Технологическая карта урока ««Звуки [й] буква Й (й)»»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о звуке [й] и о заглавной и строчной букве Й (й).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_grammote_zvuk_y_nechipuruk_vakalova_201nk.docx422.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: 

Класс: 1

Урок:

Студент: Нечипурук А, Вакалова Я.

Группа:201НК

Учитель:

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:

Кабинет:

Тема урока: ««Звуки [й] буква Й (й)»»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о звуке [й] и о заглавной и строчной букве Й (й).

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с гласным звуком [й] и со зрительным обозначением печатной заглавной и и строчной буквой Й (й).

2. Научить выполнять звукобуквенный анализ слов со звуками [й] [й а] [й о] [й э]

Предметные:

1. Уметь различать гласные и согласные звуки.

2. Уметь вычислять звуки из слова

 

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух у младших школьников

2. Развивать умения анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими в процессе групповой работы у обучающихся.

Личностные:

1. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность

в познании,

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;

2. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения и уважение к окружающим.

УМК: «Школа России»  Азбука , 1 класс 2 часть. Горецкий В.Г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

ВК

1. Приветствует обучающихся

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку – у вас должны быть учебник и звуковички.

3.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Прикоснитесь соседу по парте  ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

2.Эмоционально настраиваются на урок.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф:

М: репродуктивный

П: речевая разминка

ВК

Ф

М: беседа, демонстрация

П: ответы на вопросы

  1. Проводит речевую разминку

- Давайте выполним речевую разминку. Все звуки произносите правильно и четко.

Ай-ай-ай – приближается трамвай,

Ой-ой-ой – приходи скорей домой,

Ей-ей-ей- - спеть красиво ты сумей,

Яй-яй-яй – неужели ты лентяй?

2. Организует актуализацию знаний обучающихся.-Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Звуков и Букв. Но, чтобы совершить новые для нас открытия, нам, как настоящим путешественникам в пути, понадобятся наблюдательность, внимание и самое главное полученные ранее знания.

- Давайте повторим какие звуки и буквы мы с вами уже изучили, отгадайте загадки. Отвечаем по поднятой руке.

1.Никого часы не ждут, С громким тиканьем идут: Тик-так! Тик-так! Не обгонишь их никак. Бьют часы на каланче, Превращаясь в букву…Ответ: (Ч).

- Какой звук Ч, гласный или согласный?

-Звонкая или глухая?

-Твердая или мягкая?

2. Вместе Паша и Егор

В поле ставили шатер,

Прямо возле шалаша,

И шатер стал буквой…

Ответ: Ш

- Какой звук Ш, гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твердая или мягкая?

3. Эта буква, как жучок,

Растопырила шесть ног.

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»!

Ответ:Ж

- Какой звук Ж, гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твердая или мягкий?

4. Две соседки в алфавите

Так похожи – ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной!

Ответ:Ё

- Какой звук Ё, гласный или согласный?

- Что вы еще знаете про звук Ё?

1Выполняют разминочные упражнения.

- Нет

-Буква Ч

- согласный

- глухой

- всегда мягкая,

- Буква Ш

- согласный

-глухая

-всегда твердый

- Буква Ж

-согласный

-звонкая

- всегда твердая

-Буква Ё

- гласный

-всегда обозначает мягкость согласных звуков , после которых стоит

УУРД: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа 

П: постановка целей урока

П: учебная презентация, ответы на вопросы

ВК

1.Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  темы и целей урока.

-Что мы знаем интересного о буквах Е, Ё, Я?

- Когда эти буквы обозначают 1 звук?

-Когда обозначают 2 звука?

-Посмотрите на экран. Давайте посмотрим на картинки и назовем что это. Начинаем по очереди , второй ряд.

ЙОГ, ЙОД, ЯЙЦО, ЙОГУРТ, МАЙ, КЛЕЙ, ЗМЕЙ, МУЗЕЙ, ЧАЙКА.

- Какой новый звук вы услышали?

- Догадались какая тема урока у нас сегодня с вами будет?

- Какая цель нашего урока? Чему вы должны научиться.

-Молодцы ребята!

1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.-они могут обозначать 1 и 2 звука.

- Когда стоят после мягкого согласного.

-Когда стоят в начале слова и после гласного.

-ЙОГ, ЙОД, ЯЙЦО, ЙОГУРТ, МАЙ, КЛЕЙ, ЗМЕЙ, МУЗЕЙ, ЧАЙКА.

2. Планируют собственную деятельность на уроке.

- [Й]

- Знакомство с звуком [й] и буквой Й.

- Познакомится с звуком [Й].

- Узнать какой звук [й] гласный или согласный и мягкий или твердый, звонкий

3. Принимают учебную задачу и глухой.

УУРД:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Проектор с презентацией

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: рассказ

П: слушание

ВК

Ф

М: языковой анализ

П: звуковой анализ

ВК

Ф

М: языковой анализ

П: орфографический анализ

ВК

1. Организует деятельность обучающихся  по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

- Ребята послушайте историю:

Жила- была буква «И», пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква «И», стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

- Как вы думаете Звук «Й» гласный или согласный Давайте произнесем?

- Почему?

 -А звук «Й» звонкий или глухой? Давайте произнесем!

-А почему?

-Как вы думаете Звук «Й» мягкий или твердый?

- Звук «Й» мягкий всегда.

- Какой буквой мы обозначаем звук[Й']?

https://cs10.pikabu.ru/post_img/big/2020/01/12/6/1578821579131891482.png

-Оказывается, звук [Й'] не простой.

-Он часто надевает на себя шапку-невидимку.

-Давайте вспомним за какими буквами может прятаться звук Й

-Так за какими буквами может скрываться звук [Й']?

- А когда буквы Ё, Е,  Я могут обозначать два звука?

- Приведите пример слов, в которых эти буквы дают 2 звука.

1. Анализируют учебный материал, организуют поиск решения.

-ЙЙЙЙЙ, Согласная.

-  При произношении струя воздуха встречает преграду

-ЙЙЙЙ, звонкий

-Потому что состоит из шума и голоса.

-Незнаем

- Буква Й

- Я,Ё,Е.

- Звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё,  Я,

- Если те стоят в начале слова, после гласного звука, после мягкого и твердого знаков.

-енот - буква Е дает два звука [ЙЭ];

-ëжик - начинается на букву Ë, дающую 2 звука [ЙО];

-яма –буква Я дает  два звука [ЙА].

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам.

УУРД: удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа

Проектор с презентацией

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вверх.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: частично-поисковый

П: составление новых слов

ВК

Ф, И

М: беседа

П: звуко-буквенный разбор слов

ВК

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Ребята , сейчас мы поиграем в волшебников и будем превращать слова в другие.(Слайд 7)

1. Игра  «Превращения  слов».

-Замените  в  каждом  слове выделенную  букву  на  Й  и получите новое слово.  

 •  чашка - чайка

•  леска - лейка

•  лапка - лайка

•  галка - гайка

•  речка – рейка

-Молодцы!

- В какой части слова стоит звук [Й]?

- Сейчас посмотрим кто у нас самый быстрый!!

Достаньте свои звуковички. Выполним звуко-буквенный разбор слов. Кто первый выполнит тот поднимает руку!

- Первое слово ЧАЙКА.

- Давайте сравним.

C:\Users\Евген\Desktop\боийуолмпуа.png

- У всех так получилось?

-Давайте разберемся. Давайте произнесём слово по слогам, прохлопаем их. ЧА-ЙКА

- Сколько слогов в слове?

- На какой слог падает ударение? Давайте ее позовём!

-Первый звук какой?

- Второй звук?

- Третий звук?

- Четвертый?

-Пятый?

- Сколько букв , а сколько звуков в слове?

- Следующее слово ЯМА. Ответ принимаю по поднятой руке.

-Проверяем!

-У кого не так получилось?

-Давайте разберемся

-Давайте произнесём слово по слогам, прохлопаем их. Я-МА

- Сколько слогов в слове?

- На какой слог падает ударение? Давайте ее позовём!

-Первый звук какой?

- Второй звук?

- Третий звук?

- Четвертый?

- Сколько букв , а сколько звуков в слове?

- Молодцы ребята!

•  чашка - чайка

•  леска - лейка

•  лапка - лайка

•  галка - гайка

•  речка – рейка

- в середине слова.

Поднимают руку

-да

-два

-ЧАААЙКА.Ударение падает на первый слог

ч — [ч’] — согласный, глухой, мягкий.

а — [а] — гласный, ударный

й — [й’] — согласный, звонкий , мягкий

  к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

а — [а] — гласный, безударный

- 5 букв, 5 звуков

- я-ма

-2 слога

- ЯЯЯЯЯма, на первый

я   [й’] — согласный, звонкий мягкий

  [а] — гласный, ударный

м   [м] — согласный, звонкий твёрдый

а   [а] — гласный, безударный

3 буквы и 4 звука.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУПД: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку

Проектор с презентацией

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: языковой анализ

П: фонетический анализ

ВК

Ф.

М: беседа

ВК

1.Организует самостоятельную работу и контролирует ее выполнение.

- Сейчас каждый ряд составит звуко-буквенный разбор на свое слово.

-Первый ряд слово ЁЛКА

- Второй ряд слово ЕНОТ

- Третий ряд слово ЯБЛОКИ

-Проверим первый ряд

- У всех так?

- Второй ряд У всех так?

C:\Users\Евген\Desktop\кыртоык.png

- Третий ряд! У всех так?

C:\Users\Евген\Desktop\кпицку.png

- Молодцы ребята!

1. Выполняют задание с взаимопроверкой.

C:\Users\Евген\Desktop\кыртоык.png

C:\Users\Евген\Desktop\кыртоык.png

C:\Users\Евген\Desktop\кпицку.png

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: работа с книгой

П: анализ стихотворения

ВК

1.Организует работу с текстом.

- Ребята, откройте стр 37.

- Сейчас прочитаем по одной строчке стихотворение.

C:\Users\Евген\Desktop\кпицку.png

- Про кого это стихотворение?

- Что зайка сделал?

- Найдите слова с буквой Й?

- Молодцы ребята!

- Посмотрите есть ли слова со звуками [йа], [йо], [йэ]

- Ребята, мы с вами большие молодцы!

Мы всё нашли про букву Й и звук [Й]

1.Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Читают текст 

- Про зайку

- Спрятался

-Зайка, умей, угадай,

-Нет

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Азбука

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа 

П: подведение итогов

ВК

Ф

М: частично-поисковый

П: заполнение пропусков

ВК

1.Организует рефлексию по изученному материалу.

- Какая тема урока сегодня была?

- Какие цели мы ставили на урок?

- Достигли ли мы цели?

- Посмотрите на экран. Давайте вспомним что мы узнали про звук [Й]

C:\Users\Евген\Desktop\кпицку.png

- Вы все верно ответили!

3.  Эмоционально завершает урок.

-Оцените свою работу на уроке. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.

- Покажите зелёный карандаш если -   я справился. Урок понравился. Я доволен собой

-Желтый если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился

- Красный если задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.

 - Спасибо ребята за урок, мне очень понравилось с вами общаться.

1.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Знакомство с звуком [й] и буквой Й.

- Познакомится с звуком [Й].

- Узнать какой звук [й] гласный или согласный и мягкий или твердый, звонкий

- Да.

C:\Users\Евген\Desktop\кпицку.png

Оценивают свою работу на уроке

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...

Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж.

Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж....

Технологическая карта урока. Раздел «Изучение букв». «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б»

Тема и номер урока в теме «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б» (1 урок) Предметная программа и её автор УМК В.Г. Горецкий и др. «Азбука» программа 1-4 классы 2017-2018г Цель урока: Познакомить со звука...

Технологическая карта урока. Звуки [б, б’]. Буквы Б, б

Данный урок составлен в соотвествии с ФГОС НОО, использованы различные методы и приемы. В состав урока вошли дидактические игры, театрализованные минутки....

Технологическая карта урока по теме Буква ж , звук {ж}.

Данный урок разработан по программе "ПланетаЗнаний" 1класс с использованием ИКТ и  учебно-игрового пособия....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...

Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе

Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...