Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
рабочая программа (2 класс) на тему

Самейщева Лариса Николаевна

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_svoy_kay_lyubi_i_znay_2klass.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности « Родной свой край люби и знай».

Пояснительная записка.

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь не придет другая - армия краеведов - энтузиастов, главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности. Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи. Город Тула и Тульская область обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.

Концептуальные особенности программы.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, v общественно значимой и практической туристско-краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.

Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении краеведения в школе (обязательно образование), создание системы в вопросах изучения краеведения.

 Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Основные задачи программы:

обучающие:

• дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;

• развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;

• научить ряду практических умений и навыков;

воспитательные:

• прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;

• сохранение материальной и духовной культуры города Тулы ;

• сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;

• воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;

 • содействовать сближению поколений.

развивающие:

• развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;

• способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;

Содержание программы рассчитано на один год  занятий с учащимися начальной школы, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы года обучения - 15 человек.

Учебная программа рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать , количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей. Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов). Воспитанники непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Систематическую оздоровительно - познавательную, туристско-краеведческую деятельность с младшими школьниками необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро -, микро мезо -), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты - инсценировки, рассказы и п.; совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).

Организация образовательного процесса.

Поскольку туристско-краеведческая деятельность учащихся носит добровольный характер то при её планировании и организации важное значение имеет учет мотиваций учащихся, удовлетворении спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин. Своеобразие образовательного курса «Родной свой край люби и знай» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине. Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками. Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

• ситуация успеха,

• поощрение и порицание,

• познавательная игра,

• свободный выбор задания,

• удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые:

• предъявление образовательных требований,

• формирование ответственного отношения к получению знаний,

 • информирование о прогнозируемых результатах образования.

Социальные:

• развитие желания быть полезным обществу,

• создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

 Познавательные:

• опора на субъектный опыт ребенка,

• решение творческих задач,

• создание проблемных ситуаций.

Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества. Праздники моего города. День поселка, День города, 9 мая, Новый год, Рождество и т.д.

К концу учебного года дети должны:

Знать:

 историю г. Тулы;

как жили наши предки;

 историю учреждения Тульской области;

 государственные символы России (герб, флаг, гимн) символику г. Тулы;

 название улиц г. Тулы ;

домашний адрес;

правила поведения на природе.

Уметь:

составлять рассказ о своем крае;

иметь представление о структуре туристической прогулки;

 находить свой город на карте Тульской области, работать с картой;

 Иметь представление:

о быте и нравах наших предков;

о жилище наших предков;

Оценка результатов.

 Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг. Нулевой мониторинг - диагностика первичных знаний об истории своего края и азов туристической грамотности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование. Текущий мониторинг - тестирование и выполнение текущих творческих заданий.

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

Дата

Тема

1

Моя малая родина

2

Я и моя семья

3

Город и горожане

4

Имя города

5

Имя города

6

Герб города

7

Флаг и гимн города

8

Тула – город герой

9

Тула – город герой

10

Тула оружейная

11

В музее оружия

12

 Тула самоварная

13

Тула самоварная

14

Экскурсия в музей самоваров

15

Тульский пряник

16

Чудо, а не гармонь

17

Чудо, а не гармонь

18

Посещение музея «Тульский пряник»

19

Древний город

20

Древний город

21

Экскурсия по Тульскому кремлю

22

Современный город

23

Современный город

24

Площади города

25

Конкурс рисунков «Праздник на главной площади»

26

Улицы города

27

Фотопроект «Улицы и улочки»

28

Транспорт  на улицах города

29

История трамвая

30

Парки Тулы

31

Парки Тулы

32

Парки Тулы

33

Прогулка по Ясной Поляне

34

Викторина «Мы – туляки»


Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Бардин К.В. Азбука туризма.- М.: Просвещение,1981

2. Верба И.А., Галкин Я.В. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение,1988. 3. Второв П.П., Дроздов И.И. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980.

4. Герасимов В.П., Огризко З. А. Краеведческий музей и школа. - Методическое пособие. М., 1965. 5. Громов Г. И. Методика этнографических экспедиций. – М.: Издательство МГУ, 1966.

6. Игнатьев В.Н. Музееведение. Советские музеи. Учебное пособие. - М., 1968.

7. Ильичёв А.А Популярная энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.

 8. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.

9. Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. «Мой город»: серия рабочих тетрадей №1 «Знакомство с Тулой», №2 «Тайны Тульского кремля», №3 «Сокровища города», №4 «Хоровод достопримечательностей», №5 «Жемчужины Тульской земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной свой край люби и знай!

В этом проекте я рассказываю о том, как знакомила детей с историей села, его достопримечательностями.Доказывала почему эта тема актуальна...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...

внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай

воспитание у  детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости,  ответственности за свой город, уважения к его жителям....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»

Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...