Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч).
| Тип: «Открытие новых знаний»
| ||
Цель урока: освоение алгоритма написания строчной буквы ч, слогов и слов с этой буквой | |||
Планируемые результаты
| |||
Предметные: - научиться писать строчную букву ч и соединять её с другими буквами; - научиться записывать слоги и слова, используя эталон в прописи; - учиться различать гласные и согласные звуки; - давать характеристику согласных звуков; - получить возможность научиться записывать слова с недостающими элементами букв. | Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать решение учебной задачи; - выполнять последовательность необходимых операций; - анализировать написание буквы в соответствии с эталоном; - конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки; - находить правильно написанную букву; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; - развивать способность к самоконтролю Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - ориентироваться в прописи; - добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи; - слушать и понимать речь других; - высказывать предположения; - совместно договариваться о правилах работы в парах. | Личностные: - проявлять интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность; - применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам. | |
Ход урока
| |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности
| |||
Организует беседу о значимости умения писать в жизни каждого человека: - Чему мы учимся на уроках русского языка? Для чего нужно уметь писать? - Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит на партах. | Участвуют в беседе. Проверяют готовность к уроку | ||
Организует ситуацию «открытия» детьми темы урока: - Чтобы узнать тему урока, надо выполнить задание. Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю: А И Ч У О - Что узнали про эту букву на уроке чтения? - Попробуйте сформулировать тему урока письма. | Анализируют, выделяют лишнюю букву: «Лишняя буква «ч», т. к. она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки». Вспоминают и формулируют вывод по материалам урока чтения: «Буква может обозначать звук [ч`] – согласный, мягкий, глухой. Звук [ч`]всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает. Формулируют тему урока: «Будем учиться писать строчную букву ч». | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Организует составление плана работы в парах (дети сидят так, что в каждой паре есть хотя бы один читающий ребенок): - Как мы будем учиться писать строчную букву ч? - Для чего нужен план работы? - У вас на партах лежат конверты. Работая в парах, разложите по порядку полоски с пунктами плана. - Проверьте свою работу. Почему составили план именно так? | Делают предположение: «Сначала составим план работы». Участвуют в беседе. Работая в парах, составляют план. План 1. Анализ элементов буквы ч. 2. Письмо буквы ч. 3. Письмо буквы ч в соединениях с другими буквами. Сравнивают свой план с планом на доске. Обосновывают свое мнение. | ||
Организует подготовку к письму: Отгадайте, кто наш первый гость Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-Луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовётся .... (Чиполлино) - Как догадались? - Назовите первый звук в слове. - Какой буквой его обозначим на письме? - Чиполлино предлагает вам сделать зарядку для пальцев, чтобы они «проснулись». 1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков). 2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков). 3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку). 4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.) 5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков). 6. Вдруг проснулись, потянулись! (Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение). Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками для вас. |
Размышляют, отгадывают загадку. Обосновывают свое мнение. Выделяют первый звук. Анализируют первый звук в слове: «Звук [ч] – мягкий согласный звук» Поднимают зеленые квадратики. Называют букву. Делают зарядку для пальцев | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Организует работу по 1 пункту плана: - Откройте прописи и расскажите, из каких элементов состоит строчная буква ч. - Повторим хором. - Для чего мы проанализировали, из каких элементов состоит буква ч? - Перед началом письма повторим правила правильной посадки за партой. | Анализируют элементы буквы ч: (провисающая линия «волна» и короткая линия с закруглением внизу вправо «крючочек»). Проговаривают алгоритм написания буквы ч. Отвечают на проблемный вопрос: «Чтобы научиться писать букву ч правильно, красиво и аккуратно». Проверяют свою посадку за партой, положение прописи. | ||
Организует работу по 2 пункту плана: - Обведите букву по образцу, проговаривая вслух. - Допишите буквы до конца строки. Организует самоконтроль учащихся: - Как будете себя проверять? - Найдите в рамке букву, которая написана правильно. - Почему вы выбрали именно эту букву? - Сравните свои буквы с ней и выберите самую красивую, подчеркнув её. - Чему мы научились? | Пишут букву ч по образцу, проговаривая алгоритм её написания. Пишут букву ч самостоятельно Формулируют изученные правила проверки: «Проверяем ширину, высоту и наклон буквы». Находят правильно написанную букву, объясняют, почему выбрали именно эту букву. Сравнивают самостоятельно написанные буквы с эталоном. Подводят итог этапа урока: «Научились писать строчную букву ч». | ||
Организует проведение физкультминутки: «Тик – так, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так Все часы идут вот так: Налево-раз, направо-раз. Тик-так. Мы тоже можем так. Смотри скорей, который час: тик-так. - А теперь выполним упражнения для глаз. | Участвуют в физкультминутке. | ||
Организует работу по 3 пункту плана: -Для чего мы учились писать букву ч? Показывает на доске правильное соединение буквы ч с буквами а, у, е , предлагает написать соединения в прописи. Организует обучение самоконтролю и самооценке: - Проверьте правильность написания слогов по образцу и оцените правильность работы на шкале самооценки. Организует работу по осознанию перспектив учебной деятельности: - До каких слов можно дополнить эти слоги? Организует подведение итога этапа урока: - Чему научились? | Участвуют в беседе: - Чтобы писать с ней слоги и слова. Наблюдают, пишут, комментируют работу: - Пишут слог ча. - Пишут слог чу - Пишут слог че Осуществляют самоконтроль и самооценку: подчеркивают слоги, написанные в точном соответствии с образцом, оценивают правильность работы на шкале самооценки в зависимости от количества правильно написанных слогов. Придумывают слова с данными слогами. Подводят итог данного этапа урока. | ||
Организует физкультминутку: - Для того, чтобы ваши пальцы стали ещё сильней, сделаем для них зарядку с мячиком. - Назовите первый звук в слове «чайник» и дайте ему характеристику Показывает упражнения для пальцев с мячиком. | Участвуют в физкультминутке Анализируют первый звук в слове «чайник»: «Звук [ч'] – мягкий согласный звук». Поднимают зелёные квадратики. Делают зарядку для пальцев с мячиками. | ||
Организует письмо слов с буквой ч: - Отгадайте загадку: Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
- Сколько раз встретился звук [ч] в этом слове? Дайте его характеристику. Организует анализ образца письма слова «часы» и самоконтроль деятельности. Организует работу в парах: - Составьте предложения с этим словом, проговаривая их в парах. - Выберете лучшее предложение. Организует практическую работу: дописывание изученных букв в слове. Отгадайте загадки: - «В небе серое одеяло, Грозовое покрывало, Опустилось низко-низко И над городом повисло. Вот уже грохочет гром, Молнии сверкают в нем. Облака собрались в кучу, Стали грозовою ... (тучей). Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю… (точку) - Как догадались? - Назовите третий звук в словах и дайте им характеристику. - Допишите слова «тучка», «точка». - Чему учились на этом этапе урока? | Отгадывают загадку. Приводят аргументы. Анализируют первый звук в слове «часы»: «Звук [ч] – мягкий согласный звук». Обозначают звук, используя в качестве условного знака зеленый квадрат. Пишут слово, осуществляют самоконтроль. Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах. Озвучивают лучшие предложения для класса. Отгадывают загадку
Приводят аргументы. Анализируют третий звук в словах «тучка», «точка»: «Звук [ч] – мягкий согласный звук». Обозначают звук, используя в качестве условного знака - зеленый квадрат. Дописывают слово «тучка», «точка». Подводят итог данного этапа урока. | ||
Организует закрепление и включение нового знания в систему знаний: - Рассмотрите картинку. Иллюстрация, к какой сказке перед нами? Кто изображен на ней? - Придумайте предложения (не большой рассказ) по картинке. -Посмотрим, что у вас получилось. -Запишите ваши предложения, проговаривая слова, вспоминая изученные орфограммы. Старайтесь писать красиво, правильно соединяя буквы и грамотно. | Самостоятельно составляют предложения по картинке
По цепочке говорят свои предложения, учитель исправляет фактические и речевые ошибки. Записывают самостоятельно составленных предложений | ||
Рефлексия деятельности | |||
Организует подведение итога урока: - Назовите тему нашего урока. - Чему учились? - Справились ли с поставленной задачей? - Продолжите одно из предложений: | Участвуют в беседе. Продолжают одно из предложений: «Сегодня я узнал…», «Было интересно…» «Было трудно…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."
Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;; - научиться различать звуки и букву; ...
«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»
Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки соз...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....