Технологическая карта урока русского языка по теме " Спряжение глаголов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно–деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основным результатом при этом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, поэтому обучение должно быть построено так, чтобы вести за собой развитие. Урок-главная составная часть учебного процесса и развитие ребёнка происходит, прежде всего, на уроке. Современный урок – это сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении. Поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока, типологию уроков, критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода, активные методы обучения, применяемые на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Планета знаний" | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока, цель. | Тема: Спряжение глаголов. Класс: 4. УМК «Планета знаний» Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД | |
1.Этап мотивации (самоопределения)к учебной деятельности. ( 3 мин). Цель: мотивировать учащихся на открытие знания. | Сегодняшний урок необычный, необычный потому что к нам пришел гость. -А кто он такой, вы узнаете, послушав стихотворные строки. - Что мы знаем про глагол? | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Слушает высказывания обучающихся. | Глагол- часть речи. Обозначает- действие предметов. Отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делали? Что сделали? В предложении является сказуемым. | Познавательные: Владение ключевыми понятиями. Личностные УУД: проявляют готовность к активной учебно- познавательной деятельности. | |
II.Этап актуализации пробного учебного действия. ( 7 мин). Цель: создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. III. Открытие «нового знания». ( 12 мин). Цель: выяснить понятие спряжение. | - Глагол приготовил для вас несколько испытаний. Он предлагает записать слова под диктовку с заданием. Книга, читает, красный, тетрадь, пенал, играют, зеленый, кричат, смотрят. - Подчеркните существительные и прилагательные. - Что обозначает каждое слово? - Что можно сделать с этими словами? - Как называется изменение слов по падежам? (склонение) Работа в паре. 1 вариант изменяет слово книга по падежам, а 2 вариант - слово красный и сделайте вывод. - Назовите остальные слова: читает, учит, играют, пишут, кричат, смотрят. - Что общего у этих слов? - А теперь попытайтесь изменить эти глаголы по падежам. -Можно изменить глаголы по падежам? Почему? - Вы не смогли изменить глаголы по падежам. - Мы столкнулись проблемой изменения глаголов. - Про какие формы глагола мы уже знаем? -Продолжите фразу: глаголы можно изменить… ( по лицам и числам). - Сможете назвать тему нашего урока. - Чему мы должны научиться на уроке? - Чтобы решить проблему предлагаю работу в группе. Работа в группе. -Назовите правила работы в группах. Предлагаю изменить глаголы по лицам и числам по плану. 1 группа : спешу , верю; 2 групп : кладу, знаю. 3 группа: спешу, верю; 4 группа: кладу, знаю По окончании работы каждая группа должна поднять сигнальную карточку зеленого цвета. -Какое задание вы выполнили? -Лидеры 1-ой и 3-й группы озвучивают вывод. Лидеры 2-ой и 4-й группы озвучивают вывод. - Ребята как называется вещь, которая принадлежит только вам? - Окончания изменяемых глаголов называют личными окончаниями. - Итак, можно выделить 2 группы. В 1 группе глаголы имеют окончания: у, ю, ем. ёте, ете, ут, ют. Во 2 группе: у,ю, ишь,ит, им , ите, ат,ят. - Кто знает, как называется изменение глаголов по лицам и числам настоящего времени? - А теперь настал самый интересный момент. -Чтобы узнать, как называется изменение глаголов по лицам и числам предлагаю послушать 1 часть грамматической сказки о Глаголе и о двух его сыновьях. (Приложение 1). Ваша задача: запомнить как звали сыновей и как они будут царствовать? - Чем отличается 1 спряжение от 2 спряжения? - Изменение глаголов по лицам и числам называется…. (спряжением) Вывод: в зависимости от окончаний различают глаголы 1 и 2спряжения. 1спряжение- имеет окончания…. 2 спряжение – имеет окончания:…. - А теперь откройте учебники, найдите правило на странице 58. -Какое открытие вы сделали? | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. -Отвечают на вопрос учителя. Обращает внимание учеников на недостаточность знаний об изменении глаголов. Организует работу в группах. Раздает карточки со словами. Подводит к необходимости при помощи сравнения и наблюдения сделать вывод,вывести правило. Организует исследовательскую деятельность учащихся (метод исследования, работа в группах) Оказывает помощь,даёт правильное направление. Контролирует правильность выполнения задания, стимулирует учащихся похвалой. | Пишут под диктовку. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний. Вывод: имена существительные и имена прилагательные изменяются по падежам, то есть склоняются. Ответы на вопросы. Пытаются изменить глаголы по падежам и делают вывод: глаголы не изменяются по падежам. Глаголы можно изменить по лицам и числам. Формулируют тему урока, познавательную цель.
Называют правила работы в группе. Работают в группах, делают вывод. Изменили глаголы по лицам и числам настоящего времени. Выступают лидеры групп. Слушают объяснение товарищей, исправляют ошибки. 1 и 3 группа: у глаголов выделили окончания: у, ю, , ишь, ит, им, ите, ат,ят преобладает гласная и. 2 и 4 группа: у глаголов выделили окончания -у, ю, ем. ёте, ете, ут.ют преобладает гласный е. Отвечают на вопрос учителя. 1-го сына звали- 1 спряжение.2-го сына звали- 2 спряжение. - отличие 1 спряжения от 2 спряжения заключается в окончаниях глаголов будущего времени. Вывод: У одних глаголов в окончании пишется буква е, а у других буква и, и что именно в этом заключается причина затруднения. Выводят правило, сверяют по учебнику. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: фиксируют проблему. Коммуникативные: учет разных мнений, умение слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные: постановка познавательной цели. Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: познавательная инициатива. Коммуникативные: учет разных мнений. Познавательные: поиск необходимой информации в тексте. | |
IV. Этап выявления места и причины затруднения. ( 5 мин). Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | С предыдущего задания вы узнали про личные окончания глаголов. Как вы думаете, какому спряжению относятся глаголы, в которых преобладает гласная е? гласная и? -Теперь проверим изученный материал на практике. - Работа по учебнику Упр121- Работа в паре. Пусть каждый из вас выпишет глаголы какого-либо одного спряжения. Выделите окончания, Проверяем записи друг друга и сверяем по слайду. | Повторяют личные окончания глаголов 1 спряжения и 2спряжения. Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения. | |||
V.Физкультминутка. ( 2 мин). Цель: снятие эмоционального напряжения. | Физкультминутка. Я буду называть вам глаголы, а вы должны определить спряжение, если глагол 1 спряжения вы 2 раза хлопаете в ладоши, если глагол 2 спряжения – приседаете. | Контролирует действия уч-ся, корректирует их, помогает в случае затруднений (проблемный метод, фронтальная работа) Читает, бежит, рассказывает, играет, дружит, думает, молчит, решает, смешит, ворчит, думает, записываем | Личностные: учебно-познавательный интерес, Познавательные: постановка проблемы. | ||
VI. Первичное закрепление. Цель: установление правильного понимания и осознанности изученного материала. | Царь Глагол хочет проверить ваши знания и предлагает вам игру. Игра. Делимся на две команды: одна команда будет называть глаголы настоящего времени , а другая- определяет спряжение. Потом поменяемся ролями. А теперь поможем Глаголу, заселить царство «новыми жильцами». Ваша задача: правильно определить место жительства «новых жильцов». (класс делится на две команды). На доске рисунки царства 1 спряжения и царства 2спряжения. Каждая парта получает «нового жильца». Задание: поставить ударение , выделить окончание, определить, в какое царство поселить «нового жильца» и сделать вывод. Можно пользоваться советом команды. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Победившие, получают дополнительный жетон. | Вывод: у глаголов одного и того спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. | Регулятивные:осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища. | ||
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин). Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий через игровую деятельность. | Самостоятельная работа по слайду. В каждой строчке найди лишнее слово, выпиши его, определи спряжение. Игра «Третий лишний» Запоминаем, пишем, строим. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Сделайте самооценку своей работы. Проверка по слайду. | Контролирует правильность выполнения задания,направляет в случае затруднения. Контролирует правильность выполнения задания, направляет в случае затруднения . | Творческое задание позволяет учащимся получить первые успехи своего творчества. Определяют свою степень овладения материалом. Игра позволяет учащимся получить эмоциональную разрядку. Делают самооценку своей работы. | Коммуникативные: Построение речевых высказываний,обос-нованностьвыбора своего решения. Регулятивные: познавательная инициатива осуществление самоконтроля; Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. | |
VIII. Этап включения нового знания в систему знаний. ( 3 мин). Цель: применение способов действий, вызвавших, затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Дифференцированная работа. Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем. Наш гость хочет узнать, как вы усвоили материал урока, и предлагает поработать в парах. У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. По окончании работы поместите свои карточки на доске. Для«сильной».К каждому имени существительному подберите глагол 1-го или 2-го спряжения. Определите спряжение, выделите окончания. Врач (что делает?)…… Ученик (что делает?)…… Учитель (что делает?)…… Для«средней». Помогите образовать глагол 2-го лица единственного числа. Определи спряжение. Кричать, уметь, бегать- Для«слабой» Определите спряжение глаголов: решает, просит, рассказывает. Проверяем работы групп с помощью сигнальных карточек. Алгоритм определения спряжения глагола: 1. Изменить глагол будущего времени по лицам и числам. 2. Поставить ударение, обозначить личное окончание глагола. 3. Выяснить какому спряжению относится глагол. | Работа в парах (сформированных учителем по уровню сформированности учебно- познавательной деятельности). | Оценивают свои действия. | Регулятивные: познавательная инициатива, осуществление самоконтроля; осознанно используют знания и навыки. Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. | |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. ( 2 мин). X.Домашнее задание. (1 мин). Цель: закрепить пройденный материал. | Мы переходим к последнему этапу. Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Выберите правильный ответ на вопрос: спряжение глаголов-это… (поднимите сигнальные карточки). Начинаем с первого ответа. Рефлексия деятельности. Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: Покажите сигнальные карточки. 1.Знаю и могу научить другого ученика определять спряжение глагола.(зелёный). Оценка «5» 2. Знаю и могу определять спряжение глагола. (желтый цвет). Оценка «4». 3. Определяю неуверенно спряжение глагола. (красный). Оценка «3». - Мы с вами сказку о спряжении глаголов не дочитали, хотите узнать, что произошло дальше с героями сказки? Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Каким настроением заканчиваем урок? Рефлексия настроения. Мне сегодня было легко работать с вами, потому что вы были внимательны и активны. 1).по учебнику с.59.упр.122 2). написать сказку о Глаголе, используя глаголы 1 и 2спряжения. 3).написать «Сенквейн». Спасибо за урок. | - Какая семья оказалась в двух разных царствах. узнаем на следующем уроке. | Оценивают деятельность на уроке. Учатся проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки. | Познавательные:реализуют рефликсивный алгоритм. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: выражение своих мыслей ; формулирование и аргументация своего мнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.
Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род глаголов в прошедшем времени." 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род глаголов в прошедшем времени." 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Спряжение глаголов. Повторение" УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний учащимися понятий «глагол» и «спряжение».Задачи урока:Дидактические:1. Формировать умения спрягать глаголы.2.Формировать навы...
Технологическая карта по русскому языку по теме:«Спряжение глаголов в сложном будущем времени»
Тема урока: «Спряжение глаголов в сложном будущем времени» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о спряжении глаголов в сло...