Урок обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Звук [ ж], буква Ж.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока: Звук [ ж], буква Ж.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Составила: Борисова Елена Витальевна
учитель начальных классов
МОУ Коляновская СОШ
Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока: образовательные:
- познакомить с буквой Ж и звуком [ж];
- учить давать характеристику звукам;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Формирование ключевых компетенций:
- учебно – познавательной
- коммуникативной
Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме букой Ж,ж
Граница знания – незнания:
- дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)
- не знают какие звуки обозначает буква Ж,ж
Оборудование: АРМ учителя, презентация, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж».
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. - Ребята, а какой у вас девиз? Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. - А эпиграфом урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех». | Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, Мы отлично учимся, У нас все получится. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Речевая разминка: Артикуляционные упражнения: -Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение; -Губы в трубочку, в ниточку. -Язычком помоем зубки. -Язычком сделаем укольчики щечкам. - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе. - Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? - Как отличить гласные звуки от согласных? - А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже? - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются? - А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч, | Гласные и согласные Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду. На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным. - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие. На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки. Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
3. Постановка учебной задачи. | - Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград» Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой? Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?
Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно! Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын…. Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский … - Назовите первые звуки слов - отгадок. - Произнесите, как жужжит жук. - А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. – Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
- Где новые знания в жизни можно применить? Создание проблемной ситуации - Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. | Да Выбор варианта. Отгадывают загадки. жираф жук Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: Звук [ж], буква Ж. Формулируют цели: -познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. - учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). | -В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? -Тогда давайте будем решать эту проблему. 1. Составление плана решения проблемы Исследование нового звука вы будете проводить в парах. Давайте составим план исследования. Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? -Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? 2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. - Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука. 3. Представление результатов исследования. -А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований. - Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? - В чем особенность звука [ж]? - В каком районе «проживает» звук [ж]? 4. Игра «Подбери слово» - Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? - Придумайте слова с новым звуком. - Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко? 5. Физкультминутка Игра «Гости» Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем. Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна. -Молодцы! Вы были очень внимательны! - Так какой же звук [ж]? 6. Знакомство с новой буквой -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? - На что похожа буква Ж? -У нас только что прошла Неделя русского языка и мы готовили проект «Занимательные буквы», кто готовил мини - проект про букву Ж? - Смотрите, какую замечательную букву подарила нам ребята Ксюша. - В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись! Выложите букву из палочек. - Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж? Мы видим 2 большие буквы и две маленькие, 2 печатные и две письменные. - Зачем нужны большие буквы? - Где мы встречаемся с печатными буквами? - А для чего нужны письменные буквы? - А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»? Откройте тренажёр и найдите, на какой страничке живет буква «ж» - кто тише и быстрее найдет букву? - Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь? - Печатаем букву Ж. 7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж». Букву новую узнали Образ мы её создали, А теперь вперёд, друзья, Сможем мы прочесть слова. -Открываем Азбуку на с.25 С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему? Прочти слоги самостоятельно; хором. -На какие слоги надо обратить внимание? Почему? -Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв? -Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания. -Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. -Прочитайте, пожалуйста, вывод на с.26 -Это нужно запомнить! | -В районе согласных. -Выдвигают версии. -Звонкий он или глухой, мягкий или твердый. -Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик». Надеть «волшебные наушники» - Послушать, как он звучит в словах. Учащиеся работают в парах. Учащиеся представляет результат исследований: звук [ж] согласный, звонкий, твердый. -У звука [ж] нет мягкой пары. Звук [ж] всегда твёрдый В районе Согласных. Подбирают слова со звуком [ж]. - Нет, не удалось. -Звук [ж] всегда твердый. Участвуют в игре. Он согласный, звонкий и всегда твердый Ученица читает стихи. Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Стала снежинка Буквою Ж, Солнце ее Не растопит уже! Дети двигаются, изображая букву Ж Дети выкдадывают букву из счётных палочек. Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц. Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах. Ими мы пишем в тетрадях. Да Буква живет на странице 67. Дети печатают в тренажёре букву Ж. “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”. Читают слоги. Жи, же Звук [ж] – всегда твердый. “Опасные”. Жи пиши с гласной и, же – с гласной е. Ши пиши с гласной и, ше - с гласной е. Дети читают. | Познавательные: логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. |
5. Первичное закрепление. | 1.Чтение слов на с.25 Друг однокоренные Дружок Могу однокоренные Может Жук Жучка Телега тележка однокоренные -Ребята, а что можно сказать об этих словах? -Докажите это. -Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова. -Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова -Прочитайте слова, где буквы [ж] нет! 2. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 3. Чтение рассказа «Чиж». - Вы можете предположить, о чем этот рассказ? - А кто такой чиж? - Кто прочитает рассказ?
-Какие чувства вы испытываете? Вопросы по содержанию: – Кто был у Вари? – Где жил чиж? – Что сказала Варя чижу? – Что ответил чиж? -Как вы думаете, Варя отпустит чижа, а как бы поступили вы? -Хотите услышать как поёт чиж? | Дети читают. Есть однокоренные слова Слова у которых один корень и они близки по смыслу являются однокоренными Дети читают. Выполняют соответствующие движения. Выдвигают версии. Это певчая, маленькая, очень подвижная птичка. Чтение рассказа детьми вслух. Ответы детей. -Чиж.. - В клетке. -Пора тебе, чиж, петь!. -Пусти меня на волю. Ответы детей. Дети слушают фонограмму. | Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: -прогнозирование. Личностные: -формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Разноуровневые задания по карточкам. Работа в парах. -Ребята, предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте. Красные карточки: 1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах. 2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Ему скажи, да укажи, да в рот положи. Зеленые карточки: 1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги. 2.Подчеркни все буквы Ж. У Жоры – уж, у Розы – уж. Жутко жуку жить на суку. У ежа – ежата, у ужа - ужата. Желтые карточки: 1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж. 2. Обведи в кружок все буквы Ж. Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра. | Выполняют задания в парах. | Регулятивные: - самоконтроль деятельности; -самооценка результатов работы. Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения.
|
8. Рефлексия | 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2. Беседа: - Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? . Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. - Буква Ж в вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю. - Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, Спасибо вам за урок. | -Звук [ж], буква Ж.. -Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. -Да. -Да. -Да . Дети прикрепляют звёздочки на доску. | Регулятивные: -оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).
В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....