Тема | «С чего начинается общение?» |
Цель темы: | Формирование целостных приёмов чтения, правильного и выразительного чтения. |
Основное содержание урока, термины и понятия | Закрепление представления о доброжелательном стиле общения (на основе художественно-образного восприятия художественных текстов) общение, приветствие, настроение, жесты, мимика, вежливые слова, доброжелательный тон, улыбка |
Используемые приёмы технологии критического мышления: опорная схема-коллаж; алгоритм вопросов курса «Образ и мысль» при работе с визуальным рядом.
| Планируемый результат |
Предметные умения | УУД |
Чтение текста целым словом; выразительное чтение произведения при повторном прочтении, передача своего отношения к героям. | Личностные: способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Регулятивные: освоение способов оценивания результата своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию; разыгрывание диалогов, осмысление целей общения собеседников и уровня их культуры. Коммуникативные: формирование культуры общения, умения сотрудничать при работе в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
|
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир. Объекты природы, отношение человека к природе. Технология.
| Фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного и сменного состава. | Азбука, ч.2, стр.82-8 Фрагмент мультфильма «33 попугая. Привет, Мартышка!» Карточки слов, отрабатываемых понятий. Интерактивная доска SMART, презентация к уроку в данной программе. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | - Как вы считаете, Слонёнок на самом деле потерял привет? -Что означает фраза «передай привет» | Учащиеся просматривают фрагмент мультфильма «38 попугаев. Привет Мартышка». Рассуждают о знаках внимания между знакомыми людьми, с которыми приятно общаться. |
Мотивация учебной деятельности.
| На первых уроках в сентябре мы рассматривали страницу «Мир нашего общения». Использование стратегии вопросов «Что видите на иллюстрации? Что видите такого, что позволяет так сказать? Кто думает иначе?» - Всегда ли общение бывает приятным? | Рассматривают иллюстрации, высказывают мнения об общении сверстников с природой, взрослыми, членами семьи, одноклассниками, сверстниками.
Вспоминают о правилах вежливого общения на уроке «Один говорит, другие слушают» |
Постановка целей и задач урока.
| Прочитайте название темы урока. Какую учебную задачу поставим? (научиться соблюдать правила общения)
| Чтение и осмысление темы урока. Обмен мнениями. Учащиеся формулируют цель урока с помощью учителя. Научится некоторым правилам правильного общения. Продолжить работу над выразительным чтением. |
Первичное усвоение новых знаний | Аз. Стр.82 Прочитайте название ст-я А.Барто «Вовка- добрая душа». О ком это ст-е? О каких людях так говорят? Самостоятельное чтение, с подчёркиванием слов, указывающих на характер героя.
- Понравился вам герой? Выберите слова, относящиеся к герою. - Что вы видите на иллюстрации такого, что позволяет сказать, что этот Вовка именно такой? Найдите доказательства в тексте. - Как автор относится к герою в начале произведения, в конце? Выразительное чтение стихотворения, передача характера героя, отношения автора. - Вам интересно узнать, на сколько вы вежливы, когда приходите в класс утром? Обозначьте цветом шарик.
У кого зелёный цвет? синий? красный? У кого шарик красного цвета, он(а) всегда здоровается и помнит об этом правиле, помогите ребятам научиться. Обратите внимание на ключевые слова коллажа.
| Установка на правильное чтение. Критерии оценивания чтения учащимися: - Правильность
- Чтение по слогам (с переходом) целым словом
- Выразительность (соблюдение интонации восклицательных предложений, пауз, снижение голоса в конце предложения)
Учащиеся выбирают слова, характеризующие образ героя: счастливый, радостный, весёлый, убирая лишнее слово «грустный». Используя алгоритм вопросов, учащиеся выделяют понятия: приветствие, жесты, мимика, улыбка, хорошее настроение и начинают составлять коллаж «С чего начинается общение?» Оценивание чтение вслух учащимися по выше представленным критериям.
Оценивание своих действий: «Входя в класс утром, поздороваться с ребятами» З- знаю, всегда делаю. С- знаю, делаю не всегда. К- не знаю, хочу научиться.
Упражнение в общении «Поздоровайся с другом, с одноклассниками, с учителем».
|
Первичная проверка понимания | С. Иванов «Разговор про вежливость». Можно назвать героев иллюстрации вежливыми детьми? –Учитель использует алгоритм вопросов: - Что видите на иллюстрации? Что вы видите такого, что позволяет так сказать? О чём мы еще не сказали? Прочитайте текст и найдите слова, поступки, доказывающие ваши мнения.
-Назовите участников диалога. -Знают ли они слова вежливого общения? Что о поступках детей вы прочитали такого, что позволяет вам это сказать?
Работа над чтением по ролям. Чтение по абзацам, разбор А- слова автора, Л –Лиза (А), О-Олег (А) - В общении с одноклассниками, всегда ли вы сдержаны, воспитаны, говорите, не оскорбляя другу друга.
Вывод: Постарайтесь быть в общении вежливыми. Знать недостаточно, надо уметь применять в жизни. Овладеть доброжелательной формой общения: (манеры, стиль) не кричать, не обзываться, быть миролюбивы и, доброжелательными)
| Учащиеся рассматривают иллюстрацию в азбуке, рассуждают, высказывают свои мнения.
Учащиеся самостоятельно читают текст, карандашом выделяя слова в тексте.
Распределение ролей, чтение по ролям, оценивание чтения учащимися по раннее представленным критериям. Оценивание своих поступков: З- знаю, всегда получается. С- знаю, не всегда получается. . К- не получается, хочу научиться.
|
ФМ | Под музыку песни «Подружки» дети перемещаются по классу парами и садятся за парты по желанию (предварительно взяв учебник) | Двигаются парами по классу и рассаживаются по желанию. |
Первичное закрепление.
| Работа в парах сменного состава чтение произведения Б. Заходера «Приятная встреча».
- Назовите героев произведения (Бука, Бяка) - Какие необычные имена, что автор хотел этим сказать о героях? Что означает «смотреть букой?» (быть угрюмым, недоброжелательным, неприветливым)
- Состоялся ли разговор между героями? -Как пишет об этой встрече в стихотворении автор?
Интересно, а можно назвать эту встречу приятной, если смотрят на тебя «букой»?
-Кто догадается, почему автор называет своё ст-е «Приятная встреча»? (ирония, героям необходимо научиться) - Давайте поможем нашим героям.
| Учащиеся читают громким шепотом друг- другу и оценивают чтение по критериям. Рассматривание иллюстрации учебника «Кто из них Бука и Бяка?» с помощью алгоритма вопросов.
Работа с опорными словами коллажа: Начало общения не может быть приятным без мимики, жестов, вежливых слов приветствия, доброжелательного тона.
Работая в паре сменного состава, учащиеся обыгрывают ситуацию так, чтобы встреча была действительно приятной. Оценивание работы в парах: З- работали дружно С- получилось не так, как хотелось. К- работа не получилась. |
Рефлексия
| Сравните героев произведения. Кто вызывает симпатию? Какие правила общения вы запомнили? Шариков какого цвета больше?
Коллаж «С чего начинается общение?» поможет нам составить правила вежливого общения в классе.
| Самооценка учащихся, на основе выработанных критериев. (Зелёных- знаю правила общения, всегда применяю. Синих- знаю правила общения, не всегда применяю. Красных- не знаю, не получается, хочу научиться.) Вывод: Чтобы быть вежливым человеком, знать правила поведения недостаточно, надо их применять.
|