Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Освоение алгоритма написания строчной буквы "ч".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_2.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока

Тема: Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч).

 

Тип: «Открытие новых знаний»

 

Цель урока: освоение алгоритма написания строчной буквы ч, слогов и слов с этой буквой

Планируемые результаты

 

Предметные:

- научиться писать строчную букву ч и соединять её с другими буквами;

- научиться записывать слоги и слова, используя эталон в прописи;

- учиться различать гласные и согласные звуки;

- давать характеристику согласных звуков;

- получить возможность научиться записывать слова с недостающими элементами букв.

Метапредметные:  

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;                       - развивать способность к самоконтролю

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать предположения;

- совместно договариваться о правилах работы в парах.

Личностные:

 - проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

 

 Организует беседу о значимости умения писать в жизни каждого человека:

- Чему мы учимся на уроках русского языка? Для чего нужно уметь писать?

- Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит на партах.

Участвуют в беседе.

Проверяют готовность к уроку

Организует ситуацию «открытия» детьми темы урока:

- Чтобы узнать тему урока, надо выполнить задание. Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:

А И Ч У О

- Что узнали про эту букву на уроке чтения?

- Попробуйте сформулировать тему урока письма.  

Анализируют, выделяют лишнюю букву:

«Лишняя буква «ч», т. к. она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки».

Вспоминают и формулируют вывод по материалам урока чтения: «Буква может обозначать звук [ч`] – согласный, мягкий, глухой. Звук [ч`]всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает.

Формулируют тему урока: «Будем учиться писать строчную букву ч».

Актуализация необходимых знаний

Организует составление плана работы в парах (дети сидят так, что в каждой паре есть хотя бы один читающий ребенок):

- Как мы будем учиться писать строчную букву ч?

- Для чего нужен план работы?

- У вас на партах лежат конверты. Работая в парах, разложите по порядку полоски с пунктами плана.

- Проверьте свою работу. Почему составили план именно так?

Делают предположение: «Сначала составим план работы».

Участвуют в беседе.

Работая в парах, составляют план.

План

1. Анализ элементов буквы ч.

2. Письмо буквы ч.

3. Письмо буквы ч в соединениях с другими буквами.

Сравнивают свой план с планом на доске. Обосновывают свое мнение.

Организует подготовку к письму:

Отгадайте, кто наш первый гость

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся .... (Чиполлино) 

- Как догадались?

- Назовите первый звук в слове.

- Какой буквой его обозначим на письме?

- Чиполлино предлагает вам сделать зарядку для пальцев, чтобы они «проснулись».

1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков).

2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков).

3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку).

4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)

5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков).

6. Вдруг проснулись, потянулись! (Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение).

Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками для вас.

 

Размышляют, отгадывают загадку.

Обосновывают свое мнение.

Выделяют первый звук. Анализируют первый звук в слове: «Звук [ч] – мягкий согласный звук» Поднимают зеленые квадратики. Называют букву.

Делают зарядку для пальцев

Организация познавательной деятельности

Организует работу по 1 пункту плана:

- Откройте прописи  и расскажите, из каких элементов состоит строчная буква ч.

- Повторим хором.

- Для чего мы проанализировали, из каких элементов состоит буква ч?

- Перед началом письма повторим правила правильной посадки за партой.

Анализируют элементы буквы ч: (провисающая линия «волна» и короткая линия с закруглением внизу вправо «крючочек»).

Проговаривают алгоритм написания буквы ч.

Отвечают на проблемный вопрос: «Чтобы научиться писать букву ч правильно, красиво и аккуратно».

Проверяют свою посадку за партой, положение прописи.

Организует работу по 2 пункту плана:

- Обведите букву по образцу, проговаривая вслух.

- Допишите буквы до конца строки.

Организует самоконтроль учащихся:

 - Как будете себя проверять?

- Найдите в рамке букву, которая написана правильно.

- Почему вы выбрали именно эту букву?

- Сравните свои буквы с ней и выберите самую красивую, подчеркнув её.

- Чему мы научились?

Пишут букву ч по образцу, проговаривая алгоритм её написания.

Пишут букву ч самостоятельно

Формулируют изученные правила проверки: «Проверяем ширину, высоту и наклон буквы».

Находят правильно написанную букву, объясняют, почему выбрали именно эту букву.

Сравнивают самостоятельно написанные буквы с эталоном.

Подводят итог этапа урока: «Научились писать строчную букву ч».

Организует проведение физкультминутки: 

«Тик – так, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так

Все часы идут вот так:

Налево-раз, направо-раз.

Тик-так. Мы тоже можем так.

Смотри скорей, который час: тик-так.

- А теперь выполним упражнения для глаз.

Участвуют в физкультминутке.

Организует работу по 3 пункту плана:

-Для чего мы учились писать букву ч?

Показывает на доске правильное соединение буквы ч с буквами а, у, е , предлагает написать соединения в прописи.

Организует обучение самоконтролю и самооценке:

- Проверьте правильность написания слогов по образцу и оцените правильность работы на шкале самооценки.

Организует работу по осознанию перспектив учебной деятельности:

- До каких слов можно дополнить эти слоги?

Организует подведение итога этапа урока:

- Чему научились?

Участвуют в беседе:

 - Чтобы писать с ней слоги и слова.

Наблюдают, пишут, комментируют работу:

- Пишут слог ча.

- Пишут слог чу

- Пишут слог че

Осуществляют самоконтроль и самооценку: подчеркивают слоги, написанные в точном соответствии с образцом, оценивают правильность работы на шкале самооценки в зависимости от количества правильно написанных слогов.

Придумывают слова с данными слогами.

Подводят итог данного этапа урока.

Организует физкультминутку:

- Для того, чтобы ваши пальцы стали ещё сильней, сделаем для них зарядку с мячиком.

- Назовите первый звук в слове «чайник» и дайте ему характеристику

Показывает упражнения для пальцев с мячиком.

Участвуют в физкультминутке

Анализируют первый звук в слове «чайник»: «Звук [ч'] – мягкий согласный звук». Поднимают зелёные квадратики.

Делают зарядку для пальцев с мячиками.

Организует письмо слов с буквой ч:

- Отгадайте загадку:

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)


- Как догадались, что это часы?

- Сколько раз встретился звук [ч] в этом слове? Дайте его характеристику.

Организует анализ образца письма слова «часы» и самоконтроль деятельности.

Организует работу в парах:

- Составьте предложения с этим словом, проговаривая их в парах.

- Выберете лучшее предложение.

Организует практическую работу: дописывание изученных букв в слове. Отгадайте загадки:

- «В небе серое одеяло,

Грозовое покрывало,

Опустилось низко-низко

И над городом повисло.

Вот уже грохочет гром,

Молнии сверкают в нем.

Облака собрались в кучу,

Стали грозовою ... (тучей).

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю…

(точку)

 - Как догадались?

- Назовите третий звук в словах и дайте им характеристику.

- Допишите слова «тучка», «точка».

- Чему учились на этом этапе урока?

Отгадывают загадку.

Приводят аргументы.

Анализируют первый звук в слове «часы»: «Звук [ч] – мягкий согласный звук». Обозначают звук, используя в качестве условного знака зеленый квадрат.

Пишут слово, осуществляют самоконтроль.

Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах.

Озвучивают лучшие предложения для класса.

Отгадывают загадку

 

Приводят аргументы.

Анализируют третий звук в словах «тучка», «точка»: «Звук [ч] – мягкий согласный звук».

Обозначают звук, используя в качестве условного знака - зеленый квадрат.

Дописывают слово «тучка», «точка».

Подводят итог данного этапа урока.

Организует закрепление и включение нового знания в систему знаний:

- Рассмотрите картинку. Иллюстрация, к какой сказке перед нами? Кто изображен на ней?

- Придумайте предложения (не большой рассказ) по картинке.

-Посмотрим, что у вас получилось.

-Запишите ваши предложения, проговаривая слова, вспоминая изученные орфограммы. Старайтесь писать красиво, правильно соединяя буквы и грамотно.

 Самостоятельно составляют     предложения по картинке

 

По цепочке говорят свои предложения, учитель исправляет фактические и речевые ошибки.

 Записывают самостоятельно составленных предложений 

Рефлексия деятельности

Организует подведение итога урока:

- Назовите тему нашего урока.

- Чему учились?

- Справились ли с поставленной задачей?

- Продолжите одно из предложений:

Участвуют в беседе.

Продолжают одно из предложений:

«Сегодня я узнал…»,

«Было интересно…»

«Было трудно…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;                        - научиться различать звуки и букву;      ...

«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  соз...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....