Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3. В.П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос
или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literaturnomu_chteniya_v.p._astafev_kapaluha.docx | 55.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.
УМК«Школа России»
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 кл. В 2 ч.: учебник. -
М.: «Просвещение», 2019 г.
Тема урока | В.П. Астафьев «Капалуха» | |
Тип урока | урок открытия нового знания | |
Цель урока | создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе | |
Основные термины и понятия | Тайга, просека, пастьба, валежник, папоротник, черничник, покоробленные, напружены, космы, озираться, редколапые ели, робкая листва, пихта. | |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал Учебник с. 98-102. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008. Демонстрационный материал Таблица с опорными словами для постановки задач Портрет В. П. Астафьева. Выставка книг В. П. Астафьева. Видеоролик «В.П. Астафьев» https://www.youtube.com/results?sp=mAEB&se arch_query=%D0%B2+%D0%BF+%D0%B0% D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C% D0%B5%D0%B2 Аудиоприложение к учебнику «Литературное | Русский язык (виды предложений по интонации, работа со словарём) Окружающий мир (птицы, лес и его обитатели) |
чтение». Фотография тайги, капалухи, аудиозапись пения капалухи. Иллюстрации к правилам поведения в лесу. Физминутка «Капитан Краб «Птицы» https://youtu.be/dqmQ_6WXdFA. Диагностический материал Рабочая тетрадь с. 70. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится (БУ): Знания: находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. Умения: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста. Ученик получит возможность научиться (ПУ): понимать нравственный смысл рассказа, определять основную | Регулятивные УУД: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Познавательные УУД: определять основную идею произведения, осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные УУД: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. | Будут созданы условия для формирования у ученика: применения морально-нравственных понятий к реальным жизненным ситуациям, соотнесения с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения. |
мысль рассказа, участвовать в обсуждении; высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении; объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | ||
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты ФГ | |
1. Мотивационно-ориентировочный этап | ||
1.1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая задача, др.). | Компоненты читательской ФГ:
Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог). Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| |
Учитель:
Есть храм науки. А есть ещё природы храм-(Как называется этот храм? Лес) С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов) Есть храм науки. А есть ещё природы храм-(Как называется этот храм? Лес) |
С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов) А есть ещё природы храм-(Как называется этот храм? Лес) С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов) А есть ещё природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. ( С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь.
| |
1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применить свои знания, получить |
практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия). | |
Учитель:
| |
1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): выявление проблемы и определение учебной задачи. | |
Учитель:
| |
1.4. Учебная задача (УЗ): знакомить обучающихся с темой урока и его задачами, сформировать позитивный настрой на эффективную учебную деятельность. | |
Учитель: – Итак, какие задачи выполним на этом уроке? (Отвечают, используя опорные слова):
| |
2. Поисковый этап | |
2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи). | Компоненты читательской ФГ:
Интегративные компоненты ФГ: коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли). Познавательные УУД |
Учитель: –Составим план урока. Что запланируем для тренировки техники чтения? 1.Речевая разминка - Прежде чем читать произведение, предлагаю познакомиться с автором. 2.Знакомство с биографией Виктора Петровича Астафьева |
- Какой этап запланируем для знакомства с новыми словами? 3. Словарная работа. - Какой основной этап урока? 4. Знакомство с рассказом «Капалуха. - Как я узнаю, что вы хорошо владеете материалом? 5. Самостоятельная работа. |
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план: Форма фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.) | |
| |
3. Практический этап | |
1. Речевая разминка Форма организации учебной деятельности: выполнения творческих заданий беседа. Предполагаемый итог работы: отработка техники чтения. На доске пословицы: Вороненку гнездо – родимая хатка. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.
–Объясните их смысл.
2. Знакомство с биографией В.П. Астафьева Форма организации учебной деятельности: просмотр. Предполагаемый итог работы: знакомство с биографией.
| Компоненты читательской ФГ:
Интегративные компоненты ФГ:
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД -высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. |
Просмотр видеоролика «Виктор Астафьев». 3. Работа с толковым словарем. Форма организации учебной деятельности: работа в группах. Предполагаемый итог работы: открытие нового знания. Учитель организует работу в группах. У каждой группы – толковый словарь, набор слов, картинок
Тайга – труднопроходимый лес. Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Пастьба – место, где пасут скот. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Папоротник – растения с крупными листьями. Черничник – заросли черники. Покоробленные – кривые. Напружены – напряжены. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Черничник – заросли черники. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. Зарождающийся – начинающий жить, существовать. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривленные. Редколапые ели – редкие ветви. Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев. Пихта – хвойное дерево. Папоротник – растение с крупными листьями. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. Закостенелые крылья – неподвижные. Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия. Итог:
| Компоненты читательской ФГ: применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного. Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге, умение работать в группе). Познавательные УУД – проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД - работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. |
(Птица, глухарь.)
4. Работа с рассказом «Капалуха» Форма организации учебной деятельности: работа с текстом произведения в учебнике. Предполагаемый итог работы: освоение содержания рассказа. Первичное восприятие произведения. (Прослушивание текста из аудиохрестоматии).
Вопросы к обсуждению текста: –Вам понравилось произведение?
– Какую птицу охотники называют капалухой? –Подумайте, откуда могло произойти такое название?
Физкультминутка. Учитель демонстрирует видео «Капитан Краб. Птицы». Дети выполняют движения. 5. Выборочное чтение и анализ произведения. Форма организации учебной деятельности: работа с текстом учебника, эвристическая беседа. | Компоненты читательской ФГ: применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге). Познавательные УУД – проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД - работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. |
Предполагаемый итог работы: актуализация освоенных ранее представлений. Чтение детьми Учитель организует выборочное чтение и обсуждение содержания произведения по вопросам.
|
могла взлететь.)
(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.) Учитель организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу.
и тогда земля, природа будет добра к нам.
зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – |
значит охранять Родину».
6. Работа в рабочей тетради. Учитель: – Откройте рабочую тетрадь на странице 70. Выполните задания самостоятельно. (Задания: Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей?) Работа в парах: ВЗАИМОПРОВЕРКА (Не допускать загрязнения окружающей среды. Материнская молитва со дна моря вынимает.) | |
4. Рефлексивно-оценочный этап | |
4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ | Компоненты читательской ФГ:
Интегративные компоненты ФГ:
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД |
Учитель оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам.
–Что особенно заинтересовало вас во время урока?
|
| -высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. |
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся | Компоненты читательской ФГ: анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного, творческое переосмысление прочитанного. Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
прикрепите к дереву плоды – яблоки.
– зеленые листочки.
Учитель знакомит с содержанием вариативного домашнего задания. Выбор:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
Технологическая карта урока по предмету «Литературное чтение» во 2 классе на тему: «И.З. Суриков «Детство».
Знакомство учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство»...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....
Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.
Ресурсы:Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение», ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., толковый словарь)Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, м...
Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.
Информационный материал УМК«Школа России».Демонстрационный материалКолба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику)«Окружающ...
Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс 3. Разнообразие растений на Земле.
Информационный материал УМК«Начальная школа XXI века». Головкин Б.Н.«Рассказы о растен...