Конспект по русскому языку, 4 класс. Тема: Правописание наречий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект по русскому языку, 4 класс. Тема: Правописание наречий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Студентка: Панова Александра Николаевна
ОС: Школа России
Тема: Правописание наречий.
Тип урока: ОНЗ
Цель:
Содержательная: знакомство со способами образования наречий.
Деятельностная: формирование умения правильно писать суффиксы наречий.
Дидактические задачи:
- Подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы.
- Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.
- Различать предложение, словосочетание и слово.
- Применять изученные правила правописания, в том числе суффиксы наречий.
- Правильно списывать предложения.
Развивающие задачи:
- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
- С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).
- Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Выстраивать последовательность выбранных действий.
- Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
- Ответственно выполнять свою часть работы.
- Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.
- Корректно и аргументировано высказывать своё мнение.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные задачи:
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Подбирает к предложенным словам синонимы и антонимы.
- Устанавливает принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.
- Различает предложение, словосочетание и слово.
- Применяет изученные правила правописания, в том числе суффиксы наречий.
- Правильно списывает предложения.
Личностные:
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).
- Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Выстраивает последовательность выбранных действий.
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
- Ответственно выполняет свою часть работы.
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии.
- Корректно и аргументировано высказывает своё мнение.
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 76-77. – (Школа России)
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация.
План урока:
1. Этап мотивации.
Приветствие.
Проверка готовности.
Работа с отрывком из былины.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Игра «Лови ошибку!»
Игра «Четвертое лишнее!»
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Деление слов на группы: наречия с суффиксом –а-; наречия с суффиксом -о-.
Формулирование проблемы урока.
4. Этап построения выхода из затруднения.
Формулирование темы урока.
Формулирование цели урока.
Планирование деятельности на уроке.
5. Этап реализации построенного проекта.
Работа с рубрикой «Обратите внимание!»
Работа с правилом «окна».
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Подбор синонимов и антонимов к наречиям (упр. 130)
Комментированное письмо (упр.130).
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа по карточкам.
Самопроверка по эталону.
8. Этап включение в систему знаний и повторение.
Замена словосочетаний, подходящими по смыслу наречиями (упр.131) .
Запись отредактированных предложений (упр.131).
Нахождение наречий на изученные правила (работа с отрывком из былины).
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
Подведение итогов.
Рефлексия учебной деятельности.
Комментирование домашнего задания.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Николаевна. Урок русского языка у вас проведу я. Проверка готовности. -Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас на месте. Работа с отрывком из былины. -Обратите, пожалуйста, внимание на слайд…, прочитай, пожалуйста. Прямо ехать-убитому быть! Влево ехать-женатому быть! Вправо ехать-богатому быть! Всё судьбой сие предписано! -Какой это жанр устного народного творчества? (Отрывок из былины) -Из какой былины данный отрывок? («ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ») -Верно, ребята, я вам желаю всегда идти прямой дорогой в мир знаний и сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Работают с отрывком из былины. | Ф | Л1 П1 К1 К2 К3 К4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Игра «Лови ошибку!» -Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Наречие) - Предлагаю вам поиграть в очень интересную игру «Лови ошибку!» и проверить, на сколько хорошо вы усвоили прошлую тему. -Я буду говорить вам утверждения, фразу, и если оно правильное, то хлопните в ладошки, а если нет, то поднимите руку и исправьте меня, пожалуйста. 1. Наречие – изменяемая часть речи. – 2. Наречия обозначают признак действия. + #1053;аречие отвечает на вопросы: как? (быстро), где (вдалеке), куда? (вправо), когда? (сейчас), откуда? (снизу). + #1042; предложении наречие чаще всего является подлежащим. – (Чаще всего являются второстепенным членом) 5. Наречия не имеют окончаний. + Игра «Четвертое лишнее». -Ребята, вы знаете правила о наречиях. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы применяете свои знания в практических заданиях. -Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. -На слайде даны четыре слова, вам нужно найти одно лишнее и объяснить свой ответ. 1. Мужественный, смелый, решительный, отважно. (нар.) 2. Вчера, теперь, завтра, полдень. (сущ.) 3. Красиво, грамотно, бережно, аккуратный. (прил.) -Ребята, вы не только знаете правила о наречиях, но и умеете находить их. | Проверяют свои изученные знания. | Ф | Л1 П1 П3 К1 К4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Деление слов на группы: наречия с суффиксом –а-; наречия с суффиксом -о-. -Прочитайте, пожалуйста, слова на доске. Данные слова относятся к какой части речи? (Наречия)Докажите. Слева, красиво, изредка, аккуратно, направо, издалека. -В чем отличия этих наречий? -Как вы думаете, на какие две группы можно их разделить? (1. На наречия с приставками и без них. 2. На наречия суффиксом –а-,-о-.) -Назовите, наречия с суффиксом –а-; наречия с суффиксом -о-. (Слева, вчера, изредка. Заметно, вправо, начисто.) Формулирование проблемы урока. -Ребята, можем ли мы объяснить правописание суффиксов наречий? Почему направо суффикс –о-, а издалека суффикс –а-? (Мы не знаем правописание суффиксов.) -Какой вопрос у вас возникает? (Как пишутся суффиксы наречий?) -На этот вопрос мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке. | Делят слова на группы. Формулируют проблему урока.
| Ф | Л1 П1 П3 Р1 Р2 К1 К2 К3 К4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап построения выхода из затруднения Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы урока. - Ребята, а какова же тема нашего сегодняшнего урока? - Я обобщила ваши ответы и вот, что у меня получилось: Тема урока: Правописание наречий. Формулирование цели урока. -Как вы думаете, какую цель мы поставим с вами на этом уроке? - Я обобщила ваши ответы и вот, что у меня получилось: Цель урока: знакомство со способами образования наречий и формирование умения правильно их писать. Планирование деятельности. - Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? - Таким образом, мы с вами спланировали свою деятельность. | Формулируют тему и цель урока. | Ф | Л1 П2 К1 К3 К4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Работа с рубрикой «Обратите внимание!» -Ребята, предположите, от какой части речи образовались эти наречия (первый столбик)? С помощью какого суффикса? Красиво Прекрасно Аккуратно -Давайте, проверим ваши предположения, откроем учебник на странице 76 и прочитаем рубрику «Обратите внимание!» …, прочитай, пожалуйста, вслух. -Какой вывод мы можем сделать? -Да, вы правы, у наречий, которые образованы от прилагательных на конце пишется суффикс –о-. -Запишите, пожалуйста, к себе в тетрадь данные слова: первый ряд-первый столбик… и выделите суффикс –о-. -Итак, что мы записали? (Слова) Какой части речи? (Наречие) Какой суффикс на конце выделили? (Суффикс –о-) Почему? (Эти наречия образовались от прилагательных) Каких? (Ароматный, красивый, интересный и тд.) Работа с правилом «окна». -Ребята, но не все так просто иногда на конце наречий, образованных от прилагательных, пишется суффикс –а-, а вот от чего это зависит мы с вами сейчас разберемся. -Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. -Если наречие образовалось от прилагательного, но мы добавили приставки: из, до, с. Мы берем прилагательное давний добавляем приставку из, получаем наречие издавна. Произнесите, пожалуйста, слово. Нам не понятно на конце суффикс –о- или –а-. Давайте подставим окно: из окна, значит издавна. -Теперь от прилагательного левый, образуйте наречия с приставкой в. Помним, в окно, значит влево. С приставкой на-налево. -Итак, какой мы можем вывод сделать? -Если мы образуем наречия от прилагательных с помощью приставок: из, до, с на конце пишем суффикс –а-. Если с помощью приставок: в, на, за на конце пишем суффикс –о-. (ВЫВЕСТИ ПРАВИЛО В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ) -Молодцы! -Запишите, пожалуйста, любых два наречия с приставками, иллюстрирующих данное правило. -…, какое наречие ты записал? Какой суффикс у наречия? Почему? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Потрудились — отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Работают с рубрикой. Записывают наречия. Работают с правилом «окна». Записывают наречия. | Ф | Пр1 Пр2 Пр3 Пр4 П1 П3 П4 Р1 К1 К3 К4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Подбор синонимов и антонимов к наречиям (упр.130). -Ребята, как вы думаете, можно ли к наречиям подобрать синонимы и антонимы? (Ответы детей) Давайте проверим. -Посмотрите, материал упражнения 130. Прочитайте, … слово. Можно ли подобрать к слову … антоним? Какой синоним мы подберем к слову …
-Какой вывод мы можем сделать из данного упражнения? (Наречия, могут иметь синонимы и антонимы) Комментированное письмо (упр.130). -Ребята, давайте запишем слова из упражнения 130, вставляя в них пропущенные буквы. Работать мы будем по цепочке. прИветлИво- словарное слово; неизменяемый суффикс –лив-; -От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? прЕкрасно-словарное слово «прекрасный» -От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? медлЕнно-словарное слово; -От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? Аккуратно-словарное слово; -От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? заВтра-словарное слово; хОрОшо-первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово для второй безударной гласной: хорОший; -От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? быстрО-словарное слово; - От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? вместЕ-словарное слово; дАлЕко-проверочные слова: дАль, далЁкий; впЕрЕди-проверочное слово: пЕред, вперЁд; вдАлЕке- проверочные слова: дАль, далЁкий; тЕперь-словарное слово; вчЕра-словарное слово; интЕресно-словарное слово; - От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? весЕло-проверочное слово: весЁлый; - От какого прилагательного образовалось наречие? Какой суффикс на конце? налевО-словарное слово; нужно выбрать суффикс. Посмотрите на наше окно. На окно-налево. | Подбирают синонимы и антонимы к наречиям. Работают по цепочке на доске, объясняют орфограммы. | Ф | Пр1 Пр2 Пр3 Пр4 П1 П3 К1 К3 К4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Самостоятельная работа по карточкам. - Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. Посмотрите на карточки №3 с табличкой. Ознакомьтесь с заданием и приступайте к выполнению. У вас есть 5 минут. Задание: прочитай наречия. Впиши и выдели в словах пропущенный суффикс –а или –о. Обозначьте в словах ударение. издалек_, направ_, начист , справ_, изредк_, засветл_, досыт_, скор_, слев_, наглух . Самопроверка по эталону. - Ребята, пожалуйста, завершайте свою работу. - Будьте добры, сверьте, пожалуйста, свои работы с доской. издалека́, напра́во, на́чисто, спра́ва, изре́дка, за́светло, до́сыта, ско́ро, сле́ва, на́глухо. - Поднимите руку, если вы сделали всё верно. -Молодцы! Правильно вставили все суффиксы! | Самостоятельно работают по карточка, самопроверка по эталону. | И | Пр2 Пр4 Р1 Р2 Р4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Замена словосочетаний, подходящими по смыслу наречиями (упр.131). -Ребята, пожалуйста, прочитайте про себя предложения из упражнения 131. Что вы заметили? (Выделенные словосочетания.) -Ребята, как вы думаете, можно ли словосочетания заменить наречием? -Сейчас мы поработаем в парах. Нужно заменить выделенные словосочетания, подходящими по смыслу наречиями, пользуясь словами для справок. -Давайте, проверим, что у вас получилось.
2. С левой и с правой стороны звенели трели певчих дроздов. - Слева и справа звенели трели певчих дроздов. Запись отредактированных предложений (упр.131).
Нахождение наречий на изученные правила (работа с отрывком из былины). -Ребята, давайте вернемся к нашему отрывку из былины. …, прочитай, пожалуйста. Прямо ехать-убитому быть! Влево ехать-женатому быть! Вправо ехать-богатому быть! Всё судьбой сие предписано! -Что вы заметили? (Наречия: прямо, влево, вправо) -От какого прилагательно образовалось наречие прямо? (От прилагательного прямой) Какой суффикс на конце наречия? (-о-). -Почему в наречие влево, на конце суффикс –о-? (В окно-влево) -Какой суффикс на конце наречия вправо? Почему? (Суффикс –о-, потому что в окно-вправо) | Заменяют словосочетания, подходящими по смыслу наречиями, записывают отредактированные предложения. | Ф П И | Пр4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Подведение итогов. -Какая была тема урока? (Тема урока: Правописание наречий.) -Чему с вами учились на уроке? (Учились новым способам образования наречий, учились правильно писать наречия с суффиксами –а-,-о-.) -Приведите примеры наречий с суффиксом –а-, -о-. Рефлексия учебной деятельности. -Ребята, за что вы бы могли похвалить себя? -А я хочу похвалить … Комментирование домашнего задания. - Ребята, запишите своё домашнее задание в дневник: упр.132 стр.76 - Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания! | Подводят итоги, оценивают свою деятельность, записывают домашнее задание. | Ф И
| Л1 П1 Р3 К1 К2 К3 К4 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
м ужественный , смелый, отважно, решительный; вчера, теперь, завтра, полдень ; красиво, аккуратный, грамотно, бережно.
Тема урока : Правописание наречий Цель урока : знакомство со способами образования наречий и формирование умения правильно их писать
САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ: и здалек а́ , напра́в о , на́чист о , спра́в а , изре́дк а , за́светл о , до́сыт а , ско́р о , сле́в а , на́глух о .
Прямо ехать-убитому быть! Влево ехать-женатому быть! Вправо ехать-богатому быть! Всё судьбой сие предписано! ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ (Отрывок из былины)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр.132 стр.76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
Урок русского языка по теме: Правописание наречий
Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом)...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс
Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс...
План-конспект урока русского языка по теме: "Правописание имён собственных". 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе по программе " Перспектива" разработан с учётом современных требований ФГОС, с использованием ИКТ. Тема урока "Правописание имён собственных...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...