Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе»

Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведения; обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: • Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь. • Предметные: закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении; дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; показать роль повторов и аллитераций в структуре текста.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc70 КБ
Файл urok.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» 

Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведения; обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь.
  • Предметные: закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении; дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; показать роль повторов и аллитераций в структуре текста.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

11:15 – 11:16

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

- Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоорганизация

Мотивационный этап

11:16 – 11:19

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Игла).

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина.)

Хожу - брожу не по лесам,
А по усам по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник).

Отгадывают загадки

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

11:19 – 11:21

Кто догадался о теме урока?

Сформулируем цели урока:

- Сегодня мы с вами будем учиться выразительно читать, давать оценку персонажам, отвечать на вопросы и попробуем превратиться в художников.

Принимают и сохраняют учебную задачу

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Речевая разминка

11:21 – 11:25

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

а) чистоговорки (на слух):

Ши-ши-ши – в реке живут ерши.

Ша-ша-ша – поймали мы ерша.

Ши-ши-ши – колючие ерши.

Ош-ош-ош – ерша в руки не возьмешь.

Ша-ша-ша – отпустили мы ерша.

б) работа со скороговоркой:

Ежу на ужин мышонок нужен.

- Читаем один раз медленно про себя.

- Читаем второй раз вслух в медленном темпе.

- Читаем в убыстренном темпе, в парах, индивидуально.

Упражнение на развитие логического мышления.

Порядок, всякого, душа, дела

- Соберите из набора слов русскую пословицу.

- Как вы ее понимаете?

(если будет порядок, то всякое дело будет спориться)

- Подходит ли эта пословица к сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»?

Проводят речевую разминку по выделенным ориентирам учителя

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста

11:25 – 11:35

Чтение учителя и читающих детей.

О теме, идее произведения.

Вы уже прочитали сказку. Скажите, о чем она?

О том, как убежала посуда. О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала. О том, как бабушка уговаривала посуду

вернуться и посуда все-таки вернулась).

- Для кого была написана эта сказка?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.

Для всех, кто не любит убираться в квартире.

Для детей, автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.

Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

О жанре.

- Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?

(Все, что там было, в жизни не бывает.

Там еще коты разговаривают и курица.

И посуда тоже разговаривает.)

Об образах.

- Очень хорошо. А кто персонажи в этой сказке?

(Федора, животные, посуда.)

- Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь – посуда, мебель...

- А как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

Чтение произведения

Анализируют сказку;

Отвечают на вопросы.

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: составление плана сочинения; устный анализ по содержанию текста

11:35 – 11:42

Выборочное чтение:

А теперь вспомним, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. Найдите на стр.      строчки про ножи.

«И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

- Какой звук повторяется?

- Слышите, повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

- Посмотрите на иллюстрацию. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- А теперь послушаем, как убегают блюдца (стр.   )

«А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются.

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках «дзынь – дзынь» и повторяем звук [л] ?

- Действительно, «дзынь» очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Напомните мне, какие животные и птицы встречаются в сказке?

(Коза, коты, курица)

- Прочитайте, что говорит курица (стр.    ).

«Куд – куда! Куд – куда!

Вы откуда и куда?!

«Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Жить вам будет нелегко!»

- Мы слышим, как курица...( кудахчет).

- Молодцы!

Проводят выборочное чтение по выделенным учителем ориентирам

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

11:42 – 11:43

Следите только глазками за движением фигур

Выполнение упражнений

Вторичное закрепление

Самостоятельная работа

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания по вариантам с текстом произведения; словарная работа.

11:43 – 11:48

Просмотрите глазками текст сказки и выпишите:

​  названия посуды, которая была у Федоры –1 вариант;

​  названия других вещей и животных – героев сказки – 2 вариант.

- Подчеркните слова, которые вам непонятны, попробуйте их объяснить. Ведь автор упоминает некоторые вещи, которые редко встречаются в наших домах.

- Что записали? Какие слова непонятны?

- Что это такое?

Словарная работа.

Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат - небольшая кадка с ушами.

Посуда

Другие вещи и животные

нож

кастрюля

чайник

кофейник

блюдца

стаканы

сковорода

вилки

рюмки

бутылки

чашки

ложки

самовар

тарелки

сито

лопата

корыто

метла

топоры

кочерга

утюг

стол

кадушка

ушат

скалка

коза

курица

коты

таз

Выполнение задания по тексту учебника

Проведение словарной работы

Фронтальная проверка выполненного задания

Р:контролировать процесс и результаты своей деятельности

Итог урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

11:48 – 11:52

─ Понравилась ли вам сказка?

─ Что особенно запомнилось?

─ Что было смешного?

─ А что грустно?

─ Жалко ли вам Федору? Почему?

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

11:52 – 11:55

- Сегодня мы тоже станем художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрацию к сказке. Это и будет вашим домашним заданием.

Запись д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения!

Слайд 2

Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну. Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. Хожу - брожу не по лесам, А по усам по волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Из горячего колодца Через нос водица льется

Слайд 3

Ежу на ужин мышонок нужен.

Слайд 4

Соберите пословицу: Если будет порядок, то всякое дело будет спориться.

Слайд 9

Выпишите: 1 вариант 2 вариант названия посуды, которая была у Федоры названия других вещей и животных – героев сказки

Слайд 10

Корыто

Слайд 11

Кочерга

Слайд 12

Кадушка

Слайд 13

Ушат

Слайд 14

Заполните таблицу: Девочки Мальчики Посуда Другие вещи и животные

Слайд 15

Домашнее задание нарисовать иллюстрацию к сказке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...