моделирование и конструирование из ткани (8 часов)
Работа с различными видами конструктора. Моделирование несложных объектов из деталей конструктора (2 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса
Обучающиеся должны
- иметь представление:
- о лепке из глины, вырезывании из бумаги, о витражах как видах декоративно-прикладного искусства;
- о возможности использования некоторых видов художественной техники для изготовления полезных изделий;
- знать:
- свойства известных материалов, проявляющиеся в новых видах работы;
- новые приемы работы в уже известной технике аппликации, мозаики, плетения;
- приемы разметки с помощью создания эскизов;
- способы соединения деталей с помощью щелевого замка и клапана;
- уметь:
- лепить разными способами;
- вырезать по внутреннему контуру;
- вырезать детали из ткани;
- вырезать бумажные узоры на глаз, без предварительного нанесение контура;
- соединять детали в модульном оригами;
- плести разными способами, указанными в программе;
- использовать швы «строчка», «через край», петельный»;
- соединять детали с помощью клея, ниток, щелевого замка;
- ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу;
- создавать образы по собственному замыслу с использованием любой известной техники;
- комбинировать в одном изделии различные материалы;
- планировать последовательность выполнения действий при повторении образца;
- контролировать свою работу на всех этапах ее выполнения.
Календарно-тематическое планирование
Технология
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во час | Календарные сроки | Наглядные пособия и технические средства | Задания для учащихся | |
план | факт | |||||
I четверть | 40 | |||||
Виды художественной техники | ||||||
Лепка | 4 | |||||
Лепка сложной формы с использованием разных приемов | 1 | Образцы народных игрушек, картинки с их изображением | раскрасить игрушки | |||
Приемы, используемые в народных художественных промыслах | 1 | Образцы и иллюстрации игрушек | слепить и раскрасить игрушки | |||
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф). | 1 | Образцы народных игрушек, картинки с их изображением | слепить интерьер | |||
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф). | 1 | Образцы и иллюстрации игрушек | ответить на вопросы учебника стр. 10 | |||
Аппликация | 6 | |||||
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки) | 1 | Образцы разных видов аппликаций | закончить работу | |||
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки) | 1 | Образцы открыток, визиток | прочитать учебник на стр.12 | |||
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура пришить тесьму, сутаж) | 1 | Образцы визиток | С.13 | |||
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура пришить тесьму, сутаж) | 1 | Образцы | стр.14 | |||
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура пришить тесьму, сутаж) | 1 | Образцы | стр. 15 | |||
Прорезная аппликация | 1 | Образцы работ | стр.18-19 | |||
Мозаика | 4 | |||||
Мозаика из песка и опилок. | 1 | Образцы | стр.28-29 | |||
Мозаика из песка и опилок. | 1 | Образцы | стр. 20-21 | |||
Мозаика из песка и опилок. | 1 | выполнить коллаж | ||||
Мозаика из песка и опилок. | 1 | изготовитькомпозицию из симметртчных вырезок | ||||
Коллаж | 6 | |||||
Соединение в одной работе разных материалов и предметов | 1 | Образцы | стр. 35 | |||
Соединение в одной работе разных материалов и предметов | 1 | Образцы | повторить схемы оригами | |||
Соединение в одной работе разных материалов и предметов | 1 | цв. бумага, зубочистки | ||||
Соединение в одной работе разных материалов и предметов | 1 | цв. бум., клей, ножницы | ||||
Соединение в одной работе разных материалов и предметов | 1 | цв. бум, ножницы | ||||
Соединение в одной работе разных материалов и предметов | 1 | прошить углы | ||||
Художественное вырезание | 8 | |||||
Вырезание узоров, фигур | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Вырезание узоров, фигур | 1 | закончить работу | ||||
Симметричное выреза ние с предварительным нанесением контура. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Симметричное выреза ние с предварительным нанесением контура. | 1 | закончить работу | ||||
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения кон тура | 1 | закончить работу | ||||
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения кон тура | 1 | стр.58-59 | ||||
Симметричное вырезание с предварительным нанесением контура. | 1 | Образцы | стр.60-61 | |||
Симметричное вырезание с предварительным нанесением контура. | 1 | закончить работу | ||||
Художественное складывание | 4 | |||||
Оригами из квадрата и прямоугольника по схеме. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Модульное оригами. | 1 | закончить работу | ||||
Модульное оригами. | 1 | закончить работу | ||||
Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием | 1 | закончить работу | ||||
Плетение | 8 | |||||
Объемное плетение из бумаги. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Объемное плетение из бумаги. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Объемное плетение из бумаги. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Объемное плетение из бумаги. | 1 | Образцы | стр.74 | |||
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. | 1 | закончить работу | ||||
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. | 1 | |||||
Шитье и вышивание | 4 | |||||
Знакомство с различным применением швов «строчка» | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Знакомство с различным применением швов «через край» | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Знакомство с различным применением швов «петельный». | 1 | закончить работу | ||||
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий. | 1 | закончить работу | ||||
Плоскостное моделирование и конструирование | 6 | |||||
Мозаика из элементов круга и овала. | 1 | Образцы | С.76 | |||
Мозаика из элементов круга и овала. | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Игрушки из картона с подвижными деталями. | 1 | Образцы | С.78 | |||
Игрушки из картона с подвижными деталями. | 1 | закончить работу | ||||
Головоломки из картона и шнура. | 1 | С.80 | ||||
Головоломки из картона и шнура. | 1 | закончить работу | ||||
Объемное моделирование и конструирование из бумаги | 8 | |||||
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щеле вого замка | 1 | Образцы | С.82 | |||
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щеле вого замка | 1 | Образцы | закончить работу | |||
Объемные изделия с разными способами соединения | 1 | закончить работу | ||||
Объемные изделия с разными способами соединения | 1 | закончить работу | ||||
Технические модели, изготовленные по чертежу. | 1 | Образцы | С.84 | |||
Технические модели, изготовленные по чертежу. | 1 | закончить работу | ||||
Технические модели, изготовленные по чертежу. | 1 | закончить работу | ||||
Технические модели, изготовленные по чертежу. | 1 | закончить работу | ||||
Моделирование и конструирование из ткани | 8 | Образцы | ||||
Плоские игрушки или сувениры из ткани | 1 | С.86 | ||||
Плоские игрушки или сувениры из ткани | 1 | закончить работу | ||||
Плоские игрушки или сувениры из ткани | 1 | закончить работу | ||||
Плоские игрушки или сувениры из ткани | 1 | закончить работу | ||||
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем. | 1 | Образцы | С.88 | |||
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем. | 1 | закончить работу | ||||
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем. | 1 | закончить работу | ||||
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем. | 1 | закончить работу | ||||
Работа с различными видами конструктора | 2 | |||||
Моделирование несложных объектов из деталей конструктора | 1 | конструктор | С.82 | |||
Моделирование несложных объектов из деталей конструктора | 1 |
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» (3 кл.) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 2 класс Цирулик Н.А.
Цирулик Н.А.рабочая программа по технологии 2 класс...
Рабочая программа по технологии (труд) 2 класс по программе Н.А. Цирулик
Рабочая программа по технологии (труд) для 2 класса по программе Н.А. Цирулик....
рабочая программа по технологии 1 класс Цирулик
рабочая программа по технологии 1 клаас автор Цирулик...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа по технологии (труду), 4 класс (УМК Л.В. Занкова, программа Н.А. Цирулик)
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общ...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...