Конспект по русскому языку, 4 класс. Тема: Правописание наречий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Панова Александра Николаевна

Конспект по русскому языку, 4 класс. Тема: Правописание наречий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студентка: Панова Александра Николаевна

ОС: Школа России

Тема: Правописание наречий.

Тип урока: ОНЗ

Цель:

Содержательная: знакомство со способами образования наречий.

Деятельностная: формирование умения правильно писать суффиксы наречий.

Дидактические задачи:

  1. Подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы.
  2. Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.
  3. Различать предложение, словосочетание и слово.
  4. Применять изученные правила правописания, в том числе суффиксы наречий.
  5. Правильно списывать предложения.

Развивающие задачи:

  1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
  2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.
  3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).
  4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
  5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  6. Выстраивать последовательность выбранных действий.
  7. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
  8. Ответственно выполнять свою часть работы.
  9. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  10. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.
  11. Корректно и аргументировано высказывать своё мнение.
  12. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные задачи:

  1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Подбирает к предложенным словам синонимы и антонимы.
  2. Устанавливает принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.
  3. Различает предложение, словосочетание и слово.
  4. Применяет изученные правила правописания, в том числе суффиксы наречий.
  5. Правильно списывает предложения.

Личностные:

  1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.
  3. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).
  4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Выстраивает последовательность выбранных действий.
  3. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
  4. Ответственно выполняет свою часть работы.

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии.
  3. Корректно и аргументировано высказывает своё мнение.
  4. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 76-77. – (Школа России)

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация.

План урока:

1. Этап мотивации.

Приветствие.

Проверка готовности.

Работа с отрывком из былины.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Игра «Лови ошибку!»

Игра «Четвертое лишнее!»

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Деление слов на группы: наречия с суффиксом –а-; наречия с суффиксом -о-.

Формулирование проблемы урока.

4. Этап построения выхода из затруднения.

Формулирование темы урока.

Формулирование цели урока.

Планирование деятельности на уроке.

5. Этап реализации построенного проекта.

Работа с рубрикой «Обратите внимание!»

Работа с правилом «окна».

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Подбор синонимов и антонимов к наречиям (упр. 130)

Комментированное письмо (упр.130).

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по карточкам.

Самопроверка по эталону.

8. Этап включение в систему знаний и повторение.

Замена словосочетаний, подходящими по смыслу наречиями (упр.131) .

Запись отредактированных предложений (упр.131).

Нахождение наречий на изученные правила (работа с отрывком из былины).

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности.

Комментирование домашнего задания.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Планируемые результаты

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Николаевна. Урок русского языка у вас проведу я.

Проверка готовности.

-Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас на месте.

Работа с отрывком из былины.

-Обратите, пожалуйста, внимание на слайд…, прочитай, пожалуйста.

Прямо ехать-убитому быть!

Влево ехать-женатому быть!

Вправо ехать-богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

-Какой это жанр устного народного творчества? (Отрывок из былины)

-Из какой былины данный отрывок? («ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»)

-Верно, ребята, я вам желаю всегда идти прямой дорогой в мир знаний и сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Работают с отрывком из былины.

Ф

Л1

П1

К1

К2

К3

К4

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной

деятельности.

Игра «Лови ошибку!»

-Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Наречие)

- Предлагаю вам поиграть в очень интересную игру «Лови ошибку!» и проверить, на сколько хорошо вы усвоили прошлую тему.

-Я буду говорить вам утверждения, фразу, и если оно правильное, то хлопните в ладошки, а если нет, то поднимите руку и исправьте меня, пожалуйста.

1. Наречие – изменяемая часть речи. –

2. Наречия обозначают признак действия. +

#1053;аречие отвечает на вопросы: как? (быстро), где (вдалеке), куда? (вправо), когда? (сейчас), откуда? (снизу). +

#1042; предложении наречие чаще всего является подлежащим. – (Чаще всего являются второстепенным членом)

5. Наречия не имеют окончаний. +

Игра «Четвертое лишнее».

-Ребята, вы знаете правила о наречиях. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы применяете свои знания в практических заданиях.

-Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

-На слайде даны четыре слова, вам нужно найти одно лишнее и объяснить свой ответ.

1. Мужественный, смелый, решительный, отважно. (нар.)

2. Вчера, теперь, завтра, полдень. (сущ.)

3. Красиво, грамотно, бережно, аккуратный. (прил.)

-Ребята, вы не только знаете правила о наречиях, но и умеете находить их.

Проверяют свои изученные знания.

Ф

Л1

П1

П3

К1

К4

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Деление слов на группы: наречия с суффиксом –а-; наречия с суффиксом -о-.

-Прочитайте, пожалуйста, слова на доске. Данные слова относятся к какой части речи? (Наречия)Докажите.

Слева, красиво, изредка, аккуратно, направо, издалека.

-В чем отличия этих наречий?

-Как вы думаете, на какие две группы можно их разделить? (1. На наречия с приставками и без них. 2. На наречия суффиксом –а-,-о-.)

-Назовите, наречия с суффиксом –а-; наречия с суффиксом -о-. (Слева, вчера, изредка. Заметно, вправо, начисто.)

Формулирование проблемы урока.

-Ребята, можем ли мы объяснить правописание суффиксов наречий? Почему направо суффикс –о-, а издалека суффикс –а-? (Мы не знаем правописание суффиксов.)

-Какой вопрос у вас возникает? (Как пишутся суффиксы наречий?)

-На этот вопрос мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.

Делят слова на группы.

Формулируют проблему урока.

Ф

Л1

П1

П3

Р1

Р2

К1

К2

К3

К4

4. Этап построения выхода из затруднения

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Формулирование темы урока.

- Ребята, а какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Я обобщила ваши ответы и вот, что у меня получилось:

Тема урока: Правописание наречий.

Формулирование цели урока.

-Как вы думаете, какую цель мы поставим с вами на этом уроке?

- Я обобщила ваши ответы и вот, что у меня получилось:

Цель урока: знакомство со способами образования наречий и формирование умения правильно их писать.

Планирование деятельности.

- Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

- Таким образом, мы с вами спланировали свою деятельность.

Формулируют тему и цель урока.

Ф

Л1

П2

К1

К3

К4

5. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Работа с рубрикой «Обратите внимание!»

-Ребята, предположите, от какой части речи образовались эти наречия (первый столбик)? С помощью какого суффикса?

Красиво

Прекрасно

Аккуратно

-Давайте, проверим ваши предположения, откроем учебник на странице 76 и прочитаем рубрику «Обратите внимание!» …, прочитай, пожалуйста, вслух.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Да, вы правы, у наречий, которые образованы от прилагательных на конце пишется суффикс –о-.

-Запишите, пожалуйста, к себе в тетрадь данные слова: первый ряд-первый столбик… и выделите суффикс –о-.

-Итак, что мы записали? (Слова) Какой части речи? (Наречие) Какой суффикс на конце выделили? (Суффикс –о-) Почему? (Эти наречия образовались от прилагательных) Каких? (Ароматный, красивый, интересный и тд.)

Работа с правилом «окна».

-Ребята, но не все так просто иногда на конце наречий, образованных от прилагательных, пишется суффикс –а-, а вот от чего это зависит мы с вами сейчас разберемся.

-Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

-Если наречие образовалось от прилагательного, но мы добавили приставки: из, до, с. Мы берем прилагательное давний добавляем приставку из, получаем наречие издавна. Произнесите, пожалуйста, слово. Нам не понятно на конце суффикс –о- или –а-. Давайте подставим окно: из окна, значит издавна.

-Теперь от прилагательного левый, образуйте наречия с приставкой в. Помним, в окно, значит влево. С приставкой на-налево.

-Итак, какой мы можем вывод сделать?

-Если мы образуем наречия от прилагательных с помощью приставок: из, до, с на конце пишем суффикс –а-. Если с помощью приставок: в, на, за на конце пишем суффикс –о-. (ВЫВЕСТИ ПРАВИЛО В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ)

-Молодцы!

-Запишите, пожалуйста, любых два наречия с приставками, иллюстрирующих данное правило.

-…, какое наречие ты записал? Какой суффикс у наречия? Почему?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потрудились — отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Работают с рубрикой. Записывают наречия.

Работают с правилом «окна». Записывают наречия.

Ф

Пр1

Пр2

Пр3

Пр4

П1

П3

П4

Р1

К1

К3

К4

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Подбор синонимов и антонимов к наречиям (упр.130).

-Ребята, как вы думаете, можно ли к наречиям подобрать синонимы и антонимы? (Ответы детей) Давайте проверим.

-Посмотрите, материал упражнения 130. Прочитайте, … слово. Можно ли подобрать к слову … антоним? Какой синоним мы подберем к слову …

слово

антонимы

синонимы

приве́тливо

недоброжелательно, отчужденно

доброжелательно,

прекра́сно

плохо, ужасно, безобразно,

красиво,

ме́дленно

быстро, мгновенно, стремительно, торопливо, поспешно

неторопливо,

аккура́тно

небрежно, неряшливо,

опрятно

за́втра

сегодня, вчера, позавчера,

хорошо́

плохо, отрицательно

отлично, замечательно

бы́стро

медленно, долго, неторопливо,

скоро

вме́сте

порознь, отдельно, самостоятельно, раздельно,

дружно

далеко́

близко,

впереди́

позади,

вдалеке́

вблизи,

тепе́рь

тогда, потом, раньше

сейчас

вчера́

завтра,

накануне

интере́сно

скучно,

увлекательно,

ве́село

грустно,

радостно.

налево

направо

-Какой вывод мы можем сделать из данного упражнения? (Наречия, могут иметь синонимы и антонимы)

Комментированное письмо (упр.130).

-Ребята, давайте запишем слова из упражнения 130, вставляя в них пропущенные буквы. Работать мы будем по цепочке.

прИветлИво- словарное слово; неизменяемый суффикс –лив-;

-От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

прЕкрасно-словарное слово «прекрасный»

-От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

медлЕнно-словарное слово;

-От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

Аккуратно-словарное слово;

-От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

заВтра-словарное слово;

хОрОшо-первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово для второй безударной гласной: хорОший;

-От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

быстрО-словарное слово;

- От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

вместЕ-словарное слово;

дАлЕко-проверочные слова: дАль, далЁкий;

впЕрЕди-проверочное слово: пЕред, вперЁд;

вдАлЕке- проверочные слова: дАль, далЁкий;

тЕперь-словарное слово;

вчЕра-словарное слово;

интЕресно-словарное слово;

- От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

весЕло-проверочное слово: весЁлый;

- От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце?

налевО-словарное слово; нужно выбрать суффикс. Посмотрите на наше окно. На окно-налево.

Подбирают синонимы и антонимы к наречиям.

Работают по цепочке на доске, объясняют орфограммы.

Ф

Пр1

Пр2

Пр3

Пр4

П1

П3

К1

К3

К4

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. Посмотрите на карточки №3 с табличкой. Ознакомьтесь с заданием и приступайте к выполнению. У вас есть 5 минут.

Задание: прочитай наречия. Впиши и выдели в словах пропущенный суффикс –а или –о. Обозначьте в словах ударение.

издалек_, направ_, начист , справ_, изредк_, засветл_, досыт_, скор_, слев_, наглух .

Самопроверка по эталону.

- Ребята, пожалуйста, завершайте свою работу.

- Будьте добры, сверьте, пожалуйста, свои работы с доской.

издалека́, напра́во, на́чисто, спра́ва, изре́дка, за́светло, до́сыта, ско́ро, сле́ва, на́глухо.

- Поднимите руку, если вы сделали всё верно.

-Молодцы! Правильно вставили все суффиксы!

Самостоятельно работают по карточка, самопроверка по эталону.

И

Пр2

Пр4

Р1

Р2

Р4

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Замена словосочетаний, подходящими по смыслу наречиями (упр.131).

-Ребята, пожалуйста, прочитайте про себя предложения из упражнения 131. Что вы заметили? (Выделенные словосочетания.)

-Ребята, как вы думаете, можно ли словосочетания заменить наречием?

-Сейчас мы поработаем в парах. Нужно заменить выделенные словосочетания, подходящими по смыслу наречиями, пользуясь словами для справок.

-Давайте, проверим, что у вас получилось.

  1. 1. С далёкого расстояния доносилось воркование голубя. - Издалека доносилось воркование голубя.

2. С левой и с правой стороны звенели трели певчих дроздов. - Слева и справа звенели трели певчих дроздов.
3. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом на левую и правую стороны, отгоняя мух. - Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом налево и направо, отгоняя мух.
4. Не откладывай на другой день то, что можно сделать в этот день. - Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
5. Поезд двигался с небольшой скоростью. -Поезд двигался с медленно.

Запись отредактированных предложений (упр.131).

  1. –Давайте, запишем получившийся результат. Сначала записываем предложение из учебника, ставим тире и пишем наше предложение. Первый парты записывают первое предложение. Вторые-второе и тд.

Нахождение наречий на изученные правила (работа с отрывком из былины).

-Ребята, давайте вернемся к нашему отрывку из былины.

…, прочитай, пожалуйста.

Прямо ехать-убитому быть!

Влево ехать-женатому быть!

Вправо ехать-богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

-Что вы заметили? (Наречия: прямо, влево, вправо)

-От какого прилагательно образовалось наречие прямо? (От прилагательного прямой) Какой суффикс на конце наречия? (-о-).

-Почему в наречие влево, на конце суффикс –о-? (В окно-влево)

-Какой суффикс на конце наречия вправо? Почему? (Суффикс –о-, потому что в окно-вправо)

Заменяют словосочетания, подходящими по смыслу наречиями, записывают отредактированные предложения.

Ф

П

И

Пр4

9. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Подведение итогов.

-Какая была тема урока? (Тема урока: Правописание наречий.)

-Чему с вами учились на уроке? (Учились новым способам образования наречий, учились правильно писать наречия с суффиксами –а-,-о-.)

-Приведите примеры наречий с суффиксом –а-, -о-.

Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, за что вы бы могли похвалить себя?

-А я хочу похвалить …

Комментирование домашнего задания.

- Ребята, запишите своё домашнее задание в дневник: упр.132 стр.76

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

Подводят итоги, оценивают свою деятельность, записывают домашнее задание.

Ф

И

Л1

П1

Р3

К1

К2

К3

К4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямо ехать-убитому быть! Влево ехать-женатому быть! Вправо ехать-богатому быть! Всё судьбой сие предписано! ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ (Отрывок из былины)

Слайд 2

м ужественный , смелый, отважно, решительный; вчера, теперь, завтра, полдень ; красиво, аккуратный, грамотно, бережно.

Слайд 3

Тема урока : Правописание наречий Цель урока : знакомство со способами образования наречий и формирование умения правильно их писать

Слайд 4

САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ: и здалек а́ , напра́в о , на́чист о , спра́в а , изре́дк а , за́светл о , до́сыт а , ско́р о , сле́в а , на́глух о .

Слайд 5

Прямо ехать-убитому быть! Влево ехать-женатому быть! Вправо ехать-богатому быть! Всё судьбой сие предписано! ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ (Отрывок из былины)

Слайд 6

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр.132 стр.76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Урок русского языка по теме: Правописание наречий

Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом)...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс

Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс...

План-конспект урока русского языка по теме: "Правописание имён собственных". 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе   по программе " Перспектива"  разработан с учётом современных требований ФГОС, с использованием ИКТ. Тема урока "Правописание имён собственных...

Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)

Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...