рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцева, Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
«Согласовано» Руководитель МО _________Батурина Е.А. Протокол № ___ от «__15__»___июня__2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 16 г. Губкина ___________ Курчина Е.В. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 16 г. Губкина _______________ Гаврилова Р.П. Приказ № ___ от «___»_____________2011г. |
Рабочая программа
по технологии
1 «А» класс
2011-2012 учебный год
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель:
Жигулина Наталья Павловна
Губкин
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцева, Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности, через активное изучение простейших законов, создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно- практического опыта, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Особенности представления материала:
• исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
• показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
• осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
• подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, –продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
иметь представление:
-о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
-о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
-о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
-о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека.
знать:
-что такое деталь;
-что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
-виды соединения деталей;
-виды материалов;
-последовательность изготовление несложных изделий;
-способы разметки: сгибание по шаблону;
-способы соединения с помощью клейстера, клея;
-виды отделки
-название и назначение ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними;
уметь:
-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-различать материалы и инструменты по их назначению;
-различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
-качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий;
-использовать для сушки плоских изделий пресс;
-безопасно использовать и хранить в режущие и колющие инструменты;
-выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
под контролем учителя:
-рацонально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;
при помощи учителя:
-проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие;
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика |
1 | Человек в окружающем мире (7 часов). 1.1 Что нас окружает? | 3 | 5.09-28.09 | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мас теров родного края. Уметь классифицировать предметы по признакам – природные и рукотворные; знать какое значение имеет природа в жизни человека; уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой. Знать правила повеления в природе, уметь их соблюдать. |
1.2 КТО ГДЕ ЖИВЕТ | 4 | 3.10-17.10 | Знать, какое животное, какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища. Уметь выполнять общественно важные поручения по благоустройству города. Уметь работать в коллективе, организовывать рабочее место. | |
2 | Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (26 часов). 2.1 Организация рабочего места при работе с разными материалами 2.2 АЗБУКА МАСТЕРСТВА | (время распределяется внутри соответствующих тем) 6 | 24.10-5.12 | Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала. Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов. Знать термин «конструкция», уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания. Уметь подбирать инструмент и материалы, знать этапы работы. Уметь классифицировать материалы по видам. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизве стного, прогнозировать получение практических результатов в зависи мости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Оценивать правильность выполнения заданий. |
2.3 РАБОТАЕМ С БУМАГОЙ | 3 | 12.12-26.12 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) до ступные материалы: их виды, фи зические свойства (цвет, фактуру, форму и др.). Планировать последователь ность практических действий для реализации замысла, поставлен ной задачи. Уметь выполнять обрывочную аппликацию, действовать с опорой на памятку. | |
2.4ПОМОЩНИКИ МАСТЕРА | 4 | 16.11-6.02 | Знать свойства бумаги, способы наклеивания, технику безопасности при работе с ножницами, клеем. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставлен ной конструкторско-технологичес-кой задачи или с целью передачи определенной художественно-эсте тической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблю дая приемы безопасного и рацио нального труда. | |
2.5 СНАЧАЛА НАРИСУЕМ | 3 | 20.02-5.03 | Уметь различать и чертить линии различной конфигурации, выполнять аппликацию из ниток. Знать приемы плетения ниток на бумажной основе. | |
2.6 МНОГО И РОВНО | 4 | 12.05-9.04 | Знать термин «шаблон», приемы наклеивание, приемы сгибания как способ разметки. Уметь различать геометрические фигуры и наклеивать их, работать в технике «оригами» Организовывать свою деятель ность: подготавливать свое рабо чее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблю дать приемы безопасного и ра ционального труда; работать в малых группах, осуществлять со трудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, про дуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). | |
РАБОТАЕМ С ТКАНЬЮ | 5 | 16.06-21.05 | Знать различные виды игл и их строение, способы ремонта книг. Уметь соединять детали разными приемами, вдевать нитку в иголку, делать прямую строчку. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. |
Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Изменения в программу не внесены.
Количество часов в год – 33.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в I четверти – 8.
Количество часов во II четверти – 8.
Количество часов в III четверти – 9.
Количество часов в IV четверти – 8.
Содержание программы
- Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (26 часов).
Элементы материаловедения. Материалы, из которых сделаны окружающие ребенка предметы (на уровне названий): бумага, картон, пластилин, глина, металл, стекло, пластмасса, песок, ткань и др. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Разнообразие тканей, их использование. Основные свойства: толщина, прочность, эластичность. Использование свойств материалов в различных изделиях.
Инструменты и приспособления. Ножницы, шаблон, иглы, булавки, стека. Их функциональное назначение, устройство. Рациональные приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Организация рабочего места при работе с разными материалами: пластическими, бумагой, тканью. Эстетика рабочего места и рациональное размещение материалов, инструментов, приспособлений.
Основы конструкторских знаний и умений. Деталь как составная часть изделий. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей.
Основы технологических знаний и умений. Основные технологические операции: разметка, разделение заготовки на части, формообразование детали, соединение деталей, отделка, и приемы.
- Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету, на глаз (пластилин). Использование предметной инструкции. Экономная разметка материала.
- Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами.
- Формообразование детали сгибанием
- Сборка изделия: клеевое соединение деталей (наклеивание мелких и средних по размеру деталей).
- Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
- Сушка плоских изделий под прессом.
- Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов Связь свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.
- Профессии людей из ближайшего окружения ребенка.
Человек в окружающем мире. 7 часов.
Мир природный и рукотворный. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Гармония сосуществования человека и окружающего мира. Уязвимость и хрупкость природы и роль человека в разумном и неразумном ее освоении. Влияние неразумной деятельности человека на его существование. Человеческая деятельность утилитарного и эстетического характера. Мастер и мастерство.
Деятельность человека (учащихся) по созданию и сохранению красоты (эстетики) окружающего мира: поддержание чистоты во внешнем виде, на рабочем месте, в помещениях и во дворе; бережное, доброжелательное и внимательное отношение к близким, окружающим, животным; стремление быть полезным окружающим. Эмоциональное и словесное выражение своего отношения к позитивным и негативным явлениям действительности.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
Формы контроля
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для общеобразовательных учреждений, издание 3, переработанное – М.: Вентана - Граф, 2011.
- Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2008.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», 3 изд., доработанное и дополненное – М.: Вентана - Граф, 2010.- 176.
Дополнительные обучающие материалы:
- Материалы сайта www.stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-161103-1355066870.jpg)
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Технология
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751836-1454925805.jpg)
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....