Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шабалина Ольга Александровна

Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_raboch_programma_1-4_kl.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по технологии составлена в соответствии  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.
  2. Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373
  3. Примерной образовательной программой начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.);
  4. Требований к результатам освоения ООПНОО.
  5. Программы формирования УУД.
  6. Основной образовательной программы начального общего образования ОАНО ЦО «Знак»
  7. Учебного плана  ОАНО ЦО «Знак»,
  8. Авторской программы начального общего образования по технологии Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 века», 2014 год.
  9. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»)

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Отличительной особенностью программы по отношению к ФГО НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Концепция (основная идея) программы - подготовить подрастающее поколение, владеющее технологической культурой, готовое к преобразовательной деятельности и имеющее необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы

В отличие от традиционного подхода к учебному предмету "Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками.

Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология».

          Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Сроки реализации программы: 2015 - 2019 учебный год.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

          Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов. Все предметные линии взаимосвязаны.

          У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

Данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

Программа по технологии  для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

Предполагаемы результаты

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

иметь представление

знать

уметь

  • о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • о созидательной, творческой деятель-ности человека и природе как ис-точнике его вдох-новения;
  • о человеческой дея-тельности утили-тарного и эстетического характера;
  • о некоторых про-фессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда дея-тельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

  • что такое деталь;
  • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
  • какое соединение деталей называется неподвижным;
  • виды материалов (при-родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);
  • последовательность из-готовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сги-банием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскраши-вание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и прис-пособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
  • наблюдать, сравнивать, делать прос-тейшие обобщения;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • различать однодетальные и мно-годетальные конструкции несложных изделий;
  • качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Система оценки достижений учащихся: самостоятельные работы, комплексные работы, практические работы, выставки изделий, мини – проекты учащихся, презентации по теме.

Инструментарий для оценивания результатов: широкое использование наглядных пособий и инструментария информационно- технологической и методической поддержки  из учебника и арсенала авторских разработок педагога.

Система условных обозначений.

ПК – персональный компьютер

МФУ – многофункциональное устройство (сканер-принтер-ксерокс).

МП –мультимедийный проектор

ТРИЗ -теория решения изобретательских задач

К – комплект.

II. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального

общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), Примерных

программ начального общего образования, на основе авторской программы по трудовому обучению для образовательных учреждений автора Лутцевой Е.А. «Технология. 1 – 4 классы» (2013 г.).

Цели  и задачи начального общего образования с учётом специфики учебного предмета «Технология»:

-всестороннее развитие ребенка;

-формирование его учебной деятельности;

-становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к творческому взаимодействию с окружающим миром;

-развитие исследовательских возможностей учащихся в познании действительности и решении доступных детям этого возраста технико-технологических поисковых задач.         

Главная задача курса – научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один их них, проверять его,

оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

   Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

•духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Основные  технологии:

  1.        Личностно-ориентированные технологии обучения
  1. Технология обучения как учебного исследования
  2. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  3. Метод проектов
  1. Интерактивные технологии.

Методы обучения: самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка, беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные (включают в

себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.

Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с

последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приёмов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий.

Формы обучения.

Учебный процесс предусматривает две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы:

  1. Урочная форма.
  2. Экскурсия
  3. Выставка

Режим занятий.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и учебным планом школы уроки технологии  проводятся:

       - для обучающихся 1-4-х классов -  1 урок в неделю.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, ориентируемые на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.

III. Описание места предмета «Технология» в учебном плане начального общего образования

Предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».

Согласно учебному  плану ОАНО ЦО  «Знак» всего на изучение «Технологии» в начальной школе выделяется 135 часов, из них

-в 1 классе 33 часа в год  (1 ч. в неделю, 33 учебные недели),  во 2-4 классах по 34 часа  в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.

      Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология»

Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Технология»  выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

моделировать объекты и процессы реального мира.

V I. Содержание тем учебного курса

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Количество уроков контроля

1 класс

33ч

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

6 ч.

Экскурсии – 1

Практические работы – 1

Выставки изделий – 1

Исследование - 1

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

17 ч.

3

Конструирование и моделирование

10 ч.

2 класс

34ч

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

10ч.

Экскурсии – 1

Практические работы – 1

Выставки изделий – 1

Мини – проекты - 3

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

15ч.

3

Конструирование и моделирование

9 ч.

3 класс

34ч

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

14ч

Экскурсии – 1

Выставки изделий – 1

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

10ч

3

Конструирование и моделирование

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

4 класс

34ч

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

14ч

Практические работы – 2

Выставки изделий – 3

Мини – проекты - 3

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Конструирование и моделирование

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Содержание учебного предмета «Технология»

В программе содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных

основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего

периода обучения

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

            Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

           Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды  (общие представления).

            Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

            Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

            Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

            Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

            Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

            Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты .

            Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

            Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

             Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

            Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

             Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

             Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование

               Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

               Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

              По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

Использование информационных технологий    (практика   работы   на  компьютере)

              Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

Экскурсии, практические работы, исследования, выставки изделий проводятся согласно КТП.

Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально

значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-

технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания –

внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и

эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно

важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние

научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и

технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и

телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе.

Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным

образом в XX – начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы

экологии.

Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в

основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные

знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и

приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки),

использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об

информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и

использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических

знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми

являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные

с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса

к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний,

осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.

2. Из истории технологии.

Линия отражает познавательную часть курса, имеет  культурологическую  направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда),создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции.

1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

Самообслуживание.

Мир профессий.

Профессии близких; профессии, знакомые детям;профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного

искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческаядеятельность

человека и природа как источник его вдохновения.

Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая

выразительность —цвет, форма, композиция); гармония предметов иокружающей среды

(сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов,

природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение

материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем вовремя и после работы; уход и

хранение инструментов.

Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов)

и сохранение порядка на нем во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради(приложении) —

рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного

и конечного результата (детали, изделия) с образцом.

Самоконтроль качества выполненной работы –соответствие результата(изделия)

предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим

применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость,

твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для

бумаги и картона).

Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные

И конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.).

Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы.

Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала.

Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы,

игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение

приемов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).

Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с

технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их

выделение, формообразование, сборка.

Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием

ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое

соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой

строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения

изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и

технологических приемов их обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в

технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

3. Конструирование и моделирование.

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги

складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку.

Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные)

конструкции(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов),

общее представление.

Неподвижное соединение деталей.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях(СD) по

изучаемым темам.

2 класс(34 ч.)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

Самообслуживание.

Значение трудовой деятельности в жизни человека —труд как способ

самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к

окружающей среде.

Реализация потребностей человека в укрытии(жилище), питании (охота,

примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.

Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия

профессий ремесленников.

Современное состояние ремесел. Технологии выполнения их работ во времена

средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира(прочность,

удобство, эстетическая выразительность —симметрия, асимметрия, композиция);

гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский

ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-

прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа —источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной

среды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления).

Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы,

схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных

простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений,

выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности —изделия, оформление

праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных

инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Материалы природного происхождения: природные материалы(встречающиеся в

регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа).

Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток.

Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья.

Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств

материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным

свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало.

Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и

обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей

из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже      и эскизе. Линии чертежа(контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).

Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший

чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных

инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных

инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты

прямой строчки).

3. Конструирование и моделирование.

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение

деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием.

Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия.

Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный).

Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления, назначению изделия.

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды,

названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из

разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

3 класс (34 ч)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

Самообслуживание.

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания

культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.

Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических

особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве,

убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до

начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для

повышения производительности труда.

Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно

важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук

и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных с тихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая

электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с

различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета(изделия)

обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск

доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной

деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект),

макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы

художественному или техническому замыслу). Самообслуживание —правила безопасного пользования бытовыми электрическими

приборами, электричеством.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы,

ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа(осевая,

центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости

от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.

Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью,

стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами ит. д.

3. Конструирование и моделирование.

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным

конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы,

способов соединения, соединительных материалов.

Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в

нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка,

сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира

для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным

декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий

принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия)информации,

получаемой человеком. Сохранение и передача информации.

Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации.

Источники информации, используемые человеком в быту:

телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его

назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств

компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными

источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами(мастер-классы), сеть

Интернет, видео, DVD).

4 класс (34 ч)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

Самообслуживание.

Преобразовательная деятельность человека в ХХ —начале ХХI в.

Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения,

Современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное

и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом.

Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в

промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-

компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. —

использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние                     современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.

Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных

особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.

Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Изобретение и использование синтетических материалов с определенными

заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса,

стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с

замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их

происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на

окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и

художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в

современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы,

удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.

Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами

(тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

3. Конструирование и моделирование.

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических

проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ —начала ХХI в. Ее современное назначение(удовлетворение бытовых,

профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест

на земле и в космосе и др.).

Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,

эргономичность и др.).

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в

разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и

дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с

текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с

простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование,

сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.

VII.  Контроль предметных результатов

Контроль предметных результатов освоения данного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Итоговый контроль   в формах
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

Контроль планируется и фиксируется в календарно-тематическом планировании: практические работы, мини-проекты, выставки изделий.

VIII. Календарно –тематическое планирование с указанием основных форм познавательной деятельности обучающихся (см. Приложение № 1)

IX. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа по технологии (труду).

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.).

Методические пособия и книги для учителя.

1

15

К

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

К

15

Технические средства обучения

     Компьютер

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

1

1

1

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

15

Набор демонстрационных материалов.

Объёмные модели геометрических фигур

К

к

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

К

1

2

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Список литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся

Основная литература

Методические пособия для учащихся:

Е.А. Лутцева. Технология. 1-4 класс: Учебник. — М.: Вентана – Граф, 2014

Учебно-методические пособия для учителя

Е.А. Лутцева. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана –

Граф, 2014

Авторская программа по технологии Е.А. Лутцевой «Программа по технологии», М.:

Вентана – Граф, 2014

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

 «Технология» 1, 2, 3, 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2014.

Методическое пособие для учителя

Пособие для учителя

2

 «Технология»   М.: «Вентана - Граф, 2015

«Технология»

Учебник

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Дополнительная литература

- Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости 2 класс. – СПб: Литера,

2000г.

- Бычкова Н.И., Амяга Н.В. Технология развития способности различия в

дошкольном и младшем школьном возрасте. – М.: МИОО, 2010г.

- Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение: Поделки, модели,

игрушки. – М.: Первое сентября, 2002г.

- Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение: Композиции,

подарки, модели. – М.: Первое сентября, 2002г.

- Горкова Л.В. Студия декоративно – прикладного творчества: программы,

организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008г.

- Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. –

М.: Просвещение, 1982г.

- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников.

Основы дизайнобразования. – М.: Академия, 1999г.

-Конышева Н.М. Лепка в начальных классах.

- Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому

обучению. 1 класс. – М.: Экзамен, 2006г.

- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения

в начальных классах. – М.: Сервисшкола, 2003г.

- Настольная книга учителя технологии. – М.: АСТ – АСТРЕЛЬ, 2005г.

- Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся

1-4 классов: Работа с тканью. – М.: Школьная Пресса, 2005г.

- Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших

школьников. – М.: Владос, 2000г. 64) Роговцева Н.И. Технология. 1 класс.- М.: Просвещение, 2011г.

Интернет ресурсы

Общеобразовательные сайты

  • http://www.edu.ru/  - Российское образование.
  • http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования и науки Российской федерации

Сайты для учителей технологии:

  • http://festival.1september.ru – разработки уроков, статьи учителей технологии, в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

Тематические сайты:

Сайты учителей технологии:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по технологии. 3класс. Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по технологии в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века"...

Использование витражной техники на уроках технологии в начальной и средней школе

Использование витражной техники на уроках технологии в начальной и средней школеЛяпина И.А., учитель  начальных классов школы 255 СПб На уроках технологии предлагаю такую форму работы с...

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...

"Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы"

Статья на тему "Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы"...