Конспект урока по русскому языку на тему: " Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку
Конспект составлен по УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку по теме: «Словосочетание»
Учитель : Колтунова С.И.
Цели урока: формировать ценностные отношения к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.
Задачи урока:
- Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.
- Подвести детей к выводу: «Однородные члены предложения и фразеологизмы не являются словосочетаниями». Закреплять умение различать словосочетание и сочетания слов, не являющиеся словосочетанием.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. Определять цель деятельности с помощью учителя.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в группе.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение .
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Уметь определять способ и результат действия.
Личностные УУД:
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
\
Ход урока
I Организационный момент.
Поприветствуем всех, кто нашёл время и пришёл к нам на урок и с хорошим настроением принимаемся за работу.
Начинаем наш урок
Всё пойдёт сегодня впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Девиз нашего урока - Наблюдать, думать, изучать, запоминать.
II. Актуализация знаний
А) Число и классная работа
Б) Чистописание
И и
В) Словарь (Интерактивная доска) (Шторка)
-Посредством чего мы с вами общаемся ?- (с помощью речи)
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения из слов)
Давайте запишем словарные слова, испольльзуя их составьте и запишите предложение.
На доске слова с пропущенными буквами
Альбом, аромат, директор, забавный, кабинет, капитан, комета, корабль, минута, надежда, пейзаж, путешествие.
-Испольльзуя их составьте и запишите предложение.
- Сначала проверим написание слов
САМООЦЕНКА
-Какое из этих слов связано со знаменательной датой?
(КОМЕТА. 12 апреля 1961г. 55 лет назад Ю.А. Гарагин первый человек, который полетел в космос.
КОМЕТА –небесное тело, которое вращается вокруг Земли, а при приближении к Солнцу образует хвост из газа и пыли.
-Что такое предложение?
(слова, связанные по смыслу грамм. признаками и выражающие законченную мысль)
-Прочитайте свои предложения.
-Как называются слова, связанные по смыслу подчинительной связью? (Словосочетания)
-Найдите по одному словосочетанию из своего предложения.
III Формирование новых знаний.
- Постановка темы и целей.
-Попробуйте определить тему нашего урока – Словосочетание
Какие же задачи перед нами будут стоять?
-Продолжить наблюдение за словосочетаниями.
-Узнать какие соединения слов не являются словосочетаниями
2 .Открытие нового знания.
Что записано, прочитайте (предложение)
А) - Ласковый и тёплый лучик солнца заглянул в класс.
Дайте характеристику этого предложения (повест., невоскл., распр., с однор. чл.)
Я выписала соединения слов. Все ли они – являются словосочетаниями?
- Вспомним, что такое словосочетание?- правило
Слова, связанные по смыслу подчинительной связью, есть главное и зависимое слово.
Работаем в паре, обсуждаем и отмечаем словосочетания.
лучик заглянул
лучик тёплый
лучик ласковый
лучик солнца
заглянул в класс
ласковый и тёплый
- Докажите, что это словосочетания - есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому слову.
ласковый и тёплый – (слова отвечают на один и тот же вопрос, одно от другого не зависит) – однородные члены предложения
-Можно ли назвать однородные члены словосочетаниями? Ваше мнение…
Проверим ваши предположения. Обратимся к правилу.
Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью ( от одного слова можно задать вопрос к другому) есть главное и зависимое слово.
Какой вывод сделаете вы? (Однородные члены предложения не являются словосочетанием.
ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА ПО УЧЕБНИКУ с 109-110
Б) Закрепление
Упр. 1 (с 110) Выпишите однородные члены
крик и драка
пух, солома и перья
хватают и выкидывают
скачут и заглядывают.
-Почему однородные члены предложения не являются словосочетаниями? (Правило )
САМООЦЕНКА
В) Физминутка
Мы немного отдохнём, и на всё ответ найдём.
На носочки встанем, ручки вверх потянем.
Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания:
1 Цветок из стекла (стеклянный цветок)
2 Цветок из камня (каменный цветок)
3 Сок из малины (малиновый сок)
4 Варенье из вишни (вишневое варенье)
5 Окунь из моря (морской окунь)
6 Окунь из реки (речной окунь)
7 Дождь летом (летний дождь)
8 Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь)
9 Мороз осенью (осенний мороз)
10 Рано утром (раннее утро)
11 Поздно вечером ( поздний вечер)
12 Парта из дерева (деревянная парта)
13 Ветер весной (весенний ветер)
САМООЦЕНКА
Г) Фразеологизмы
Прочитайте стихотворение
Марк у доски повесил нос, Готов сквозь землю провалиться.
Краснеет до корней волос. О чём же думал он вчера,
Он в этот час, как говорится, Когда баклуши бил с утра?
-Найдите фразеологизмы и объясните их значение
Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился
Краснеет до корней волос - стыдится
Сквозь землю провалиться - спрятаться
Бил баклуши – бездельничал, ленился
-Какую цель преследовал автор, используя фразеологизмы?
-Для чего фразеологизмы используют в речи? (речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи)
-Как вы думаете, являются ли фразеологизмы словосочетаниями?
-Обратимся за разъяснениями к учебнику – рубрика «Давай подумаем»
-(с.111) Давайте прочитаем утверждения детей и подумаем кто из них прав?
( Фразеологизмы потеряли свое самостоятельное значение. Употребляются в переносном значении. Их можно заменить одним словом, а словосочетание заменить одним словом нельзя)
-Подтвердим наш вывод правилом из учебника. с.111
Фразеологизмы словосочетаниями не являются
Д) Закрепление
Упр.3 с. 111
Выпишите только словосочетания
ломать игрушку
гороховый суп
работать в саду
спать на диване
Ребята, вам все словосочетания нравятся? Почему? (ломать игрушку)
-Что вы не выписали? ( фразеологизмы) Почему? ( они не являются словосочетаниями)
САМООЦЕНКА
ВЫВОД : Итак, давайте обратимся к задачам урока
-Какие соединения слов не являются словосочетаниями?
( ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)
- Обобщение
А)Групповая работа. Работа по карточкам. Найти 4-ое лишнее. Доказать.
1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно.
2.Душистая сирень, без задних ног, пахнет дождём, весёлые голоса.
3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево.
-Давайте обобщим наши исследования : какие же соединения слов не являются словосочетаниями?
(фразеологизмы, грамматическая основа, однородные члены)
Б) ТЕСТ
Работа на компьютерах
Тест «Словосочетание»
IV Итог
- Рефлексия
А) Я предлагаю вам выбрать фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Ловить мух
Биться как рыба об лед
Б) Закончи предложение
Вспомним, какие учебные задачи мы ставили перед собой.
- Выполнили мы их?
Что нового узнали?
- Кого бы вы сегодня похвалили?
- Кто больше всех помогал?
-Кому мы можем сказать «спасибо»?
В) Лесенка успеха
-Оцените свои знания по «Лесенке успеха». Прикрепите смайлик на ту ступеньку, где вы находитесь.
1 ступенька: Знаю правило: что такое словосочетание.
2 ступенька: Умею находить словосочетания.
3 ступенька: Могу научить одноклассников находить словосочетания.
- Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Назначение зависимого слова в словосочетании"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Словосочетание"
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Словосочетание" для 3 класса УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое словосочетание?" 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на...
Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»"
Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1 /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 10 изд., перераб. – М..: Просвещение, 2019Раздел :...