Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем» 4 класс УМК "Перспектива"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Антиликаторова Юлия Анатольевна

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока, есть дополнительный материал для самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 164 г. Санкт-Петербург

Учитель: Ю. А. Антиликаторова

Технологическая карта урока

Предмет:  Русский язык. УМК «Перспектива»

Класс:   4

Тема  урока:  «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем»

Технологии, используемые на уроке:  технология проблемного обучения, технология диалогового взаимодействия, игровая технология

Тип урока: Урок рефлексии

Цель: способствовать актуализации имеющихся знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи урока:

закрепить умение выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;

закрепить умение применять алгоритм для определения рода, числа и падежа имен прилагательных;

закрепить  умение выполнять учебное задание, используя алгоритм;

учить формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

обогащать словарный запас обучающихся, развивать внимание к речи;

воспитывать интерес   к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • Стремиться к совершенствованию своих знаний.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Проявлять интерес к изучению родного языка.
  • Понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова.

 Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, корректировать свою деятельность.
  • Прогнозировать  предстоящую работу.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Определять степень успешности своей работы.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний, систематизировать и обобщать полученные знания.
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные
  • Доносить свою позицию до других, обосновывать свою точку зрения.
  • Оформлять свою мысль в устной   и письменной речи.
  • работать в паре, группе, соблюдая определённые правила совместного труда.
  • Развивать умение слушать и понимать других, принимать чужую точку зрения.
  • Повторить особенности имен прилагательных.
  • Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным.
  • Определять род, число и падеж имен прилагательных.

Ресурсы: учебник Русский язык.4 класс. 2 часть, карточки  с заданиями для работы

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

                                                         

                                                                                         

Этапы урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Организационный

момент

  • Приветствует обучающихся, организует начало урока.
  • Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

  • Организует проверку.

  • Предлагает обобщить  знания об имени существительном.
  • Объясняют правописание имён существительных, осуществляют самооценку своих достижений.
  • Обобщают знания об имени существительном.

Самоопределение к деятельности. Формулирование темы   урока.

  • Предлагает прочитать текст объявления о пропаже щенка  и высказать своё мнение о тексте.

  • Предлагает сформулировать тему урока, помогает в постановке учебных задач урока.
  • Читают текст на карточке. Высказывают мнения о том, почему щенка не смогут найти по содержанию такого объявления, фиксируют затруднения.
  • Формулируют   тему  и задачи урока.

Актуализация необходимых знаний.  

  • Предлагает дополнить текст именами прилагательными.
  • Организует фронтальную проверку работы.
  • Предлагает сформулировать 1 – ый вывод.

  • Предлагает  ответить на проблемные вопросы:

Случайно ли имя прилагательное называется именно так?

 Какие собственные грамматические признаки имеет имя  прилагательное?

  • Предлагает определить род, число и падеж имен прилагательных в тексте объявления и проверить в паре.
  • Предлагает сформулировать алгоритм, по которому работали, на материале упражнения 86.
  • Предлагает  сформулировать 2 – ой вывод и проверить себя по учебнику на странице 49,50.

  • Дополняют текст именами прилагательными.

  • Зачитывают полученные тексты, доказывая часть речи при помощи вопросов.
  • Формулируют правило: «Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие и обозначает признак предмета»
  • Обсуждают в группах, высказывают мнения. Вспоминают  о связи прилагательного с существительным.

  • Определяют грамматические признаки имен прилагательных и проверяют друг у друга.

  • Рассказывают алгоритм действий по определению рода, числа и падежа прилагательного.

  • Формулируют правило «Имя прилагательное зависит от имени существительного. Род, число, падеж прилагательного определяется по имени существительному, с которым оно согласуется». Проверяют по учебнику.

Применение знаний и умений

Физминутка

  • Предлагает тренировочное задание на материале упражнения 83.Организует работу с текстом стихотворения.
  • Организует самостоятельную работу по заданию.
  • Организует проверку работы по образцу.

  • Организует физминутку.
  • Читают текст, работают над лексическим значением слов: грезит, межа, зарево.

  • Работают самостоятельно по алгоритму.

  • Проверяют работу, оценивают по балльной системе.

  • Выполняют движения.

Применение знаний и умений

  • Предлагает тренировочное задание на материале упражнения 84.
  • Организует работу с парой синонимов: зелёный – изумрудный.
  • Предлагает составить предложение с одним из словосочетаний и записать его.
  • Организует проверку задания (2 человека отвечают у доски).

  • Организует игру «Аукцион». Подобрать как можно больше имен прилагательных к существительному.

  • Объясняют значение слова ИЗУМРУДНЫЙ, затем проверяют по толковому словарю.
  • Выполняют самостоятельно задания.

  • Зачитывают полученные словосочетания, называют грамматические признаки, зачитывают предложение. Остальные проверяют свои работы.
  • Принимают участие в игре. Последний ребёнок, назвавший прилагательное,  становится победителем.

Итог урока

  • Организует рефлексию. Предлагает вернуться к тексту объявления, вспомнить все задания, которые выполняли на уроке, заполнить карточку и оценить свою деятельность по «Светофору».
  • Предлагает подвести итоги. «Что надо сделать, чтобы определить род и число имени прилагательного?»
  • Работают индивидуально. Заполняют карточку, дают оценку своей деятельности.
  • Проводят взаимопроверку в мини-группах.
  • Поднимают сигнальные карточки.

 

  • Подводят итоги урока.

Домашнее задание

  • Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (упражнение 85)
  • Слушают инструктаж, записывают задание.

Организационный

момент

  • Организует окончание урока.
  • Заканчивают урок

Дополнительный материал:

Заполни пропуски словами.

Имя прилагательное это     _______________________________,

которая отвечает на вопросы__________________________________________________________________ и обозначает ___________________________________       .

Имя прилагательное связано с _________________________________

и стоит в том же роде, числе и падеже.

Во множественном числе имена прилагательные не изменяются по ________________________  .

Объявление

Вчера, у магазина «Магнит» пропал щенок.    У него __________________________________________ шерсть, _____________________________________________ уши,

____________________________________________лапы,

____________________________________________ хвост,

_____________________________ туловище.

У щенка       ________________________________________ ошейник.

Просим помочь в поиске нашего друга и позвонить по телефону:345-98-00.

Спасибо за помощь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...

Методическая разработка урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных.Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....