Технологическая карта урока ««Звуки [й] буква Й (й)»»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о звуке [й] и о заглавной и строчной букве Й (й).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_grammote_zvuk_y_nechipuruk_vakalova_201nk.docx | 422.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: Класс: 1 Урок: | Студент: Нечипурук А, Вакалова Я. Группа:201НК Учитель: Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: | Кабинет: |
Тема урока: ««Звуки [й] буква Й (й)»»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о звуке [й] и о заглавной и строчной букве Й (й).
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с гласным звуком [й] и со зрительным обозначением печатной заглавной и и строчной буквой Й (й). 2. Научить выполнять звукобуквенный анализ слов со звуками [й] [й а] [й о] [й э] | Предметные: 1. Уметь различать гласные и согласные звуки. 2. Уметь вычислять звуки из слова
|
Развивающие: 1. Развивать фонематический слух у младших школьников 2. Развивать умения анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими в процессе групповой работы у обучающихся. | Личностные: 1. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, |
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; 2. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения и уважение к окружающим. |
УМК: «Школа России» Азбука , 1 класс 2 часть. Горецкий В.Г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой ВК | 1. Приветствует обучающихся - Здравствуйте, ребята! - Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Проверьте вашу готовность к уроку – у вас должны быть учебник и звуковички. 3.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. -Прикоснитесь соседу по парте ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! | 1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. 2.Эмоционально настраиваются на урок. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: М: репродуктивный П: речевая разминка ВК Ф М: беседа, демонстрация П: ответы на вопросы |
- Давайте выполним речевую разминку. Все звуки произносите правильно и четко. Ай-ай-ай – приближается трамвай, Ой-ой-ой – приходи скорей домой, Ей-ей-ей- - спеть красиво ты сумей, Яй-яй-яй – неужели ты лентяй? 2. Организует актуализацию знаний обучающихся.-Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Звуков и Букв. Но, чтобы совершить новые для нас открытия, нам, как настоящим путешественникам в пути, понадобятся наблюдательность, внимание и самое главное полученные ранее знания. - Давайте повторим какие звуки и буквы мы с вами уже изучили, отгадайте загадки. Отвечаем по поднятой руке. 1.Никого часы не ждут, С громким тиканьем идут: Тик-так! Тик-так! Не обгонишь их никак. Бьют часы на каланче, Превращаясь в букву…Ответ: (Ч). - Какой звук Ч, гласный или согласный? -Звонкая или глухая? -Твердая или мягкая? 2. Вместе Паша и Егор В поле ставили шатер, Прямо возле шалаша, И шатер стал буквой… Ответ: Ш - Какой звук Ш, гласный или согласный? -Звонкий или глухой? -Твердая или мягкая? 3. Эта буква, как жучок, Растопырила шесть ног. И, конечно, знаешь ты, Что за ней не ходит «ы»! Ответ:Ж - Какой звук Ж, гласный или согласный? -Звонкий или глухой? -Твердая или мягкий? 4. Две соседки в алфавите Так похожи – ой-ой-ой! Их почти не различите, Только точки у одной! Ответ:Ё - Какой звук Ё, гласный или согласный? - Что вы еще знаете про звук Ё? | 1Выполняют разминочные упражнения. - Нет -Буква Ч - согласный - глухой - всегда мягкая, - Буква Ш - согласный -глухая -всегда твердый - Буква Ж -согласный -звонкая - всегда твердая -Буква Ё - гласный -всегда обозначает мягкость согласных звуков , после которых стоит | УУРД: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | Проектор с презентацией |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: постановка целей урока П: учебная презентация, ответы на вопросы ВК | 1.Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока. -Что мы знаем интересного о буквах Е, Ё, Я? - Когда эти буквы обозначают 1 звук? -Когда обозначают 2 звука? -Посмотрите на экран. Давайте посмотрим на картинки и назовем что это. Начинаем по очереди , второй ряд. ЙОГ, ЙОД, ЯЙЦО, ЙОГУРТ, МАЙ, КЛЕЙ, ЗМЕЙ, МУЗЕЙ, ЧАЙКА. - Какой новый звук вы услышали? - Догадались какая тема урока у нас сегодня с вами будет? - Какая цель нашего урока? Чему вы должны научиться. -Молодцы ребята! | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.-они могут обозначать 1 и 2 звука. - Когда стоят после мягкого согласного. -Когда стоят в начале слова и после гласного. -ЙОГ, ЙОД, ЯЙЦО, ЙОГУРТ, МАЙ, КЛЕЙ, ЗМЕЙ, МУЗЕЙ, ЧАЙКА. 2. Планируют собственную деятельность на уроке. - [Й] - Знакомство с звуком [й] и буквой Й. - Познакомится с звуком [Й]. - Узнать какой звук [й] гласный или согласный и мягкий или твердый, звонкий 3. Принимают учебную задачу и глухой. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; | Проектор с презентацией |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: рассказ П: слушание ВК Ф М: языковой анализ П: звуковой анализ ВК Ф М: языковой анализ П: орфографический анализ ВК | 1. Организует деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности. - Ребята послушайте историю: Жила- была буква «И», пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква «И», стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним. - Как вы думаете Звук «Й» гласный или согласный Давайте произнесем? - Почему? -А звук «Й» звонкий или глухой? Давайте произнесем! -А почему? -Как вы думаете Звук «Й» мягкий или твердый? - Звук «Й» мягкий всегда. - Какой буквой мы обозначаем звук[Й']? -Оказывается, звук [Й'] не простой. -Он часто надевает на себя шапку-невидимку. -Давайте вспомним за какими буквами может прятаться звук Й -Так за какими буквами может скрываться звук [Й']? - А когда буквы Ё, Е, Я могут обозначать два звука? - Приведите пример слов, в которых эти буквы дают 2 звука. | 1. Анализируют учебный материал, организуют поиск решения. -ЙЙЙЙЙ, Согласная. - При произношении струя воздуха встречает преграду -ЙЙЙЙ, звонкий -Потому что состоит из шума и голоса. -Незнаем - Буква Й - Я,Ё,Е. - Звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Я, - Если те стоят в начале слова, после гласного звука, после мягкого и твердого знаков. -енот - буква Е дает два звука [ЙЭ]; -ëжик - начинается на букву Ë, дающую 2 звука [ЙО]; -яма –буква Я дает два звука [ЙА]. | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам. УУРД: удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа | Проектор с презентацией |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вверх. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.) | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: частично-поисковый П: составление новых слов ВК Ф, И М: беседа П: звуко-буквенный разбор слов ВК | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Ребята , сейчас мы поиграем в волшебников и будем превращать слова в другие.(Слайд 7) 1. Игра «Превращения слов». -Замените в каждом слове выделенную букву на Й и получите новое слово. • чашка - чайка • леска - лейка • лапка - лайка • галка - гайка • речка – рейка -Молодцы! - В какой части слова стоит звук [Й]? - Сейчас посмотрим кто у нас самый быстрый!! Достаньте свои звуковички. Выполним звуко-буквенный разбор слов. Кто первый выполнит тот поднимает руку! - Первое слово ЧАЙКА. - Давайте сравним. - У всех так получилось? -Давайте разберемся. Давайте произнесём слово по слогам, прохлопаем их. ЧА-ЙКА - Сколько слогов в слове? - На какой слог падает ударение? Давайте ее позовём! -Первый звук какой? - Второй звук? - Третий звук? - Четвертый? -Пятый? - Сколько букв , а сколько звуков в слове? - Следующее слово ЯМА. Ответ принимаю по поднятой руке. -Проверяем! -У кого не так получилось? -Давайте разберемся -Давайте произнесём слово по слогам, прохлопаем их. Я-МА - Сколько слогов в слове? - На какой слог падает ударение? Давайте ее позовём! -Первый звук какой? - Второй звук? - Третий звук? - Четвертый? - Сколько букв , а сколько звуков в слове? - Молодцы ребята! | • чашка - чайка • леска - лейка • лапка - лайка • галка - гайка • речка – рейка - в середине слова. Поднимают руку -да -два -ЧАААЙКА.Ударение падает на первый слог ч — [ч’] — согласный, глухой, мягкий. а — [а] — гласный, ударный й — [й’] — согласный, звонкий , мягкий к — [к] — согласный, глухой, твёрдый а — [а] — гласный, безударный - 5 букв, 5 звуков - я-ма -2 слога - ЯЯЯЯЯма, на первый я [й’] — согласный, звонкий мягкий [а] — гласный, ударный м [м] — согласный, звонкий твёрдый а [а] — гласный, безударный 3 буквы и 4 звука. | УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУПД: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку | Проектор с презентацией |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: языковой анализ П: фонетический анализ ВК Ф. М: беседа ВК | 1.Организует самостоятельную работу и контролирует ее выполнение. - Сейчас каждый ряд составит звуко-буквенный разбор на свое слово. -Первый ряд слово ЁЛКА - Второй ряд слово ЕНОТ - Третий ряд слово ЯБЛОКИ -Проверим первый ряд - У всех так? - Второй ряд У всех так? - Третий ряд! У всех так? - Молодцы ребята! | 1. Выполняют задание с взаимопроверкой. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; | Проектор с презентацией |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: работа с книгой П: анализ стихотворения ВК | 1.Организует работу с текстом. - Ребята, откройте стр 37. - Сейчас прочитаем по одной строчке стихотворение. - Про кого это стихотворение? - Что зайка сделал? - Найдите слова с буквой Й? - Молодцы ребята! - Посмотрите есть ли слова со звуками [йа], [йо], [йэ] - Ребята, мы с вами большие молодцы! Мы всё нашли про букву Й и звук [Й] | 1.Используют приобретенные знания в практической деятельности. Читают текст - Про зайку - Спрятался -Зайка, умей, угадай, -Нет | УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. | Азбука |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: подведение итогов ВК Ф М: частично-поисковый П: заполнение пропусков ВК | 1.Организует рефлексию по изученному материалу. - Какая тема урока сегодня была? - Какие цели мы ставили на урок? - Достигли ли мы цели? - Посмотрите на экран. Давайте вспомним что мы узнали про звук [Й] - Вы все верно ответили! 3. Эмоционально завершает урок. -Оцените свою работу на уроке. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок. - Покажите зелёный карандаш если - я справился. Урок понравился. Я доволен собой -Желтый если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился - Красный если задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь. - Спасибо ребята за урок, мне очень понравилось с вами общаться. | 1.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. - Знакомство с звуком [й] и буквой Й. - Познакомится с звуком [Й]. - Узнать какой звук [й] гласный или согласный и мягкий или твердый, звонкий - Да. Оценивают свою работу на уроке | УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. | Проектор с презентацией |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"
Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...
Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж.
Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж....
Технологическая карта урока. Раздел «Изучение букв». «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б»
Тема и номер урока в теме «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б» (1 урок) Предметная программа и её автор УМК В.Г. Горецкий и др. «Азбука» программа 1-4 классы 2017-2018г Цель урока: Познакомить со звука...
Технологическая карта урока. Звуки [б, б’]. Буквы Б, б
Данный урок составлен в соотвествии с ФГОС НОО, использованы различные методы и приемы. В состав урока вошли дидактические игры, театрализованные минутки....
Технологическая карта урока по теме Буква ж , звук {ж}.
Данный урок разработан по программе "ПланетаЗнаний" 1класс с использованием ИКТ и учебно-игрового пособия....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...
Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе
Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...