Конспект урока по русскому языку на тему: " Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку

Конспект составлен по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по теме: «Словосочетание»

Учитель : Колтунова С.И.

Цели урока: формировать ценностные отношения к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.

Задачи урока:

  1. Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.
  2. Подвести детей к выводу: «Однородные члены предложения и фразеологизмы не являются словосочетаниями». Закреплять умение различать словосочетание и сочетания слов, не являющиеся словосочетанием.

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. Определять цель деятельности с помощью учителя.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Уметь определять способ и результат действия.

Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности.

\

Ход урока

I Организационный момент.

Поприветствуем всех, кто нашёл время и пришёл к нам на урок и с хорошим настроением принимаемся за работу.

Начинаем  наш урок

Всё пойдёт сегодня впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное  узнать.

Девиз нашего урока - Наблюдать, думать, изучать, запоминать.

II. Актуализация знаний

А) Число и классная работа

Б) Чистописание

И и

В) Словарь       (Интерактивная доска) (Шторка)

-Посредством чего мы с вами общаемся ?- (с помощью речи)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения из слов)

Давайте запишем словарные слова,  испольльзуя  их составьте и запишите предложение.

На доске слова с пропущенными буквами  

Альбом, аромат, директор, забавный, кабинет, капитан, комета, корабль, минута, надежда, пейзаж, путешествие.  

-Испольльзуя  их составьте и запишите предложение.

- Сначала проверим написание слов

САМООЦЕНКА

-Какое из этих слов связано со знаменательной датой?

(КОМЕТА. 12 апреля 1961г.  55 лет назад Ю.А. Гарагин первый человек, который полетел в космос.

КОМЕТА –небесное тело, которое вращается вокруг Земли, а при приближении к Солнцу образует хвост из газа и пыли.

-Что такое предложение?

 (слова, связанные по смыслу грамм. признаками и выражающие законченную мысль)

-Прочитайте свои предложения.

-Как называются слова, связанные  по смыслу подчинительной связью? (Словосочетания) 

-Найдите по одному словосочетанию из своего предложения.

III Формирование новых знаний.

  1. Постановка темы и целей.

-Попробуйте определить тему нашего урока – Словосочетание

Какие же задачи перед нами будут стоять?

-Продолжить наблюдение за словосочетаниями.

-Узнать какие соединения  слов  не являются словосочетаниями

2 .Открытие нового знания.

Что записано, прочитайте (предложение)

А) -  Ласковый и тёплый лучик солнца заглянул в класс.

Дайте характеристику этого предложения (повест., невоскл., распр., с однор. чл.)

Я выписала соединения слов. Все ли   они – являются словосочетаниями?

- Вспомним, что такое словосочетание?- правило

Слова, связанные  по смыслу подчинительной связью, есть главное и зависимое слово.

Работаем в паре, обсуждаем и отмечаем  словосочетания.

                  лучик заглянул

                  лучик тёплый

                    лучик ласковый

                    лучик солнца

                   заглянул в класс

                   ласковый и тёплый

- Докажите, что это словосочетания - есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому  слову.

ласковый и тёплый – (слова отвечают на один и тот же вопрос, одно от другого не зависит) – однородные члены предложения

-Можно ли назвать однородные члены словосочетаниями? Ваше мнение…

Проверим ваши предположения. Обратимся к правилу.

Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью ( от одного слова можно задать вопрос  к другому) есть главное и зависимое слово.

Какой вывод  сделаете вы? (Однородные члены предложения не являются словосочетанием.

ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА ПО УЧЕБНИКУ с 109-110

Б) Закрепление

Упр. 1 (с 110) Выпишите однородные члены

крик и драка

пух, солома и перья

хватают и выкидывают

скачут и заглядывают.

-Почему однородные члены предложения не являются словосочетаниями?   (Правило )

САМООЦЕНКА

В)  Физминутка

Мы немного отдохнём, и на всё ответ найдём.

На носочки встанем, ручки вверх потянем.

Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания:

1 Цветок из стекла (стеклянный цветок)

2 Цветок из камня (каменный цветок)

3 Сок из малины (малиновый сок)

4 Варенье  из вишни (вишневое варенье)

5 Окунь из моря (морской окунь)

6 Окунь из реки (речной окунь)

7 Дождь летом (летний дождь)

8 Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь)

9 Мороз осенью (осенний мороз)

10 Рано утром (раннее утро)

11 Поздно вечером ( поздний вечер)

12 Парта из дерева (деревянная парта)

13 Ветер весной (весенний ветер)

САМООЦЕНКА

Г)  Фразеологизмы

Прочитайте стихотворение      

Марк у доски повесил нос,                           Готов сквозь землю провалиться.

Краснеет до корней волос.                           О чём же думал он вчера,                    

Он в этот час, как говорится,                        Когда баклуши бил с утра?

-Найдите фразеологизмы и объясните их значение  

Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился

Краснеет до корней волос - стыдится

Сквозь землю провалиться - спрятаться

Бил баклуши – бездельничал, ленился

-Какую цель преследовал автор, используя фразеологизмы?

-Для чего фразеологизмы используют в речи? (речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи)

-Как вы думаете, являются ли фразеологизмы  словосочетаниями?

-Обратимся за разъяснениями к учебнику – рубрика «Давай подумаем»

-(с.111)   Давайте прочитаем утверждения детей и подумаем кто из них прав?

( Фразеологизмы потеряли свое самостоятельное значение. Употребляются в переносном значении. Их можно заменить одним словом, а словосочетание заменить одним словом нельзя)

-Подтвердим наш вывод правилом из учебника. с.111

Фразеологизмы словосочетаниями не являются

Д)  Закрепление 

Упр.3 с. 111

Выпишите только словосочетания

ломать игрушку

гороховый суп

работать в саду

спать на диване

Ребята, вам все словосочетания нравятся? Почему? (ломать игрушку)

-Что вы не выписали? ( фразеологизмы)  Почему? ( они не являются словосочетаниями)

САМООЦЕНКА

ВЫВОД  : Итак, давайте обратимся к задачам урока

-Какие соединения слов не являются словосочетаниями?

( ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)

  1. Обобщение

А)Групповая работа. Работа по карточкам. Найти 4-ое лишнее. Доказать.

1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно.

2.Душистая сирень, без задних ног, пахнет дождём, весёлые голоса.

3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево.

-Давайте обобщим наши исследования : какие же соединения слов не являются словосочетаниями?

(фразеологизмы, грамматическая основа, однородные члены)

Б)  ТЕСТ

Работа на компьютерах

Тест «Словосочетание»

IV Итог

  1. Рефлексия

А) Я предлагаю вам   выбрать фразеологизм или пословицу, которые  характеризуют вашу  работу на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Ловить мух

Биться  как рыба об лед

Б) Закончи предложение

Вспомним, какие учебные задачи мы ставили перед собой.

- Выполнили мы их?

Что нового узнали?

- Кого бы вы сегодня похвалили?

- Кто больше всех помогал?

-Кому мы можем сказать «спасибо»?

В) Лесенка успеха

-Оцените свои знания по «Лесенке успеха». Прикрепите смайлик на ту ступеньку, где вы находитесь.

1 ступенька: Знаю правило: что такое словосочетание.

2 ступенька: Умею находить словосочетания.

3 ступенька: Могу научить одноклассников находить словосочетания.

  1. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Словосочетание"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Словосочетание" для 3 класса УМК "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое словосочетание?" 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на...

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»"

Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1 /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 10 изд., перераб. – М..: Просвещение, 2019Раздел :...