В гостях у времён года
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В гостях у времён года.
Фольклорный праздник.
Цели: 1.Прививать интерес к русскому народному фольклору. Расширить знания детей о временах года.
2. Развивать речь, память, внимание, музыкальный слух.
3.Воспитывать уважение друг к другу, доброжелательность.
Оборудование: рисунки детей, гирлянды из снежинок, листьев, птиц, цветов, грибов, плакаты со словами: «Лето – кладовая секретов», «Кулик-самород весну несёт» и т.д., колокольчик для игры, ромашка со скороговорками на лепестках.
Действующие лица:
Первый ведущий
Второй ведущий
Зима
Весна
Лето
Осень
Ход праздника.
1 ведущий: Здравствуйте, дети. Сегодня вы пришли в гости к временам года. Начинаем наш фольклорный праздник. А что такое фольклор? А теперь скажите, пожалуйста, кто придумал Доктора Айболита? А кто автор «Сказки о царе Салтане?» Молодцы. Правильно!
2 ведущий: А кто сочинил сказку «Гуси-лебеди?» а кто автор песенки «Во поле берёза стояла?» Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы?
1 ведущий: Сколько бы вы не старались вспомнить сочинителей сказки, считалки, скороговорки, вы их не найдёте. Потому что созданы они не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизней многих людей. Поэтому такие произведения называют народными, их сочинил народ.
2 ведущий: На этом празднике наши добрые хозяева Зима, Весна, Лето, Осень познакомят вас с русским народным творчеством: считалками, играми, загадками, песнями, скороговорками.
(Появляются времена года)
Зима – Здравствуйте, гости дорогие!
Весна – Веселья вам, да радости!
Лето – Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
Осень - Припасли мы забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому - сказка, кому – песенка.
Весна – Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Зима (сердито) – гостям то, известное дело, хватило места… Да не тесновато ли хозяевам?
Лето - Да, что ты, матушка, неуёмная какая! Ещё и праздник не начинали, а ты уж ворчать взялась!
Зима. За вами глаз да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как - сами толком не знаете. Вот порядок ли, что все мы тут толчёмся?
1 ведущий. Да не ссорьтесь вы, сестрицы дорогие! Посмотрите-ка в зал. Какие ребята сегодня красивые пришли к вам в гости. Давайте повеселим наших ребят, ведь они у нас в гостях. Пусть встреча с каждым из времён года запомнится им.
2 ведущий.- Ребята, ответьте мне хором, какое время года сейчас?
Дети – Зима!
1 ведущий – правильно. Поэтому слово предоставляем старшей из сестёр – Зиме. Милости просим, матушка зима, а остальные сёстры могут занять места рядом с ребятами.
Зима – Любит русский народ Зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером под завыванье метели можно и сказку послушать. Ребята, хотите сказку послушать?
Ведущий: Слушайте и смотрите русскую народную сказку…
Зима – Вот, дорогие гости, и такое бывает в лютые морозы. А теперь пришёл черёд зимним загадкам, их у меня много.
- Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
- Шуба бела весь свет одела. (Снег)
- Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лёд)
- В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь)
- Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка –
Был цветок – и нет цветка. (снежинка)
Зима: Я думала, что очень трудные загадки вам приготовила, а вы все отгадали. Порадовали вы меня. Спасибо вам. А ещё я припасла для вас игру (игра в снежки).
Мороз, мороз
Через дуб перерос
Через дуб перерос
Бабу снежную привёз,
Баба, баба, беляком,
Получай-ка снега ком.
Ведущий – Дорогая Зимушка! Наши ребята приготовили тебе подарок.
Зима. Ой, это интересно! С удовольствием приму их подарок.
Ведущий. Ребята приготовили для тебя песню «Метелица».
Зима – Спасибо за подарок. А теперь я уступаю место своей сестре Весне.
2 ведущий. Ребята, чтобы Весна пришла на смену Зиме, надо её покликать.
1 ведущий. Давайте хором произнесём слова:
Жучик-крючик-паучок,
Прилети к нам, куличок,
Виту-виту-виту- лай
Принеси весну в наш край.
Весна - Кто меня весну-красну звал, вызывал? Вы, ребята?
Дети – Да!
Весна – Вот я и пришла. А с сестрицей Зимой попрощаемся:
Кулик-кулик!
Замыкай Зиму,
Отпирай Весну!
Ну вот, теперь можно и за игры приниматься. Поиграем в игру «Фигуры».
Море, берег, волна – раз;
Небо, звёзды, луна – два;
Солнце, луг, цветы – три;
На месте, фигура, замри!
Все замирают на месте. Кто не успеет замереть или зашевелится, выбывает из игры.
Весна. Молодцы. Хорошо поиграли. А вот ещё одна игра. Называется она «Колокольчик». Но вначале нужно выучить песенку. Разучивает с детьми песенку.
Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы;
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
Для игры выбирают двух игроков. Одному дают колокольчик, другому завязывают глаза. Игра повторяется 2-3 раза.
Весна. Ну и горазды вы, ребятушки, в игры играть! Я даже притомилась немножко. Пора мне место уступать лету.
1 ведущий. Дорогая весна, на прощанье дети хотят подарить тебе свой хоровод.
Под музыку «Во поле берёза стояла» дети исполняют хороводный танец.
Весна. Вот и славно станцевали. С такими и прощаться жалко, но не на век же прощаемся, придёт опять мой черёд! До свидания!
Лето. Вот и мой черёд настал поговорить с вами. Кто не любит лето? Лето любят все. Птицы поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. В лесах поспевает клубника, земляника, малина. Детям тоже раздолье летом, можно погулять, искупаться и ягоды пособирать.
1ведущий. Только будьте осторожны, когда в лес пойдёте, не заблудитесь, как заблудилась девочка в русской народной песне «Как пошли наши подружки».
Несколько девочек поют песню.
2ведущий – Посмотрите, пока девочки пели песню, в зале выросла большая ромашка.
Лето. Эта ромашка не простая, а ромашка-скороговорка. Пусть каждый класс возьмёт по одному лепестку. На лепестке записана скороговорка. Нужно хором произнести эту скороговорку три раза подряд.
Ребята тренируются 1-2 минуты.
Скороговорки:
1.Полпогреба репы, полколпака гороху.
2.От топота копыт пыль по полю летит.
3.Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве - дрова.
4.Прокоп украл укроп.
5.Ребята малы семигодовалы,
Во полях скирды заскирдовали.
Лето. А теперь, ребятушки, хочу с вами разучить различные заклички. Знаете ли как солнышко в непогоду звать? Я вас научу. Повторяйте за мной.
Солнышко, выгляни!
Красное, свети.
К нам на нивку иди, ладить косы и серпы.
А дождик в засуху так вызывают:
Дождик, лей, лей, лей,
На межу и на людей, поливай ведром
На Егорьев дом.
А ещё:
Дождик, дождик, лей, лей,
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома, не боятся грома.
Ой, вот и дождик заморосил, да и рожь в поле сжали, и рябина по лесам закраснелась. Я и оглянуться не успело, как Осень уже на пороге стоит. Как добралась, сестрица дорогая?
1 ведущий. Дорогое Лето, спасибо тебе за то, что ты так повеселило ребят. Прими от них небольшой подарок – русскую народную песню «А я по лугу».
Лето. Хорошо поёте, молодцы. Спасибо за такой подарок. А теперь я уступаю место красавице золотой Осени.
Осень. Вот и я прибыла.
Лето. Как добралась, сестрица дорогая?
Осень. На тучке приехала, ветер северный за погонщика был, дождь-изморось за указчика. Мне на пути нигде преграды не было!
Лето. До свидания, сестрица!
Осень. До встречи, Лето красное! Появились опять опята в лесу – лето кончилось. Это моя примета. А ещё обо мне говорят: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, малосухая». Осень все ждут. Осенью люди собирают урожай. Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом. Хлеб – наше главное богатство. Как прекрасно пахнет в доме свежий каравай хлеба!
Сейчас я приглашаю вас поиграть в хороводную игру «Каравай».
Осень. Ребята, чтобы у вас на столе всегда был такой хлеб, надо очень много трудиться. Недаром в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».А какие пословицы и поговорки знаете вы о труде?
- Терпенье и труд, всё перетрут.
- Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Труд человека кормит, а лень портит.
Осень. Молодцы! Я думаю, что вы трудиться умеете хорошо. А теперь для вас мои загадки.
Осень. Делу – время, потехе – час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать.
2 ведущий. Подожди, сестрица Осень, а подарок от ребят ты разве не хочешь получить? Они приготовили для тебя задорные частушки.
1.Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте - ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2.Эх, топни, нога, топни, правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая,
Я плясать пойду по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
3. Я стояла босиком,
Осмотрела все кругом.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.
4. От подружек-хохотушек
Столько шума-звона,
Как от сотни погремушек,
Даже миллиона!
5. Сидит ёжик на березе –
Белая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
6. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
7. Балалаечка-гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
8. Если б Маша не глазела
В скважину замочную,
То на лбу бы не имела
Шишку крупноблочную.
9.На окошке два цветочка,
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
10. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Осень. Большое вам спасибо, милые ребята! А прощаться всё же пришла пора. Пусть ненадолго вернуться мои сёстры: Зима, Весна, Лето. Позовём их хором.
Зима. Хороша Зима снегами.
Весна. Весна – цветами.
Лето. Лето- -грибами.
Осень. А Осень – пирогами.
Вместе – До свидания.
Под мелодию русской народной песни дети покидают зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
смена времён года
«МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ» « Смены времен года - весна, лето, осень, зима». Автор:Кадиева Шухайдат Магомедовна, 02.07.2003 г.р....
В ГОСТЯХ У ВРЕМЁН ГОДА
Внеклассное мероприятие для начальной школы...
Внеклассное занятие "В гостях у времён года"
Это фольклорный праздник о временах года....
В гостях у времён года .Осень -зима .
На вопрос " Что такое окружающий мир и как его надо беречь " мои ученики, прежде всего ,отвечают ,что это наша природа , которую надо изучать , любить и бережно относиться . Времена года помогаю...
Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"
Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить детей с отличительными особенностями времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...
Конспект урока окружающего мира "Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них" ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.
Данный урок строится в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода, поэтому на данном уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблем...
Времена года. Последовательность времён года.
Интересное игровое занятие, проводимое у дошкольников при подготовке к школе. Во время занятия дети попадают в гости к отцу Году и отгадывают по его подаркам, приготовленным дочерям, как их зовут....
Комментарии
внеклассная работа
Фольклорный праздник