Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной форме
Задачи урока
Дидактические:
- Закреплять умения определять спряжения глагола по его начальной форме.
- Создать условия для успешной работы с обратным словарём, с глаголами на –зть, -ить, -ти
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы.
- Способствовать развитию личности
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения , умение работать индивидуально, в группах и взаимодействовать с другими людьми.
- Воспитывать уважение к учителю, одноклассникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 5.10.2021 Школа: лицей №148 Класс: 4 «г» Урок: 1 Время: 8.00-8.40 Кабинет: 203 | Студент: Соколова Мария Группа: 46 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной форме
Задачи урока
Дидактические:
- Закреплять умения определять спряжения глагола по его начальной форме.
- Создать условия для успешной работы с обратным словарём, с глаголами на –зть, -ить, -ти
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы.
- Способствовать развитию личности
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения , умение работать индивидуально, в группах и взаимодействовать с другими людьми.
- Воспитывать уважение к учителю, одноклассникам
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудовани |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: слово учителя | Приветствие детей и установка на положительный лад. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать. Чтоб за работу получать, Только лишь отметку пять! Здравствуйте, меня зовут Мария Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка, на этом уроке мы с вами снова отправляемся в путешествие в великую страну русского языка. | Приветствие учителя. | Л:формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности ; | Учебная презентация Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И,Ф Практические: словарная работа Словесные: подводящий диалог | Актуализация знаний при помощи Сейчас нам предстоит интересное задание, с которым справятся только самые внимательные. Итак, я вам буду называть характеристики частей речи, а вы скажите мне что это за часть речи. 1)Какая часть речи отвечает на вопросы: кто? Что? 2)У какой части речи мы можем определить 1-е, 2-е и 3-е скл.? 3)Эта часть речи обозначает действие предмета? 4)Какая часть речи изменяется по лицам и числам? Отлично, а как называется изменение глагола по лицам и числам? Какие спряжения вы знаете? Какие вы молодцы, а теперь скажите мне, в каком же времени можно проспрягать глаголы? А для чего надо уметь определять спряжение глаголов? Отлично, вот и сегодня на уроке мы с вами снова будем спрягать глаголы, но уже по его начальной форме. | Выполняют задания, данные учителем. -Имя существительное -Имя существительное -Глагол -Глагол -По-другому изменение глагола по лицам и числам, называется спряжение -I и II спряжение. -Проспрягать глаголы можно лишь в настоящем и будущем времени. -Чтоб правильно написать гласную в окончании. | Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем; Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Определение темы и цели урока при помощи затруднительной ситуации. Кто-то может сформулировать тему нашего урока? Какая же задача стоит перед нами сегодня на уроке? Ребята, посмотрите на слайд: Не стоит с ним води[ца] Сестра с братом води[ца] Ребята, вы знаете, как правильно написать окончания в словах водиться и водится? О таких окончаниях, как -тся и –ться нам с вами сегодня тоже предстоит поговорить. Итак, ребята, мы с вами уже могли бы начать урок, но как же мы будем без плана, я же его принесла. Но к сожалению пока я шла я его уронила и теперь не знают какой пункт первый, какой второй и какой третий, вы должны мне помочь. План: 1.Повторить, что такое глагол. 2.Продолжить определять спряжение глагола, но по его начальной форме. 3.Научиться правильно писать окончания –тся и ться. 4.Закрепить знания.
| Определяют тему и цели урока, намечают план урока. -«Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме» - Мы продолжим определять спряжение глаголов по его начальной форме. Затрудняются ответить Помогают учителю составить план урока | Р:принимать и сохранять учебную задачу; Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы | Учебная презентация Слайд 2 Слайд 3 План урока | |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практическое: выполнение упражнений | Открытие «нового» знания через наглядный пример. Итак, ребята, давайте с вами ещё раз обратим внимание на слайд: Не стоит с ним води[ца] Сестра с братом води[ца] Прочитайте тихонько данные предложения. Что общего вы слышите? Давайте разбираться, как же правильно написать. Если мы слышим на конце глагола [ца], то пишется либо –тся , либо –ться. Как же нам определить? Очень просто, нам нужно задать вопрос к глаголу, например: с ним (что делать?) водиться. Слышим на конце мягкий знак? Значит и на конце слова водиться, будет мягкий знак. Теперь рассмотрим следующий пример. От какого слова нужно задать вопрос к глаголу? Хорошо и какой вопрос мы зададим? Отлично, мягкого знака в вопросе нет, значит какой вывод мы можем сделать? Итак, давайте для того, чтоб запомнить запишем примеры в тетради. | Отвечают на вопросы учителя и вступают в диалог. - на конце слова слышим [ца] -Да -Нужно задать вопрос от слова сестра -Сестра (что делает?) водится -Что на конце слова водится мягкого знака тоже не будет. | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание | Учебная презентация Слайд 4 |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Работа с грамматическим заданием. Теперь на слайде вы видите ещё несколько примеров, давайте разбираться. Итак, чтоб определить писать –тся или –ться, нам нужно? Ученик занимае[ца] на уроке. Ученик учит[ца]на занятиях. Саша хочет занима[ца] танцами. Саша хочет учи[ца] в школе. Близи [ца] гроза. | Разбирают вслух примеры вместе с учителем. -Нужно задать вопрос с глаголу | Р: осуществлять само- и взаимопроверку; Л: признавать свои ошибки | Учебная презентация Слайд 5 | |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Выполнение динамической паузы по теме урока. Мы по улице гуляем, Присаживайтесь. | Выполняют динамическую паузу. | М:умение соотносить свои действия с действиями студента | Учебная презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практические: списывание с грамматическим заданием | Задание по группам. У каждой группы своё задание на листочках. А теперь у нас с вами предстоит интереснейшая работа. Для начала вытяните из волшебного мешочка цветную трубочку. Цвет трубочки будет обозначать вашу принадлежность к какой-либо группе. Теперь я объясню задание для каждой группы и далее мы приступим к выполнению. Первая группа(задание для красных) 1.Откройте обратный словарь на –ь. Найдите глаголы на –зть и выпишите их к себе в тетрадь. 2.Определите спряжение данных слов. 3.Докажите, почему именно к этому спряжению относятся. 4. Проспрягайте слова в таблице Вторая группа(задание для синих) 1.Откройте обратный словарь на –ь. Среди глаголов на –ить найдите глаголы на цветном фоне, выпиши их к себе в тетрадь. 2.Определи, к какому спряжению они относятся. 3.Разберите слова по составу и поставьте ударение Выводы: Являются ли окончания ударными? Третья группа (Задание для зелёных) 1.Откройте обратный словарь на –И, найдите глаголы на –ти. Выпишите себе в тетради подчеркнутые глаголы в столбик. 2.Образуйте от каждого глаголы форму 2л. ед.ч. и выделите окончания. 3.Поставьте ударение и определите спряжение Выводы: Какой состав слова у этих глаголов? Все ли окончания ударные или безударные? А если мы к этим словам добавим приставку вы, что тогда изменится? Какой вывод мы можем сделать? Четвертая группа(задание для жёлтых) 1.Откройте обратный словарь на –ь, на –ать. Выпиши подчеркнутые глаголы. 2.Разбери выписанные слова по составу. 3.Определи их спряжение и проспрягай любые 2 слова. Вывод: Сохраняется ли у глагола то же спряжение, если добавить приставку за-? Например, зашагать, забегать итд. Пятая группа(задание для голубых) 1.Откройте обратный словарь на –ь, на –ать. Выпиши столбиком все глаголы, у которых буква согласного в корне выделена жирным шрифтом и подчёркнута. 2.Образуйте от этих слов 3 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Например: Вязать - вяжет – вяжут Выводы: Что происходит? | Выполняют задание на листочках. -Лезть, грызть -Лезть – 1е спряжение, грызть – 2е спряжение -Бить, вить, жить, лить, пить, шить -Все слова 1 спряжения -Нет, не являются. -Везти, ползти, пойти, расти, вести, цвести, мести, нести, грести, трясти -Все слова 1го спряжения -Все окончания ударные. -То тогда все окончания станут безударными. -Что если есть в глаголе приставка, окончание мы пишем, как в безударном глаголе. -Шагать, бегать, трогать, пугать, гадать, играть. -Да, сохраняется. -Вязать, скакать, плакать, писать, хохотать, шептать, топтать, пахать, ехать. | М: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) | |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог | Выполнение грамматического задание из учебника. Итак, а теперь откройте учебник на странице 66 и прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Отлично, можете преступать к заданию. Заканчиваем работу. Наш урок подходит к концу, теперь я прошу вас проанализировать наш урок, с помощью подсказок на слайде: На уроке: - я узнал… -у меня получилось… -мне захотелось... | Выполняют грамматическое задание из учебника. Нам нужно записать данные пар слов, а за тем стрелками показать, какой из слов дало жить другому. Далее нужно выделить корень слов и указать , какой гласный звук чередуется с нулевым звуком. Примерные ответы детей: -Я узнал, какие окончания у имени существительного 3 скл. -У меня получилось выполнить упражнения из учебника. -Мне захотелось применять эти знания за пределами урока русского языка. | Л: признавать свои ошибки Л: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем; | Учебная презентация |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа | Рефлексия деятельности на уроке детьми. Спасибо за ваши ответы. Теперь я попрошу вас дать оценку нашей работы: если у вас ничего не получилось – поднимите ластик, если получилось что-то, но остались вопросы – поднимите карандаш, если же у вас всё было отлично и всё получилось – поднимите ручку. Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! | Анализируют работу на уроке. | Р:делать выводы | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"
Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся...
Технологическая карта урока "I и II спряжение глаголов"
Цели деятельности: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголовПланируемые результатыПредметные:Знать: алгоритм определения спряжения глаголовУметь: распознавать окончания глаголов I и II сп...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён прилагательных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании окончаний имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о правилах в на...
Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)
Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...
Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в середине слова», 2 класс УМК «Начальная школа XXI»
Тема урока: «Парные согласные звуки в середине слова»Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление и корректировка знаний о парных согласных звуки в середине слова, определение пр...