Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».
классный час (1 класс) на тему
Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска. Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят знания о родном городе, познакомятся с достопримечательностями родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_gorodu_omsku.doc | 600.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».
Цель: Обогащение представлений детей о родном крае, малой Родине, городе Омске.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания о родном городе.
- Развивать познавательный интерес и творческие способности.
- Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края.
Оборудование:
- конверты с заданиями для команд;
- презентация «Город, в котором я живу»;
- фотографии с видами г. Омска;
- аудиозапись песни «С чего начинается Родина»;
- видео ролик об Омске;
- фрагмент мультфильма «Тайна древних сокровищ», песенка Смешариков об Омске.
Ход урока
- Орг. момент
- Введение в тему
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Ребята, что для вас значит слово Родина? (учащиеся высказывают свои предположения)
Родина. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Ребята, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.
Но среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, где ты родился. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свою малую родину, свой край, свой город. Не зря говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Наша малая Родина – город, в котором мы живем!
Как называется наш город? (Омск)
Видеоролик об Омске
Как вы думаете, чему сегодня посвящена тема нашей встречи?
Сегодня мы с вами постараемся как можно больше узнать о своей малой Родине, о городе Омске.
Дети рассказывают стихотворение.
«Любимый Омск»
Ольга Григорьева
Шар земной как небо синий,
Ленты рек, просторов ширь.
Есть на глобусе Россия
А Росии есть Сибирь,
А Сибири славный город,
Омском мы его зовем
Больше всех он сердцу дорог
Я живу, родился в нем!
Шелестят листвой березки,
Плещет в Иртыше вода…
Я горжусь любимым Омском
Я хочу здесь жить всегда!
Новостройки и фонтаны
И сады цветут весной
А когда я взрослым стану
Будет Омск гордиться мной!
Чтобы город мог гордиться нами, нужно хорошо знать, любить и беречь родной край. А я не сомневаюсь, что вы знаете и любите свой город. Сегодня я приглашаю вас отправиться в краеведческую экспедицию и побороться за звание «Знатоки родного края».
А теперь об условиях экспедиции:
- за звание знатоков будут бороться 5 команд. Поприветствуем участников;
- каждой команде, чтобы вы не сбились с маршрута, путь будет освещать путеводная звезда в лице ваших родителей;
- каждой команде предстоит пройти 4 этапа;
- болельщики могут подбадривать свои команды бурными аплодисментами;
- главный штаб экспедиции остается в классе и будет внимательно следить за вашей работой.
Итак, мы отправляемся в научную краеведческую экспедицию. Будьте внимательны, активны, постарайтесь добыть как можно больше знаний о родном крае. Но сначала проверим вашу готовность работать сплоченной командой.
Задание - разминка: из слова «Краеведческая» составить за 1 мин. как можно больше слов, за каждое слово - 1 балл.
1 станция: «Омск исторический»
Конкурс «Знатоки истории»
- В каком году основан Омск? (в 1716, 2016, 1761 – правильный ответ представлен двумя соседними двузначными числами) - 1б.
- Основатель г. Омска? (Иван Дмитриевич Бухгольц). -1б.
2 21 23 4 16 13 30 24 (Шифровка «Алфавит»)
- Какие реки протекают в нашем городе? (Иртыш, Омь) -2б.
- Какая река дала название нашему городу? (Омь)
- Что в переводе на русский язык означают названия главных рек области – Иртыша и Оми? леземрой, яхати (слоги перепутались)- 2 б
(Иртыш – землерой, Омь – тихая. Оба названия отражают характер течения рек. У Иртыша более быстрое течение, много обрывистых, подмытых водой берегов, у Оми – плавное, тихое течение).
- Как же возник наш город?
Сообщение ученика
Царь Пётр Великий направил на поиск золотых россыпей из Тобольска вверх по Иртышу отряд казаков под командованием подполковника И.Д. Бухгольца. Экспедиция потерпела неудачу, натолкнувшись на сопротивление кочевников. Пришлось отступить, основав на обратном пути, на Иртыше, в устье реки Оми, Омскую крепость. Так, в 1716г. было положено начало городу Омску. А основателем его считается И.Д. Бухгольц.
Историю города можно изучать, путешествуя по улицам города. Их названия, облик могут рассказать о многом. В нашем городе много больших и маленьких улиц. Некоторые носят имена известных писателей, композиторов, политиков, героев разных исторических эпох.
А на какой улице расположена наша школа?
Конкурс «Марафон» - 1 балл за каждую названную улицу.
Кто больше назовет улиц Омска?
2 станция «Омск культурный»
Конкурс «Писатели Омска» - 1 балл
- Город Омск прославлен именами многих знаменитых людей. Но был среди них один «волшебник из страны детства», который придумал много сказок для детей. Назовите его имя. Тимофей Белозеров
10 – 9 = | Б | |
5 + 3 = | В | |
7 – 5 = | Е | |
9 – 3 = | Ё | |
1 + 4 = | З | |
10 – 7 = | Л | |
8 - 4 = | О | |
9 – 2 = | Р |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 4 | 8 |
Б | Е | Л | О | З | Ё | Р | О | В |
Омичи хранят память об этом замечательном человеке. В Омске есть улица Белозёрова, одна из детских библиотек носит имя поэта, по Иртышу ходит сухогруз «Тимофей Белозёров», установлен памятный камень на Аллее литераторов у СКК им.Блинова, памятная доска на доме №2 по ул Чокана Валиханова. Послушайте одно из стихотворений Т. Белозерова.
НА ДАЧЕ
Т. Белозеров
Приехал я на дачу,
Живу среди берёз.
Хочу – сижу рыбачу,
Хочу – ловлю стрекоз.
На солнечной опушке,
В ладонях гамака,
Сочувствую кукушке,
Смотрю на облака,
Свищу пичугой вольной
И не боюсь
Контрольной!
Белозеров писал не только стихи и сказки, он сочинял пословицы, поговорки, загадки.
Загадки Т.Белозерова каждой команде. – 1 балл
(из сборника по краеведению)
Конкурс «Юные поэты» - 1 балл
Составить двустишие-поздравление родному городу
……….. ………. ……… поздравляем,
……….. ………. ……… желаем!
Поляков Максим читает стихотворение об Омске собственного сочинения.
Конкурс «Любители кино» (отгадать название кинотеатра) – 1 балл
Игра со зрителями.
Зрители-болельщики каждой команды отвечают на вопросы.
Если зрители отвечают правильно, то команде добавляется 1 балл.
- Кинотеатр, который носит имя известного русского поэта (Маяковский)
- Кинотеатр, носящий имя древнего города (Вавилон)
- Название кинотеатра обозначает огромный участок суши, окруженный водой (Континент)
- Название кинотеатра обозначает красивое природное тело, имеющее много граней (Кристалл)
- Кинотеатр, название которому дала система из звёзд и звёздных скоплений, межзвёздного газа и пыли, и тёмной материи.(Галактика)
Конкурс «Театральная мозаика» - каждая команда получает разрезанную картинку одного из театров г.Омска. Необходимо собрать, определить название, дать краткую историческую справку. – 1 балл
Информационный материал
ТЮЗ - Инициатива создания театра для детей исходила от самих школьников. В 1936 году на пионерском слёте было принято их письмо-обращение в городскую комсомольскую организацию с предложением о создании в Омске детского театра. Напротив Омского театра для детей и молодёжи летом 2000 года была установлена скульптура А. Н. Капралова «Дон-Кихот». Композиция стала подарком скульптора омичам ко Дню города. В настоящее время это — одна из достопримечательностей города. Любимое место отдыха омичей.
Лицейский театр - здание, в котором расположен Лицейский театр, внешне напоминает сказочный теремок. Театр, в котором наравне с заслуженными артистами России исполнителями большинства ролей, стали учащиеся омских школ и вузов. В стенах театра актерскому мастерству обучаются школьники от 6 до 18 лет. Самый юный театр по возрасту артистов. В Омске трижды (2008, 2009 и 2014 гг.) Лицейский театр становился участником Международного фестиваля «Молодые театры России». Это театр, не имеющий аналогов в России, в Европе, в мире.
Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» - в театре есть собственный зимний сад, фонтан, музей кукол с экспонатами из разных регионов России.
Это — лучший по техническому оснащению детский театр России.
Омский музыкальный театр - здание оригинальной архитектуры является одним из символов Омска. В народе называют трамплин, парус. Ранее театр назывался Театром музыкальной комедии. В настоящее время репертуар включает постановки, спектакли для детей и взрослых различных музыкальных жанров – опера, рок-опера, мюзикл, балет.
3 станция «Омск спортивный»
Конкурс капитанов. – 1 балл за названный вид спорта
- Какие виды спорта развиваются сегодня в нашем городе? Назвать как можно больше.
Все ребята нашего класса дружат со спортом.
Предлагаю выйти на веселую зарядку, которую проведет самый спортивный папа класса.
«Веселая зарядка» под музыку.
4 станция «Омск таинственный» - 5 баллов
«Верю – не верю»
- В Омске существует самая короткая улица, на которой расположен всего один дом. (Самой короткой улицей Омска считается улица Чехова, на которой расположен всего один дом. Примечательно, что это здание под номером 3). +
- В Омске находится единственный в России природный парк в черте города — («Птичья гавань - гнездятся 35 видов птиц».) +
- На улицах Омска можно увидеть памятник «Чудо-юдо-рыба кит». (Сваренная (из реального железа, а не в ухе) омским скульптором Александром Капраловым. Он назвал творение "Коммунальный карась". Наверное, за то, что на нем весь мир - по соседству. Карась ведь не кит, далеко ходить не надо. Официальное название: "Между небом и землей") +
- В Омске существует музей кирпича. (Один из самых древних экспонатов Сибири – кирпич из стены Тобольского кремля начала XVIII в. Первые омские кирпичи – кирпичи из стен строений второй Омской крепости, постройка которой была начата в 1768 г. Большая часть выставленной коллекции – кирпичи конца XIX – начала XX в. – времени расцвета кирпичного производства г.Омска, а также кирпичи советских предприятий города 1920-1990-х гг.) +
- В одной из серий детских мультиков Смешарики есть песня про Омск. +
(Просмотр фрагмента мультфильма)
- Наша экспедиция завершает свою работу. Пора подвести итоги.
Подведение итогов. Награждение.
- Ребята, вы знаете, что ни одно путешествие не обходится без сюрпризов. И нас ожидает таинственный Черный ящик.
- В этом ящике подарок от крупнейшей компании нашего города. Её называют фабрикой счастья, морем наслаждения. Попробуйте догадаться о каком предприятии идет речь.
Кондитерская фабрика «Сладонеж» дарит вам сладкий подарок к дню юбилея города.
Песня – поздравление городу с юбилеем.
(Песня исполняется на мотив песни «Гном», в исполнении детской студии «Родники»)
1 куплет
А у города, у нас
Скоро юбилей!
Мы поздравить все спешим
Город поскорей!
Процветай, живи, дыши
Наш любимый Омск!
И все вместе мы тебе поем!
Припев:
Юбилей уж скоро
Омску 300 лет
Расцветай, наш город,
Тебя краше нет!
Наш любимый город,
Очень любим мы тебя!
Дружно поздравляем
Бережно храня.
Наш любимый город!
Мы с тобою на века,
Будем мы лишь только
Радовать тебя!
2 куплет
В нашем городе кругом
Парки и сады.
Цирк, театры и кино,
Храмы и мосты.
Город – сказка и мечта,
Нет тебя родней.
Отмечает город славный юбилей.
Припев:
Юбилей уж скоро
Омску 300 лет
Расцветай, наш город,
Тебя краше нет!
Наш любимый город,
Очень любим мы тебя!
Дружно поздравляем
Бережно храня.
Наш любимый город!
Мы с тобою на века,
Будем мы лишь только
Радовать тебя!
Таблица продвижения по этапам
Конкурсы | Знатоки | Светлячки | Туристы | Умники | Звездочки | |
1 | Разминка «Составь слова» | |||||
2 | Знатоки истории | |||||
3 | Марафон «Улицы Омска» | |||||
4 | Поэтический | |||||
5 | Любители кино | |||||
6 | Театральная мозаика | |||||
7 | Омск спортивный. Конкурс капитанов. | |||||
8 | Верю, не верю | |||||
Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».
Раздел III. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»....
Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний. Данный урок («Я знаю родной край») является заключительным в разделе «Родной к...
«Я знаю родной край»
Открытый урок – игра по окружающему миру «Я знаю родной край». Можно использовать на уроках окружающего мира, как региональный компонент, во внеурочной деятельности на занятиях по "Доноведению"....
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс
Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...
Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...
Краеведческий эрудицион "Люби и знай свой край"
Краеведение...