Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по произведению "Федорино горе"
план-конспект урока по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Валерия Вячеславовна Фалалеева

Технологическая карта урока литературного чтения в начальной школе на тему "федорино горе" представляет собой конспект урочного мероприятия с пошаговым разбором темы урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

4

Дата

15.10.2024

Предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Тема урока

Правописание слов с буквами твёрдый и мягкий знаки

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Организация деятельности учащихся по закреплению навыков правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком, мягким знаком – показателем мягкости согласных

Задачи урока

Обучающие: 1)создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, мягким знаком – показателем мягкости согласных, умение применять по схеме правила правописания разделительных твердого и мягкого знаков в словах;

2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

3)Развивающие: развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в группах, способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

4)Воспитывающие: способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять роль букв ь и ъ;

- определять в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких – разделительный ъ;

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

составлять монологическое высказывание по теме урока;

вступать в диалог для решения задач урока;

обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение.

УУД:

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Книгопечатная продукция: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Iчасть. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019.

Фронтальная; индивидуальная, парная.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД

1).Организационный момент, мотивация к деятельности.

-Урок русского языка. Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

Какие умения вам понадобятся, чтобы получать знания? (умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в паре).

Ученики рассуждают, какие умения им понадобятся, чтобы получать знания, делают вывод, что им понадобятся следующие умения: умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в группе.

КУУД

ЛУУД

2). Актуализация знаний. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

А)Девиз нашего урока: «Друз…я,    учен…е  нас  об…единяет!»

- Что вы видите на доске? (предложение)

- Из чего оно состоит? (из слов)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Догадались, над какой проблемой мы будем работать на уроке?

- Какова тема и цель нашего урока?
- Действительно, сегодня мы закрепим умение писать слова с ъ и ь знаками, будем учиться различать эти знаки, выполнять различные задания, трудные и не очень. Это и есть цель нашей деятельности.        

Б) -Откройте тетради, запишите дату.Двадцать седьмое ноября. Классная работа.

-Подчеркните орфограммы.

-Какое слово здесь встретилось на наше правило?

Для чего здесь нужен ь? (ь- показатель мягкости согласного).

В ) Чистописание

-Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь.

Г)Словарный диктант

-Посмотрите еще раз на запись числа. Есть ли здесь словарные слова?

-Для чего нужно знать словарные слова?

-Вспомним написание других словарных слов.

-Запишите под диктовку слова: воробьи, сороки, пассажир, картофель, еще, скоро, корабль, быстро, деревня, праздник, погода, лягушка, магазин.

- Проверьте написание слов с доски.

- Оцените свою работу

- Найдите слова на наше правило? Чем отличается ь в словах? Какой он бывает?

- Составьте предложение с одним (или более) из слов.

Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.

Читают предложение, вставляют пропущенные буквы на доске.

Дети формулируют тему и цели урока - повторить правила правописания слов с буквами Ъ и Ь знаки, учиться различать эти знаки, научиться писать слова с данной орфограммой.

Открывают тетради, записывают дату.

Находят и объясняют орфограммы в записи даты.

Находят слово с ь- показателем мягкости согласного.

Дети прописывают ъ и ь знаки в тетради.

Называют словарные слова.

Записывают под диктовку слова.

Проверяют написание слов с доски, оценивают работу по эталону.

Отвечают на вопросы.

Составляют предложение, подчеркивают

основу.

ПУУД

ЛУУД

4. Изучение нового материала.

А) - Сценка «Ъ  и Ь».

(Чтение стихотворения. Инсценирование).


- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте.

- Как вы понимаете последнее предложение?

Дети инсценируют стихотворение.

Отвечают на вопрос.

ПУУД

ЛУУД

КУУД

4).Постановка и формулирование проблемы.

На доске:

Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.

-Прочитайте предложения.

Понятен ли вам их смысл?

Что же случилось со словами?

На какое правило допущены ошибки? (В словах пропущены ъ и ь разделительные знаки.) Значит…

разделительные знаки меняют смысловое значение слов.

Как же надо правильно написать эти слова? (съел, пью, съемку)

Исправьте слова.

Дети читают и объясняют смысл предложения.

На основе намеренно допущенных ошибок, учащиеся называют правило.

Дети приходят к выводу, что разделительные знаки меняют смысловое значение слов.

Ученики проверяют работу.

РУУД

ПУУД

5). Усвоение знаний и способов действий.

А)Работа со схемами

-Сегодня мы с вами будем учиться различать слова с разделительным Ъ и Ь знаками.

Для этого необходимо вспомнить правила написания в словах разделительных Ъ и Ь знаков.

Сформулируйте правила написания разделительного Ъ и Ь знаков, пользуясь схемой – опорой на доске. Сделайте вывод. (2 ученика по одному выходят к доске и делают вывод по схеме, проговаривая и показывая указкой по алгоритмам)

 

Что общего у этих знаков? (являются разделительными, разделяют согласный и гласный)

Чем отличаются? (разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный и перед корнем, который начинается с гласных е, ё, ю, я); (разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными: е, ё, ю, я, и)

Б) Работа с правилом в учебнике. Стр. 64.

-Откройте учебник, самостоятельно прочитайте правило.

-устно ответьте на вопросы в упражнении 106.

Учащиеся формулируют правило написания разделительных знаков, пользуясь схемой-опорой.

Находят общие и отличительные признаки данных знаков.

Дети читают правило, отвечают на вопросы.

ПУУД

КУУД

РУУД

6). Развитие умений и применение знаний.

а).Первичное закрепление.

-Назовите одним словом-синонимом мое высказывание.Один учащийся объясняет написание и записывает слова у доски, остальные записывают его в тетрадях, выделяют орфограмму.

Извещение о чем-либо (объявление). Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре (варенье) . Вход в здание (подъезд) . Домики для пчел (ульи) . Пригодный для еды (съедобный) . Насекомые, живущие большими семьями (муравьи) . б). Самостоятельная работа.

Работа с учебником. Упр. 108 стр. 65.

- Прочитайте слова.

- Что объединяет все эти слова? (с разделительными знаками)

- По какому признаку можно разделить их на 2 группы?

Запишите их в 2 столбика.

Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

По высказыванию учителя ученики определяют слово, объясняют его правописание, записывают в тетрадях, один на доске.

Работают с учебником.

Записывают слова в два столбика.

Проверяют работу друг друга. Оценивают.

КУУД

ПУУД

ЛУУД

РУУД

7). Физминутка. Все встали, руки на поясе. Я буду называть слова. Если услышите слово с разд. Ь знаком – вы приседаете. услышите слово с разд. Ъ знаком – делаете наклон вперед.

Вьюга, подъезд, листья, предъявить, соловьи, съехал, птичьи, объяснил, платье, изъян, счастье, объедки, гроздья, объяснение, белье, съёжился, ручьи.

Дети выполняют упражнения согласно орфографическому правилу.

ПУУД

РУУД

в).Работа в парах.

-Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат необычные тексты. Прочитайте текст в паре и ответьте через минуту на мой вопрос. Каждая пара читает и обсуждает текст.

-Что в тексте необычного? (пропущены ъ ь знаки)

-Придумайте заголовок к текстуЗапишите вверху.

-Продолжите текст своими 2 предложениями.

Осеню птицы покидают родные края. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да заяц сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.

Исправьте найденные ошибки.

Обозначьте орфограмму.

Проверьте с доски.

Работают над текстом в парах.

Проверяют написанное по эталону.

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

8). Итог урока.

Самостоятельная работа.

Тест «Разделительные знаки».

Обведите вариант правильного ответа кружком.

Самопроверка - сравните с ответами, записанными надоске. Поставьте + напротив правильного ответа.

Работают с тестом самостоятельно.

Проверяют написанное с доски.

ЛУУД

РУУД

9).Рефлексия.Самооценка.

-Над какой темой урока мы сегодня работали?

-Где пишется разделительный Ъ?

-Где пишется разделительный Ь?

- Какую ещё работу может выполнять ь?

Проанализируйте свою работу на уроке. Поставьте оценку.

Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки? (похвалить детей)

Поставьте себе оценку: "5"-нет ошибок, 1-2 ошибки - "4", 3-5 ошибок - "3".

Домашнее задание №109 стр.66 в учебнике.

Анализируют и оценивают свою работу на уроке, записывают дз.

ЛУУД

Приложение.

1.Групповая работа с текстом.

Прочитайте текст. Найдите ошибки в словах. Исправьте найденные ошибки. Напишите в тетрадь исправленные вами слова. Обозначьте орфограмму.

Осеню птицы покидают родные края. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да заяц сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.

2. Схемы.

3. Тест

Тест «Разделительные Ъ и Ь знаки»

1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Обведи вариант ответа.

а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова.

2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах?

а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова.

3.С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак?

а) с гласных; б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед

разделительным твёрдым знаком?

а) на согласную; б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

4. Самопроверка

(сравнить с ответами, записанными на доске)

Поставьте + напротив правильного ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...