Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Ресурсы:

Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение», ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., толковый словарь)

Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, мультимедиа-ресурсы и др.)

Диагностический материал (страницы учебника, раздаточный материал: листы самооценки, сравнительная таблица «Главные герои рассказа»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по учебному предмету «Литературное чтение».

УМК«Начальная школа XXI века»

Учебгик Литературное чтение. 3 кл. В 2 ч.: учебник Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. - М.: Вентана-Граф, 2017 г

Тема урока

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-й урок)

Тип урока

Урок развития умений и навыков

Цель урока

создать        условия        для        формирования        умения        воспринимать произведения,работать с текстом, анализировать прочитанное.

содержание

художественного

Основные

понятия

термины

и

Текст-повествование, эпизод, проблемный вопрос, герой произведения

Информационно- образовательная среда

Ресурсы:

Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение», ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., толковый словарь)

Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, мультимедиа-ресурсы и др.)

Диагностический материал (страницы учебника, раздаточный материал: листы самооценки, сравнительная таблица «Главные герои рассказа»)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится (БУ): продолжит знакомство с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка через рассказ

«Приемыш»;

Ученик научится (БУ): Познакомится с произведением Г.А.Скребицкого «Белая шубка»;

научится осознанно воспринимать и оценивать

Познавательные УУД

Ученик научится (БУ):

  • оформлять свои мысли в устной и письменной формах, устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам, делать выводы;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - использование        знаково-символические средства для создания моделей изучаемых

Будут созданы условия для формирования у ученика:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим);
  • мотивации к чтению;
  • стремления к совершенствованию собственной речи;
  • навыков сотрудничества, самостоятельности;
  • начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • правильного        понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении;

  • анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;
  • анализировать эмоциональное состояние героев;
  • делать выводы;
  • работать с текстом самостоятельно;
  • на основе художественного текста выделять причинно- следственные связи;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • работать с источником информации, представлять ее в графическом виде; Ученик получит возможность научиться (ПУ):
  • увеличить темп чтения вслух и про себя, исправляя ошибки при повторном чтении теста, воспринимать на слух художественное произведение;
  • выразительному, осознанному чтению;

объектов.

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • расширять свои представления об изучаемых предметах и явлениях;
  • совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения, повысить читательский интереса.

Регулятивные УУД

Ученик научится (БУ):

  • определять, принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, различая способ и результат собственных действий;

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД

- пользоваться справочными

Ученик научится (БУ):

источниками для понимания

- договариваться о распределении функций

и получения

и ролей в совместной деятельности;

дополнительной

- высказывать и обосновывать свою точку

информации;

зрения;

- способствовать

-        принимать        различные        точки        зрения,

обогащению словарного

учитывать позицию партнера в общении;

запаса учащихся;

- участвовать в учебном диалоге;

- использовать полученную

- эмоционально позитивно   относиться   к

информацию в жизни.

процессу сотрудничества.

Ученик получит возможность научиться

(ПУ):

-        оформлять        свои        мысли        в        устной,

письменной        и        графической        формах        с

учётом речевых ситуаций,

-        осуществлять        рефлексию        своей        и

коллективной        деятельности,

контролировать и оценивать результаты.

1. Мотивационно-ориентировочный этап

1.1        Прием, используемый для создания мотивационной основы

Интегративные компоненты ФГ:

учебной деятельности: учебно-практическая задача, решаемая в группах.

Читательская ФГ:

Организует        актуализацию        знаний        учащихся        по        прочитанному

- готовность        извлекать информацию и преобразовывать ее в

произведению, подводит к        формулировке        темы урока учащимися, к

соответствие с учебной задачей;

постановке цели и определению задач на урок.

- стремление        к совершенствованию собственной языковой

- Произведения какого автора мы начали изучать на прошлом уроке?

культуры.

- Можно ли считать работу над эти произведением завершенной на

Коммуникативная ФГ:

прошлом уроке? (нет)

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

- Итак, какой будет тема нашего урока? (продолжить работу с рассказом

понимать речь других.

«Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка).

Познавательные УУД

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать и сделать на уроке?

- уметь ориентироваться в        системе знаний; осуществлять

- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?

анализ объектов, определять границы знания/незнания.

- Как добиться поставленных задач, по-вашему, мнению?

Регулятивные УУД

  1. Мотивационная        основа        включения        учащихся        в        учебную деятельность: стремление применить свои знания. Мозговой штурм
  • В какое время года происходили события, описываемые автором? (осенью)
  • Как называется озеро? (Светлое)
  • Как называется небольшой залив на озер? (заводь)
  • Как звали старика? (Тарас)
  • Что значит «старик жил бобылем»? (в одиночестве)
  • Сколько лет жил Тарас на озере? (40)
  • С кем жил старик на озере? (с собакой)
  • Назовите кличку собаки Тараса (Соболько)
  • Кого приютил Тарас? (лебедя)
  • Какое имя получил питомец? (Приемыш)
  • Что сделал Тарас с лебедем, чтобы тот не улетел со стаей? (запер в сарае)
  • Какой совет охотников, чтобы лебедь не улетел, отказался выполнить Тарас? (не стал подрезать крылья, т.е. калечить)
  • Вы        успешно        справились        с        блиц-опросом        по        содержанию прочитанного произведения, молодцы.
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, готовить рабочее место для включения в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в учебном диалоге; - уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1.3. Цель учащихся: показать умение ориентироваться в прочитанном ранее тексте, применять на практике умение дать характеристику текста, умение проводить сравнительный анализ героев литературных произведений.

1.4. Учебная задача: ответить на вопросы по содержанию ранее прочитанного текста, дать правильную характеристику текста, провести сравнительный анализ героев прочитанных ранее произведений.

2. Поисковый этап

2.1. Создание учителем проблемной ситуации, побуждающую к мыслительной деятельности для решения проблемной ситуации.

Создает ситуацию,

- Послушаете отрывок из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

- Помнишь лебедя-то? Ах, хороша была птица!.. А вот мы опять с Соболькой остались одни…

- Вспомнили этот эпизод? Почему Тарас и Соболька остались одни?

Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ:

готовность        анализировать        и        применять        полученную информацию.

Коммуникативная ФГ:

умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли.

Главные герои рассказа

Тарас

Приёмыш

(Лебедь улетел со стаей)

Проблемная ситуация:

  • А могло ли быть по-другому и лебедь не оставил бы        свою приемную семью?
  • На этот вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке.

Познавательные УУД

  • проводить анализ прочитанного;
  • уметь оформлять свои мысли в устной и графической форме;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

Регулятивные УУД

  • умение планировать свою деятельность;
  • прогнозирование работы, самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение        выражать        свои        мысли        и        оценивать        действия участников образовательного процесса.

2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план предстоящей деятельности:

Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи).

  • Давайте еще раз назовем главных героев этого произведения (старик и лебедь).
  • Что необходимо сделать нам, чтобы ответить на проблемный вопрос? (охарактеризовать героев, сравнить их)

Составление плана работы

План работы.

  1. Определить главных героев произведения.
  2. Охарактеризовать главных героев (заполнить таблицу).
  3. Выяснить причины, по которым герои поступили именно так, а не иначе.
  4. Ответить на проблемный вопрос.

3. Практический этап

3.1. Организация работы с текстом художественного произведения с одновременным заполнением таблицы.

  • Ребята, мы будем работать с текстом произведения в учебнике, заполнять таблицу, которая есть у каждого из вас на столе.
  • Как лебедь оказался у лесника? Найдите в тексте и прочитайте (с.20).
  • Выберите слова, характеризующие Приемыша (сирота, умная птица).
  • Почему лебедя Тарас назвал сиротой? (Остался без обоих родителей, их пристрелили)
  • Как старик говорил о лебеде, найдите в тексте и прочитайте. Работаем в парах (необыкновенно, любовно, как о близком человеке).
  • Как это характеризует старика? (добрый, отзывчивый, любящий)

Читательская ФГ:

  • применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации,        извлечение        нужной        информации        и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; Информационная ФГ:
  • анализ и обобщение полученной информации;
  • овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся;

-личная оценка прочитанного;

Интегративные компоненты ФГ:

  • Что предложил сделать один охотник Тарасу, чтобы лебедь не улетел от него и что на это ответил лесник? (подрезать крылья, отказался «увечить птицу»).
  • Найдите и прочитайте, как сложились отношения Приёмыша с Соболькой? (С.20-21)
  • Как это характеризует нашего героя? (гуляли вместе, играли, тосковали, дружно жили).

- От чьего имени ведется повествование в рассказе? (от автора)

  • Давайте прочитаем отрывок рассказа, в котором Д.Н. Мамин-Сибиряк высказывает свое отношение к старику. С.21  (Я очень любил старика…)
  • Какое чувство испытывал автор к Тарасу? (он его любил).
  • Почему        автор        любил        Тараса?        (много        знал,        много        и        интересно рассказывал, хороший, умный, любил и понимал природу, одинокий)
  • Найдите в тексте (с.22) ответ на вопрос: за какие качества Приемыша старик особенно им был доволен? (гордая птица).
  • Мы проанализировали II часть рассказа, дали характеристику двум главным героям, кому? (Приемышу, Тарасу).

-Давайте прочитаем, какие качества Старика и Приёмыша мы выявили и записали в таблицу (читают с места).

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Познавательные УУД

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • поиск        и        выделение        необходимой        информации; структурирование полученных знаний;
  • осуществлять самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение        выражать        свои        мысли        и        оценивать        действия участников образовательного процесса;
  • допускать существование различных точек зрения.

Главные герои рассказа

Тарас

Приёмыш

Старик Добрый Отзывчивый Любящий Жалостливый Хороший Умный Одинокий

Любит природу

Заботится о животных

Лебедь Сирота Умная птица

Умеет дружить Гордый Игривый

Физкультминутка

Учитель проводит двигательную физкультминутку.

3.2Работа в группах

1 группа

Прочитайте фрагмент текста с. 23 (Нет, сам ушел…). Ответьте на вопросы.

Компоненты читательской ФГ:

- применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации,        извлечение        нужной        информации        и

  • Как Приемыш встретился со стаей лебедей?
  • Как вел себя Приёмыш при первой встрече с лебедями?
  • Какое чувство охватило Приёмыша спустя несколько дней?
  • В чем выражалась тоска лебедя?
  1.  группа

Прочитайте фрагмент текста с. 24 (Ах ты думаю, какая задача!..). Ответьте на вопросы.

  • Почему старик считал, что Приёмыш пропадет, если улетит со стаей лебедей?
  • Как лебеди учили своих птенцов?
  • Как характеризует Тараса такое переживание о Приемыше?
  1.  группа

Прочитайте фрагмент текста с. 24-25 (Старик опять замолчал…). Ответьте на вопросы.

  • Почему старику пришлось выпустить Приёмыша?
  • Как Приёмыш прощался с Тарасом?
  • Какое чувство испытывали старик и Соболька после отлета Приёмыша? Группы представляют результаты работы.
  • Можем ли мы дополнить нашу сравнительную таблицу?

Главные герои рассказа

Тарас

Приёмыш

Старик

Лебедь

Добрый

Сирота

Отзывчивый

Умная птица

Любящий

Умеет дружить

Жалостливый

Гордый

Хороший

Игривый

Умный

Одинокий

Любит природу

Заботится о животных

Тоскует

Тоскует

Вывешивает на доску заполненную таблицу.


преобразование ее в соответствие с учебной задачей;

  • анализ и обобщение полученной информации;
  • овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся;

-личная оценка прочитанного;

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Познавательные УУД

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения;

  • заполнять таблицу.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • поиск        и        выделение        необходимой        информации;        -

структурирование полученных знаний в форме таблицы;

  • осуществлять самоконтроль деятельности в группе.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение        выражать        свои        мысли        и        оценивать        действия участников образовательного процесса;
  • допускать существование различных точек зрения.

Все задания я выполнял быстро, без ошибок

Мои ответы приносили пользу в группе

Я был активным на протяжении всего урока

Я ответил на проблемный вопрос урока

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Подводит детей к решению проблемной ситуации.

  • Итак, узнав столько интересного о главных героях, давайте ответим на проблемный вопрос, могло ли быть по-другому и лебедь не оставил бы свою приемную семью?

Ответы учащихся.

  • На следующем уроке мы подумаем над тем, чему нам можно поучиться у Тараса и Приёмыша.

Информационная ФГ:

  • анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Познавательные УУД

  • проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • осуществлять самоконтроль деятельности в группе.

Коммуникативные УУД

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • допускать существование различных точек зрения.

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся

  • Да, Приёмыш по-другому поступить не мог. Лебедь – птица свободолюбивая, у неё тоже должна быть своя семья. Лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни, они готовы пожертвовать своей жизнью ради своего любимого или любимой. И людям стоит этому поучиться у них.
  • А что же Тарас? Будучи очень мудрым и добрым человеком, он понимал, что Приёмыш умрёт от тоски, оставь он его у себя. Лесник подарил лебедю надежду на новую счастливую для него жизнь, не смотря на боль и терзающую его тоску.

Организует самооценку учебной деятельности

  • Наш урок заканчивается. Оцените свою работу в листе самооценки.

Критерии оценивания:

Работал отлично !     Работал хорошо    +     Не все получилось  -

4.3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома.

Регулятивные УУД

-        осуществлять        прогнозирование        работы        и        самоконтроль деятельности.

  • Выучить один из монологов Тараса наизусть* (задание по желанию).
  • Составить таблицу        «тонких»        и «толстых» вопросов к        тексту произведения.

(«Тонкие» - Кто? Что? Когда? Как? «Толстые» - Почему так..? Объясните, почему… В чём различие…?)

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологическая карта урока по предмету «Литературное чтение» во 2 классе на тему: «И.З. Суриков «Детство».

Знакомство учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство»...

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3. В.П. Астафьев «Капалуха»

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, п...

Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.

Информационный материал УМК«Школа России».Демонстрационный материалКолба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику)«Окружающ...

Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс 3. Разнообразие растений на Земле.

Информационный         материал         УМК«Начальная школа XXI века». Головкин Б.Н.«Рассказы о растен...