Технологическая карта по русскому языку "Правописание о, ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Диляра Ринатовна Янбекова

Технологическая карта по русскому языку "Правописание о, ё после шипящих" в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова» (3 «А»)

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о том, как пишутся о, ё после шипящих.

Задачи:

а) дидактические: способствовать ознакомлению учащихся с правилами написания о, ё после шипящих;

б) развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

в) воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты

Предметные:

-  знают, когда пишется о, ё после шипящих;

- умеют использовать правило;

-умеют находить слова с о, ё после шипящих.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий; понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника;

Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;  

Личностные:

осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; объективно оценивают свои достижения на уроке.

Ресурсы урока: презентация, ноутбук, экран, раздаточный материал, учебник по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс

Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

Приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Диляра Ринатовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите на свои рабочие места. Все ли нужное у вас на партах? У всех всё готово? Давайте, скорее, начнём наш урок.

Организуют рабочее место

Эмоциональный настрой к уроку;

-Наш урок я бы хотела начать с пословицы. Кто мне ее прочитает? (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Как вы понимаете значение этой пословицы? Если мы с вами будем учиться, то узнаем много нового и интересного, нам будут открыты многие пути. Отлично. Перед тем как записать число и классную работу давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим-рубим (движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим (имитируем движения)
Мы капусту трем-трем,(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.(сжимать и разжимать кулачки)

-Откройте ваши тетради, запишите в них число, классная работа и спишите пословицу.

Настраиваются к уроку

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

-На прошлом уроке вы изучали новый член предложения – дополнение. Кто мне расскажет правило? На какие вопросы отвечает дополнение. Для того, чтобы проверить как вы усвоили этот материал, давайте выполним задание. Запишите в тетради этот небольшой текст. (Утром мы поехали на базар. На базаре мы купили красивую куклу. Мне понравилась кукла.) Выделите в нем все члены предложения. (выполняют и проверяем)

Ответы детей.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).

- Ребята, а какие звуки могут быть шипящими? Какие из этих звуков шипящие?? (ш, с, ж, з, ц, ч, х, щ) А какие орфограммы вы знаете с шипящими? (ответы детей) Хорошо, а теперь давайте запишем несколько слов. Один человек запишет их у доски, а другие в тетрадях. (чёрный, шорты, шёлк, крыжовник, жёлтый). Ребята, а какая проблема у вас возникла? Вы не знаете, когда писать о, а когда ё, верно.

Ответы детей:

(ш, ж, ч,  щ)

Жи-ши пиши с буквой и. Ча –ща пиши с буквой а. Чу – щу пиши с буквой у.

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

 -А как вы думаете, какая у нас тема урока? Я принимаю ваши ответы, но хочу их немного скорректировать, наша тема - «Учимся писать о, ё после шипящих в корне слова». А как вы думаете исходя из темы, какая у нас цель урока? Цель: узнать, когда пишется о, а когда ё после шипящих.

Формулируют тему и цели урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

-А для того, чтобы достичь нашей цели нам нужно составить план урока. На доске у нас есть начало предложений, и конец, вам нужно их совместить.

  1. Познакомимся с правописанием о, ё после шипящих.
  2. Узнаем, когда пишется о, ё после шипящих.
  3. Научимся применять правило.

-Отлично, мы с вами составили план действий, на столах у вас лежат листы самооценивания. Давайте приступим в его выполнению.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

- Ребята, давайте вернемся к нашим словам, на доске написана их правильная версия, и их транскрипция. Что вы видите в транскрипции? Везде пишется в транскрипции о. Можно ли сказать, что под ударением звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? Верно, это не так, у нас здесь чередование букв о, ё. А вы можете определить закономерность написания выбора буквы о или ё? Давайте рассмотрим это вместе.

- (появляется такой слайд)  А давайте посмотрим сюда. Что это за слова? Да, это проверочные слова.  А что вы сейчас можете про закономерность? После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Например как вы напишите слово пчёлка? Какую букву вы вставите? Да, буква ё, а почему? Проверочное слово будет пчела. В остальных случаях всегда пишется буква о. Это правило применяется только в тех случаях, если орфограмма в корне слова.

Для того, чтобы правильно применять это правило, есть алгоритм. Давайте ознакомимся с ним.

  1. Если в слове слышишь шипящий звук и после него звук [о], то определи, в какой части слова необходимо обозначит звук  [о] после шипящих.
  2. Если орфограмма не в корне, смотри словарь или спроси у взрослых.
  3. Если орфограмма в корне слова, ищи такую форму слова или подбери такое родственное слово, в котором после шипящего не слышится звук [о]. Если найдено такое слово, звук [о] записывается буквой ё, если нет – буквой о.

Давайте попробуем применить это правило на примере. У нас есть слово ч[о]рный

  1. Подбираем родственные слова, чтобы выделить корень слова: чернеть, чёрненький, чернота. Корень -черн-
  2. Орфограмма в корне.
  3. В родственных словах чернеть, чернота звук [о] после шипящего не слышится.

Пишем в слове ч[о]рный букву ё – чёрный.

А теперь давайте по моему примеру кто-то разберет слово шорты.

  1. Определяем, какой корень в слове: шорты, шортики -  корень          -шорт-.
  2. Орфограмма в корне.
  3.  В формах слова шорты и в родственных словах после шипязего слышится звук [о]. Пишем - шорты

-Я вижу, что вы немного устали, давайте выполним физкультминутку.

-Давайте теперь поработаем по учебнику. Откройте страницу 113 и найдите упражнение 1. Кто прочитает задание? Давайте к доске выйдет два человека. А остальные в тетради. (выполняют и проверка)

А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах есть листочки. Ваша задача распределить слова по двум столбикам, те, которые пишутся через букву о, и те, которые пишутся через букву ё. (выполняют и проверка по эталону)

А теперь давайте вновь вернемся к учебнику и выполним упражнение 2. Его вы выполняете в группах. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, третий ряд – третья группа. В этом упражнении вам нужно будет найти лишнее слово, а к остальным словам подобрать родственные слова так, чтобы доказать, что это слово не лишнее. В группах работаем дружно и сообща учитываем мнение друг друга.

-А сейчас давайте проверим то, как вы усвоили материал урока. И выполним самостоятельную работу. У вас на столах лежат листочки. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. (выполнение взаимопроверка по эталону)

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

КУУД

РУУД

ПУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Сегодня вы очень хорошо поработали. А наш урок подходит к концу.

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

2.Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Давайте подведем итоги урока. (цель, план) Давайте оценим свою деятельность на уроке с помощью слов подсказок.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

3. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашним заданием будет выучить правило со страницы 112 и 113.

На этом урок окончен. До свидания!

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Тема "Шипящие согласные"

Изучение нового материала. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова; правильно произносить шипящие согласные звуки...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...