Тема урока «Звук [ч']. Буквы Ч ч»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1_klass.docx72.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 10.12.2024

Школа: МАОУ «СОШ № 152»

Класс: 1 «А»

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 210

Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 45

Учитель: Рязанова Наталья Михайловна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Звук [ч']. Буквы Ч ч»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: знакомство со звуком [ч'], буквой Чч, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать умение выделять звуки в словах;
  2. формировать навыки выполнения звукового анализ слов;
  3. формировать умение составлять модели предложений;
  4. учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Чч»;

  1. учиться выполнять звуковой анализ слов;
  2. учиться составлять модели предложений;
  3. учиться читать слоги, слова, предложения, тексты.

Развивающие:

  1. развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;
  2. совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;
  3. развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

  1. осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;
  2. выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

  1. совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;
  2. воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дмитрий Андреевич и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Садитесь. Спина прямая, ноги на полу, руки на парте.

- Подарите друг другу улыбку.

- У вас на партах лежат листы оценивания, в течении всего урока, после каждого задания, вы будете отмечать на карточках, то, как вы справились с этим заданием.

Зеленый кружок- все получилось, все понял

Желтый кружок- не все получилось, не все понял

Красный кружок - ничего не получилось, ничего не понял          

За

да

ни

е

1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

ИТОГ

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Проблемный: создание проблемной ситуации: пробное учебное действие, проблемный вопрос.

Подводящий диалг.

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Перед началом работы мы с вами сделаем артикуляционную разминку. Скажите, для чего нам нужна артикуляционная разминка?

Слушайте внимательно, что вам нужно   сделать.

-Улыбнитесь широко-широко, чтобы видно было ваши зубы. Посмотрите, как это делаю я.

-Какие у вас прекрасные улыбки.

-А теперь сверните губы в трубочку. Посмотрите на меня.

-А теперь чередуем улыбку и трубочку.

-Отлично. А теперь поцокаем, как лошадки. Повторяйте за мной! Отлично! Проводит речевую разминку.

-А сейчас мы с вами поиграем и проведем речевую разминку.

- Ба – ба – ба – из окна торчит труба.

Жа – жа- жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – а на улице тепло.

Му – му – му –молоко кому?

Ре-Ре-Ре – метет сор во дворе.

Су-Су-Су- очень холодно в лесу.

Чу-Чу-Чу – молоточком я стучу.

Та-та-та – у нас в классе чистота.

- На доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)

А, О, И, ы,У, Н, С, К, Т, Л,Р,В,Е,П,М,З,Б,Д,Я,Г

- Вспомним с вами, чем отличаются гласные и согласные звуки?

- Назовите гласные, которые мы изучили

- Почему некоторые из них живут в верхней части ленты букв, а другие – в нижней?

- Назовите согласные, которые живут в верхней части ленты букв. Почему некоторые из них живут на верхнем этаже?

- Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже?

- Отлично. Теперь отметьте на листе успеха, то как вы справились с работой

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Для того, чтобы подготовиться к чтению

Гласные: А,О, И, ы, У, Е, Я

Согласные: Н,С,К,Т,Л,Р,В,П,М,З,Б,Д,Г

- При произнесении согласных встречаются препятствия – губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.

- А,О, И, Ы, У, Е, Я

- Буквы А,О,У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, И, Е- смягчают

- Нет

- Н,М,Л,Р,Б,В,Г,Д,З. Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат.

- С,К,Т,П. Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Ребята, как вы думаете, мы со всеми буквами и звуками познакомились?

- Для того, чтобы узнать с какой буквой мы познакомимся сегодня, нужно отгадать загадки.

 Пушистая вата плывет куда-то

 Чем вата ниже, тем дождь ближе

Нет ног, а ходят.

Рта нет, а говорят.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

- Что объединяет все эти отгадки? Кто догадался, с какой буквой мы с вами познакомимся?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Верно. А теперь поставим цели на наш урок.

Познакомиться со звуком … и буквой, которая его обозначает

1. Выдвигают варианты         формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

 Нет

- Туча

- Часы

- Мяч

- Все отгадки объединяет буква Ч.

- Буква Ч и звук [ч`]

- [ч`]

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(наблюдение над языковой моделью, формулирование вывода)

Внешний контроль

1.  Организовывает работу обучающихся.

- Откройте азбуку на странице 4.

- Прочитайте пословицу, которую вы видите в верхней части страницы.

- Что это означает?

- Мы часто говорим, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине.

-Но постоянно ли человек работает?

- Сколько времени вы находитесь в школе?

- Постоянно ли ваши родители находятся на работе?

- Сутки делятся на рабочее (учебное) время, свободное время и время для сна. Говорят, в часы досуга.

- Что обозначает это слово?

- К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. Как называется устройство, помогающее нам определять время?

-  Теперь отметьте кружочком во втором столбике, то, как вы справились с заданием

- Отлично. Теперь мы можем перейти к следующему этапу нашего урока.

-Чтобы звуком управлять,

О нём всё точно надо знать!

– Произнесите звук [ч'].

– Определите, как проходит воздух через горлышко?

- Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум?

– Как звук произносится: твердо или мягко?

- А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем привычно. В русском языке слов с твёрдым звуком [ч] нет.

- Дайте короткую характеристику звука [ч'].

- Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Чч, которая обозначает звук [ч'].

- Хором произнесем название буквы и запомним.

- На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили:

Ч похожа на четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

-  Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

- Посмотрите на доску. Сейчас проведем небольшое соревнование. В соревновании будут учавствовать 3 команды. 1 ряд -1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд- 3 команда. Вам необходимо с каждого ряда выйти по паре, один из пары должен поставьте в слове гласную букву после ч а или я, у или ю, а другой должен проверить.После того, как пары выполнит работу, идет другая пара.

Ч?сы, туч?, свеч?, куч?., ч?шка, ч?йка, ч?ща, ч?й

Ч?до, ч?дак, ч?лок, ч?чело, ч?жой, ч?лан, ч?деса, ворч?н

- Почему вы написали в пропущенных местах буквы а и у?

- А чтобы проверить правильно ли мы поставили буквы в словах, посмотрите и послушайте сказку.

Жила – была буква Ч. Однажды позвала буква ч поиграть в прятки буквы А Я У Ю. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались, кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на качелях. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У

- Теперь мы должны знать правило

-Найдите правило в азбуке и прочитайте на странице 5

 - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- «Делу время, а потехе-час»

 Ответы детей

- Нет

Ответы детей

-Нет

- Провести свой день с пользой.

- Часы.

- При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.

- При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.

- Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.

-Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)

- Че

- На цифру 4

Часы, туча, свеча, куча,чашка,чайка, чаща, чай

Чудо, чудак, чулок, чучело,чужой,чулан, чудеса, ворчун

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

 Чтение слогов с новой буквой.

– Прочитаем слоги – слияния с новой буквой.

Работаем со схемами в парах.

- На доске вы видите схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками. (2 человека)

– Рассмотрите картинку на с.5. Кто изображён?

- Кого называют часовщиком?

- Часовщик- это мастер по изготовлению и ремонту часов. Когда вы вырастите, то сможете тоже стать часовщиком и чинить часы. В свою очередь, часы бывают разных видов: башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные.

- Прочитайте текст с. 5 и скажите, про какие виды часов написано в тексте и какое правило должны соблюдать все часы?

-Какое особое правило должны соблюдать все часы?

- Подумайте, где мы сможем найти сведения о часах.

- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

1. Отвечают на вопросы учителя.

- ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ

-Часовщик

Ответы детей

- башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные,

- Они все должны показывать точное время

- в книгах, энциклопедия

П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

1. Организует самостоятельную работу.

2. Контролирует работу.

3. Организует работу со звуковой моделью.

- Сейчас вам нужно будет самостоятельно

составлять схемы данных слов: часы, туча,чудо

- Посмотрите на слайд и сверьте ваш

ответ, поднимите руку те, у кого ответ сошелся.

- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

1. Выполняют

самостоятельну ю работу.

2. Работают со звуковой

моделью.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Откройте учебник на странице 6. В начале страницы вы видите слова. Прочитаем эти слова в парах. Вам необходимо прочитать пары слов друг другу и найти букву, которое меняет слова.

- Какая буква меняет слова?

- Верно. Что необычного произошло со словами?

- Верно. Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.

- А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим?

- Как назвать ласково?

- А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие.

Не колпак, а колпачок

Не куртка, курточка

- Теперь вы приведите свои примеры

- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

1. Работают с моделью высказывания.

 Река/речка, рука/ручка, туча/тучка, сестра/сестричка, лиса/ лисичка

- Буква Ч

-Они стали ласковыми

- Маму

- Мамочка

Ответы детей

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Рефлексия на содержательном уровне; рефлексия на эмоциональном уровне.

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились….

- Сегодня я узнал…

- Меня удивило…

- Дома я расскажу….

- А теперь на листах успеха оцените свою работу за урок

-Мне было очень приятно с вами работать. Урок оконче

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-  Мы познакомились со звуком [ч`] и буквой Чч

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Урок обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Звук [ ж], буква Ж.

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала....

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»

Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России"....