Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание приставок.  Зима в природе.

Цель  урока:  1. Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения.

2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.

3.Воспитывать любовь к предмету, русской природе, уважение друг к другу.

Оборудование:

Музыка:  «Вальс цветов» П.И.Чайковского;

Карточки индивидуального опроса;

Картины зимней природы;

Слова для орфографической минутки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Над какой темой мы с вами работали вчера?

Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?

-Чем нужно заняться сегодня, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях?

2. Чистописание.

Спишите текст с доски аккуратно и красиво. Поставьте, где необходимо, знаки препинания.

Поб..лели  п..ля  и пригорки. Тонким ле..ком  покрылась р..ка и  уснула в т..шине.

 Ходит з..ма по г..рам и долинам. Тихо идёт и гл..дит по сторонам. Поправляет свою

 волшебную картину.

3.Актуализация знаний.

-Какие правила русского языка помогли вам вставить пропущенные в словах буквы?

-Как проверить безударную гласную в  корне  слова?

-Как проверить парный согласный звук в  корне  слова?

-Какое ещё правило  о написании корня вы знаете?

4.Постановка задач урока.

-Все эти правила учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки.

На уроке будут звучать две темы: «Правописание приставок» и «Зима в природе».

Знакомясь с приставками, мы будем учиться красиво говорить, знакомиться со смысловым

значением слова, составлять предложения.

5.Работа по теме урока.

1) 4 человека будут работать по карточкам.

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту.

 Прочитайте выразительно.

        З..мой рус..кий лес сказочен и ч..десен. Снег укр..шает пуш..стые ветки д..ревьев.

См..листые ш..шки в..сят на елях. В с..ребряном  уборе ст..ят кр..савицы-б..рё..ки.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту.

 Прочитайте выразительно.

       В лес примч..лся первый сне.. .

      Попр..сился на н..чле..   .

     Перепуганный не в шутку,

    Прим..рять стал зайчик шу..ку!

   Без иголки, без портного

   Шу..ка  новая готова.

Карточка № 3.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту.

 Прочитайте выразительно.

   Закрутила м..тель. Белка посп..шила к гн..зду. Гн..здо у зв..рька тёплое.

Забралась белка в гн..здо, прикрылась пуш..стым хвостиком. Х..лодный ветер и м..роз  не

страшны зв..рьку. Утихла непогода. Выл..зла белка из гн..зда. Она ловко поскакала с

дер..ва   на   дер..во. Вот белка вз..ла в ла..ки  ..ловую ш..шку. Она стала её обгрызать.

Вкусная еда у пуш..стого зв..рька зап..сена в кл..довой.

Карточка № 4.

Составьте из слов каждой строчки предложения.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад. Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

-Почему птицам зимой нужно помогать?

2)Остальные учащиеся выполняют  задание самостоятельно.

Списать текст, вставить орфограммы. Указать части речи.

(За)  м..тает  пурга  белый путь,

Хочет  (в)  мя..ких  снегах

(По) тонуть.

Вет..р  резвый  уснул

(На) пути.

Не пр..ехать  (в)  л..су,

Не пройти.

               С. Есенин.

Открыть картины.

-Долго мы ждали приход снежной зимы. Она пришла, засыпала  землю снегом, завалила

 сугробами.  И хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом и закружила  вальсе подружек-

снежинок.

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Посмотрите на сочетания букв, записанные на доске.

об  обо   от   ото   до   под   про  

-Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв?

-Что позволило объединить эти сочетания в одну группу? (правописание буквы о в приставках)

-Напишите, соблюдая правильные соединения. Прочитайте эти сочетания. Подберите слова с

такими приставками, запишите их, разделив на слоги.

3)Словарная работа.

Учитель диктует словарные слова.

   Ветер, завтрак, мороз, север, запад, погода, месяц, восток, коньки, картофель,

забавы, пороша, январь, апрель, декабрь, сентябрь, февраль.

-Запишите в тетрадь только те слова, которые относятся к зиме.  (У доски работает 1 человек).

Проверка.

4)Проверка работ по карточкам.

-Какая картина подходит к твоему заданию?

-Прочитай текст.

-Дети, если вы согласны хлопните один раз в ладоши.

-Ребята, составьте любое предложение по картине.  (Дети говорят свои предложения.)

-Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось, разберите его по членам

предложения.

5) Работа над правописанием приставок.

- Какую тему мы начали изучать на предыдущем уроке?

-Что такое приставка?

-Как найти приставку в слове? Приведите пример.

-Покажите, каким значком обозначается на письме часть слова -  приставка?

-Прочитайте приставки, записанные на доске, и подумайте, на какие группы их можно разделить?

За, о, ото, на, про, об, обо, при, от, ото, над, до, пре, под, подо, пере, с, в.

1)Приставки с буквой а: за, на, над.

2)Приставки с буквой о: о, об, обо, от, ото, до, под, подо, про.

3)Приставки пре, при, пере.

4)Приставки в, во, с, со.

-Конечно , это далеко не все приставки. С многими другими приставками  вы будете  знакомиться

в старших классах.

-Как пишутся приставки, с которыми мы познакомились? (Независимо от произношения)

6) Закрепление полученных знаний.

-Прочитайте текст. Определите его тему.

   Прежде чем п..йти в зимний п..белевший лес, нужно пр..глядеться дома к вороньим,

 сорочьим, куриным следам, пр..метить, какие ..тпечатки оставляют собачьи и

кошачьи лапы. В лесу на усыпанной снегом тропе всё это пр..помнится.

-О чём этот текст? О ком? Чему учит нас автор?

-Объясните правописание приставок.

Проверка карточки № 3.

-Послушайте текст. Приготовьтесь ответить на вопрос: «Почему белка зимой не спит?»

-Что вы знаете о белках?

-Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с её суровым характером и

необыкновенной красотой не оставляет равнодушным никого. Поэты посвящают ей чудесные

стихи.

-Какие стихотворения о зиме вам вспоминаются?

Дети  читают стихи о зиме.

-  Дети  радуются тому, что зима дарит им множество интересных игр и веселых зимних забав.

-Во что вы играете зимой? (Дети называют зимние игры)

Физкультминутка.

(Дети показывают движения, имитирующие зимние игры и виды спорта.)

Работа над образованием родственных слов.

-А я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов-родственников.

-Какие слова называются родственниками или однокоренными?

-Давайте подберём как можно больше  родственных слов к словам снег, мороз, зима.

1 ряд  - к слову  снег

2 ряд – к слову  мороз

3 ряд – к слову  зима

(3 ученика работают на доске)

-Посчитайте, сколько  слов записано у вас и сколько на доске. Допишите в тетрадь те слова,

которые есть на доске, но нет у вас в тетради.

-С помощью  чего можно образовать новые слова? Какими по смыслу они будут?

-Как пишутся приставки? Выделите приставки.

Работа  с текстом.

-Сегодня на уроке мы работали с приставками, со словами, с предложениями. Осталось самое

 интересное задание с текстом. Текст надо отредактировать, т.е. подобрать из скобок имена

прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению.

Нужное слово выделите карандашом. Прочитайте текст.

-Какой тип  текста получился: описание, повествование, рассуждение. Докажите.

-Запишите несколько понравившихся предложений.

                                                 Снег.

      Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились

(колючим, блестящим, глубоким) инеем. Лучи солнца осыпали ( холодным, ясным,

золотым) блеском всю местность.

   Стояли (короткие, длинные) зимние дни. Мороз стал  спадать. Померкла ясность

(синего, пасмурного ) неба. Надвигалась (тёмная, огромная, пухлая) туча. (Крупными,

прозрачными, большими) хлопьями стал падать снег. Наступили зимние (короткие,

длинные сумерки). Небо сыпало (ледяной, снежный)  пух.

-Найдите слова с приставками.

-Разберите записанные предложения по частям речи и по членам предложения. Выделите

орфограммы на известные вам правила.

7) Итог  урока.

1.Обобщение.

- Какие темы звучали на уроке?

-Что нужно сделать, чтобы правильно писать приставки?

2.Рефлексия.

-Какое задание вам больше всего понравилось?

-Стихи  каких авторов  о зиме вам захотелось вспомнить ещё раз?

-У кого из вас ещё вызывает затруднение написание приставок?

Домашнее задание.

-Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Миниатюра – это очень маленькое,

короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете  предложение так, чтобы

сочинение приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками,

приставки выделите.

                                             Зимнее утро.

   Кружились в воздухе;  ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой

скатертью; побежали к горке.

                                           За городом.

   Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега;

устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от

мороза.

                                       Кормушки.

   Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили;

узнали по ярко-красной грудке; рады прилёту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...