Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: «I и II спряжение глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о I и II спряжении глагола; формирование определения спряжения глаголов в настоящем и будущем временах

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать умение распознавать спряжение глаголов;

2) учить определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем временах.

Предметные:

1)  учиться  распознавать спряжение глаголов и определять число, лицо, время;

2)  учиться   определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем временах.

 

Развивающие:

1) развивать умение определять у глагола число, лицо, время;

2) развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) осознавать личностный смысл учения.

 

Воспитательные:

1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела;

2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2023. Ч.2

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.04.2024

Школа:

Класс:

Урок:  

Время: Кабинет: 

Студент: Сафарова Рената Марселевна

Группа: 35

Учитель:

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «I и II спряжение глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о I и II спряжении глагола; формирование определения спряжения глаголов в настоящем и будущем временах

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать умение распознавать спряжение глаголов;
  2. учить определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем временах.

Предметные:

1)  учиться  распознавать спряжение глаголов и определять число, лицо, время;

2)  учиться   определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем временах.

Развивающие:

  1. развивать умение определять у глагола число, лицо, время;
  2. развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

 2) осознавать личностный смысл учения.

Воспитательные:

    1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела;

    2)воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Письмо

1. Приветствует учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Марселевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

-Посмотрите у каждого из вас есть листы самооценивания, каждому из вас будет необходимо по ходу урока закрашивать один из смайлов.

Весёлый – я  все понимаю, у меня все получается.

Задумчивый – у меня есть вопросы, мне нужна помощь.

Грустный – плохо понимаю новый материал.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Какие орфограммы вам встретились?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

-Двадцать – орфограмма буква д – непроизносимая согласная в корне слова и орфограмма ь – ь в конце слова.

-Второе – орфограмма буква в – непроизносимая согласная в начале слова; орфограмма буква о – непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Апреля – орфограмма буква а – безударная гласная в корне слова, это словарное слово, нужно запомнить.

Классная – удвоенная согласная в корне слова, нужно запомнить – это словарное слово.

Работа-орфограмма буква а, безударная гласная в корне слова, нужно запомнить, потому что это словарное слово.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Языковой анализ

1.Проводит беседу о проделанной работе.

-Ребята, перед вами представлены слова. Составьте из них пословицу и объясните ее значение.

(Упустишь, час, минуту, потеряешь).

-Что вы можете сказать о словах – упустишь и потеряешь? Какие это части речи?

-Верно, это глаголы. А что вы знаете о глаголах? Расскажите по модели.

Глагол

Отвечает на …

Обозначает …

Изменяется

Лицо             Время           Число

?

-Вы абсолютно правы, молодцы!

1.Отвечают на вопросы учителя

- Упустишь минуту – потеряешь час.

-Пословица о том, что нужно вовремя выполнять важную работу, иначе потом придется тратить времени намного больше. 

-Глаголы

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глагол  изменяется по  числам.

4. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный

5. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо

6. Глагол изменяется по временам: будущее, настоящее и прошлое.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

-Сейчас мы с вами говорили о глаголе, характеризовали его. Как вы думаете, есть ли еще критерии, по которым мы можем делить глаголы на разные группы?

-Конечно, есть! И для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, выполните следующую работу: в данных шифрах зачеркните каждую вторую букву и тогда у вас получатся слова. Скажите, что у вас получилось?

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

-Все верно, спряжение глаголов. Прочитайте тему урока со слайда.

-Поставьте цели на наш урок.

-Узнаем…

-Научимся…..

-Молодцы!

-Посмотрите на план урока, пункты плана перемешались. Восстановите его порядок.

План:

  1. Узнаем …
  2. Составим …
  3. Выполним …
  4. Выполним …
  5. Подведем итоги.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Есть

-Спряжение глаголов.

- I и II спряжение глаголов

-Узнаем, что такое спряжение глаголов.

- Научимся определять спряжение глаголов.

-Знаний;

-Темы и цели;

-Упражнений;

-Самостоятельная;

-Итогов.

План:

  1. Узнаем, что такое спряжение.
  2. Составим алгоритм.
  3. Выполним упражнение по алгоритму.
  4. Выполним самостоятельную работу.
  5. Подведем итоги.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

-Запишите под диктовку: ты готовишь, ты гуляешь, он гуляет, он готовит, я готовлю, я стою.

-Перед тем как мы начнем анализировать написанное, скажите мне, пожалуйста, какие лица есть в русском языке и к каким местоимениям они относятся?

-Абсолютно верно! Прочитайте первые 2 грамматические основы. Видите ли вы разницу, а сходство?

-Верно, давайте также проанализируем и следующие грамматические основы.

-Вы молодцы! Вы все верно охарактеризовали. Попробуйте сформулировать вывод.

-Подпишите сверху лицо глаголов и выделите их окончания.

-Откройте учебник на странице 85. Прочитайте таблицу. В чем различие личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в одном и том же лице и числе? В каком лице и числе их окончания одинаковы?

-Для того чтобы не допускать ошибок, мы будем придерживать следующего алгоритма. Прочитайте его.

1. Чтобы определить спряжение глагола, его нужно поставить в неопределенную форму.

2. Если глагол оканчивается на «ить», то это глагол второго спряжения.

3. А если на другое сочетание букв (-ать, -ять, -еть), то это глагол первого спряжения.

-Посмотрите на экран и попробуйте рассказать по модели, как мы будем определять спряжение глаголов.(глаголы: строить, гулять)

Глагол

Что делать? Что сделать?

Н.ф.

-ить           -еть,-ать,-ять

          2 спр.           1 спр.

-Перенесите алгоритм к себе в тетрадь и запишите примеры, выделив окончания и определив спряжение.

-Есть 3 лица. К 1 лицу относится местоимение – Я; ко 2 лицу – ТЫ, ВЫ; к 3 лицу – ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

- У грамматических основ ты гуляешь и ты готовишь одно лицо – второе и 2 разных окончания в глаголах –ешь, -ишь.

- У грамматических основ он гуляет и он готовит одно лицо –третье и 2 разных окончания в глаголах –ет,-ит.

-У грамматических основ я гуляю и я готовлю одно лицо – первое и 2 одинаковых окончания в глаголах –ю, -ю.

-У глаголов во 2 и 3 лицах могут быть разные окончания. Но в 1 лице у глаголов окончания одинаковые.

- В личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения в одном и том же лице и числе различаются окончания. В 1 спряжении окончания –ешь,-ет,-ем,-ете,-ут,-ют; во 2 спряжении - -ишь, -ит, -им, -ите, -ят.

-В 1 лице единственного числа окончания у глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы.

УУРД:

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУПД: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

УУРД:

выбирать и при необходимости корректировать способы действий

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Следующее упражнение 167, на странице 85.

- Прочитайте задание. По цепочке давайте с вами соотнесем личные окончания с лицом, числом и спряжением. Я начну окончание  –ешь – 2 лицо, ед.ч., 1 спр.

-Вы все верно выполнили. Приступим к следующему упражнению 168.

-Прочитайте стихотворение.

-В прямом или переносном значении употреблены в стихотворении глаголы? Объясните свой ответ.

-В чем сходство грамматических признаков выделенных глаголов? А чем они различаются? Почему у них разные окончания?

-Верно, разные окончания глаголов говорят нам о том, что глаголы имеют разное спряжение.

-Выпишите глаголы. Укажите над ними спряжение в настоящем времени. Выделите окончания. Один человек выполняет у доски, остальные работают в тетради.

К какому спряжению относятся слова – проходит, идет, ходит, хлещет.

Какие окончания вы выделили?

-Обратите внимание на таблицу на странице 86. Прочитайте название таблицы. Посмотрите внимательно на таблицу. Мы будем читать ее по строчке. Видите ли вы сходства с предыдущей таблицей? Различаются ли окончания в этих формах?

-Над чем мы с вами работали? Что нового вы узнали? Расскажите алгоритм определения спряжений.

-Какой это был этап? Раскрасьте соответствующий смайлик.

-Ишь – 2 лицо, ед.ч.,2 спр.;

-Им – 1 лицо, мн.ч, 2 спр;

-Ем – 1 лицо, мн.ч, 1 спр.

-Ите – 2 лицо, мн.ч, 2 спр.

-Ете – 2 лицо, мн.ч, 1 спр.

-Ит – 3 лицо, ед.ч., 2 спр.

-Ет – 3 лицо, ед ч, 1 спр.

-Ат – 3 лицо, мн.ч, 2 спр.

-Ут – 3 лицо, мн.ч, 1 спр.

-Ют – 3 лицо, мн.ч, 1 спр.

-Ят – 3 лицо, мн.ч.,2 спр.

-Глаголы употреблены в переносном значении, так как дождь  не может выполнять данные физические действия – приходить, идти, ходить, хлестать.

-Все выделенные глаголы относятся к настоящему времени, имеют 2 лицо ед.ч.

-Глаголы различаются своими окончаниями. Разные окончания , так как глаголы имеют разные спряжения.

-Проходит, ходит – 2 спр.

-Идет, хлещет – 1 спр.

-Спряжение глаголов в будущем времени.

-Выполнение упражнений.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Я иду и ты идёшь                (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь              (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём            (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём  (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

-Поставьте к глаголам местоимения, определите их лицо, число и спряжение, выделите окончания. Посмотрите на экран, разберем вместе с вами образец.

, __ гуляем, __ готовят, __ прочитаете, __ выучат,  __ постоишь.

- На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

-Обменяйтесь листочками с соседом по парте и по эталону проверьте работу на ошибки.

-Над чем мы с вами работали? Сделайте вывод по выполнению самостоятельной работы. Где вы допустили ошибки? Что вам показалось трудным?

Образец:

Он идет (3 лицо, ед.ч, окончание –ет, 1 спр)

Мы гуляем (1 лицо, мн.ч, окончание –ем, 1 спр)

Они готовят (3 лицо, мн.ч., окончание –ят, 2 спр)

Вы прочитаете (2 лицо, мн.ч, окончание – аете, 1 спр)

Они выучат (3 лицо, мн.ч., окончание ат, 2 спр)

Ты постоишь (2 лицо, ед.ч., окончание – ишь, 2 спр)

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

-Послушайте внимательно задание, которое вам предстоит выполнить. Я сейчас буду включать вам кадры из мультфильмов и ваша задача – услышав глагол, определить его спряжение и записать его в соответствующую колонку таблицы. Вам необходимо записать по 5 глаголов 1 и 2 спряжения.

I

II

-Для начала мы с вами выполним задание вместе. Глагол – ходит.

Ходит

  1. Ставлю ударение. Ударение не падает на окончание.
  2. Ставим глагол в начальную форму: ходит – ходить.
  3. Видим, что перед –ть суффикс И, значит, спряжение 2.

Запись: Ходит (ходить) – 2 спр.

-Посмотрите, один из героев мультфильма в интернете оставил запись, на что ему написали комментарии. Проверьте, все ли комментарии написаны верно. Докажите свою точку зрения.

-Ты пишишь замечательные поэмы, друг!

-Ты рисуишь невероятно красиво, я вдохновлен твоими работами!

1 спряжение (Читаешь, думаешь, берегут, задумают).

2 спряжение (Говоришь, ходят, поговорите, купил)

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Ребята, какая тема нашего  сегодняшнего урока?

-А какие мы ставили цели?

-А благодаря чему мы добились цели?

-Выполнили ли мы пункты плана?

-Молодцы! Нарисуйте последний смайлик.

Посчитайте их.

У кого больше смайликов с улыбкой?

А задумчивых?

А грустных?

Сейчас я буду кидать кубик, на гранях которого написаны фразы, вам нужно выбрать фразу и закончить её.

Фразы:

На уроке я узнал….

Мне было сложно….

Теперь я могу…..

У меня сегодня получилось….

За урок я поставила отметки..

Спасибо за урок!

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- I и II спряжение глаголов 

- Узнать что такое спряжение глаголов.

- Научиться определять спряжение глаголов.

-Благодаря тому, что мы помогаем друг другу и старательно относимся к учебе.

УУРД:

Оценивать свою работу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Спряжение глаголов"

В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно–деятельностный подход,  который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.Деятельностный подход – это...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...