Конспект урока "Склонение имён существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели:

  • Систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительного.
  • Узнать, что такое склонение имён существительных.
  • Выявить группы склонений.
  • Научиться составлять алгоритм определения склонения
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, обогащать словарный запас;
  • - воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, аккуратность, усидчивость.

Формируемые УУД:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushchestvitelnyh_.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Склонение имён существительных.

Цели: 

  • Систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительного.
  • Узнать, что такое склонение имён существительных.
  • Выявить группы склонений.
  • Научиться составлять алгоритм определения склонения
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, обогащать словарный запас;
  • - воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, аккуратность, усидчивость.

Формируемые УУД:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Оборудованиекарточки с заданиями, учебник «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация,

Ход урока

1.Организационный момент

-Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Целеполагание

- Сегодня на уроке я предлагаю вам расширить свои знания об имени существительном, А эпиграфом к уроку послужат следующие слова:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Думаю, мы совершим свои маленькие открытия в мире русского языка и узнаем много интересного.

3.Минутка чистописания

-А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

- Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

-Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы, т. е. существительное)

-Поставьте ударение.

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

- Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

4. Работа по теме урока.

а) Беседа о существительном.

-Что такое имя существительное?

- Вспомним, какие признаки имени существительного вы знаете.

1) Этот признак мы определяем по вопросу «кто?» (одушевлённость)

2) Признак противоположный по значению одушевлённости (неодушевлённость).

3) Определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой», «она моя», «оно моё» (род).

- Какого рода бывают имена существительные?

4) Эта категория имени существительного определяет количество предметов (число).

5) Этот признак относится к словоизменению имён существительных по вопросам (падеж).

- Сколько падежей у имён существительных?

Рассказ о падежах.

– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Аида о М.В.Ломоносове

Игра «Узнай падеж»

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)

- Форма какого падежа является начальной?(Им.п., ед. ч.)

- Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п)

- Вопрос кому? (Д.п.)

-  Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)

- Вспомогательное слово нет (Р.п.)

- Предлоги к, по (Д.п.)

- Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)

- Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)

- Вопрос что? (И.п. и В.п)

- Предлоги о, об (П.п)

А для чего нужны падежные вопросы? ( При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.)

- Прочитайте предложение

Книги учат нас смелости_и дружбе. (написано на доске)

- Определите у существительных род, падеж, число.

- Как вы думаете почему в одном и том же падеже, роде и числе окончания разные?

- От чего же зависит правописание гласной в окончании?

6) Изменение существительных по падежам называется… (склонением)

6. Решение проблемы. Объяснение нового.

1). Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.

Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.

На каждом ряду мы организуем группу.

2). Работа в группах

1. Просклоняйте имена существительные

2. Выделите окончания

3. Определите род имен существительных

- Сравните окончания имен существительных.

- В чем сходство в чем различие.

1 группа

Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ, ПЧЕЛА

- Проверка по эталону.

- Какого рода существительное вам досталось

- Какие окончания они имеют в И.п.

- Вы сравнили окончания в различных падежах? Что заметили?

- Какой же вывод мы можем сделать.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

2 группа

Склоняют существительные ОКНО, ПОЛЕ, ОГОНЬ

Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах

3 группа

Склоняют существительные печь степь

Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания.

- Вернёмся к предложению на доске.

Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?

/ Они относятся к разным склонениям/.

- Расскажите о трёх склонениях имён существительных.

- На какие две группы можно разбить признаки имён существительных? (постоянные и непостоянные)

- Назовите постоянные признаки (одушевлённость или неодушевлённость, род и тип склонения).

- Назовите непостоянные признаки (число и падеж).

в) Игра «Грамматическая эстафета».

- Сейчас проведём грамматическую эстафету.

- У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача – списать в тетрадь,  дописать окончания и обозначить падеж …

Карточка № 1.

1 вариант

Стоит на стулеП.п

Подбежал к палатке…Д.п

Остановился около деревни  Р.П.…

Доволен рисунком…Т.п.

Легла на землю…В.п.

2 вариант

Подошёл к дереву…Д.п.

Говорили об учёбе   П.п.…

Засыпало снегом  Т.п.…

Залез на дерево  В.п.…

Приехал от дедушки  Р.п.…

д) Физминутка.

- А сейчас проведём физминутку.  Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – наклон туловищем, если к 3 склонению – сделать прогиб назад.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.

 

е) Игра «Четвёртый лишний».

- Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

- У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять грамматические признаки имён существительных.

               Карточка № 2.

Ночь, речь, грач, печь.

Гараж, рожь, камыш, нож.

Журналы, газеты, цветы, учебник.

На встрече, на уроке, около дома, на батарее.

Печь, вещь, мышь, пустошь.

Кони, гусь, овощи, грачи.

Солнце, чиж, небо, соль.

У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.

з) Тест «Имя существительное»

1) Найди имя существительное.

- сбежал

- беговой

- пробежка

- бегать

2) Как определить склонение имени существительного?

- по вопросам и падежам

- по вопросам

- по падежам

- по роду и окончанию

3) Укажи  существительные 1 склонения.

- ружьё, племя

- тарелка, дядя

- бидон, огонь

- сирень, пень

4) Укажи существительные 2 склонения.

-

звание, команда

- свекла, карамель

- работник, облако

- деревня, город

5) Укажи существительные 3 склонения.

- укротитель, конь

- сталь, вещь

- рояль, вещь

- писатель, учитель

6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?

- доброта

- гриб

- ягода

- помидор

7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

- руки

- брюки

- ноги

- круги

5.  Подведение итогов урока.

- Над какой темой мы работали?

- Что мы повторили об имени существительном?

- Что вам особенно понравилось?

6. Домашнее задание.

Карточка № 3.

Расставить знаки препинания в предложениях.

Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.

 Вставить пропущенные орфограммы.

( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва.

  1. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных.Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.Планиру...

Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")

Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")...

Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...