Конспект урока и презентация русского языка. 4 класс. Тема: Словосочетание.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка. 4 класс. Тема: Словосочетание.
Презентация к уроку русского языка. 4 класс. Тема: Словосочетание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 772.3 КБ |
prezentatsiya_k_tehnologicheskoy_karte_uroka.pptx | 655.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4
ОС: Школа России
Тема: Словосочетание
Тип урока: ОНЗ
Цель:
Содержательная: повторение понятия «словосочетание»
Деятельностная: формирование умения выделять в словосочетаниях главное и зависимое слово
Дидактические задачи:
- Различать предложение, словосочетание и слово.
- Различать распространённые и нераспространённые предложения.
- Производить синтаксический разбор простого предложения.
#1057;оставлять предложения из словосочетаний.
#1055;рименять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника).
Развивающие задачи:
1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
#1053;аучиться с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.
#1055;роявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалогов и дискуссии.
#1057;троить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
5. Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
#1055;роявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Различает предложение, словосочетание и слово.
- Различает распространённые и нераспространённые предложения.
- Производит синтаксический разбор простого предложения.
#1057;оставляет предложения из словосочетаний.
#1055;рименяет изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника).
Личностные:
1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
#1059;станавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы.
#1053;аучился с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.
Регулятивные:
#1059;станавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Коммуникативные:
#1055;роявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалогов и дискуссии.
#1057;троит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Оборудование: презентация, учебник.
Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 9-е изд. — М. : Просвещение,2019 — 22-23 с.
План:
1. Этап мотивации
Приветствие
Отгадывание загадки
2. Этап актуализация и пробного учебного действия
Словарная работа
Языковая разминка
Работа над словосочетание со словом «горизонт»
3. Этап выявления места и причины затруднения
Игра «Четвёртое лишние»
Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения
Формулирование темы урока
Формулирование цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
Работа по картинке (упр.28 стр.22)
Работа с текстом (упр.28)
Выписывание словосочетаний из предложений (упр.28 стр.22)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Синтактический разбор предложения (стр.22 упр.29)
Выписывание словосочетания из первого предложения (стр.22 упр.29)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа (упр.29 на стр.22 второе предложение)
проверка по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Составление предложения (упр.30 стр.23)
#1055;одчёркивание грамматической основы (упр.30 стр.23)
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Подведение итогов
Рефлексия
Комментирование домашнего задания
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Урок русского языка у вас проведу я. Отгадывание загадки - Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку: Он и летом, и зимой — Между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему идти — Он все будет впереди. (Горизонт) - Как вы понимаете значение слова «горизонт»? - А в словаре С.И. Ожегова слову Горизонт даётся следующее толкование: Видимая граница (линия кажущегося соприкосновения) неба и земной или водной поверхности, а также небесное пространство над этой границей. - Как вы думаете, для чего я вам загадала эту загадку? - Ребята, что мы будем делать со словом «горизонт»? | Приветствуют учителя.
Дети отгадывают загадку. - Горизонт. - Ответы детей. - Ответы детей. - Записывать его в тетрадь, в словарик, разбирать по составу. | Фронтальная | Л1 К1 К2 Пз1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение Изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Словарная работа - Ребята, урок мы начнём со словарной работы. - Запишите слово горизонт в словарь, подчеркните орфограммы. - Кто записал, поднимите руку. - Молодцы. Языковая разминка - А теперь ребята скажите, как правильно перенести слово горизонт? - А сколько гласных и согласных звуков в этом слове? -К какой части речи относится слово «горизонт»? Почему? Работа над словосочетанием со словом «горизонт» - Ребята, а теперь попробуйте составить словосочетание со словом «горизонт». | - Дети записывают это слово. - Го-ризонт, гори- зонт, го-ри-зонт. - Гласных звуков- 3 звука; Согласных- 5 звуков. -Это имя существительное. Так как, отвечает на вопрос: что? -Далёкий горизонт. -Бежать к горизонту. -Близкий горизонт. | Фронтальная Индивидуальная | Пр1 Пр5 Л1 К1 К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Игра «Четвёртое лишние» - Ребята, а сейчас мы свами поиграем в игру. -Перед вами слайд с сочетаниями слов, вам нужно будет прочесть их и выбрать лишние. Слайд Жёлтые листья, закружились в воздухе, листья закружились, медленно закружились. Формулирование проблемы урока - Что вы знаете про словосочетание? - Что бы вы хотели повторить? | - Листья закружились, т.к. это грамматическая основа, она не может быть словосочетанием. Ведь подлежащее и сказуемое не словосочетание. Ответы детей. - Как находить в словосочетании главное и зависимое слово. | Фронтальная | Пр1 Пз1 К1 К2 Л1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | Формулирование темы урока - Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Словосочетание». Формулирование цели урока -Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? -Я обобщила ваши ответы и вот что у нас получилось. - Повторение понятия «словосочетание», формирование умения выделять в словосочетаниях главное и зависимое слово. | -Ответы детей.
| Фронтальная | Л1 Пз1 Пз2 К1 К2 |
5. Этап реализации построенного проекта. Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа по картинке (упр. 28 стр. 22) - Ребята, откройте учебник на стр. 22. - Давайте рассмотрим картинку, которая нарисована в упр.28. - Кто на ней изображен? - Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена к этому упражнению? - Давайте проверим. Работа с текстом (упр.28) - Прочитайте текст. - Из скольких предложений состоит текст? - Почему это предложения, а не словосочетания? - Спишите в тетрадь два первых предложения и выделите главные члены предложения. - А как найти подлежащее? - А как найти сказуемое? - Приступайте к самостоятельной работе. - А теперь сверьте свои ответы со слайдом. - У кого получилось правильно, поднимите руку. - Молодцы. - Согласны ли вы, что в каждом предложении есть словосочетания? - Почему? Выписывание словосочетаний из предложений (упр.28 стр.22) - Ребята, прежде чем продолжить работу дальше, давай прочитаем на стр. 22 материал под рубрикой «Вспомните». - Прочтёт ……….. - Как обозначается главное слово? - Как обозначается зависимое слово? - Перед тем как приступить к работе, послушайте меня внимательно. - Работа будет по вариантам. Первый вариант- работает над первым предложение. Второй вариант- над вторым. - Вам нужно будет из своих предложений выписать в тетрадь словосочетания. - Двое учеников будут работать у доски. Потом мы сверим ваши ответы с записями на доске. -К доске пойдут из первого варианта………, из второго ……… - Приступайте к работе. - А теперь давайте сверим свои ответы с доской. - Молодцы. - Присаживайтесь на свои места. | - Белка. - Наверное, рассказ будет о белке. - Из трёх. - В предложении есть законченная мысль и грамматическая основа. А в словосочетании этого нету. - Дети списывают предложения и выделяют главные члены предложения. - Надо задать вопрос «Кто? Что?» - Сказуемое отвечает на вопрос «Что делать? Что сделать? - Да - Потому, что эти предложения распространённые, то есть имеют второстепенный члены предложения. -Над словом ставится крестик . - От главного слова к зависимому ставится стрелочка. Вариант первый: Хлопочут (как?) без устали. | Фронтальная Индивидуальная | Пр1 Пр2 Л1 Пз1 К1 К2 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы уч-ся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | Синтактический разбор предложения (стр.22 упр.29) -Итак, если предложение распространенное, то в нем обязательно есть словосочетания. -Давайте разберем синтаксически предложение из упр.29. - К доске пойдёт…….. , а остальные работают в своих тетрадях. - Ребята, работаем с вами с первым предложением. - Какие буквы вы вставили? -Объясните орфограммы. - Теперь давайте сверим ваши ответы с доской. - Поднимите руку, у кого получилось также. - Молодцы, опустите руки. - Присаживайся на своё место. Выписывание словосочетания из первого предложения (стр.22 упр.29) - Продолжаем работать с этим предложением. - Выпишите все словосочетания из этого предложения. - К доске пойдёт ……, а остальные работают в своих тетрадях. Потом сверим ваши ответы с доской. - Кто написал, сверьте свои ответы с доской. - Молодец. - Присаживайся на своё место. | Солнце стояло низко над горизонтом. - Солнце стояло низко над горизонтом. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). В слово «солнце» мы вставили букву «л», так как, это словарное слово и его надо запомнить. В слово «стояло», мы вставили букву «о», так как проверочное слово «стоя или стой». - стояло (как?) низко, - стояло (где?) над горизонтом. | Индивидуальная Фронтальная | Пр1 Пр5 Пр3 Пз1 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельная работа (упр.29 на стр.22 второе предложение) - Ребята, теперь вам нужно самостоятельно из второго предложения выписать в свои тетради словосочетания. Проверка по эталону - Ребята, давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. - Посмотрите на слайд и сравните со своей работой. - Словосочетания: показался (где?) на небе, серп (чего?) месяца, месяца (какого?) молодого. - У кого получилось правильно, поднимите руку. -Молодцы, опускайте руки. | - Дети выполняют работу самостоятельно. Словосочетания: показался (где?) на небе, серп (чего?) месяца, месяца (какого?) молодого. | Индивидуальная | Пр1 Пз1 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Составление предложения (упр.30 стр. 23) - Ребята, вы уже умеете выписывать из предложения словосочетания. - Теперь нам нужно будет из словосочетаний составить предложение. - Прочитайте слова из упр.30?Что это? Почему? - Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь? - Как вы думаете, каким членом предложения будет слово бельчата? - Что они делали? - А это какой член предложения? - Мы свами выяснили, что главными членами предложения будут слово «бельчата» и «резвились». - А теперь выстроите предложение, чтобы была законченная мысль. - Хорошо. - А теперь запишите полученное предложение в свои тетради. -Проверьте ( слайд). Подчёркивание грамматической основы (упр. 30 стр. 23) -Ребята, в предложении, которое вы записали, подчеркните грамматическую основу. - Сверьте со слайдом. - Поднимите руки у кого получилось также. - Молодцы. Опускайте руки. | - Словосочетания, тест главное и зависимое слово. - О маленьких бельчатах. - Подлежащее. - Резвились. - Сказуемое. - Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны. - Маленькие бельчата утром весело резвились у высокой сосны. . - Дети подчёркивают грамматическую основу предложения. -Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны. | Фронтальная Индивидуальная | Пр4 Пр1 Л1 Пз1 К1 К2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подведение итогов - Ребята, так что же такое словосочетание? - Чем же отличается предложение от словосочетания? - Какая была тема урока? - Какова была цель урока? Рефлексия - Ребята, поднимите руку, кому понравилась своя работа на уроке. - Почему? - А теперь поднимите руку, кто считает, что может работать лучше? - Что вам до этого нужно? Комментирование домашнего задания. Упр.30 на стр.23. - Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать. - До свидания! | Словосочетание — это сочетание главного и зависимого слов. - В предложении есть законченная мысль и грамматическая основа. А в словосочетании этого нету. - Словосочетание | Фронтальная | Р1 К1 К2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадка Г о р и зонт
Понятие «горизонт» по словарю С.И. Ожегова Видимая граница (линия кажущегося соприкосновения) неба и земной или водной поверхности, а также небесное пространство над этой границей .
Сочетания слов: Жёлтые листья, закружились в воздухе, листья закружились, медленно закружились.
Ответ: Листья закружились
Тема урока: Словосочетание
Цель урока: п овторение понятия «словосочетание », формирование умения выделять в словосочетаниях главное и зависимое слово
В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки . В вершинах ёлок они устроили тёплые гнёзда.
Словосочетания: где? Показался на небе, чего? с ерп месяца, какого? месяца молодого.
Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Назначение зависимого слова в словосочетании"
Технологическая карта урока...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Словосочетание"
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Словосочетание" для 3 класса УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Словосочетание"
Конспект составлен по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое словосочетание?" 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на...