Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3. В.П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос

или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.

УМК«Школа России»

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 кл. В 2 ч.: учебник. -

М.: «Просвещение», 2019 г.

Тема урока

В.П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос

или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе

Основные        термины        и понятия

Тайга, просека, пастьба, валежник, папоротник, черничник, покоробленные, напружены, космы, озираться,

редколапые ели, робкая листва, пихта.

Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный материал

Учебник с. 98-102.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008.

Демонстрационный материал

Таблица с опорными словами для постановки задач

Портрет В. П. Астафьева. Выставка книг В. П. Астафьева.

Видеоролик «В.П. Астафьев» https://www.youtube.com/results?sp=mAEB&se arch_query=%D0%B2+%D0%BF+%D0%B0% D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C% D0%B5%D0%B2

Аудиоприложение к учебнику «Литературное

Русский язык (виды предложений по интонации, работа со словарём)

Окружающий мир (птицы, лес и его обитатели)

чтение».

Фотография тайги, капалухи, аудиозапись пения капалухи.

Иллюстрации к правилам поведения в лесу. Физминутка        «Капитан        Краб        «Птицы» https://youtu.be/dqmQ_6WXdFA. Диагностический материал

Рабочая тетрадь с. 70.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится (БУ): Знания: находить эпизод из                прочитанного произведения для ответа на        вопрос        или подтверждения собственного мнения.

Умения: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы        между

предложениями и частями текста.

Ученик        получит возможность научиться (ПУ):

понимать нравственный смысл        рассказа,

определять         основную

Регулятивные УУД:

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

определять основную идею произведения, осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД:

формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции.

Будут созданы условия для формирования у ученика: применения        морально-нравственных        понятий        к        реальным жизненным ситуациям, соотнесения с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения.

мысль        рассказа, участвовать                в

обсуждении; высказывать свои                собственные впечатления                        о прочитанном произведении; объяснять смысл непонятных слов с опорой        на                текст,        с помощью                словаря        в учебнике или толкового словаря.

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

1. Мотивационно-ориентировочный этап

1.1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая задача,

др.).

Компоненты читательской ФГ:

  • готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей;
  • стремление        к        совершенствованию        собственной        языковой культуры.

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог).

Познавательные УУД

  • выделять и формулировать познавательную цель;
  • определять границы знания/незнания.

Регулятивные УУД

  • готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • участвовать в учебном диалоге.

Учитель:

  • Над каким разделом мы работаем? («Люби живое»).
  • Я хочу начать урок со стихотворения С. Смирнова: Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм-(Как называется этот храм? Лес) С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов) Есть храм науки.

А есть ещё природы храм-(Как называется этот храм? Лес)

С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов)

А есть ещё природы храм-(Как называется этот храм? Лес) С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов) А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. (

С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь.

  • О каком храме говорит автор? (Лес).
  • Как вы понимаете последние две строчки стихотворения? (Входить в лес с добрым понимающим сердцем, не совершать в лесу плохих поступков, не брать животных домой, не подходить к птичьим гнёздам.)

1.2.   Мотивационная   основа   включения   учащихся   в   учебную

деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь        персонажу,        стремление        применить        свои        знания,        получить

практический        (личностно        значимый)        результат,        потребность        в

самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).

Учитель:

  • Прочитайте тему урока на с. 98 учебника. (В.П. Астафьев «Капалуха»)
  • Предположите, о чем пойдет речь в рассказе? (О природе, о животном)

1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): выявление

проблемы и определение учебной задачи.

Учитель:

  • «Капалуха» – кто это? (Затрудняются ответить)
  • А как мы можем это узнать? (Прочитать рассказ)
  • Сформулируйте цель нашего урока красиво. (Знакомство с рассказом В. Астафьева «Капалуха»)

1.4. Учебная задача (УЗ): знакомить обучающихся с темой урока и его        задачами,        сформировать        позитивный        настрой        на        эффективную

учебную деятельность.

Учитель:

– Итак, какие задачи выполним на этом уроке? (Отвечают, используя опорные слова):

  • Мы познакомимся с…
  • Мы узнаем…(об авторе рассказа, кто такаякапалуха)
  • Мы вспомним…(другие произведения о природе и животных)
  • Мы        будем        учиться…        (правильному        и        осознанному        чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения)
  • Мы сможем поразмышлять…(о героях рассказа, их поведении)

2. Поисковый этап

2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение

шагов для достижения цели, решения учебной задачи).

Компоненты читательской ФГ:

  • готовность применять различные виды чтения в зависимости от поставленной задачи;
  • анализировать и обобщать полученную информацию;

Интегративные компоненты ФГ:

коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).

Познавательные УУД

Учитель:

–Составим план урока. Что запланируем для тренировки техники чтения?

1.Речевая разминка

- Прежде чем читать произведение, предлагаю познакомиться с автором.

2.Знакомство с биографией Виктора Петровича Астафьева

- Какой этап запланируем для знакомства с новыми словами?

3. Словарная работа.

- Какой основной этап урока?

4. Знакомство с рассказом «Капалуха.

- Как я узнаю, что вы хорошо владеете материалом?

5. Самостоятельная работа.

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

Коммуникативные УУД

  • планирование.

Регулятивные УУД

  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.

2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:

Форма фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.)

  1. Речевая разминка
  2. Знакомство        с        биографией        Виктора        Петровича        Астафьева.
  3. Словарная работа.
  4. Знакомство с рассказом «Капалуха.
  5. Самостоятельная работа.

3. Практический этап

1. Речевая разминка

Форма        организации        учебной        деятельности:        выполнения        творческих заданий беседа.

Предполагаемый итог работы: отработка техники чтения.

На доске пословицы:

Вороненку гнездо – родимая хатка.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

  • Прочитайте пословицы молча.

–Объясните их смысл.

  • Прочитайте шепотом.
  • Прочитайте с восклицательной интонацией.
  • Прочитайте с вопросительной интонацией.
  • Прочитайте с утвердительной интонацией.
  • Прочитайте выразительно.

2. Знакомство с биографией В.П. Астафьева Форма организации учебной деятельности: просмотр. Предполагаемый итог работы: знакомство с биографией.

  • Что   вы   знаете    о    Викторе    Астафьеве?    (Ответы    детей) Показ портрета писателя. Рассказ учителя о жизни и творчестве (см. ресурсный материал)

Компоненты читательской ФГ:

  • прогнозирование темы текста по его заголовку;
  • применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Интегративные компоненты ФГ:

  • коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Познавательные УУД

  • поиск и выделение необходимой информации.
  • проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • работать по составленному плану, инструкции.

Коммуникативные УУД

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения.

Просмотр видеоролика «Виктор Астафьев».

3. Работа с толковым словарем.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах. Предполагаемый итог работы: открытие нового знания.

Учитель организует работу в группах. У каждой группы – толковый словарь, набор слов, картинок

  • В тексте произведения встретятся неизвестные слова. Научимся читать и объяснять их. Объясните значение данных слов и выражений. Уточняйте значения слов, используя толковый словарь. Представьте итоги        работы        классу. Слова:

Тайга – труднопроходимый лес.

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Пастьба – место, где пасут скот.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник – растения с крупными листьями.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Напружены – напряжены.

Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Черничник – заросли черники.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. Зарождающийся – начинающий жить, существовать. Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривленные.

Редколапые ели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.

Пихта – хвойное дерево.

Папоротник – растение с крупными листьями. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. Закостенелые крылья – неподвижные.

Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия. Итог:

  • Теперь вы можете объяснить, что обозначает слово «капалуха»?

Компоненты читательской ФГ:

применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге, умение работать в группе).

Познавательные УУД

– проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

- работать по плану, инструкции.

Коммуникативные УУД

– высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения.

(Птица, глухарь.)

  • Что вы знаете об этих птицах?
  • Почему птицы носят такое название?
  • Послушайте голос глухаря (Звучит токование глухаря.).

4. Работа с рассказом «Капалуха»

Форма организации учебной деятельности: работа с текстом произведения в учебнике.

Предполагаемый итог работы: освоение содержания рассказа.

Первичное   восприятие   произведения.   (Прослушивание   текста        из аудиохрестоматии).

  • Послушай рассказ В. Астафьева «Капалуха» в исполнении артистки Большого театра, и подготовьтесь побеседовать о нем.

Вопросы к обсуждению текста:

–Вам понравилось произведение?

  • Что вам особенно понравилось в этом повествовании?
  • Выразите свое мнение о произведении одним словом.
  • Что почувствовали при чтении? Опишите свои чувства.
  • Назовите жанр произведения.
  • Назовите героев произведения.
  • От чьего лица ведется рассказ?

Какую птицу охотники называют капалухой?

Подумайте, откуда могло произойти такое название?

  • Где происходило действие?
  • Что делали дети в тайге?
  • Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
  • Где поднялся шум?
  • Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
  • Чему учит это произведение?

Физкультминутка.

Учитель        демонстрирует        видео        «Капитан        Краб.        Птицы».        Дети выполняют движения.

5. Выборочное чтение и анализ произведения.

Форма организации учебной деятельности: работа с текстом учебника, эвристическая беседа.

Компоненты читательской ФГ:

применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Познавательные УУД

– проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

- работать по плану, инструкции.

Коммуникативные УУД

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;  допускать существование различных точек зрения.

Предполагаемый        итог        работы:        актуализация        освоенных        ранее представлений.

Чтение детьми

Учитель организует выборочное чтение и обсуждение содержания произведения по вопросам.

  • Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы: Почему сердце автора забилось от испуга?
  • Помогают        ли        представить        ситуацию        выражения        «озираться        по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?
  • Как выглядело гнездо? Опишите. Найдите описание в тексте.
  • Почему дети не взяли яйца?
  • Что вас удивило в этой части?
  • Какой матерью была капалуха? Объясните свой ответ.
  • Кого она вам напоминает? Почему?
  • Что испытала птица?
  • Как об этом рассказал автор?
  • Что испытывали ребята?
  • Какие чувства испытали вы в этой части?
  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 98. Расскажите, какой момент изображен?
  • Найдите строчки, описывающие события иллюстрации. Прочитайте.
  • Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
  • Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
  • Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?
  • Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
  • Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
  • Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не

могла взлететь.)

  • Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.)
  • Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
  • Какой матерью, по вашему мнению, была капалуха? (Заботливой, бесстрашной, отважной.)
  • Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? (Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.)
  • Прочитайте слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.)
  • Что вы можете сказать о состоянии капалухи?

(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.)

Учитель организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу.

  • Определите жанр этого произведения.
  • Определите тему произведения.
  • Назовите главное действующее лицо этого произведения.
  • Какова главная мысль произведения?
  • Какой вывод вы сделали для себя?
  • Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста?
  • Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней,

и тогда земля, природа будет добра к нам.

  • Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух,

зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу –

значит охранять Родину».

  • Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?
  • Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? (Не допускать загрязнения окружающей среды, уничтожение редких видов животных и растений, поднимается проблема мусора)
  • Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если и разводить, то обязательно его полностью потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат, потому что птица может бросить гнездо).

6. Работа в рабочей тетради.

Учитель:

– Откройте рабочую тетрадь на странице 70. Выполните задания самостоятельно.

(Задания: Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей?)

Работа в парах: ВЗАИМОПРОВЕРКА

(Не допускать загрязнения окружающей среды. Материнская молитва со дна моря вынимает.)

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и

способов достижения цели, решения УЗ

Компоненты читательской ФГ:

  • анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Интегративные компоненты ФГ:

  • проведение самооценки по данной инструкции, пользуясь предложенным инструментарием.

Познавательные УУД

  • проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • осуществлять контроль.

Коммуникативные УУД

Учитель оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам.

  • Какие        задачи        мы        ставили        в        начале        урока.
  • Все        ли        задачи        нам        удалось        выполнить?
  • Что показалось особенно легко выполнить?
  • Где возникло затруднение?

–Что особенно заинтересовало вас во время урока?

  • Что нового узнали на уроке?
  • С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

  • В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?
  • Пригодятся ли в жизни вам знания, полученные на этом уроке? Как?

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать

существование различных точек зрения.

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития

учащихся

Компоненты читательской ФГ:

анализ и обобщение        полученной информации, личная оценка прочитанного, творческое переосмысление прочитанного.

Познавательные УУД

  • делать        выводы        и        личные        умозаключения        в        результате совместной работы учителя и класса.

Регулятивные УУД

  • осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Коммуникативные УУД

  • владеть монологической и диалогической формами речи,
  • давать эмоциональную оценку полученной информации.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

  • Наш урок подходит к концу. Перед вами изображено дерево, на котором каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
  • Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны –

прикрепите к дереву плоды – яблоки.

  • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
  • Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес

– зеленые листочки.

  • А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый лист.

Учитель знакомит с содержанием вариативного домашнего задания. Выбор:

  • Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.
  • Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.
  • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».
  • Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока по предмету «Литературное чтение» во 2 классе на тему: «И.З. Суриков «Детство».

Знакомство учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство»...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.

Ресурсы:Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение», ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., толковый словарь)Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, м...

Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.

Информационный материал УМК«Школа России».Демонстрационный материалКолба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику)«Окружающ...

Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс 3. Разнообразие растений на Земле.

Информационный         материал         УМК«Начальная школа XXI века». Головкин Б.Н.«Рассказы о растен...