Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Слов.: слово учителя

12:55-12:56

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему. Садитесь!

Открываем тетради, записываем число. Двадцать шестое февраля, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Сл.: уч. диалог

Словесный : Беседа

12:56-

13:05

- Ребята, какое время года наступит через пару дней? (На доске  макет солнышка, три облачка, картинка весны и слово ВЕСНА)

- Какое настроение приносит нам это время года?

- Давайте расскажем о весне, какая она бывает? (Ответы детей: ранняя, тёплая, весёлая)

- Запишем красиво слово ВЕСНА, а ниже на строчке слова, которые украсили  это время года. Стараемся писать аккуратно и правильно.

- Ребята, а можно сказать о весне, что она приветливая? Что значит приветливый человек?  Запишем это слово. Оно словарное, его нужно запомнить.

Приветливо

Отвечать на вопросы учителя

Писать в тетради

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентировки

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: уч. презентация

Слов.: слово учителя

13:05-13:07

- Ребята,  слово ВЕСНА какой части речи? (Сущ,)

- А слова какой части речи украсили имя существительное? (Прил.)

- О какой части речи вы знаете больше? (О сущ.)

-  Как вы думаете, о какой части речи мы узнаем новое сегодня? (О прил.) - --

- Сформулируйте тему урока.

-Какие цели урока мы с вами поставим?(какую роль выполняют имена прилагательные в речи)
- Прочитайте на с.63 учебника, совпадают ли ваши вопросы с тем материалом, который мы будем изучать?

- Вот какие вы молодцы! Вы сами сформулировали гл. вопрос, на который мы должны сегодня ответить на уроке.

 

Формулировать тему и цели урока

П:строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П:формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач

 Фронтальный опрос

13:07-

13:15

Откройте учебник Упр. 109 (с. 64).

—  Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?

—  Какой вы представили берёзу?

—  В какое время года автор описывает берёзу?

—  Какую роль выполняют имена прилагательные?

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)

—  На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

—  С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

—  Приведите примеры.

2. Игра «Узнай»

•   Серый, хищный, жадный...

•   Рыжая, хищная, ловкая...

•   Косой, слабый, трусливый...

•   Большой, косолапый...

•   Солнечный, весёлый...

•  Ясная, холодная...

•   Серая, хмурая...

—  Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь?

—  Какой частью речи они являются?

—  С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?

Работать по учебнику

Отвечать на вопросы учителя

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Физминутка

13:15-

13:16

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

Чтобы ноги не болели

Раз- присели, два- присели

(Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партой мы идём(ходьба на месте)

И садимся мы потом

Повторять упражнения

Закрепление изученного материала

13:16-13:30

Продолжение темы урока

Упр. 110 (с. 64-65).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Прочитайте, что у вас получилось.

—  К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

—  Как изменился текст с именами прилагательными?

—  Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

Упр. 111 (с. 65).

—  Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте словосочетания.

—  Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)

2. Работа со словом из словаря

—  Найдите слово приветливо в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом приветливо, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

Игра «Кто какой?»

—  Устно составьте словосочетания из данных слов.

жадный

трусливый

хитрая

пушистая

неуклюжий

рогатый

колючий

ядовитая

олень

медведь

ёж

змея

лиса

заяц

волк

белка

—  Что такое имя прилагательное?

—  Что обозначают имена прилагательные?

—  На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

—  Приведите свои примеры.

- У вас на карточках для каждого есть задания. Те, у кого  нарисован треугольник, слушают меня, а остальные закрыли ушки.

- Вам списать и подчеркнуть прилагательное волнистой чертой. Справитесь?

- Списать, вставляя, подходящие по смыслу прилагательное и подчеркнуть прилагательные волнистой чертой. Задание понятно?

Карточка с треугольником.

Колючий ёж спрятался под ёлкой.  Серый волк бродил по тёмному лесу. На кочке с ягодами клюквы лежала ядовитая  змея. По веткам ёлки прыгала пушистая белочка. Сквозь заросли пробирался рогатый лось.

Карточка без треугольника.

……………. ёж спрятался под ёлкой.  ………… волк бродил по тёмному лесу. На кочке с ягодами клюквы лежала …………… змея. По веткам ёлки прыгала …………. белочка. Сквозь заросли пробирался …………. лось. Молодцы!

- Ребята, на доске у нас образовалась красивая полянка. Светит солнышко, растут цветы. Сколько их? (6)

- Давайте будем срывать цветок и говорить всё, что мы сегодня узнали об имени прилагательном. Один цветок – одно утверждение. Я вам помогу.

1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)

2. Имя прилагательное обозначает …..  (признак предмета)

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)

4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)

5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной)

6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять упражнение в тетради

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять упражнение в тетради

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Словесный: слово учителя

13:30-

13:35

Информация о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание с 65. Упр.112

(объяснение дз)

Записывать д/з

П: извлечение необходимой информации.

Рефлексивный

Сл.: ответы на вопросы

ъ

Сл.: обобщающая беседа

13:35-

13:37

Итог урока

-Ребята, так какую же мы изучали с вами тему?

-Какие цели урока мы с вами сегодня ставили?

-Каких достигли?

С какой целью употребляют в речи имена прилагательные? Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

Отвечать на вопросы

Подводить итоги урока  

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осуществлять синтез; обобщать;

строить речевое высказывание.

Пр.: самооценка

13:37-

13:40

Рефлексия

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок и было легко работать, нарисуйте смайлику веселую улыбочку.

Если были какие то трудности и вам не понятны были задания нарисуйте нейтральный смайлик

И если вам не понравился урок, нарисуйте грустную улыбочку.

   Всем спасибо за урок.

Оценивать свою деятельность на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Технологическая карта урока русского языка

Тема : «Роль имён прилагательных в речи»

Цели урока:  познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи

Планируемые результаты:

Предметные: 

- сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

- учить выделять имена прилагательные среди других частей речи

Личностные: 

- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;

-воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: презентация,  учебник для образовательных учреждений «Русский язык 3 класс 2 часть «Школа России», карточки.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Слов.: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему. Садитесь!

Открываем тетради, записываем число, классная работа.  Кто готов, руку на локоток.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания

3 мин

Дома вы выполняли упражнение 112 на стр. 65.

-  Назовите имена прилагательные, которые вы выписали.

- Объясните различие в лексическом значении слов, данных в упражнении.

-  Что такое имя прилагательное?

Отвечать на вопросы учителя

К: Построение речевого высказывания.

Актуализация знаний

Сл.: уч. диалог

Словесный : Беседа

7 мин

- Сейчас к любым 5 именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.

Колючий ..., лесная ..., одиннадцатый ..., непромокаемый ..., родная ..., чёрная ..., белая ..., серебряная ..., свадебный ..., острый ..., детский ..., неслыханная ..., весёлый ..., победный ..., музыкальный ..., осенний ....

Слова для справок: глушь, брошь, «Ералаш», клич, ёж, этаж, пейзаж, нож, ложь, гуашь, плащ, тушь, речь, марш, плач, туш. (Проверка.)

Сказка про краски

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою

На рассвете умываться,

И зелёным-презелёным

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Е. Руженцев

Писать в тетради

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентировки

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: уч. презентация

Слов.: слово учителя

2 мин

-Прослушав это стихотворение , как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

-Какие цели мы с вами поставим?

Формулировать тему и цели урока

П:строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П:формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач

10 мин

Откройте учебник на странице 66, упр. 113

Упр. 113 (с. 66).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Назовите прилагательные, которые обозначают цвета радуги.

—  Какие синонимы к ним можно подобрать?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.

Упр. 114 (с. 66).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Назовите главные члены в каждом предложении.

—  Назовите имена прилагательные. Каким членом предложения они являются?

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание

Физминутка

1 мин

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

Чтобы ноги не болели

Раз- присели, два- присели

(Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партой мы идём(ходьба на месте)

И садимся мы потом

Повторять упражнения

Решение частных задач

10 мин

Работа по учебнику

Упр. 116 (с. 67).

—  Прочитайте текст.

—  Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

—  Прочитайте выделенные слова. Объясните, как они образовались.

—  Назовите сложные прилагательные, которые обозначают оттенки цветов.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?

—  Приведите примеры.

Упр. 117 (с. 67).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Назовите сложные имена прилагательные.

—  Прочитайте предложения, которые вы составили.

2. Работа со словами из словаря

—  Найдите слова Красная площадь и Московский Кремль в орфографическом словаре.

—  Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

—  Составьте предложение со словами Красная площадь и Московский Кремль, запишите.

—  Запомните написание этих слов.

Работать на учебнику

Отвечать на вопросы учителя

П:строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П:формулирование познавательной цели и задач.

Закрепление изученного материала

Игра «Угадай растение»

—  Послушайте текст. Догадайтесь, о каком растении идёт речь.

Играли два мальчика в саду. Остановились возле одного куста. Один другого спрашивает:

— Это чёрная?

- Нет, красная.

— А почему же она белая?

— Потому что зелёная.

—  Как называется куст, о котором говорили мальчики? Почему у ягод, которые растут на нём, такие разные признаки по цвету?

—  Назовите прилагательные, которые обозначают цвет.

—  Используя эти слова, составьте сложные имена прилагательные.

—  Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?

Давайте прочитаем правило и запомним его.

Отвечать на вопросы учителя

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Словесный: слово учителя

2 мин

Информация о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание Упр. 115 (с. 66).

Записывать д/з

П: извлечение необходимой информации.

Рефлексивный

Сл.: ответы на вопросы

ъ

Сл.: обобщающая беседа

3 мин

Итог урока

-Ребята, так какую же мы изучали с вами тему?

-Какие цели урока мы с вами сегодня ставили?

-Каких достигли?

С какой целью употребляют в речи имена прилагательные? Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

Отвечать на вопросы

Подводить итоги урока  

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осуществлять синтез; обобщать;

строить речевое высказывание.

Пр.: самооценка

1 мин

Рефлексия

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок и было легко работать, нарисуйте смайлику веселую улыбочку.

Если были какие то трудности и вам не понятны были задания нарисуйте нейтральный смайлик

И если вам не понравился урок, нарисуйте грустную улыбочку.

   Всем спасибо за урок.

Оценивать свою деятельность на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Технологическая карта урока русского языка

Тема : «Роль имён прилагательных в речи»

Цели урока:  развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными

Планируемые результаты:

Предметные: 

- сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

- учить выделять имена прилагательные среди других частей речи

Личностные: 

- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;

-воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация,  учебник для образовательных учреждений «Русский язык 3 класс 2 часть «Школа России», карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...