Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление
рабочая программа (1 класс) по теме

          В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay.rar19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

в 1и 2 классах

(научно-познавательное направление)

 «Родной свой край люби и знай»

                                

                                                

                                               Составила: учитель начальных классов

                                           »Ермакова О.В.

                                                     

                

                                        г. Новомосковск

                                                2012г.

                                Пояснительная записка

Краеведение учит людей любить не только свои родные  места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

Актуальность программы

          Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных  задач, которые ставит перед собой  школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

          В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.     Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

        Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем  и душой.

                

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:        

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего города;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;

- изучение проблем развития края (города).

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

 - укрепление семейных связей:

        заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

         наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

     изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

        общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

     совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

     формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава тельной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы.

Организационно-педагогические основы обучения:

        Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для Занятия проводятся из расчёта 33 часа в год.

       Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.  

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  

- исследование,

- экскурсии,

- работа в группах,  

- дискуссии,

- путешествия,

- беседы,

- викторины,

- встречи с интересными людьми,

- конкурсы,

- выставки,

- походы с осмотром краеведческих объектов.

Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.

Универсальные учебные действия (УУД), которые развивает прохождение данной программы:

                                             Планируемые результаты:

Личностные:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родной природе.
  • Широкая мотивационная основа для дальнейшей учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; адекватное понимание успешности или неуспешности деятельности.

Регулятивные:

  • Принятие и сохранение учебной задачи.
  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
  • Самостоятельное адекватное оценивание своей работы.

Познавательные:

  • Осуществляет поиск необходимой информации для выполнении поставленной задачи.
  • Правильное строение речевых высказываний.
  • Умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
  • Установление аналогий.
  • Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и электронных ресурсов Интернета.

Коммуникативные:

  • Формулировать свое мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Использование речи для регуляции своих действий.

                                                   Ожидаемые результаты  

Учащиеся должны знать:

- родословную своей семьи;

- основные сведения о своём городе, районе;

- основы исторического прошлого родного города;

- сведения о своей школе и её героях;

- музеи и театры города;

- названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;

Учащиеся должны уметь:

- работать в группе;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;

- целенаправленно читать литературу по определённой теме;

- различать историко-архитектурные объекты в городе;

- вести  себя в общественном месте, в природе.

         В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

        использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. проведения самостоятельного поиска информации;
  2. понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
  3. ориентирования на местности и чтения карт;
  4. учёта фенологических наблюдений в природе своей местности;
  5. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы;
  6. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии своего народа;
  7. использования знаний об историческом пути и традициях народа в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

                                                                                                        Приложение 1

                                Тематическое планирование

                                                  1 класс

                                             Тема

       Дата

1

Город  у сердца России

2

Тульский край. Краткий обзор

3

Официальная символика Новомосковска

4

Гимн Новомосковска. Песни о Новомосковске

5

Рельеф. Почвы

6

Полезные ископаемые

7

Водоёмы. Легенда Дона и Шата

8

Растительный мир. Деревья, кустарники, травы

9

Растительный мир. Осторожно – ядовито!

10

Особое царство. Грибы

11

Животный мир. Звери, птицы, насекомые

12

По страницам «Красной книги»

13

Климат. Времена года. Осень

14

Зима

15

Весна

16

Лето

17

Конкурс рисунков «Новомосковск в разные времена года»

18

История в названиях улиц

19

История моей улицы. Краткий рассказ по рисунку

20

Транспорт. Я – пассажир, я – пешеход

21

Образование. Школьные годы чудесные. Моя школа

22

Архитектурный облик. Зелёное кольцо

23

Достопримечательности города. Экскурсия  в парк к истоку Дона

24

Детская железная дорога. История возникновения

25

Новомосковск – литературный

26

Новомосковск – художественный

27

Театр нашего города

28

Музеи. Хранители истории. Заочная экскурсия

29

Новомосковск – спортивный

30

Новомосковск – православный

31

Новомосковск – промышленный

32

Чем кормит земля наша. Сельское хозяйство

33

Сохрани свою землю

                                                                                                   Приложение 2

                             Тематическое планирование

                                                  2 класс

                                           Тема

    Дата

1

Наш семейный альбом

2

Творческий конкурс «Старая фотография»

3

Моя родословная. История моей фамилии

4

Предания старины глубокой

5

Наши далёкие предки. Что рассказала археология

6

Экскурсия в археологический музей

7

Куликовская битва. История Куликова столба

8

Старина земли Новомосковской. Епифанские щлюзы

9

Новомосковский район. История Села Иван-озеро

10

История села Спасское

11

История села Гремячее

12

Араповские пещеры

13

Осаново. Святой источник

14

История названий рек. Пронь, Шат, Дон, Упа.

15

Люди земли Новомосковской. Князь Шаховский. Старейшая школа

16

Люди земли Новомосковской. Граф Бобринский

17

В годы Вов. Город сражается

18

История в названиях улиц. Герои Новомосковска

19

Памятники войны

20

Экскурсия в парк мкр.Залесный

21

Город возрождается и растёт

22

Экскурсия в Музей истории города

23

Традиции Тульского края. Филимоновская игрушка

24

Конкурс рисунков «Филимоновская игрушка»

25

История тульского пряника

26

Практическое занятие. Лепка пряника (работа с пластилином)

27

История тульского самовара. Заочная экскурсия в Музей самовара

28

Конкурс стихотворений « Самовар, Самоварище!»

29

Семейные посиделки «У самовара». Традиции чаепития

30

Народные промыслы

31

Легенды Тульской земли.  Разбойник Кудияр, Богородицкий дворец, Подземный ход,  Тайна усадьбы

32

Экскурсия в Музей народной культуры

33

Конкурс рисунков «Мой город»

34

Викторина «Край родной»

Литература

Высоцкая, Н.Ф., Попкова, А.Е. Использование краеведческого материала в реализации регионального компонента современного содержания начального образования / Н. Ф. Высоцкая, А. Е. Попкова. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 2007.

Минаков, Н.Н., Лазорев, В.Н. и др.Земля Новомосковская, 2-е издание, исправленное и дополненное / Н. Н. Минаков, В. Н. Лазорев. – Тула : РИФ «Инфра», 2001.

Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края. Тульская область / В. Г. Труфанов. Тула : Пересвет,2003.

Шавырин, В.Н. Город у истоков Дона / В. Н. Шавырин. Тула : Бизнес-Пресс, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной свой край люби и знай!

В этом проекте я рассказываю о том, как знакомила детей с историей села, его достопримечательностями.Доказывала почему эта тема актуальна...

внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай

воспитание у  детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости,  ответственности за свой город, уважения к его жителям....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры   Хабаровского края....