Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Люби и знай родной край»
для 1-4 классов
на 2016-2017 учебный год
Учителя: Шилина Оксана Сергеевна
Максимова Ирина Владимировна
г. Серпухов
Программа внеурочной деятельности
«Мой город»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.)
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «Мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Подмосковья, родного города Серпухова;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ СОШ №5. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит
накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Город Серпухов имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
Тематическое распределение часов в 1 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Моя семья | 8 |
2 | Моя школа | 6 |
3 | Мой родной город | 12 |
4 | Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина. Рос РРоссия. | 7 |
Всего | 33 |
Программа включает в себя четыре раздела.
Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:
-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».
В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.
Третий раздел «Мой родной город» (12 ч) знакомит:
- с историей образования нашего города;
-с достопримечательностями родного города;
- с населением и почетными людьми города;
- с историей развития и названия улиц.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина» (7 ч) знакомит:
- с государственной символикой России;
- с обычаями и традициями русского народа;
- с самым знаменитым городом России – Москва;
- с национальными костюмами народов России;
- с народными и религиозными праздниками;
- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту
2 класс.
Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.
Тематическое распределение часов во 2 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | История и культура История и культура | 9 |
2 | История создания вещей | 5 |
3 | Музей-машина времени | 5 |
4 | О прошлом говорят | 6 |
5 | Памятники Серпухова | 4 |
6 | Природа нашего края | 4 |
7 | Люби и знай родной край Рос РРоссия. | 2 |
Всего | 35 |
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.
Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.
В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям, чувство патриотизма.
Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.
Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины.
Четвертый раздел «О прошлом говорят» (6 ч) знакомит:
- с историей возникновения и развития города Серпухова;
- с памятниками архитектуры и истории.
Этот раздел развивает у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов, как памятников архитектуры.
Пятый раздел «Памятники Серпухова» (4 ч ) знакомит:
- с памятниками князю Владимиру Храброму, А.П.Чехову, воину – освободителю, воинам 49 Армии и ополченцам.
В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
Шестой раздел «Природа нашего края» (4 ч) знакомит:
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Тематическое распределение часов в 3 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Искусство и просвещение | 6 |
2 | В гостях у сказки | 8 |
3 | Литературный Серпухов | 10 |
4 | Щедрая палитра талантов земли Серпуховской. | 7 |
5 | В мире муз | 3 |
6 | Люби и знай свой край | 1 |
Всего | 35 |
3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Программа включает в себя шесть разделов.
Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:
- с историей распространения грамотности в Серпухове и с видами обучения детей купцов и рабочих;
- с экспонатами школьного и Серпуховского историко – художественного музеев;
-с произведениями искусства Н.Е. Бурдыкина, А.И.Курочкина.
В программу данного раздела включены экскурсии в школьный музей, Серпуховский историко – художественный музей.
Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:
- с понятиями «фольклор», «жанр»;
- с жанрами и видами русского народного творчества;
- с истоками сказок;
- с понятиями «сказители», «хранители и собиратели» сказок.
В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии В. Голубева через просмотр видеофильма, участвуют в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», читают и анализируют сказки Владимира Голубева.
Третий раздел «Литературный Серпухов» (10 ч) знакомит:
- с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Серпухове и Серпуховском уезде;
- с жизнью и творчеством баснописца Крылова и его произведениями;
-с жизнью и деятельностью А.П.Чехова, как писателя и врача и его произведениями для детей.
Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Серпуховской (7 ч) знакомит:
- с творчеством художественных коллективов Серпухова;
- с народными традициями родного края.
Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх, драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.
Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:
- с историей театра, с творчеством людей, стоявших у истока;
- с работой кружков в ДК «Исток».
Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.
Тематическое распределение часов в 4 классе.
№ | Тема | Кол – во часов |
1 | Что и как изучает история История и культура | 6 |
2 | Путешествие в глубь времен | 8 |
3 | Серпухов – купеческий город | 6 |
4 | Суровые годы ВО войны войны | 5 |
5 | Ими гордятся серпуховичи Ими | 4 |
6 | Наш город сегодня нашего края | 4 |
7 | Люби и знай родной город Рос РРоссия. | 2 |
Всего | 35 |
4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.
Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:
-с историей возникновения города Серпухова;
- с информацией о Серпуховском князе Владимире.
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и анализируют информацию о городе Серпухове от смутного времени до 18 века. Самостоятельно находят исторический материал об участии наших земляков в Бородинском сражении. Собирают информацию о серпуховичах – революционерах, рассказывают о том, какую помощь оказывали серпуховичи фронту.
Третий раздел «Серпухов – купеческий город» (6 ч) знакомит:
- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их
занятиями;
- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;
- с особенностями русской ярмарки.
Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Серпухов, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны» (5 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного города;
- подвигами земляков, защищавших родную землю.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.
Пятый раздел «Ими гордятся серпуховичи» (4 ч) знакомит:
- с серпуховичами - героями Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами города Серпухов.
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о серпуховичах – героях ВО войны, о почетных гражданах города Серпухов, их заслугах перед народом.
Шестой раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:
- с образовательными учреждениями Серпухова;
- с отраслями промышленности города;
- с отраслями сельского хозяйства.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства Серпухова.
Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
УМК:
Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.
УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
13. Обухова Л. А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46с. 14. Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли.- М: Искусство, 1992. 15. Садков В.А., Москалева Л.Г. Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись.- Тула: Власта, 2005. 16. Гарин Г.Ф., Савоскул С.С., Шилов В.В. Серпухов.- М: Московский рабочий, 1989. 17. Серпухов. Московская область. План города.- Гео Медиа - Принт, 2004. 18. Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981. 19. Гафурова Л. История города Серпухова и Серпуховского края 14-16 вв. Изд: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2010. |
Материально – техническое обеспечение: Технические средства обучения. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Мультимедийная доска. Персональный компьютер с принтером, сканером. Мультимедийный проектор. Индивидуальные ноутбуки для учащихся 13 штук. Экранно-звуковые пособия. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Моя семья (8 часов) | ||||||
1 | 1 | Моя семья. | Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи. | |||
2 | 2 | Что изучает краеведение? | Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна». | |||
3 | 3 | Мой дом. | Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом. | |||
4 | 4 | Мир твоего дома. | Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными. | |||
5 | 5 | Жизнь каждого член семьи. | Устно составлять рассказ о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье. | |||
6 | 6 | Отношения в семье. | Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими. Изображать на рисунке членов семьи. | |||
7 | 7 | Моя родословная. | Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо. | |||
8 | 8 | Я и моё имя. | Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом. | |||
Моя школа (6 часов) | ||||||
9 | 1 | Я – ученик, я – школьник. | Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. | |||
10 | 2 | Родная школа. | Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории. | |||
11 | 3 | Трудовая жизнь школы. Экскурсия в школьный музей. | Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Вести наблюдения под руководством экскурсовода. | |||
12 | 4 | Школьные, семейные традиции и праздники. | Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье. Составлять макет «Школа – мой дом». | |||
13 | 5 | Новый год. | Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивать песни, стихи, посвященные Новому году. | |||
14 | 6 | Рождественские колядки. | Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки. | |||
Мой родной город (12 часов) | ||||||
15 | 1 | Мой родной город. | Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, об окружающих людях. | |||
16 | 2 | Труд людей в городе и на селе. | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе. | |||
17 | 3 | Профессии в моей семье. | Узнавать и приводить примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей. | |||
18 | 4 | Экскурсия на предприятие (на почту) | Получать информацию о работе почты. | |||
19 | 5 | Экскурсия на предприятие ( в типографию) | Узнавать о работе типографии. Нарисовать продукцию, которую выпускают на предприятии. | |||
20 | 6 | Мой город. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Рисовать древний город. | |||
21 | 7 | Моя улица. | Узнавать и называть улицы города по месту жительства. Узнавать об истории названий улиц, их роли в жизни современного человека. | |||
22 | 8 | Наш современный город. | Узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о своем городе. | |||
23 | 9 | Правила безопасного поведения на улице. | Формулировать правила безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу. | |||
24 | 10 | Экскурсия к памятнику И.Г. Захаркина. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Знакомиться с памятником воинской славы. | |||
25 | 11 | Экскурсия по городу. | Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |||
26 | 12 | Викторина «Где эта улица, где этот дом?». | Выполнять задания, проверять свои знания. | |||
Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина (7 часов) | ||||||
27 | 1 | Моя малая родина. | Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе. | |||
28 | 2 | О гербе, флаге и гимне. | Знать символику нашего государства. Рисовать флаг России. Учить гимн России. | |||
29 | 3 | Москва – столица нашей Родины. | Получать информацию о Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве. | |||
30 | 4 | Русский народный костюм. Сто народов – одна страна. | Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. | |||
31 | 5 | Я – надежда Отечества. | Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы». | |||
32 | 6 | Земля – общий дом для всех людей. | Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран». | |||
33 | 7 | Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город» | Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
История и культура (9 часов) | ||||||
1 | 1 | Что такое культура? | Узнавать, что такое культурное наследие, культура. | |||
2 | 2 | Что такое культура? | Узнавать, что такое культурное наследие, культура. | |||
3 | 3 | Источники изучения жизни народа. | Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.) | |||
4 | 4 | Что такое время? | Различать понятия «время», «дата», «год», «век». | |||
5 | 5 | Что такое время? | Закреплять представления о временной последовательности событий. | |||
6 | 6 | Что такое вещь? | Различать понятия «копия» и «подлинник». | |||
7 | 7 | Что такое вещь? | Выполнять практическое задание «Рисовать людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник)» | |||
8 | 8 | Семейная реликвия. | Выполнять практическую работу. | |||
9 | 9 | Путешествие в страну книг. | Посещать школьную библиотеку. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |||
История создания вещей (5 часов) | ||||||
10 | 1 | Посуда на Руси. | Узнавать, какая посуда была в старину, из какого материала ее изготавливали. Сравнивать посуду крестьянина и купца. Практиковаться в росписи посуды. | |||
11 | 2 | В старинном доме. | Получать информацию о старинных предметах и знать их значение в современной жизни. Практиковаться в украшении старинной вещи. | |||
12 | 3 | Обычаи русской старины. | Узнавать о русских обычаях, обычаях других стран, о значении обычаев для современного человека. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях. | |||
13 | 4 | Для войны и мирной жизни. | Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Провести сравнительный анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина». | |||
14 | 5 | От колеса до ракеты. | Прослеживать историческое развитие производства посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего. | |||
Музей – машина времени (5 часов) | ||||||
15 | 1 | Что такое музей? | Узнавать, какие бывают музеи, музейные профессии. Участвовать в ролевой игре «В музее». | |||
16 | 2 | Что такое музей? | Участвовать в виртуальной экскурсии по музейным залам. Оценивать достижения культуры. | |||
17 | 3 | Экскурсия в школьный музей. | Знакомиться с экспонатами школьного музея, с историей промышленности нашего города, с жизнью известных людей города. | |||
18 | 4 | Экскурсия в историко-художественный музей. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Вести записи своих впечатлений. | |||
19 | 5 | Экскурсия в городской выставочный зал. Музей павлина. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Участвовать в конкурсах. Практиковаться в изготовлении символа нашего города – павлина. | |||
О прошлом говорят (6 часов) | ||||||
20 | 1 | История возникновения и развития города Серпухова. Кремлевская серпуховская стена. | Узнавать историю возникновения и развития города Серпухова, предназначение Кремлевской Серпуховской стены в древности. | |||
21 | 2 | Прикоснуться к вечности. Троицкий собор. | Знакомиться с древнейшей архитектурой Серпухова – Троицким собором. | |||
22 | 3 | Ансамбль Соборной горы. | Получать информацию о храмах, расположенных на Соборной горе (церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Ильи Пророка). | |||
23 | 4 | Серпуховский Высоцкий (мужской) монастырь. | Узнавать о жизни Высоцкого монастыря из объяснения учителя, делать выводы. | |||
24 | 5 | Введенский Владычный (женский) монастырь. | Узнавать о жизни Введенского Владычного монастыря из объяснения учителя, делать выводы. | |||
25 | 6 | Кафедральный Собор Николы Белого. | Знакомиться с историей возрождения главного собора города. | |||
Памятники Серпухова (4 часа) | ||||||
26 | 1 | Памятник Владимиру Храброму. | Получить информацию о князе Владимире Храбром, о его ратном подвиге в истории города Серпухова. | |||
27 | 2 | Чехов в нашем городе. Памятник Чехову. | Получить информацию о пребывании А.П.Чехова в нашем городе. Узнавать в честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник. | |||
28 | 3 | Экскурсия к памятнику воину - освободителю. | Познакомиться с историей создания памятника. Вести наблюдения под руководством учителя. | |||
29 | 4 | Экскурсия к памятнику воинам 49 Армии и народным ополченцам. | Познакомиться с историей Серпухова в годы Великой Отечественной войны. | |||
Природа нашего края(4 часа) | ||||||
30 | 1 | Сосновый бор – жемчужина города. | Собирать информацию о флоре и фауне городского бора. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления одноклассников. | |||
31 | 2 | Экскурсия в бор «Знакомая поляна». | Вести наблюдения под руководством учителя, делать выводы. | |||
32 | 3 | Приокско – Террасный заповедник. | Извлекать интересную для себя информацию из просмотра научно – популярного фильма о Приокско – Террасном заповеднике. | |||
33 | 4 | Викторина «Знай и люби природу родного края» | Выполнять задания, проверять свои знания. | |||
Люби и знай родной край (2 часа) | ||||||
34 | 1 | Конкурс рисунков «Я люблю свой город». | Участвовать в конкурсе рисунков. Презентовать свои работы. | |||
35 | 2 | Проверь себя. | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Искусство и просвещение (6 часов) | ||||||
1 | 1 | Зарождение и развитие письменности и грамотности в Серпухове. | Знакомиться с историей распространения грамотности в Серпухове и с видами обучения детей купцов и рабочих. Практиковаться в сборе материала о самом старом учебном заведении Серпухова. | |||
2 | 2 | Экскурсия в школьный музей. | Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возве-дении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории. | |||
3 | 3 | Дом – музей Мараевой. Путешествие по залам музея. | Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | |||
4 | 4 | Мемориальный дом – музей Н.П.Андреева. | Получать информацию о творческой работе художника в искусстве фотографии. | |||
5 | 5 | Художники – наши земляки. | Знакомиться с произведениями искусства Н.Е. Бурдыкина, А.И.Курочкина. | |||
6 | 6 | Художники – наши земляки. | Работать с репродукциями художников. | |||
В гостях у сказки. (8 часов) | ||||||
7 | 1 | Фольклор - духовное богатство народа. | Узнавать, что такое фольклор. Познакомиться с жанрами и видами русского народного творчества. Найти какое – либо произведение фольклора родного края. | |||
8 | 2 | Как сказки попали в книгу. | Знакомиться с истоками сказок. Узнавать, кто такие сказители, хранители и собиратели сказок. Участвовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка». | |||
9 | 3 | Сказочный мир нашего земляка В.Голубева. | Получать информацию о жизни и творческой биографии В.Голубева через просмотр видеофильма. | |||
10 | 4 | Сказочный мир нашего земляка В. Голубева. | Читать и анализировать сказку Владимира Голубева «Повесть о лягушонке Тиме и его друзьях». | |||
11 | 5 | Сказочный мир нашего земляка В. Голубева. | Читать и анализировать сказку Владимира Голубева «Отважный будильник». Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. | |||
12 | 6 | Сказочный мир нашего земляка В. Голубева. | Читать и анализировать сказку Владимира Голубева «Два снеговика». Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. | |||
13 | 7 | Сказочный мир нашего земляка В. Голубева. | Читать и анализировать сказку Владимира Голубева «Новогодняя сказка». Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. | |||
14 | 8 | Литературная гостиная. Проба пера. | Сочинять сказку на новогоднюю тему. | |||
Литературный Серпухов (10 часов) | ||||||
15 | 1 | Великие писатели земли Серпуховской. | Изучать факты биографии писателей и поэтов, живших в Серпухове и Серпуховском уезде. | |||
16 | 2 | Пребывание И.А.Крылова в Серпухове. | Знакомиться с жизнью и творчеством баснописца Крылова и его произведениями. Инсценировать басни Крылова. | |||
17 | 3 | Знаменитый русский писатель Л.Н.Толстой в Серпухове. | Знакомиться с жизнью и творчеством баснописца Крылова и его произведениями. Инсценировать басни Крылова. | |||
18 | 4 | Творческая и врачебная деятельность А.П.Чехова в Серпуховском уезде. | Находить информацию о жизни и деятельности А.П.Чехова, как писателя и врача. Познакомиться с произведениями писателя для детей. | |||
19 | 5 | Экскурсия к памятнику А.П.Чехова. | Получить информацию об истории создания памятника. | |||
20 | 6 | Лирические произведения М.Ю. Лермонтова. | Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя. | |||
21 | 7 | Писатели и поэты современности. | Получать информацию о современных писателях и поэтах- серпуховичах.. | |||
22 | 8 | Писатели и поэты современности. | Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков (З.Бабушкиной, Л. Шепелевой, Ю. Нефедова). | |||
23 | 9 | Писатели и поэты современности. | Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков ( Л.Сироткиной, В.Кардаковой, В.Баранчеева, В.Леонова). | |||
24 | 10 | Творческий конкурс «Проба пера». | Пробовать сочинять стихи. | |||
Щедрая палитра талантов земли Серпуховской (7 часов) | ||||||
25 | 1 | Таланты земли Серпуховской. | Получить информацию о творческих коллективах города Серпухова. | |||
26 | 2 | Ансамбль танца «Россияночка». | Знакомиться с творчеством данного коллектива, делиться впечатлениями, испытывать чувство гордости за талант своих земляков. Знать и понимать народные и музыкальные традиции родного края, разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх, драматизациях. Сочинять мелодии на поэтические песни. | |||
27 | 3 | Балетная студия «Дебют» | ||||
28 | 4 | Народный коллектив «Лейся, песня». | ||||
29 | 5 | Музыкально – хоровая студия «Росинка» | ||||
30 | 6 | Народный коллектив «Русский хор». | ||||
31 | 7 | Оркестр русских народных инструментов. | ||||
В мире муз (3 часа) | ||||||
32 | 1 | Театральные встречи. Серпуховский драматический театр. | Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока. | |||
33 | 2 | ДК «Исток» | Знакомиться с работой кружков в ДК «Исток». | |||
34 | 3 | На кукольном представлении. Театр «Зазеркалье». | Посетить кукольное представление в театре «Зазеркалье» | |||
Люби и знай свой край (1 час) | ||||||
35 | 1 | Викторина «Проверь себя». | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Что и как изучает история (6 часов) | ||||||
1 | 1 | Как люди узнают о прошлом. | Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи». | . | ||
2 | 2 | Как люди узнают о прошлом. | Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок». | |||
3 | 3 | Лента времени. | Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени». | |||
4 | 4 | Лента времени. | Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени». | |||
5 | 5 | История на карте. | Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты. | |||
6 | 6 | История на карте. | Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Серпухова. | |||
Путешествие в глубь времен (8 часов) | ||||||
7 | 1 | Первые поселения в Серпуховском крае. | Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край. | |||
8 | 2 | «Город древний, город чудный». | Находить информацию о первых упоминаниях о городе Серпухове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Серпухов». | |||
9 | 3 | Серпухов при Владимире Храбром. | Находить информацию о Серпуховском князе Владимире. | |||
10 | 4 | Смутное время. | Получать и анализировать информацию о городе Серпухове в смутное время. | |||
11 | 5 | Серпухов в 18 веке. | Получать и анализировать информацию о городе Серпухове в 18 веке. | |||
12 | 6 | Серпухов и Отечественная война 1812 года. | Находить информацию об участии наших земляков в Бородинском сражении. | |||
13 | 7 | Серпухов революционный. | Искать информацию о серпуховичах – революционерах. | |||
14 | 8 | Гражданская война. Серпуховичи на защите революции. | Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали серпуховичи фронту. | |||
Серпухов – купеческий город ( 6 часов) | ||||||
15 | 1 | Прогулка по старинному городу. | Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях. | |||
16 | 2 | Прогулка по старинному городу. | Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в купеческом городе Серпухов» | |||
17 | 3 | Традиции русского купечества. | Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века. | |||
18 | 4 | Традиции русского купечества. | Выступать с подготовленными сообщениями. | |||
19 | 5 | На русской ярмарке. | Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Серпухове. | |||
20 | 6 | На русской ярмарке. | Выступать с подготовленными сообщениями. | |||
Суровые годы Великой отечественной войны (5 часов) | ||||||
21 | 1 | «Край родной, войною опаленный». | Узнавать о датах и событиях военной истории родного города. | |||
22 | 2 | «Край родной, войною опаленный». | Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны. | |||
23 | 3 | «Их подвиг бессмертен» | Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города. | |||
24 | 4 | «Их подвиг бессмертен». Встреча с ветераном Вов. | Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения. | |||
25 | 5 | «Никто не забыт, ничто не забыто!». Экскурсия к памятнику И.Г.Захаркина. | Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Совершать экскурсию к памятнику .Г.Захаркина. | |||
Ими гордятся серпуховичи (4 часа) | ||||||
26 | 1 | Серпуховичи – герои Великой Отечественной войны. | Рассказывать о серпуховичах – героях Великой Отечественной войны. | |||
27 | 2 | Серпуховичи – герои Великой Отечественной войны. | ||||
28 | 3 | Почетные граждане города Серпухова. | Находить информацию о почетных гражданах родного города. | |||
29 | 4 | Почетные граждане города Серпухова. | ||||
Наш город сегодня (4 часа) | ||||||
30 | 1 | Образовательные учреждения города Серпухова. | Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе. | |||
31 | 2 | Промышленность города Серпухова. | Познакомиться с отраслями промышленности города. | |||
32 | 3 | Кто нас кормит? | Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе. | |||
33 | 4 | «Цвети, город!». | Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины. | |||
Люби и знай родной город (2 часа) | ||||||
34 | 1 | Викторина «История нашего города» | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. | |||
35 | 2 | Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город». | Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности для 3-4 классов "Родной край"
Пояснительная записка и планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край родной" для 3 класса
Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания ...