В гостях у времён года
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Красильникова Светлана Александровна

Фольклорный праздник для 3-4 классв

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_vremyon_goda.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у времён года.

Фольклорный праздник.

Цели: 1.Прививать интерес к русскому народному фольклору. Расширить знания детей о временах года.

2. Развивать речь, память, внимание, музыкальный слух.

3.Воспитывать уважение друг к другу, доброжелательность.

Оборудование: рисунки детей, гирлянды из снежинок, листьев, птиц, цветов, грибов, плакаты со словами: «Лето – кладовая секретов», «Кулик-самород весну несёт» и т.д., колокольчик для игры, ромашка со скороговорками на лепестках.

Действующие лица:

Первый ведущий

Второй ведущий

 Зима

Весна

Лето

Осень

Ход праздника.

1 ведущий:  Здравствуйте, дети. Сегодня вы пришли в гости к временам года. Начинаем наш фольклорный праздник. А что такое фольклор? А теперь скажите, пожалуйста, кто придумал Доктора Айболита? А кто автор «Сказки о царе Салтане?» Молодцы. Правильно!

2 ведущий: А кто сочинил сказку «Гуси-лебеди?» а кто автор песенки «Во поле берёза стояла?» Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы?

1 ведущий: Сколько бы вы не старались вспомнить сочинителей сказки, считалки, скороговорки, вы их не найдёте. Потому что созданы они не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизней многих людей. Поэтому такие произведения называют народными, их сочинил народ.

2 ведущий: На этом празднике наши добрые хозяева Зима, Весна, Лето, Осень познакомят вас с русским народным творчеством: считалками, играми, загадками, песнями, скороговорками.

(Появляются времена года)

Зима – Здравствуйте, гости дорогие!

Весна – Веселья вам, да радости!

Лето – Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

Осень - Припасли мы забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому -  сказка, кому – песенка.

Весна – Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Зима (сердито) – гостям то, известное дело, хватило места… Да не тесновато ли хозяевам?

Лето  - Да, что ты, матушка, неуёмная какая!  Ещё и праздник не начинали, а ты уж ворчать взялась!

Зима. За вами глаз да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как  - сами  толком не знаете. Вот порядок ли, что все мы тут толчёмся?

1 ведущий. Да не ссорьтесь вы, сестрицы дорогие! Посмотрите-ка в зал. Какие ребята сегодня красивые пришли к вам в гости. Давайте повеселим наших ребят, ведь они у нас в гостях. Пусть встреча с каждым из времён года запомнится им.

2 ведущий.- Ребята, ответьте мне хором, какое время года сейчас?

Дети – Зима!

1 ведущий – правильно. Поэтому слово предоставляем старшей из сестёр – Зиме. Милости просим, матушка зима, а остальные сёстры могут занять места рядом с ребятами.

Зима – Любит русский народ Зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером  под завыванье метели можно  и сказку послушать. Ребята, хотите сказку послушать?

Ведущий: Слушайте и смотрите русскую народную сказку…

 Зима – Вот, дорогие гости, и такое бывает в лютые морозы. А теперь пришёл черёд зимним загадкам, их у меня много.

- Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

- Шуба бела весь свет одела. (Снег)

- Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лёд)

- В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь)

- Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка –

Был цветок – и нет цветка. (снежинка)

Зима: Я думала, что очень трудные загадки вам приготовила, а вы все отгадали. Порадовали вы меня. Спасибо вам. А ещё я припасла для вас игру (игра в снежки).

Мороз, мороз

Через дуб перерос

Через дуб перерос

Бабу снежную привёз,

Баба, баба, беляком,

Получай-ка снега ком.

Ведущий – Дорогая Зимушка! Наши ребята приготовили тебе подарок.

Зима. Ой, это интересно! С удовольствием приму их подарок.

Ведущий. Ребята приготовили для тебя песню «Метелица».

Зима – Спасибо за подарок. А теперь я уступаю место своей сестре Весне.

2 ведущий. Ребята, чтобы Весна пришла на смену Зиме, надо её покликать.

1 ведущий. Давайте хором произнесём слова:

Жучик-крючик-паучок,

Прилети к нам, куличок,

Виту-виту-виту- лай

Принеси весну в наш край.

Весна - Кто меня весну-красну звал, вызывал? Вы, ребята?

Дети – Да!

Весна – Вот я и пришла. А с сестрицей Зимой попрощаемся:

Кулик-кулик!

Замыкай Зиму,

Отпирай  Весну!

Ну вот, теперь можно и за игры приниматься. Поиграем в игру «Фигуры».

Море, берег, волна – раз;

Небо, звёзды, луна – два;

Солнце, луг, цветы – три;

На месте, фигура, замри!

Все замирают на месте. Кто не успеет замереть или зашевелится, выбывает из игры.

Весна. Молодцы. Хорошо поиграли. А вот ещё одна игра. Называется она  «Колокольчик». Но вначале нужно выучить песенку. Разучивает с детьми песенку.

Колокольцы-бубенцы

Раззвонились удальцы;

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

Для игры выбирают двух игроков. Одному дают колокольчик, другому завязывают глаза. Игра повторяется 2-3 раза.

Весна. Ну и горазды вы, ребятушки, в игры играть! Я даже притомилась немножко. Пора мне место уступать лету.

1 ведущий. Дорогая весна,  на прощанье дети хотят подарить тебе свой хоровод.

Под музыку «Во поле берёза стояла» дети исполняют хороводный танец.

Весна. Вот и славно станцевали. С такими и прощаться жалко, но не на век же прощаемся, придёт опять мой черёд! До свидания!

Лето. Вот и мой черёд настал поговорить с вами. Кто не любит лето? Лето любят все. Птицы поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. В лесах поспевает клубника, земляника, малина. Детям тоже  раздолье летом, можно погулять, искупаться и ягоды пособирать.

1ведущий. Только будьте осторожны, когда в лес пойдёте, не заблудитесь, как заблудилась девочка в русской народной песне «Как пошли наши подружки».

Несколько девочек поют песню.

2ведущий – Посмотрите, пока девочки пели песню, в зале выросла большая ромашка.

Лето. Эта ромашка не простая, а ромашка-скороговорка. Пусть каждый класс возьмёт по одному лепестку. На лепестке записана скороговорка. Нужно хором произнести эту скороговорку три раза подряд.

Ребята тренируются 1-2 минуты.

Скороговорки:

1.Полпогреба репы, полколпака гороху.

2.От топота копыт пыль по полю летит.

3.Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве  - дрова.

4.Прокоп украл укроп.

5.Ребята малы семигодовалы,

Во полях скирды заскирдовали.

Лето. А теперь, ребятушки, хочу с вами разучить различные заклички. Знаете ли как солнышко в непогоду звать? Я вас научу. Повторяйте за мной.

Солнышко, выгляни!

Красное, свети.

К нам на нивку иди, ладить косы и серпы.

А дождик в засуху так вызывают:

Дождик, лей, лей, лей,

На межу и на людей, поливай ведром

На Егорьев дом.

А ещё:

Дождик, дождик, лей, лей,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома, не боятся грома.

 Ой, вот и дождик заморосил,  да и рожь в поле сжали, и рябина по лесам закраснелась. Я и оглянуться не успело, как Осень уже на пороге стоит. Как добралась, сестрица дорогая?

1 ведущий. Дорогое Лето, спасибо тебе за то, что ты так повеселило ребят. Прими от них небольшой подарок – русскую народную песню «А я по лугу».

Лето. Хорошо поёте, молодцы. Спасибо за такой подарок. А теперь я уступаю место красавице золотой Осени.

Осень. Вот и я прибыла.

Лето. Как добралась, сестрица дорогая?

Осень. На тучке приехала, ветер северный за погонщика был, дождь-изморось за указчика. Мне на пути нигде преграды не было!

Лето. До свидания, сестрица!

Осень. До встречи, Лето красное! Появились  опять опята в лесу – лето кончилось. Это моя примета. А ещё обо мне говорят: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, малосухая». Осень все ждут. Осенью люди собирают урожай. Поработаешь  в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом. Хлеб – наше главное богатство. Как прекрасно пахнет в доме свежий каравай хлеба!

Сейчас я приглашаю вас поиграть в хороводную игру «Каравай».

Осень. Ребята, чтобы у вас на столе всегда был такой хлеб, надо очень много трудиться. Недаром в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».А какие пословицы и поговорки знаете вы о труде?

- Терпенье и труд, всё перетрут.

- Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Откладывай безделье, да не откладывай дела.

- Труд человека кормит, а лень портит.

Осень. Молодцы! Я думаю, что вы трудиться умеете хорошо. А теперь для вас мои загадки.

Осень. Делу – время, потехе – час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать.

2 ведущий. Подожди, сестрица Осень, а подарок от ребят ты разве не хочешь получить? Они приготовили для тебя задорные частушки.

1.Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте - ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2.Эх, топни, нога, топни, правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая,

Я плясать пойду по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

3. Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася  назад –

Сапоги мои лежат.

4. От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

5. Сидит ёжик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

7. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9.На окошке два цветочка,

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

10. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Осень. Большое вам спасибо, милые ребята! А прощаться всё же пришла пора. Пусть ненадолго вернуться мои сёстры: Зима, Весна, Лето. Позовём их хором. 

Зима. Хороша Зима снегами.

Весна. Весна – цветами.

Лето.  Лето- -грибами.

Осень.  А Осень – пирогами.

Вместе – До свидания.

Под мелодию русской народной песни дети покидают зал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

смена времён года

     «МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ»  « Смены времен года - весна, лето, осень, зима».   Автор:Кадиева Шухайдат Магомедовна, 02.07.2003 г.р....

В ГОСТЯХ У ВРЕМЁН ГОДА

Внеклассное мероприятие для начальной школы...

Внеклассное занятие "В гостях у времён года"

Это фольклорный праздник о временах года....

В гостях у времён года .Осень -зима .

На вопрос " Что такое окружающий мир и как его надо беречь " мои ученики, прежде всего ,отвечают ,что это наша природа , которую надо изучать , любить и бережно относиться . Времена года помогаю...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...

Конспект урока окружающего мира "Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них" ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.

Данный урок строится в соответствии с требованиями  системно - деятельностного подхода, поэтому на данном уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблем...

Времена года. Последовательность времён года.

Интересное игровое занятие, проводимое у дошкольников при подготовке к школе. Во время занятия дети попадают в гости к отцу Году и отгадывают по его подаркам, приготовленным дочерям, как их зовут....


 

Комментарии