Урок Знаний "С чего начинается Родина?" 1-4 классы
план-конспект урока (1 класс) на тему

Важенина Светлана Николаевна

По традиции 1 сентября стал праздничным днем, ученики идут в школу, у них торжественная линейка, первый Урок Знаний.  Каждый год  с этого урока начинается новый учебный год.  Тема урока  знаний "С чего начинается Родина". На праздничный урок приглашаем и ребят из детского сада (подготовительная группа). Вместе познаём новоё, отгадываем загадки, узнаём об истории родного села, поём песни. Все ребята активно принимают участие в ходе урока, отправляются в виртуальную экскурсию по родным местам. В конце урока смотрят фильм "Чубаровское", в некоторых эпизодах узнают себя.  Урок несёт много впечатлений, способствует сохранению традиций родного села, прививает любовь к Родине, бережное отношение к природе, заставляет задуматься о происходящем. Всем детям урок понравился. В конце урока всем выручаются маленькие ёлочки, чтобы восстановить Чубаровский ельник - достопримечательность села Чубаровское.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znaniy_2012-2013_nash.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Знаний «С чего начинается Родина?»

Цели: привитие любви к знаниям, к школе, к процессу познания мира, к традициям своего народа, села.

Задачи:

  • приобщать детей к активному участию в школьных праздниках;
  • помочь осознать значение всероссийского празднования 1 сентября;
  • развивать представления детей об обычаях и традициях праздника;
  • воспитывать нравственные чувства: доброту, чуткость, заботу;
  • развивать и корригировать умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и  поведению других людей.

Оборудование: праздничные плакаты, фотогалерея  «Вот моя деревня, вот мой дом родной!; ёлочки для первого домашнего задания, презентация к празднику, фильм «Чубаровское», памятки первоклассникам, значки первоклассника.

Ход урока

Ребята, здравствуйте. Я вас ещё раз поздравляю с первым учебным днём,  вы переступили порог этой красивой, уютной комнаты. Комната эта называется классом.

Если ты с утра проснулся

И увидел за окном:

Все наряды и с цветами,

И веселья полон дом;  

Если видишь по дороге

Много школьников идёт –

Значит,  наступила осень,

Начался учебный год.  

Промчались летние деньки,

За парты вам пора,

Опять вы все – ученики,

Учёба – не игра!  

- Для миллиона россиян сегодня большой праздник – День знаний.     Уважаемые родители, дорогие ребята, я  рада встрече с вами. А наш первый урок начнём с отгадывания ребуса, посмотрю, какие вы догадливые.

                                                           Разгадывание ребуса: (Р1А).

Правильно, ребята, это слово Родина.  

 Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!  

 

    Ребята, а как называется наша Родина? (Россия). А как называется самый главный город нашей страны? (Москва). Москва – это столица нашей Родины.

  Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна, площадь которой составляет семнадцать миллионов квадратных километров, с населением свыше ста пятидесяти миллионов человек. Самая большая страна в мире! Это – Россия. И есть в этой стране маленькая школа-сад  в селе Чубаровском.

   Ребята,  каждая страна имеет свои государственные символы, а вы,  можете назвать их?

   Да, это герб, флаг и гимн являются государственными символами. Слово «Символ» в переводе означает знак, пароль или сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

 

     Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.   Давайте рассмотрим наш герб? Что на нём изображено?

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица – царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шёл чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – корона.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьём сраженный.

    Ещё один важный символ нашего государства – это флаг.

А флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета.

В нём ярко красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А так же девица красна,

Ведь красный – это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть ещё цвета,

Что значат ещё цвета два.

Синий – Украины цвет,

Белый – Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

     Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Государственный флаг означает единство страны. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.  

    А ещё очень часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн слушают стоя.  Гимн – торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Вы ребята слышали наш гимн на линейке,  звучала эта прекрасная песня, прославляя наше государство.

 

  А сейчас давайте отдохнём! Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать, показывая разные движения. Смотрите на меня и запоминайте.

Физкультминутка.

- Как живёшь?

- А плывёшь?

- Вдаль глядишь?

- Как бежишь?

- Утром спишь?

- На урок как спешишь?

- На часы как глядишь?

- А шалишь?

 Ну вот,   и  отдохнули. Ребята,  ответьте мне на  вопрос: А как называется наша малая родина?

   История села Чубаровское.

Давным -  давно, в 16 веке на правом берегу реки Ницы было построено Чубарово городище - юрт (родовое поселение) одного из местных татарских князьков Чубарка. На месте этого поселения была выстроена Чубаровская слобода. Кочевники  много раз сжигали поселение, угоняли скот, но жители вновь отстраивали свои дома, обрабатывали земли, ловили рыбу. Работать чубаровцы всегда умели . 17 век запомнился   знаменательным событием,  была выстроена каменная церковь Пресвятой Богородицы. В 19 веке уже в селе было  Чубаровское начальное народное училище, потребительское общество (магазин товаров).  Шли годы, село процветало и росло. Во времена советской власти церковь была взорвана, на её месте не осталось даже кладки. Сейчас мы живём в 21 веке, а село Чубаровское всё ещё процветает.

Давайте попутешествуем по нашему селу. В    Чубаровском  есть много достопримечательностей, старинных зданий, ценнейших уголков природы, замечательных людей.

   Начнём наше путешествие с  этого старинного здания, где находилось потребительское общество,  угадайте, что это?   (1 фото магазина) 

     Ребята,  а что   здесь можно купить?  

 Мы тоже приобретём в Чубаровском магазине вещи, необходимые для школы. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные (портфель).

У сосны и ёлки

Листики – иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки?  (тетрадь)

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (книга).

Белый комочек растаял –

На доске следы оставил (мел).

Быстрый конёк

По белому полю бегает,

За собой следы оставляет (ручка).

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдётся,

Там след остаётся (карандаш).

Деревянный ящик мой

Я в портфель кладу с собой.

Ящик этот очень мал,

Называется….(пенал)

 

Молодцы, ребята,   знаете, что нужно  для школы.

А наше с вами путешествие продолжается. А  сейчас мы посетим, что?   (2 фото клуб)  (Клуб).  В нашем клубе есть различные кружки по интересам,   библиотека, в которой вы берёте книги. И сегодня вас поздравляют не только мамы с папой, бабушка с дедушкой, дяди и тети и  учителя, но и сказочные герои книг.   Они послали вам телеграммы с поздравлением. Попробуйте догадаться, кто вас поздравляет.

Я желаю от души

Вам здоровья, малыши!

Чтоб прививок не боялись,

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит.

Добрый доктор…(Айболит)

Я желаю вам в подарок

Получить огромный торт,

Шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становится толще, выше,

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

Я хочу вам пожелать

Лишь пятёрки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище …(Буратино)

  И последняя телеграмма.

Странная она какая – то, недобрая. Ну-ка, ребята, определите, кто её отправил, потому что она почему – то не подписана.

Пусть для вас учебный год

Только гадости несёт!

Поучайте только двойки,

Очень редко можно – тройки,

Бейте окна и витрины,

Не ходите в магазины,

Затевайте больше драк.

 Кто же это? (Шапокляк)

Будем так делать, как нам советует вести себя в телеграмме старуха Шапокляк? (Нет). Правильно, ребята, потому что у нас в школе учатся только примерные и прилежные ученики. А сейчас мы поиграем.

Игра: «Если нравится тебе, то делай так….»

Хорошо. А наше путешествие по селу продолжается. И следующая остановка – это наша молочно – товарная ферма (3 фото МТФ). Здесь работают ваши мамы, ухаживают за коровами, телятами. Ферма даёт государству ценнейший продукт – молоко. Ребята,  ответьте: Какие продукты  можно получить из молока? (молоко и т.д)

Ребята, а посмотрите на эту фотографию? Что здесь изображено? (Гараж). Здесь работают ваши папы, дедушки. Ребята, а какие сельскохозяйственные машины вы знаете? (трактора, косилки, комбайны, КамАЗы и т. д).

 А на этой фотографии, что изображено? (4 фото река). А  как её название? (Ница). А какие рыбы водятся в нашей реке?  (ответы детей)

А это куда мы попали? (5 фото – первая школа). В этом здании учились ваши родители, бабушки и дедушки. А мы с вами учимся в новой, красивой школе (6 фото школа-сад).  Давайте поиграем в игру, что возьмём в школу?

Игра:   Руки поставьте на локти. Я буду называть предметы. Если вы услышите название предмета, который надо взять в школу, вы должны хлопнуть в ладоши. Если нет – не хлопайте. Будьте внимательны! (азбука, кукла, машина, тетрадь, подушка, пенал, ложка, жевательная резинка, карандаш, ручка, резинка, портфель, конфета, фломастеры альбом, тарелка).

 

Не устали? Я предлагаю вам посмотреть фильм про наше село, который был снят нашими выпускниками, они уже выросли, работают, и так же любят свою родину. (Просмотр фильма)

А закончим наше путешествие на природе (7 фото Чубаровский ельник).   Вот так он выглядел совсем недавно,  посмотрите, какой он был красивый и ухоженный. А вот так выглядит сейчас. (8 фото ельник сегодня).  От былой красоты не осталось и следа. А что надо сделать, чтобы вернуть прежнюю красоту нашему заповеднику? (ответы детей).

    Давайте и мы посадим ёлочки, чтобы на месте голых пней выросли могучие ели.

  (Раздать   ёлочки). Это ваше первое домашнее задание:  С одной стороны ёлочку надо    раскрасить, а с другой  стороны 1 класс   напишет  знакомые буквы. А  2,3, и 4 классы могут нарисовать рисунок.    Как быстро летит время, урок подошёл к концу. Понравилось ли вам на уроке, что нового и интересного вы узнали, что запомнили? А чтобы первый урок запомнился нашим первоклассникам,  я дарю им памятки   и наградные значки. Впереди вас ждут новые знания. Наш урок закончим песней «С чего начинается Родина». Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "С чего начинается Родина"

Очень часто мы спрашиваем у детей: "С чего начинается Родина?". Ответы звучать по-разному, потому что Родина -понятие для всех разное. Для одного - это целая страна, для другого - город, в котором род...

Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».

Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме " С чего начинается Родина".

Конспект урока. ТемаС чего начинается Родина?Тип урока Изучение нового материала.ЦелиЦели по линиям развития личности ребёнка.Линия 1  - Овладение картиной мира: помочь младшему шк...

УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...

Конспект урока "С чего начинается Родина?"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7     Конспект занятия по окружающему миру.1 классТема:   С чего начинает...

Тема урока "С чего начинается Родина?"

Интегрированный урок: литературное чтение и окружающий мирУчитель начальных классов: Юркина С.В.МБОУ «СШ №м 31 с УИП ХЭП»Класс: 3Технология: модульно-развивающего обученияТема: «С че...

Урок "С чего начинается Родина" в 3 классе

Урок в 3 классе по Кузовлеву В.П. "С чего начинается Родина"...