Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее;
- развивать способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_glagolami.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка
Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 2 класса в предметной области русский язык по теме правописание частицы НЕ с глаголом, используя возможности словарной работы.
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях (встреча гостей, правила поведения и вредные привычки);
- развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- формировать позитивную самооценку.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее;
- развивать способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;
- отрабатывать навык каллиграфического письма;
- использовать пословицы, стихотворения для решения учебной задачи учащимися;
- учить анализировать пословицы и поговорки, устанавливать причинно- следственные связи;
- использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения написания частицы НЕ с глаголами.
Ход урока
I. Организационный этап.
С целью проверки готовности обучающихся, их настроя на работу
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.
Слайд 1. Проверим готовность к уроку. На столах должны лежать дневник, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Откройте, пожалуйста, тетради. Подпишите число, классная работа. Тетради отложите в сторону.
А сейчас минуточку внимания! Ребята, что это за шум?
Слайд 2. (фрагмент Карлсон просит посадку). Разрешим Карлсону быть на нашем уроке? Да!
II. Словарная работа с целью подведения детей к формулированию темы и постановке задач урока. Выход на тему урока.
Карлсон вернулся из путешествия. Где он только ни был и готов поделиться с нами своими открытиями. И сегодня на уроке с его помощью мы с вами откроем еще одну тайну русского языка. Ребята, а что мы делаем, когда приходят в гости? Угощаем.
В течение всего урока мы с вами будем угощать Карлсона сладостями.
Слайд 3. А что он любит есть? Ответы детей
Сейчас он с дороги, и очень хочет кушать… Малыш приготовил для Карлсона список блюд, которыми он будет его угощать.
Используя таблицу, вы должны записать слово, которое здесь зашифровано.
Первую букву я вам помогу расшифровать, для этого мы найдем в верхней строчке торт, а в столбце свечки – и посмотрим, какая буква стоит на пересечении.
Торт с восемью свечками
- Варенье из вишни
- Пирожки с яблоком
- Шоколадное мороженое
Слайд 4. Какое слово зашифровано в меню? Обед
Посмотрите, у Карлсона на столе появилось первое блюдо.
Слайд 5. Пока Карлсон занят тортом, мы с вами поработаем с новым словарным словом ОБЕД
А что такое обед? Ответы детей
У вас на столах лежат листы разного цвета, с ними мы сегодня будем работать на уроке
Возьмите листок ………… цвета. (Задания распечатываются на разноцветных листах по усмотрению учителя, для того чтобы ребятам было удобно ориентироваться в раздаточном материале)
Слайд 6. Прочтем, какое определение дает этому слову толковый словарь.
- Прием пищи в середине дня.
- Пища, приготовленная для этой еды.
- Время этой еды, обычно полдень.
- Перерыв в работе на время обеда, в обеденное время.
К истокам слова. В древности слово обед означало не сам прием пищи в середине дня, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня -ед- («еда») и приставки об-. Но в процессе развития русского языка произошло сращение приставки и корня и в настоящее время все слово является корнем.
Выделим корень. Выделим ударение в слове и запишем его транскрипцию [аб’эт]
Совпадает или расходится произношение слова с его написанием? Расходится
Найдем ошибкоопасные места. Безударная гласная и парная согласная на конце слова.
Какие из данных орфограмм мы сможем проверить? Парную согласную
Что для этого нужно сделать? Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласной в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Подберем такое слово обед – обеды
Что будем делать с безударной гласной? попробуйте подобрать проверочное слово. Значит эту букву нужно запомним.
III. Минутка чистописания.
Обведите слово по образцу, запишите слово еще 2 раза, выделите орфограмму.
Слайд 7. Посмотрите, у Карлсона на столе появилась банка варенья.
Подберем однокоренные слова к слову обед.
Обед, обедец, обеденный, дообеденный, обедать, отобедать, пообедать.
Я вынесла на слайд несколько однокоренных слов.
Составим словосочетание с использованием одного из этих слов и слова стол.
Какое из этих слов подходит к слову стол?
Прочитайте словосочетание. ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ
На слайде остаются ОБЕДАЛ ПООБЕДАЛ. Слова, какой части речи остались на слайде.
Докажите. Глаголы. Так как отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? И обозначают действие предмета.
IV. Этап мотивации к учебной деятельности c целью выработки на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Ребята, а наш гость обедал? Вы видели? Нет
Слайд 8. Что же получается?
Хозяин (не) ведал, что гость (не) обедал.
V. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии c целью подготовки мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организации фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Найдем в этом предложении глаголы, докажите, что они обозначают.
А что вы видите перед глаголами? Слово НЕ
Как вы думаете, почему эти слова записаны в скобках?
Не знаем, как написать не с глаголами
Чтобы узнать как писать нам нужно выяснить какой частью речи является не?
Итак, мы с вами обнаружили 2 вопроса, ответы, на которые нам предстоит найти на уроке.
Слайд 9. Теперь мы с вами можем сформулировать тему нашего урока.
Слайд 10. «Правописание не с глаголами»
Ребята, а что же Карлсон?
Слайд 11. Обеденный стол Карлсона пополнился. Обрадовался Карлсон такому изобилию, такому щедрому столу.
VI. Физкультминутка c целью снятия усталости, физическая и эмоциональная разрядка учащихся.
Слайд 12. (фрагмент Карлсон шалит на люстре)
Пошалим?
Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в сторону поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
VII. Этап построения проекта выхода из затруднения. Продолжение работы по теме урока c целью построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Карлсон очень любит шалить, баловаться, а малыш его всячески отговаривал…
Слезь-ка с люстры!
Не хочу!
Упадёшь!
Не упаду!
Отлетай!
Не отлечу!
Будешь суп?
Я не хочу!
Знаком ли вам такой диалог? Давайте с вами немного поиграем, я буду вам называть глагол, а вы называете тот же глагол, но добавляя не.
Улыбнись | не улыбнусь |
Чихни | не чихну |
Прыгни | не прыгну |
Закрой | не закрою |
Вставай | не встану |
Не хочу, не буду, не желаю…. Очень часто шалости могут превратиться в плохие привычки. Вы со мной согласны?
Познакомьтесь с текстом стихотворение «Не» на листочках …..цвета
Слайд 13.
Почему автор так назвал стихотворение? К чему призывает автор? А что еще нельзя делать на уроках? Приведите примеры, употребив глаголы с НЕ.
Сейчас вы поработаете в парах.
Обсудим план работы
ПЛАН
- Найти глаголы с НЕ.
- Сделать вывод о написании НЕ с глаголами.
- Выписать эти глаголы в тетрадь.
- Записать ещё 2 глагола с НЕ на тему «Хорошие привычки».
Слайд 14.
VIII. Реализация построенного проекта c целью построения учащимися нового способа действий и формирования умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Работа в паре по составленному плану
IX. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи c целью усвоения учащимися нового способа действия.
Какое же значение приобретают глаголы если их употребить с частицей НЕ?
Итак, какой же вывод вы сделали из своих наблюдений?
Слайд 15. Не с глаголами пишется отдельно.
X. Самопроверка по эталону c целью интерпретации нового способа действия и исполнительской рефлексии достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
Давайте сравним наш вывод с информацией (сведеньями о языке) «Мудрой совы» в ваших учебниках. Прочтите правило на с. 78.Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?
Слайд 16. Какую новую информацию вы получили из правила? НЕ – является частицей.
Да действительно глаголы с не пишутся раздельно, не – это частица, не является служебной частью речи. А что такое служебная часть речи и чему она служит, вы узнаете на следующих уроках.
Слайд 17.
XI. Первичное закрепление нового материала c целью развития умения распознавать орфограмму.
Выполним упр. 136 на с. 78. Покажите пальчиком, то упражнение, которое будем выполнять.
Что необходимо сделать в этом упражнении.
Найдите глаголы с частицей не назовите их. Как будем писать не с глаголами?
Спишите одну из пословиц на выбор, обратите внимание на правописание выделенных орфограмм подчеркните раздельное написание не с глаголами.
Возвратимся к нашей пословице.
Слайд 18.
Хозяин не ведал, что гость не обедал.
Объясните правописание орфограммы, которую мы с вами не доработали.
Запишите пословицу себе в тетрадь, подчеркните раздельное написание частицы НЕ с глаголом.
XII. Подведение итога урока c целью соотнесения поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
- С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке?
- Что такое НЕ? Какой частью речи является?
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
- С каким словарным словом мы познакомились?
- Кто гостил у нас на уроке?
Слайд 19. Карлсону очень понравилось у нас на уроке, он благодарит вас за угощение.
И разрешает вам выполнить дом. задание на выбор у вас на столах лежат листы голубого цвета в которых 3 вида домашнего задания, выберите то которое вам больше всего понравилось. Слайд20
XIII. Домашнее задание c целью обеспечения понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Самоопределение (учащиеся сами выбирают посильное, интересное для себя задание).
- Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать.
- Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ
- Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.
XIV. Заключительный этап и рефлексия c целью самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности.
Спасибо вам ребята за урок, вы были активны, любознательны, показали себя настоящими знатоками русского языка. Мне очень понравилось с вами работать, а понравился ли вам урок, все ли вам было понятно, мы сейчас узнаем.
Оценим свою работу с помощью смайликов. Если вам все понятно выберите смайлик зеленого цвета, если было понятно, но у вас есть затруднения – смайлик синего цвета, ну а если вам ничего не понятно из изученного на уроке выберите красный смайлик. Слайд 21.
Ребята, а что же Карлсон… (фрагмент Карлсон улетел, но обещал вернуться) Слайд 22.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска;
- Проектор;
- Акустические колонки;
- Ноутбук
- Мультимедийная презентация
- Программное обеспечение Microsoft Office: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word.
Методическая литература:
- Бакулина Г. А., Обухова Е. А., Дембицкая Н. В. «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка», Москва, ВЛАДОС, 2006.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая программа по русскому языку к УМК «Школа России».
- Словарики для учащихся 2 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме"Упражнения в правописании глаголов с частицей НЕ
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Упражнения в правописании глаголов с частицей НЕ". В увлекательной форме закрепляем правило правописания глаголов с частицей НЕ....
Урок русского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом» 2 класс (УМК «Школа России»)
Технологическая карта Урокрусского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом»2 класс (УМК «Школа России»)...
конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
В материале представлен конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.
Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....
План - конспект урока русского языка "Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс
Тема: Что мы уже знаем о глаголе.Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.Задачи урока:1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в...
Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...
Конспект урока русского языка «Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем...