Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте. УМК "Школа России" | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»
- Речевая разминка.
- Гласные а-и-у-о-я-ы-е: пропеть.
- Рассказать все, что знаете о гласных.
- Читаем вторую строку: за-ны-те-Ро-де-са.
- Какое сочетание лишнее?
- Назвать гласные звуки, согласные.
- Назовите парные согласные.
- Повторение скороговорок.
- Актуализация знаний.
- Послушайте внимательно загадки и подумайте, о чем в них говорится. А если трудно определить, то помогут разгадать слово первые буквы названий предметов, изображенных на картинках.Машина, ежи, яблоко, редис, волк.
- Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. - Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет. - Что возвратить нельзя? (Это время.)
- По схеме рассказать о слове время.
- Сколько в слове гласных, согласных, твердых, мягких?
- Сколько всего звуков в слове?
- Собрать слово из букв.
- Прочитать слово время.
- Работа по учебнику: прочитать название темы вверху страницы 4.
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Основное время – делам, а забавам, веселью – только немного.)
- Чтение загадки в учебнике.
- Отгадайте. Что это? Часы.
- Деление на слоги, составление схемы.
- Какой новый звук услышали в слове?
- Расскажите о звуке [ч]: согласный, мягкий, глухой.
- Можно ли его спеть?
- Формулировка темы и цели урока.
- Слово часы начинается со звука [ч]. Значит тема урока – звук [ч] и буква, которая его обозначает.
- Цель урока – познакомиться со звуком [ч] и с буквой ч.
- Учиться отличатьзвук и букву от других букв.
- Учиться читать слова с новой буквой.
- Работа над новым материалом.
- Рассказать о новом звуке.
- Знакомство с новой буквой. (Карточка.)
- На что похожа буква ч?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Зачем нужна большая буква Ч?
- Посмотрите, где находится буква на ленте букв.
- Образец печатной буквы на экране. Печатание на листочке.
- С. 5. Назвать предметы на картинках. Рассмотрите схемы к словам. Где находится звук [ч] в словах?
- Чтение слогов с буквой ч. (на экране)
- С какими гласными нет слогов?
- Как вы думаете, почему? (В русском языке нет слов, в которых встречается сочетание чы. Также нет в словах сочетания чя. Звук [ч] всегда мягкий, и поэтому не нужна специальная буква для обозначения его мягкости. В русском языке пишется сочетание ча.
- Чтение слогов в учебнике.
- Чтение правила.
- Чтение слов в столбиках. Часы – это, чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное.
- Сравним слова. Чем похожи? Чем отличаются?
- Второй столбик. Значение слов. Черника – это ягода, чистота – это не имеющая грязи.
- Сравним слова. Чем похожи? Чем отличаются?
- Знакомство с часами.
- Часы – это прибор для отсчета времени. Они бывают самые разные.
- Какие часы были первыми? (Солнечные.)
- Почему они оказались неудобными? (Солнце светит не всегда.)
- Потом люди придумали другие. Как вы думаете, какие?(Потом люди стали измерять время водяными часами, песочными и даже часами из свечки.)
- Удобно измерять время такими часами? Почему? (Но время, которое определяли по этимчасам, было неточным.)
- Какие часы есть у вас дома?
- Главные часы нашей страны.
- Послушайте, как они бьют.
- Отправляемся в азбуку к часовых дел мастеру.
- Какие есть часы?
- Что в них интересного?
- Покажите песочные часы, солнечные.
- Чтение текста (читает 1 ученик).
- Для чего нужны часы?
- Чтение цепочкой.
- Задайте вопрос к 1-2 предложениям. Начните со слова какие.
- Ответьте на вопрос.
- Вывод: для чего человеку нужны часы?
- Но чтобы часы были полезны человеку, они должны показывать … время.
- Составить слова из готовых слогов: час, часы, часик, часики, часочек, часовой, часовщик. (На доске в строчку расположены слоги для одного слова.)
- Что заметили? (Одинаковая часть час.)
- А из чего состоят часы? (Механические часы: циферблат, на нем по кругу расположены числа от 1 до 12, в центре закреплены стрелки: часовая – короткая, минутная – длинная. Бывают и секундные стрелки, они тонкие. )
- Профессия часовщик.
- Часовой Мастер – мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных,карманных и прочих часов.
- А теперь потренируемся правильно произносить звуки. Прочитайте скороговорку медленно. Повторите медленно. Рассказываем чуть быстрее. Еще быстрее.
- Рассказать по рядам.
- Задание: разделить слова на слоги, поставить ударение.
- Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ч.
Наступило чудесное утро. Светит солнышко. Порхают бабочки. В траве стрекочет кузнечик. Черепашонок Чупа проснулся и подумал: «Почему бы не поиграть в песочнице?» Чупа положил в тачку формочки, ведерко, совочек и отправился на улицу. Но одному играть было очень скучно. И Чупа позвал своих друзей бабочек и кузнечика. Все вместе они слепили много куличиков.
- Назвать слова с буквой ч: чудесное, бабочки, стрекочет, кузнечик, черепашонок, Чупа, почему, песочнице, тачку, формочки, совочек, очень, скучно, куличиков.
- Культура речи: правильное произношение слова скучно.
- Лексическое значение слов тачка, куличики. Та́чка — простое устройство для транспортировки грузов, использующее принцип рычага для уменьшения прикладываемого усилия. Состоит из грузового кузова, одного или нескольких колёс и рукоятки.
Тачка была изобретена в античной Греции.
Куличик I. ку-ли́-чик. 1. разг., детск. вынутый из металлической формочки влажный песок, сохраняющий очертания такой формочки (в детской игре). 2. разг. уменьш.-ласк. ккулич; сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, приготовленный к Пасхе.
- Почему утро названо чудесным?
- О чем еще можно сказать чудесное?
- Подберите слова, близкие по смыслу, к слову чудесное: прекрасное, радостное, чудное, прекрасное, отличное, удивительное, волшебное, очаровательное, великолепное, замечательное, превосходное, поразительное, потрясающее.
- Почему Чупа позвал своих друзей бабочек и кузнечика? А у вас есть друзья? В какие игры вы играете вместе?
- Викин рассказ.
Однажды солнечным днем бабочки прилетели на песочницу, окруженную цветами. Там их ждал кузнечик. Одинокий черепашонок тоскливо посмотрел в окно и позавидовал: «Ведь у них есть компания!» Он понял, что у них нет игрушек. Черепашонок собрал все свои игрушки, сложил их в тачку и пошел прямиком к ним с надеждой обрести новых друзей. Насекомые с радостью приняли его. Так черепашонок обрел друзей. Он навсегда запомнил этот замечательный день.
- Придумать слова, чтобы ч была в начале, середине, конце слова.
- Чтение слов в столбиках.
- Чем похожи? Чем различаются?
- Как большой предмет превратить в маленький?
- Чтение стихотворения.
- О каких лисичках идет речь?
- Еще в каком значении употребляется слово лисички?
- Многозначные слова.
- Текст «Ручки».
- В каких значениях употребляется слово ручки?
- Найдите слова, которые написаны с большой буквы.
- На какие 2 группы разделим эти слова?
- Задание на листочках.
- 3.Найди и обведи букву Ч.
- Сколько букв нашли?
- 4. Прочитай и уменьши слово на 1 букву.
- Какие слова получились?
- Ребусы.
- Послушайте стихотворение.
- Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
- Как вы понимаете выражения «часы стоят», «часы идут», «часы отстают», «часы спешат»? (Стоят – значит бездействуют, спешат – показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма, идут – действуют, отстают – показывают неверное время из-за замедленного хода механизма.)
- Вывод: да, часыиногда могут стоять на месте, опаздывать, а время никогда. Оно идет только вперед.
- Незаметно пролетело время, отведенное на урок.
- Что нового узнали, чему научились?
- Итог урока. Рефлексия.
- Итак, с каким звуком сегодня познакомились? Расскажите о нем.
- Какой буквой он обозначается?
- Правописание каких сочетаний запомнили?
- Я благодарю вас за хорошую работу, за внимательность, наблюдательность.
- А теперь время урока закончилось. Пришло время для перемены. Всему свое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"
Тема урока: «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...
Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [o], буквы Оо.
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс . Тема: Гласный звук [о], буквы Оо. УМК "Школа России"...
Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...
Урок обучения грамоте Тема: Гласный звук Э, буква э
Цели:1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить анализировать текст.3.Развивать речь учащихся, внимание, память,...