Люби и знай родной свой край.
методическая разработка по теме

Валентина Николаевна Олейникова

Игра-путешествие для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_sentyabrya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЗНАНИЙ

«Люби и знай         родной

свой край»

(игра-путешествие по станциям)

                                        Подготовила и провела

                                 учитель начальных классов

                                                    Олейникова В.Н.

МОУ «СОШ №2» г.Котовск


Тема: «Люби и знай родной свой край»

(игра - путешествие по станциям)

Цель: расширить знания учащихся о родном крае;

            воспитывать любовь к малой родине

Оборудование:

маршрутные листы с названиями станций;

таблицы с названиями городов, рек Тамбовской области

фотографии с видом Тамбова

карта Тамбовской области

цветик-семицветик

модель герба Тамбовской области

маленькие модели герба для каждого ребенка

Литература:

Большая Российская энциклопедия «Города России»

Заруцкий «Край Тамбовский»

Ход урока:

   Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас мы вместе с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю.

   Тамбов – город своеобразный, органично сочетающий в себе старину и современность. Возникнув много лет назад, он был сначала крепостью, затем крупным торговым центром. Во все времена тянулись сюда узенькие и широкие дороги, и вблизи города возникли сначала Пушкари, Донское, Стрельцы, а затем Рассказово, Татаново, Котовск.

    В Тамбове и его окрестностях сосредоточено много туристских объектов. Здесь можно пройти по старинным улочкам, а заглянув в лес увидеть таежные растения и выходы чистейших подземных вод, полюбоваться озерами, происхождение которых все еще вызывает споры, островками луговых степей, лесными массивами возрастом более 150 лет.

   А сколько исторических памятников и объектов!

   Хорошеет Тамбов и наша область. Бережно охраняется природа его окрестностей. Все больший интерес представляет Притамбовье для туристов.     - А кто из вас знает, почему мы сегодня так много говорим о Тамбове и области?

- В 2007 году Тамбовской области исполняется 70 лет.

- Верно. Но прежде чем отправиться в путешествие, посмотрите на парты. У вас лежат маршрутные листы, которые помогут нам путешествовать так, чтобы ничего не забыть и нигде не заблудиться. Станций, на которых мы будем останавливаться – 4. Прочитайте их названия.

- Историческая, географическая, литературная, экологическая.

- На каждой станции нас ждут вопросы и задания на которые мы вместе с вами попробуем ответить. Но чтобы начать путешествие нам необходимо выбрать средство передвижения. Я предлагаю вам цветик-семицветик. Отрывая листок мы будем переноситься с одной станции на другую. Для этого нужно вспомнить волшебные слова. Повторяйте их за мной.

(дети встают и повторяют движения и слова за учителем )

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на станции Исторической.

- Итак, первая остановка станция «Историческая».

Станция «Историческая».

Сколько лет городу Тамбову, когда он образован?

(В прошлом году Тамбову исполнилось 370 лет, он образован в 1636 году)

Что изображено на гербе города Тамбова? Что это означает?

(На лазуревом поле улей и над ним три золотые пчелы, земля зеленая. Пчелы – символ трудолюбия, т.к. тамбовчане народ трудолюбивый и выносливый.)

Внимательно посмотрите на фотографии. Что на них изображено? Бывали ли вы там?

(беседа по фотографиям с видами Тамбова)

- Молодцы, ребята! Вы многое знаете о крае, в котором живете и я думаю, что узнали и что-то новое. А теперь можно говорить заклинание и двигаться дальше.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на станции Географической.

- Итак, станция «Географическая»

Станция «Географическая»

Расскажите о том, когда и почему был построен Тамбов?

(В 1636 году на реке Цне Романом Боборыкиным  была построена крепость Тонбов. Она защищала от набегов степных кочевников – татар и калмыков.)

Назовите реки Тамбовской области.

(Цна, Ворона, Воронеж, Битюг, Матыра)

Учитель показывает реки на карте Тамбовской области.

Назовите города Тамбовской области.

(Тамбов, Мичуринск, Моршанск, Жердевка, Кирсанов, Рассказово, Котовск, Уварово)

Учитель показывает города на карте Тамбовской области.

Расскажите  историю города Котовска.

(Город начинался со строительства рабочего поселка в 1914 году. Через год были пущены Тамбовский пороховой завод и кирпичный завод. Через 5 лет в 1919 году Тамбовскому пороховому заводу и рабочему поселку дано название «Красный боевик». В 1940 году рабочий поселок был преобразован в г.Котовск, в честь легендарного героя гражданской войны Г.И.Котовского. Сейчас Котовск расположен к югу от Тамбова, на правом берегу реки Цны. Город пересекают четкие, прямые улицы, названия которых говорят о боевых  традициях, хранят память о замечательных земляках.)

- Мы ответили на все вопросы и теперь можно следовать дальше.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на станции Литературной.

Станция «Литературная»

Назовите писателей и поэтов, которые родились или жили в Тамбовской области.

(Значительное влияние на развитие культурной жизни города и всего края оказал поэт Г.Р.Державин, который был главой Тамбовского наместничества. В Тамбове он основал театр, типографию, первую в России провинциальную газету «Тамбовские известия», народное училище. Также с Тамбовом связаны имена: Н.Вирта, М.Румянцева, В.Дорожкина, Е.Боратынский, А.Жемчужников.)

Прочитайте стихотворение о родном крае или нашего поэта-земляка.

(Учитель также готовит стихотворение для выразительного чтения)

- И последняя станция нашего путешествия.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на станции  «Экологической».

Станция «Экологическая»

Какие звери живут в лесах Тамбовской области?

(В наших лесах живут лоси, волки, бобры, лисы, зайцы, можно встретить медведей.)

Какие лекарственные травы можно встретить в наших лесах? Почему они так называются?

(Лекарственными они называются так потому, что помогают людям избавиться от болезней. Это шиповник, подорожник, брусника, череда, ромашка, крапива, валериана, ландыш)

Как можно охранять лес?

(Не разжигать костры, не оставлять мусор, не разорять гнезда, не рвать напрасно растения)

Какие птицы живут в городе? Как о них нужно заботиться?

(В Тамбове много зимующих и перелетных птиц. Зимуют: воробей, поползень, синица, дятел, глухарь, тетерев, куропатка. Из перелетных: дрозд, иволга, перепел, жаворонок. Обо всех птицах нужно заботиться, особенно о зимующих, не стрелять из рогаток, не разорять гнезда, мастерить кормушки и кормить)

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали о нашем крае. В память о нашем путешествии вы получите изображение герба Тамбова.

- О нашем крае можно долго говорить, но обо всем рассказать трудно. Кого сегодняшняя тема заинтересовала, то на интересующие вас вопросы вы можете найти ответы в книгах. Книг о Тамбовском крае написано много. Посмотрите на доску, некоторые из них стоят на выставке. Конечно, эти книги пока сложны для вас, читать вы их будете немного позже, но всё же отдельные главы будут для вас вполне доступными. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло вам еще больше любить свой край. Пусть же прошлое и настоящее нашего края пробудят в вас стремление своей учебой, а затем и делами приумножать его богатства и славу!

   В заключении я предлагаю вам исполнить песню Кабалевского «Наш край».

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной свой край люби и знай!

В этом проекте я рассказываю о том, как знакомила детей с историей села, его достопримечательностями.Доказывала почему эта тема актуальна...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...

внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай

воспитание у  детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости,  ответственности за свой город, уважения к его жителям....

Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».

Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска.  Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

презентация "Люби и знай родной свой край!"

        Интерес к своей малой Родине начинаем прививать с 1 класса.  Вначале внешние атрибуты – красивые наряды, яркие ленты, символы страны, Республики и го...