Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения,
проведенного во 2-А классе
учителем ГБОУ СОШ №459
Дубковой Наталией Васильевной
Ф.И.О. Дубкова Н.В.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «а»
Тип урока: обобщающий урок
Технологическая карта изучения темы
Тема | «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок) |
Цели | Цели урока:
Формировать УУД Личностные: - проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные: - находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; - умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; - находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: - определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные: - оформляет свою мысль в устной речи; - обосновывает высказанное суждение; - способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; - осознанно читает вслух и «про себя». |
Оборудование: |
|
Межпредметные связи | Окружающий мир. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Е.В. Бунеева учебник - презентация «Былины и богатырские сказки» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент | Слайд 1 - «Гусляры». - Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам. Слайд 2 – «Три богатыря». - Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан – моря Быстры – светлы реки русские А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси. | Садятся на места, настраиваются на урок. | Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу. |
Сообщение темы и целей урока. | - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») - Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям) - Сегодня на уроке – обобщение по разделу «Сказочные богатыри». Ребята, какова цель урока? Мы сегодня подведем итог наших знаний. | Отвечают на вопросы Цель урока – обобщить знания о былинах и богатырских сказках, вспомнить все, что узнали о богатырях и подвигах, подготовиться к проверочной работе по разделу. | Цель: вспомнить изученный материал, приготовить учащихся к обобщению материала. |
Проверка домашнего задания | - Проверим домашнее задание. Группа ребят к уроку приготовила выразительное чтение отрывка из прочитанных нами произведений. Послушаем желающих. Ребята, а вас я попрошу слушать внимательно. Предлагаю вам отгадать: 1) из какого произведения был прочитан отрывок; 2) определить жанр произведения. - Другая группа ребят выполнила иллюстрации к прочитанным произведениям. Кто желает продемонстрировать свою работу? | Читают 3 – 4 ребенка. Остальные отгадывают, из какого произведения данный отрывок и оценивают чтение. Демонстрируют свои работы 3 – 4 ученика | Цель: проверить уровень домашней подготовки, умение ориентироваться в изученном разделе, учить взаимооценке. Обращение к выставке «Славна богатырями земля русская», рассматривание детских работ. |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | - Ребята, в разделе «Сказочные богатыри» мы читали богатырские сказки и былины. Кто может дать определение, что такое былина? Слайд 3 – определение былины и иллюстрации богатырей. (выдержка из авторского текста: «Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами») - Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте) - Что общего у былин и богатырских сказок? (и былины и богатырские сказки 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи, 3) троекратный повтор, 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству) - А чем отличаются былины от богатырских сказок? (Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе) - Кто был героем русских былин? (богатыри) - Назовите, каких богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…….) - С какими русскими богатырями мы познакомились, читая раздел «Сказочные богатыри» (Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алеша Попович) - А кто такие Дыйканбай и Назнай? (богатыри других народов – киргизского и дагестанского) | Отвечают на вопросы. | Цель: повторить определение былины, исполнителей былин и героев. |
Физкультминутка | Слайд 4 – текст физкультминутки) Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо, и еще Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки Наклонились влево, вправо Получается на славу! | Выполняют упражнения. | Цель: обеспечить кратковременный активный отдых во время урока. |
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. | - О каких подвигах богатырей вы знаете? (Защищали родную землю от врагов, стоят на страже границы) - С кем сражались богатыри? (Сражались с врагами – соловьём-разбойником, Тугариным и т.д.) Слайд 5 -8 – тексты произведений, которые читают дети. - Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать самостоятельно новые небольшие отрывки из былин и богатырских сказок, чтобы у вас было ещё больше знаний о подвигах русских богатырей. При чтении определите, какие черты присущи богатырям? (дети читают про себя или вполголоса по1 отрывку из 4 разных произведений – предлагаются тексты разного уровня сложности) | Отвечают на вопросы. Читают отрывки из четырех разных произведений. | Цель: повторить подвиги богатырей, врагов, против которых сражались богатыри. Учить анализировать, рассуждать, обобщать. |
Групповая работа. | - А сейчас, чтобы вам было легче ответить на вопросы по тексту, я предлагаю вам объединиться в дружины и отправиться на заставу. Богатыри в красной одежде отправляются на красную заставу, в синей одежде – на синюю, в зеленой – на зеленую, в фиолетовой – на фиолетовую. (дети объединяются в группы – дружины, где совместно обсуждают ответы на вопросы и составляют рассказ о прочитанном, вписывая слова в заранее приготовленный текст: Слайд 9 – вопросы для групп: 1) Отрывок из какого произведения вами прочитан? 2) К какому жанру отнесете это произведение? 3) Кто главный герой? 4) С кем сражается богатырь? 5) Каковы главные черты характера богатыря?) Мы прочитали отрывок из произведения «__________________________________». По жанру – это ________________ . Главный герой – богатырь ___________________________ . Он сражается с ______________________________. Его главные черты ________________________________________________________. - Послушаем каждую дружину. Ваш ответ вы можете зачитать. (дети зачитывают ответы) - Ребята, а какая черта объединяет всех богатырей? (огромная сила, удаль, храбрость, любовь к Родине) | Объединяются в группы, обсуждают содержание прочитанного, составляют текст – ответ. | Цель: повышение учебной и познавательной мотивации, снижение уровня тревожности. |
Викторина. | - Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу силушку вашу великую. А не хотите ли вы, дружины, помериться силами? Слайды 10 – 14 с вопросами викторины. Предлагаю вам викторину по прочитанным произведениям. (каждой группе задаются вопросы, ответы оцениваются жетончиками с изображением богатырского коня) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. «Назови произведение» - В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру. («Сказка про Илью Муромца») - В этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудищами. («Дыйканбай и дэв») - Герой этой сказки – очень странный богатырь… («Богатырь Назнай») - Былина про двух русских богатырей. («Илья Муромец и Святогор») 2. «Бюро находок». – Кому принадлежат эти предметы?
(Богатырю Назнаю)
(Илье Муромцу)
(Святогору)
(Дыйканбаю) 3. «Узнай по описанию» - Был он отважным охотником… (Дыйканбай) - Родом из Дагестана, очень везучий человек. (Богатырь Назнай) - Сидит, как столб; ноги, как плети. (Илья Муромец) - Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец (Святогор) 4. «Где это было?» - В каком городе княжил Владимир Красно Солнышко? (В Киеве) - Где стояла богатырская застава, на которой атаманом был Илья Муромец? (под Киевом, в степи Цицарской) - Откуда родом Илья Муромец? (Из города Мурома, из села Карачарова) - По каким горам ездил Святогор – богатырь? (По Араратским) 5. «Трудные слова»
(подсчитывается количество жетончиков, благодарность дружинам) (Детям предлагается занять свои места) | Обсуждение в группах и ответы на вопросы. | |
Обобщение и систематизация понятий. | Слайд 15 – доспехи и оружие. - Богатыри – это, в первую очередь, воины. И вооружены они как воины того времени. - Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на ваших партах (щит, шлем, меч) - Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете? (копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.) - Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом. | ||
Домашнее задание. | Слайд 16 – домашнее задание. - Домашнее задание выберите сами – на мече, шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне. Задание на дом: Меч – найти и прочитать удмуртскую богатырскую сказку. Шлем – написать небольшое сочинение на тему: «Почему я хочу походить на героев богатырских сказок» Щит – ответить на вопросы: 1)Есть ли богатыри в наше время? Докажи. 2)О ком в наши дни можно сказать: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую» | Цель: дать домашнее задание, объяснить, как его выполнять. Задание носит творческий характер, нацелен на формирование умения работать с дополнительными источниками информации. | |
Итог урока. | - Сегодня на уроке мы вспомнили те произведения, которые встретились нам в разделе «Сказочные богатыри», повторили понятие «былина» и «Богатырская сказка», говорили о героях былин и богатырских сказок, об их подвигах. Слайд 17 – последние строки стихотворения. А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! | Дети читают стихотворение. | Цель: подвести итог урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по литературному чтению (2 класс) Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления....
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".
Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чте...
Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Тема урока: Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:...
Технологическая карта по литературному чтению "Три сестры" (татарская народная сказка)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки «Три сестры»Задачи урока:Дидактические:1) Прочитать сказку; знат...
Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс. Тема урока: Н.Носов "На горке"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Н.Носова «На горке». Задачи урока:Дидактические:Актуа...
Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс. Тема урока: "Отметки Риммы Лебедевой"
Цель урока: ознакомление обучающихся с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить с творчеством и рассказом Л...