Тема урока «Звук [ч']. Буквы Ч ч»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 10.12.2024 Школа: МАОУ «СОШ № 152» Класс: 1 «А» Урок: 1 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 210 | Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич Группа: 45 Учитель: Рязанова Наталья Михайловна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Звук [ч']. Буквы Ч ч»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: знакомство со звуком [ч'], буквой Чч, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Чч»;
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Дмитрий Андреевич и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. - Садитесь. Спина прямая, ноги на полу, руки на парте. - Подарите друг другу улыбку. - У вас на партах лежат листы оценивания, в течении всего урока, после каждого задания, вы будете отмечать на карточках, то, как вы справились с этим заданием. Зеленый кружок- все получилось, все понял Желтый кружок- не все получилось, не все понял Красный кружок - ничего не получилось, ничего не понял
| 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль Проблемный: создание проблемной ситуации: пробное учебное действие, проблемный вопрос. Подводящий диалг. | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Перед началом работы мы с вами сделаем артикуляционную разминку. Скажите, для чего нам нужна артикуляционная разминка? Слушайте внимательно, что вам нужно сделать. -Улыбнитесь широко-широко, чтобы видно было ваши зубы. Посмотрите, как это делаю я. -Какие у вас прекрасные улыбки. -А теперь сверните губы в трубочку. Посмотрите на меня. -А теперь чередуем улыбку и трубочку. -Отлично. А теперь поцокаем, как лошадки. Повторяйте за мной! Отлично! Проводит речевую разминку. -А сейчас мы с вами поиграем и проведем речевую разминку. - Ба – ба – ба – из окна торчит труба. Жа – жа- жа – есть иголки у ежа. Ло-ло-ло – а на улице тепло. Му – му – му –молоко кому? Ре-Ре-Ре – метет сор во дворе. Су-Су-Су- очень холодно в лесу. Чу-Чу-Чу – молоточком я стучу. Та-та-та – у нас в классе чистота. - На доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета) А, О, И, ы,У, Н, С, К, Т, Л,Р,В,Е,П,М,З,Б,Д,Я,Г - Вспомним с вами, чем отличаются гласные и согласные звуки? - Назовите гласные, которые мы изучили - Почему некоторые из них живут в верхней части ленты букв, а другие – в нижней? - Назовите согласные, которые живут в верхней части ленты букв. Почему некоторые из них живут на верхнем этаже? - Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже? - Отлично. Теперь отметьте на листе успеха, то как вы справились с работой | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Для того, чтобы подготовиться к чтению Гласные: А,О, И, ы, У, Е, Я Согласные: Н,С,К,Т,Л,Р,В,П,М,З,Б,Д,Г - При произнесении согласных встречаются препятствия – губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно. - А,О, И, Ы, У, Е, Я - Буквы А,О,У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, И, Е- смягчают - Нет - Н,М,Л,Р,Б,В,Г,Д,З. Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат. - С,К,Т,П. Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Ребята, как вы думаете, мы со всеми буквами и звуками познакомились? - Для того, чтобы узнать с какой буквой мы познакомимся сегодня, нужно отгадать загадки. Пушистая вата плывет куда-то Чем вата ниже, тем дождь ближе Нет ног, а ходят. Рта нет, а говорят. Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. - Что объединяет все эти отгадки? Кто догадался, с какой буквой мы с вами познакомимся? - Сформулируйте тему нашего урока. - Верно. А теперь поставим цели на наш урок. Познакомиться со звуком … и буквой, которая его обозначает | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. Нет - Туча - Часы - Мяч - Все отгадки объединяет буква Ч. - Буква Ч и звук [ч`] - [ч`] | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический (наблюдение над языковой моделью, формулирование вывода) Внешний контроль | 1. Организовывает работу обучающихся. - Откройте азбуку на странице 4. - Прочитайте пословицу, которую вы видите в верхней части страницы. - Что это означает? - Мы часто говорим, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине. -Но постоянно ли человек работает? - Сколько времени вы находитесь в школе? - Постоянно ли ваши родители находятся на работе? - Сутки делятся на рабочее (учебное) время, свободное время и время для сна. Говорят, в часы досуга. - Что обозначает это слово? - К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. Как называется устройство, помогающее нам определять время? - Теперь отметьте кружочком во втором столбике, то, как вы справились с заданием - Отлично. Теперь мы можем перейти к следующему этапу нашего урока. -Чтобы звуком управлять, О нём всё точно надо знать! – Произнесите звук [ч']. – Определите, как проходит воздух через горлышко? - Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? – Как звук произносится: твердо или мягко? - А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем привычно. В русском языке слов с твёрдым звуком [ч] нет. - Дайте короткую характеристику звука [ч']. - Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Чч, которая обозначает звук [ч']. - Хором произнесем название буквы и запомним. - На что похожа буква Ч? Да, вы правильно решили: Ч похожа на четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием - Посмотрите на доску. Сейчас проведем небольшое соревнование. В соревновании будут учавствовать 3 команды. 1 ряд -1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд- 3 команда. Вам необходимо с каждого ряда выйти по паре, один из пары должен поставьте в слове гласную букву после ч а или я, у или ю, а другой должен проверить.После того, как пары выполнит работу, идет другая пара. Ч?сы, туч?, свеч?, куч?., ч?шка, ч?йка, ч?ща, ч?й Ч?до, ч?дак, ч?лок, ч?чело, ч?жой, ч?лан, ч?деса, ворч?н - Почему вы написали в пропущенных местах буквы а и у? - А чтобы проверить правильно ли мы поставили буквы в словах, посмотрите и послушайте сказку. Жила – была буква Ч. Однажды позвала буква ч поиграть в прятки буквы А Я У Ю. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались, кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на качелях. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У - Теперь мы должны знать правило -Найдите правило в азбуке и прочитайте на странице 5 - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. - «Делу время, а потехе-час» Ответы детей - Нет Ответы детей -Нет - Провести свой день с пользой. - Часы. - При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. - При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой. - Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий. -Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.) - Че - На цифру 4 Часы, туча, свеча, куча,чашка,чайка, чаща, чай Чудо, чудак, чулок, чучело,чужой,чулан, чудеса, ворчун | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | 1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. Чтение слогов с новой буквой. – Прочитаем слоги – слияния с новой буквой. Работаем со схемами в парах. - На доске вы видите схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками. (2 человека) – Рассмотрите картинку на с.5. Кто изображён? - Кого называют часовщиком? - Часовщик- это мастер по изготовлению и ремонту часов. Когда вы вырастите, то сможете тоже стать часовщиком и чинить часы. В свою очередь, часы бывают разных видов: башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные. - Прочитайте текст с. 5 и скажите, про какие виды часов написано в тексте и какое правило должны соблюдать все часы? -Какое особое правило должны соблюдать все часы? - Подумайте, где мы сможем найти сведения о часах. - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием | 1. Отвечают на вопросы учителя. - ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ -Часовщик Ответы детей - башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные, - Они все должны показывать точное время - в книгах, энциклопедия | П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль | 1. Организует самостоятельную работу. 2. Контролирует работу. 3. Организует работу со звуковой моделью. - Сейчас вам нужно будет самостоятельно составлять схемы данных слов: часы, туча,чудо - Посмотрите на слайд и сверьте ваш ответ, поднимите руку те, у кого ответ сошелся. - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием | 1. Выполняют самостоятельну ю работу. 2. Работают со звуковой моделью. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | - Откройте учебник на странице 6. В начале страницы вы видите слова. Прочитаем эти слова в парах. Вам необходимо прочитать пары слов друг другу и найти букву, которое меняет слова. - Какая буква меняет слова? - Верно. Что необычного произошло со словами? - Верно. Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми. - А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? - Как назвать ласково? - А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. Не колпак, а колпачок Не куртка, курточка - Теперь вы приведите свои примеры - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием | 1. Работают с моделью высказывания. Река/речка, рука/ручка, туча/тучка, сестра/сестричка, лиса/ лисичка - Буква Ч -Они стали ласковыми - Маму - Мамочка Ответы детей | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль Рефлексия на содержательном уровне; рефлексия на эмоциональном уровне. | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. – Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог. – С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? – Чему научились…. - Сегодня я узнал… - Меня удивило… - Дома я расскажу…. - А теперь на листах успеха оцените свою работу за урок -Мне было очень приятно с вами работать. Урок оконче | Определяют уровень работы класса при групповой работе. - Мы познакомились со звуком [ч`] и буквой Чч | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-124845-1360004176.jpg)
Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-196564-1360068152.jpg)
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-171914-1357843355.jpg)
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».
познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...
Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-9204-1351950949.jpg)
Урок обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Звук [ ж], буква Ж.
Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-488747-1514894436.jpg)
Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй
В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-719939-1449156980.jpg)
Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»
Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России"....