Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: «I и II спряжение глаголов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятия о I и II спряжении глагола; формирование определения спряжения глаголов в настоящем и будущем временах
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать умение распознавать спряжение глаголов; 2) учить определять спряжение глаголов в настоящем и будущем временах. | Предметные: 1) учиться распознавать спряжение глаголов и определять число, лицо, время; 2) учиться определять спряжение глаголов в настоящем и будущем временах.
|
Развивающие: 1) развивать умение определять у глагола число, лицо, время; 2) развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
| Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений; 2) осознавать личностный смысл учения.
|
Воспитательные: 1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела; 2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение. |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2023. Ч.2
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 22.04.2024 Школа: Класс: Урок: Время: Кабинет: | Студент: Сафарова Рената Марселевна Группа: 35 Учитель: Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «I и II спряжение глаголов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятия о I и II спряжении глагола; формирование определения спряжения глаголов в настоящем и будущем временах
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1) учиться распознавать спряжение глаголов и определять число, лицо, время; 2) учиться определять спряжение глаголов в настоящем и будущем временах. |
Развивающие:
| Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений; 2) осознавать личностный смысл учения. |
Воспитательные: 1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела; 2)воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение. |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации Письмо | 1. Приветствует учащихся -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Марселевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Прозвенел уже звонок, -Посмотрите у каждого из вас есть листы самооценивания, каждому из вас будет необходимо по ходу урока закрашивать один из смайлов. Весёлый – я все понимаю, у меня все получается. Задумчивый – у меня есть вопросы, мне нужна помощь. Грустный – плохо понимаю новый материал. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Какие орфограммы вам встретились? | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. -Двадцать – орфограмма буква д – непроизносимая согласная в корне слова и орфограмма ь – ь в конце слова. -Второе – орфограмма буква в – непроизносимая согласная в начале слова; орфограмма буква о – непроверяемая безударная гласная в корне слова. Апреля – орфограмма буква а – безударная гласная в корне слова, это словарное слово, нужно запомнить. Классная – удвоенная согласная в корне слова, нужно запомнить – это словарное слово. Работа-орфограмма буква а, безударная гласная в корне слова, нужно запомнить, потому что это словарное слово. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд презентации | ||||
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль Языковой анализ | 1.Проводит беседу о проделанной работе. -Ребята, перед вами представлены слова. Составьте из них пословицу и объясните ее значение. (Упустишь, час, минуту, потеряешь). -Что вы можете сказать о словах – упустишь и потеряешь? Какие это части речи? -Верно, это глаголы. А что вы знаете о глаголах? Расскажите по модели. Глагол Отвечает на … Обозначает … Изменяется Лицо Время Число ? -Вы абсолютно правы, молодцы! | 1.Отвечают на вопросы учителя - Упустишь минуту – потеряешь час. -Пословица о том, что нужно вовремя выполнять важную работу, иначе потом придется тратить времени намного больше. -Глаголы 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глагол изменяется по числам. 4. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный 5. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо 6. Глагол изменяется по временам: будущее, настоящее и прошлое. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2-3 слайд презентации
| ||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Сейчас мы с вами говорили о глаголе, характеризовали его. Как вы думаете, есть ли еще критерии, по которым мы можем делить глаголы на разные группы? -Конечно, есть! И для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, выполните следующую работу: в данных шифрах зачеркните каждую вторую букву и тогда у вас получатся слова. Скажите, что у вас получилось? САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ -Все верно, спряжение глаголов. Прочитайте тему урока со слайда. -Поставьте цели на наш урок. -Узнаем… -Научимся….. -Молодцы! -Посмотрите на план урока, пункты плана перемешались. Восстановите его порядок. План:
| 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. -Есть -Спряжение глаголов. - I и II спряжение глаголов -Узнаем, что такое спряжение глаголов. - Научимся определять спряжение глаголов. -Знаний; -Темы и цели; -Упражнений; -Самостоятельная; -Итогов. План:
| УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 4-5 слайд презентации | ||||
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | -Запишите под диктовку: ты готовишь, ты гуляешь, он гуляет, он готовит, я готовлю, я стою. -Перед тем как мы начнем анализировать написанное, скажите мне, пожалуйста, какие лица есть в русском языке и к каким местоимениям они относятся? -Абсолютно верно! Прочитайте первые 2 грамматические основы. Видите ли вы разницу, а сходство? -Верно, давайте также проанализируем и следующие грамматические основы. -Вы молодцы! Вы все верно охарактеризовали. Попробуйте сформулировать вывод. -Подпишите сверху лицо глаголов и выделите их окончания. -Откройте учебник на странице 85. Прочитайте таблицу. В чем различие личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в одном и том же лице и числе? В каком лице и числе их окончания одинаковы? -Для того чтобы не допускать ошибок, мы будем придерживать следующего алгоритма. Прочитайте его. 1. Чтобы определить спряжение глагола, его нужно поставить в неопределенную форму. 2. Если глагол оканчивается на «ить», то это глагол второго спряжения. 3. А если на другое сочетание букв (-ать, -ять, -еть), то это глагол первого спряжения. -Посмотрите на экран и попробуйте рассказать по модели, как мы будем определять спряжение глаголов.(глаголы: строить, гулять) Глагол Что делать? Что сделать? Н.ф. -ить -еть,-ать,-ять 2 спр. 1 спр. -Перенесите алгоритм к себе в тетрадь и запишите примеры, выделив окончания и определив спряжение. | -Есть 3 лица. К 1 лицу относится местоимение – Я; ко 2 лицу – ТЫ, ВЫ; к 3 лицу – ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. - У грамматических основ ты гуляешь и ты готовишь одно лицо – второе и 2 разных окончания в глаголах –ешь, -ишь. - У грамматических основ он гуляет и он готовит одно лицо –третье и 2 разных окончания в глаголах –ет,-ит. -У грамматических основ я гуляю и я готовлю одно лицо – первое и 2 одинаковых окончания в глаголах –ю, -ю. -У глаголов во 2 и 3 лицах могут быть разные окончания. Но в 1 лице у глаголов окончания одинаковые. - В личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения в одном и том же лице и числе различаются окончания. В 1 спряжении окончания –ешь,-ет,-ем,-ете,-ут,-ют; во 2 спряжении - -ишь, -ит, -им, -ите, -ят. -В 1 лице единственного числа окончания у глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы. | УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. УУПД: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач. УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий | |||||
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -Следующее упражнение 167, на странице 85. - Прочитайте задание. По цепочке давайте с вами соотнесем личные окончания с лицом, числом и спряжением. Я начну окончание –ешь – 2 лицо, ед.ч., 1 спр. -Вы все верно выполнили. Приступим к следующему упражнению 168. -Прочитайте стихотворение. -В прямом или переносном значении употреблены в стихотворении глаголы? Объясните свой ответ. -В чем сходство грамматических признаков выделенных глаголов? А чем они различаются? Почему у них разные окончания? -Верно, разные окончания глаголов говорят нам о том, что глаголы имеют разное спряжение. -Выпишите глаголы. Укажите над ними спряжение в настоящем времени. Выделите окончания. Один человек выполняет у доски, остальные работают в тетради. К какому спряжению относятся слова – проходит, идет, ходит, хлещет. Какие окончания вы выделили? -Обратите внимание на таблицу на странице 86. Прочитайте название таблицы. Посмотрите внимательно на таблицу. Мы будем читать ее по строчке. Видите ли вы сходства с предыдущей таблицей? Различаются ли окончания в этих формах? -Над чем мы с вами работали? Что нового вы узнали? Расскажите алгоритм определения спряжений. -Какой это был этап? Раскрасьте соответствующий смайлик. | -Ишь – 2 лицо, ед.ч.,2 спр.; -Им – 1 лицо, мн.ч, 2 спр; -Ем – 1 лицо, мн.ч, 1 спр. -Ите – 2 лицо, мн.ч, 2 спр. -Ете – 2 лицо, мн.ч, 1 спр. -Ит – 3 лицо, ед.ч., 2 спр. -Ет – 3 лицо, ед ч, 1 спр. -Ат – 3 лицо, мн.ч, 2 спр. -Ут – 3 лицо, мн.ч, 1 спр. -Ют – 3 лицо, мн.ч, 1 спр. -Ят – 3 лицо, мн.ч.,2 спр. -Глаголы употреблены в переносном значении, так как дождь не может выполнять данные физические действия – приходить, идти, ходить, хлестать. -Все выделенные глаголы относятся к настоящему времени, имеют 2 лицо ед.ч. -Глаголы различаются своими окончаниями. Разные окончания , так как глаголы имеют разные спряжения. -Проходит, ходит – 2 спр. -Идет, хлещет – 1 спр. -Спряжение глаголов в будущем времени. -Выполнение упражнений. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | |||||
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). | |||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: Внешний контроль | -Поставьте к глаголам местоимения, определите их лицо, число и спряжение, выделите окончания. Посмотрите на экран, разберем вместе с вами образец. , __ гуляем, __ готовят, __ прочитаете, __ выучат, __ постоишь. - На выполнение задания у вас есть 3 минуты. -Обменяйтесь листочками с соседом по парте и по эталону проверьте работу на ошибки. -Над чем мы с вами работали? Сделайте вывод по выполнению самостоятельной работы. Где вы допустили ошибки? Что вам показалось трудным? | Образец: Он идет (3 лицо, ед.ч, окончание –ет, 1 спр) Мы гуляем (1 лицо, мн.ч, окончание –ем, 1 спр) Они готовят (3 лицо, мн.ч., окончание –ят, 2 спр) Вы прочитаете (2 лицо, мн.ч, окончание – аете, 1 спр) Они выучат (3 лицо, мн.ч., окончание ат, 2 спр) Ты постоишь (2 лицо, ед.ч., окончание – ишь, 2 спр) | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | |||||
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | -Послушайте внимательно задание, которое вам предстоит выполнить. Я сейчас буду включать вам кадры из мультфильмов и ваша задача – услышав глагол, определить его спряжение и записать его в соответствующую колонку таблицы. Вам необходимо записать по 5 глаголов 1 и 2 спряжения.
-Для начала мы с вами выполним задание вместе. Глагол – ходит. Ходит
Запись: Ходит (ходить) – 2 спр. -Посмотрите, один из героев мультфильма в интернете оставил запись, на что ему написали комментарии. Проверьте, все ли комментарии написаны верно. Докажите свою точку зрения. -Ты пишишь замечательные поэмы, друг! -Ты рисуишь невероятно красиво, я вдохновлен твоими работами! | 1 спряжение (Читаешь, думаешь, берегут, задумают). 2 спряжение (Говоришь, ходят, поговорите, купил) | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |||||
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? -А какие мы ставили цели? -А благодаря чему мы добились цели? -Выполнили ли мы пункты плана? -Молодцы! Нарисуйте последний смайлик. Посчитайте их. У кого больше смайликов с улыбкой? А задумчивых? А грустных? Сейчас я буду кидать кубик, на гранях которого написаны фразы, вам нужно выбрать фразу и закончить её. Фразы: На уроке я узнал…. Мне было сложно…. Теперь я могу….. У меня сегодня получилось…. За урок я поставила отметки.. Спасибо за урок! |
- I и II спряжение глаголов - Узнать что такое спряжение глаголов. - Научиться определять спряжение глаголов. -Благодаря тому, что мы помогаем друг другу и старательно относимся к учебе. | УУРД: Оценивать свою работу |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"
Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Спряжение глаголов"
В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно–деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.Деятельностный подход – это...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....
Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...
Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...