Имя прилагательное. Повторим, что знаем
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Урок русского языка в 4 классе, нацеленный на организацию деятельности учащихся по повторению и включению изученного ранее об имени прилагательном в систему знаний по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Кузнецова Екатерина Валерьевна

ФИО учителя

ГБОУ СОШ 478 Красногвардейского района

краткое название образовательной организации

УМК «Перспектива»

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

русский язык

учебный предмет

4

класс

Тема: Имя прилагательное. Повторим, что знаем

Тип: урок обобщения и систематизации изученного материала

Цель урока: организовать деятельность учащихся по повторению и включению изученного ранее об имени прилагательном в систему знаний по теме урока.

Планируемые результаты

Предметные:

применять на практике умение находить имена прилагательные по вопросу и общему значению; выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным и составлять словосочетания имени существительного с именем прилагательным; определять род, число и падеж имени прилагательного.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; извлекать информацию в соответствии с целью; понимать значение и смысл термина; строить рассуждения, доказательства;

коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос; работать в паре; участвовать в диалоге; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: принимать и сохранять учебное задание; планировать деятельность; преодолевать затруднения; оценивать результат деятельности.

Личностные:

проявлять интерес к изучению родного языка; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.

Ресурсы урока:

учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» ч. 2;

карточки с заданиями для проверочной работы;

карточки-подсказки;

электронная презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Предлагает записать под диктовку слова: беседа, прекрасный, облако. Организует беседу об орфограммах в этих словах и возможности проверки написания слов.

Предлагает определить название нового раздела для изучения, выделив из записанных слов «лишнее».

Предлагает поднять руку тем, кто знает хоть что-то об имени прилагательном.

Предлагает уточнить, где можно получить информацию о темах по данному разделу.

Предлагает по содержанию учебника выяснить, будет ли изучаться что-то новое об имени прилагательном (им.прил.).

Предлагает по содержанию прочитать формулировку  темы данного урока и определить цель урока перед изучением нового об им.прил.

Предлагает ознакомиться на слайде со списком знаний и умений, которые надо повторить, определить, есть ли среди них те, которые не соответствуют изучаемой теме:

- определять род, число, падеж имени существительного;

- знать определение имени прилагательного;

- выделять в предложении словосочетания с именами прилагательными;

- определять род, число, падеж им.прил.

Записывают слова под диктовку.

Определяют, что безударные гласные в словах – непроверяемые, самостоятельно проверяют правильность написания слов по орфографическому словарю в конце учебника.

Выделяют «лишнее слово» - прекрасный, приходят к выводу о том, что начнут изучать имя прилагательное.

Отвечают на вопросы учителя, по содержанию выясняют, что при изучении раздела им предстоит познакомиться со склонением им.прил.

Формулируют цель данного урока – повторить всё, что знают об им.прил.

Самостоятельно читают список умений, приводят доказательство своего утверждения о том, соответствует ли изучаемой теме умение определять род, число, падеж имени существительного. 

Актуализация необходимых знаний

Предлагает с помощью опорных слов на слайде дать определение имени прилагательного.

Предлагает вспомнить, почему им.прил. так называется, к чему оно «прилагается» и что с ним при этом происходит.

Вспоминают и формулируют определение им.прил.

Отвечают, что им.прил. «прилагается» к имени существительному (им.сущ.) и принимает форму того же рода, числа и падежа, что им.сущ.

Организация познавательной деятельности

Организует работу по упражнению 83 в учебнике на с.49. Предлагает самостоятельно прочитать отрывок из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе плывут над полями», самостоятельно уточнить значение незнакомых слов на слайде. Предлагает прочитать задание и организует фронтальную работу по его выполнению.

Предлагает прочитать задание умного совёнка, ответить на вопрос, как учащиеся будут определять род, число и падеж каждого им.прил., затем сравнить свой ответ с ответом Ани в учебнике.

Предлагает перед выполнением задания составить алгоритм определения рода, числа и падежа им.прил., организует фронтальную работу по выполнению задания.

Организует физминутку. Предлагает учащимся встать, слушать словосочетания  и выполнять упражнения: если им.прил. м.р. – потянуться, ж.р. – поставить руки на пояс, ср.р. – наклониться. Словосочетания: прилежный ученик, отличное настроение, хорошая отметка, радостное событие, интересный урок, новая тема, добрый день.

Организует работу по упр.84 в учебнике. Предлагает прочитать задание, выполнить его самостоятельно или в паре с соседом по парте.

Наблюдает за выполнением задания, спрашивает, нужна ли кому-то подсказка, по необходимости выдаёт карточки-подсказки с им.сущ. для выбора.

Организует коллективную проверку выполнения задания.

Предлагает сделать уточнение в алгоритме определения рода, числа и падежа им.прил.

Предлагает прочитать «узелки на память» на с.50 учебника.

Объявляет олимпиадную пятиминутку. Предлагает ответить на вопрос из заданий конкурса «Русский медвежонок» 2008 г.:

Что можно пожелать и мальчику, и девочке?

(А) Расти большая!

(Б) Расти большой!

(В) Расти маленьким!

(Г) Расти большим!

(Д) Ни один из этих вариантов не подходит.

Организует проверку в форме коллективного обсуждения всех вариантов ответа.

Предлагает выполнить проверочную работу на карточках. Задание со звёздочкой – по желанию.

Читают строки из стихотворения.

Читают задание, выделяют и записывают словосочетания им.прил. с им.сущ.

Читают задание, отвечают на вопрос, читают ответ Ани в учебнике.

Коллективно составляют алгоритм определения рода, числа и падежа им.прил.:

1.Найти им.сущ., от которого зависит им.прил.

2.Определить род, число, падеж им.сущ.

3.Определить число, падеж и род им.прил.

Выполняют задание по алгоритму.

Выполняют упражнения.

Читают задание и выполняют его: подбирают к данным им.прил. имена существительные, указывают род, число и падеж каждого им.прил.

Читают составленные словосочетания, называют род, число, падеж каждого им.прил., объясняют, почему нельзя определить род у им.прил. дружные.

Делают уточнение в пункте 3 алгоритма: определить число, падеж  и в ед. числе род им.прил.

Читают «узелки на память» о зависимости рода, числа и падежа им.прил. от рода, числа и падежа им.сущ.

Выполняют задание самостоятельно, затем коллективно обсуждают варианты ответа, приходят к выводу о правильности варианта Б.

Выполняют проверочную работу. Сдают выполненную работу учителю.

Рефлексия деятельности

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока.

Предлагает по слайдам в презентации проверить правильность выполнения каждого из 3 заданий проверочной работы, определить, какие знания и умения проверяет каждое задание, оценить свою успешность в овладении материалом по количеству правильно выполненных заданий.

Организует анализ домашнего задания: упр.85.

Называют цель урока.

Проверяют правильность выполнения заданий, называют знания и умения, проверяемые каждым заданием, определяют, где допустили ошибки и над чем ещё надо поработать. Оценивают свою успешность в овладении материалом по количеству правильно выполненных заданий.

Самостоятельно читают задание в упр.85, при необходимости задают вопросы по его выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".

Урок  обучения  грамоте  в  1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В.  по УМК «Школа России» ....

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное. Повторяем, что знаем" УМК "Перспектива"

Урок проведён в рамках методической недели. Подробная технологическая карта, презентация для тестирования на  системе "Голосование"....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем» 4 класс УМК "Перспектива"

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока, есть дополнительный материал для самостоятельной работы....

Повторяем, что знаем. Имя прилагательное. 4 класс УМК "Перспектива".

Цель: активизировать имеющиеся знания по теме «Имя прилагательное»...

Технологическая карта, презентация к уроку русского языка. 4 класс. Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем.

Технологическая карта, презентация, разноуровневые карточки и тест к уроку по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс. Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем....