Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Технология
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya-1.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________Андреева Ю.Н. Протокол № ______ от «_____»___________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Горох Н.Г. «_____»____________2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ села Ключи _________ Н.В.Богданова Приказ № _______ от «_____»___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Андреевой Юлии Николаевны
Вторая категория
Технология
1 класс
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
- развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;
Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа, что соответствует 1 часу в неделю.
Учебно-тематический план.
№ | Тема раздела | Количество часов | ||
комбинир | экскур | |||
1 | Человек в окружающем мире. Мир, созданный руками человека | 8 | 2 | 3 |
2 | Обобщенные технико-технологические знания и умения | 5 | 5 | |
3 | Технология обработки бумаги | 16 | 16 | |
4 | Технология обработки ткани | 4 | 4 | |
Итого | 33 | 30 | 3 |
Содержание программы.
№ | Тема раздела | Кол -во часов | Планируемые результаты | ||
Универсальные учебные деятельности | Предметные знания | ||||
Знать | Уметь | ||||
1. | Что нас окружает | 3 | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Нравственно-этическая ориентация |
сравнивать, делать простейшие обобщения; |
смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение |
2. | Кто где живет | 6 | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
|
человека в окружающем ребенка мире;
творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
деятельности утилитарного и эстетического характера;
профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека;
человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; | самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное
свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами |
3. | Азбука мастерства | 7 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация |
природными материалами.
несъедобными семенами растений
деталей пластилином. |
аппликацию из засушенных растений
мозаику из семян.
сказочных героев из природного материала |
4. | Работаем с бумагой | 5 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
аппликации
мозаики.
складыванием.
из бумажных полос. |
мозаику из мятой бумаги.
мозаику из рваной бумаги
симметричное вырезание
аппликацию из бумажных полос. |
5 | Помощники мастерства | 2 | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
|
работы с иглами и ножницами. |
общее пространственное расположение, пропорции, цвет. |
6 | Сначала рисуем | 5 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
складыванием. |
развёртку. Выполнять технику «гармошка». Выполнять аппликацию из геометрических фигур. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
- Что такое деталь (составная часть изделия);
- Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- Какое соединение деталей называют неподвижным;
- Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
- Прогнозировать получение практических результатов;
Под контролем учителя:
- Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
- Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока (вопросы изучаемые на уроке) | Инструменты и материалы | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Что ты видишь вокруг? (Представление о мире природы и мире, созданном руками человека) | 1 | Экскурсия, игры на воздухе: “Кто назовет больше предметов окружающего мира” (классификация предметов по признакам — природные и рукотворные) | |||
2 | Мир природы. Как засушить листья | 1 | Как засушить листья Любимое занятие - работа | листья | ||
3 | Мир рукотворный. Любимые занятия | 1 | Мир рукотворный. Любимые занятия | |||
4 | Окружающий мир надо беречь (О взаимоотношении окружающего мира и человека) | 1 | Экскурсия “Как люди нашего города, села, деревни относятся к природе” Составляем осенний букет для друзей. Фантазии из листьев и цветов | различные материалы | ||
5 | Экскурсия в школьный краеведческий музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем? ) | 1 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? (Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище) | листья, цветы, бумага, клей | ||
6 | Если захочешь — сделаешь | 1 | Значение трудовой деятельности для человека | изделия трудовой деятельности | ||
7 | Готовим праздник (О радости общения и совместного труда) | 1 | различные материалы | |||
8 | Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах). | 1 | Опытное определение свойств материалов | различные материалы | ||
9 | Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции). | 1 | Опытное определение свойств материалов | различные материалы | ||
10 | Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник. | 1 | Игра “Чья деталь?” (определение целого по его части), творческая работа “Нарисуй свой предмет-загадку Пластилин-волшебник | пластилин | ||
11 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? | 1 | Игра “Чья деталь?” (определение целого по его части), творческая работа “Нарисуй свой предмет-загадку” | бумага, ткань | ||
12 | Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки. | 1 | Игра “Однодетальные и многодетальные изделия” (классификация предметов по конструктивным признакам) | бумага, ткань | ||
13 | Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки | 1 | Игра “Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани” (классификация материалов по видам) | бумага, ткань | ||
14 | Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей) | 1 | . | бумага, ножницы, клей | ||
15 | Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать | 1 | Подставка из бумаги для кисточки | бумага, ножницы, клей | ||
16 | Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами). | 1 | Учим кисточку работать аккуратно | бумага, ножницы, клей | ||
17 | Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения). | 1 | Учим кисточку работать аккуратно | иллюстрации ножниц | ||
18 | С кем линии дружат (понятие линии). | 1 | различные материалы | |||
19 | Из ниток и веревочек (виды линий). | 1 | Приручаем ножницы | нитки | ||
20 | Путь - дорожка (виды линий). | 1 | Приручаем ножницы | линейка, бумага | ||
21 | Размечаем круги (разметка деталей по шаблону). | 1 | Приручаем ножницы | шаблоны | ||
22 | Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону). | 1 | линейка, бумага, образец | |||
23 | Размечаем треугольники (разметка деталей по шаблону) | 1 | Хитрые точки | шаблоны | ||
24 | Несложные прямые сгибания. | 1 | Узоры из веревочек | линейка, бумага | ||
25 | Несложные прямые сгибания. | 1 | линейка, бумага | |||
26 | Изготовление памятки. | 1 | Разметь, вырежи, собери | различные материалы | ||
27 | Изготовление памятки | 1 | Домино | |||
28 | Свойство бумаги и ткани. | 1 | Из одного квадрата. Мозаика. Аппликация “Цирк” | бумага, ткань | ||
29 | Иглы и булавки (швейные приспособления) | 1 | Тренируй сообразительность! | швейные приспособления | ||
30 | Иглы и булавки (швейные приспособления) | 1 | Свойства бумаги: и ткани | швейные приспособления | ||
31 | Домики для иголок и булавок. |
| Домики для иголок и булавок | булавки, иголки | ||
32 | Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка | Учимся беречь книги. Лента-закладка для книг | различные материалы | |||
33 | Комплексная работа «Книжкина больница». |
| Бант-заколка | различные материалы |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник:
1кл. Лутцева Е.А. Технология. Учебник. - М.: Вентана – Граф,2011
Рабочая тетрадь «Ступеньки к мастерству». 1 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...