Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
рабочая программа (2 класс) на тему
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_svoy_kay_lyubi_i_znay_2klass.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности « Родной свой край люби и знай».
Пояснительная записка.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь не придет другая - армия краеведов - энтузиастов, главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности. Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи. Город Тула и Тульская область обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.
Концептуальные особенности программы.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, v общественно значимой и практической туристско-краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.
Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении краеведения в школе (обязательно образование), создание системы в вопросах изучения краеведения.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.
Основные задачи программы:
обучающие:
• дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;
• развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;
• научить ряду практических умений и навыков;
воспитательные:
• прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;
• сохранение материальной и духовной культуры города Тулы ;
• сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
• воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;
• содействовать сближению поколений.
развивающие:
• развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
• способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
Содержание программы рассчитано на один год занятий с учащимися начальной школы, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы года обучения - 15 человек.
Учебная программа рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать , количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей. Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов). Воспитанники непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Систематическую оздоровительно - познавательную, туристско-краеведческую деятельность с младшими школьниками необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро -, микро мезо -), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты - инсценировки, рассказы и п.; совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).
Организация образовательного процесса.
Поскольку туристско-краеведческая деятельность учащихся носит добровольный характер то при её планировании и организации важное значение имеет учет мотиваций учащихся, удовлетворении спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин. Своеобразие образовательного курса «Родной свой край люби и знай» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине. Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками. Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.
Эмоциональные:
• ситуация успеха,
• поощрение и порицание,
• познавательная игра,
• свободный выбор задания,
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:
• предъявление образовательных требований,
• формирование ответственного отношения к получению знаний,
• информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:
• развитие желания быть полезным обществу,
• создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:
• опора на субъектный опыт ребенка,
• решение творческих задач,
• создание проблемных ситуаций.
Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества. Праздники моего города. День поселка, День города, 9 мая, Новый год, Рождество и т.д.
К концу учебного года дети должны:
Знать:
историю г. Тулы;
как жили наши предки;
историю учреждения Тульской области;
государственные символы России (герб, флаг, гимн) символику г. Тулы;
название улиц г. Тулы ;
домашний адрес;
правила поведения на природе.
Уметь:
составлять рассказ о своем крае;
иметь представление о структуре туристической прогулки;
находить свой город на карте Тульской области, работать с картой;
Иметь представление:
о быте и нравах наших предков;
о жилище наших предков;
Оценка результатов.
Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг. Нулевой мониторинг - диагностика первичных знаний об истории своего края и азов туристической грамотности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование. Текущий мониторинг - тестирование и выполнение текущих творческих заданий.
Тематическое планирование 2 класс
№ урока | Дата | Тема |
1 | Моя малая родина | |
2 | Я и моя семья | |
3 | Город и горожане | |
4 | Имя города | |
5 | Имя города | |
6 | Герб города | |
7 | Флаг и гимн города | |
8 | Тула – город герой | |
9 | Тула – город герой | |
10 | Тула оружейная | |
11 | В музее оружия | |
12 | Тула самоварная | |
13 | Тула самоварная | |
14 | Экскурсия в музей самоваров | |
15 | Тульский пряник | |
16 | Чудо, а не гармонь | |
17 | Чудо, а не гармонь | |
18 | Посещение музея «Тульский пряник» | |
19 | Древний город | |
20 | Древний город | |
21 | Экскурсия по Тульскому кремлю | |
22 | Современный город | |
23 | Современный город | |
24 | Площади города | |
25 | Конкурс рисунков «Праздник на главной площади» | |
26 | Улицы города | |
27 | Фотопроект «Улицы и улочки» | |
28 | Транспорт на улицах города | |
29 | История трамвая | |
30 | Парки Тулы | |
31 | Парки Тулы | |
32 | Парки Тулы | |
33 | Прогулка по Ясной Поляне | |
34 | Викторина «Мы – туляки» |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Бардин К.В. Азбука туризма.- М.: Просвещение,1981
2. Верба И.А., Галкин Я.В. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение,1988. 3. Второв П.П., Дроздов И.И. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980.
4. Герасимов В.П., Огризко З. А. Краеведческий музей и школа. - Методическое пособие. М., 1965. 5. Громов Г. И. Методика этнографических экспедиций. – М.: Издательство МГУ, 1966.
6. Игнатьев В.Н. Музееведение. Советские музеи. Учебное пособие. - М., 1968.
7. Ильичёв А.А Популярная энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.
8. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.
9. Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. «Мой город»: серия рабочих тетрадей №1 «Знакомство с Тулой», №2 «Тайны Тульского кремля», №3 «Сокровища города», №4 «Хоровод достопримечательностей», №5 «Жемчужины Тульской земли»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной свой край люби и знай!
В этом проекте я рассказываю о том, как знакомила детей с историей села, его достопримечательностями.Доказывала почему эта тема актуальна...
Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...
внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай
воспитание у детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости, ответственности за свой город, уважения к его жителям....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»
Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
сентябрь. Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край". 4 класс.
Внеурочная деятельность "Мой край"....