Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс 3. Разнообразие растений на Земле.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Информационный         материал         УМК

«Начальная школа XXI века». Головкин Б.Н.

«Рассказы о растениях – путешественниках»

Демонстрационный материал

«Гербарий для начальной школы» - наглядное пособие «природа и школа», электронный образовательный ресурс

«Окружающий мир» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Диагностический материал:

«Окружающий мир»: 3 класс: учебник. ч. 1, стр. 59 – 64

Виноградова Н.Ф., «Рабочая тетрадь №1», стр. 24

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

«Проверяем свои знания и умения», стр. 39 Лихолат Т.В.«Наблюдаем и трудимся», стр. 9

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по учебному предмету «Окружающий мир». Класс 3. Разнообразие растений на Земле.

УМК «Начальная школа XXI века» Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Учебник «Окружающий мир», 3 класс, Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Тема урока

Разнообразие растений на Земле

Тип урока

открытие нового знания (урок – исследование)

Цель урока

создать условия для формирования представлений обучающихся о классификации растений по общему признаку:

наличие частей растений

Основные термины

и понятия

флора, мхи, водоросли,        папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые растения, корень, стебель, лист,

цветок, плод с семенами

Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный         материал         УМК

«Начальная школа XXI века». Головкин Б.Н.

«Рассказы о растениях – путешественниках»

Демонстрационный материал

«Гербарий для начальной школы» - наглядное пособие «природа и школа», электронный образовательный ресурс

«Окружающий мир» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Диагностический материал:

«Окружающий мир»: 3 класс: учебник. ч. 1, стр. 59 – 64

Виноградова Н.Ф., «Рабочая тетрадь №1», стр. 24

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

«Проверяем свои знания и умения», стр. 39 Лихолат Т.В.«Наблюдаем и трудимся», стр. 9

Русский язык «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Учимся писать слова с двумя корнями» Развитие речи «Работа с текстом» Математика

«Работа с информацией»

«Работа с разными источниками информации»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится (БУ):

Знания:

-        классифицировать растения по наличию частей растений

Умения:

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать тему и задачи урока;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Будут созданы условия для формирования у ученика:

способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

F:\Новая папка\2.JPG

  • выделять        признаки каждого вида растений Ученик                получит возможность научиться(ПУ):
  • классифицировать растения        по

определенному признаку познакомиться        с

разнообразием        мира растений

  • устанавливать соответствие между рисунком и гербарием с целью классификации растений по общему признаку: наличие корня, стебля, листьев, цветка;
  • анализировать текст учебника; работать с интеллект – картой; строить рассуждения;
  • приводить доказательства правильности заключений.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь одноклассников;
  • формулировать ответы на вопросы; оформлять свои мысли в устной форме, посредством интеллект – карты.

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

1. Мотивационно - ориентировочный этап

1.1Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (проблемная ситуация).

Решение проблемной ситуации: осенью не все плоды томатов созревают по различным причинам. На прошлой неделе нами был поставлен опыт с целью: помочь зелёным томатам стать зрелыми, т е красными.

Ход опыта

  1. На дно стеклянной банки поместить два перезрелых банана.
  2. Сверху положить зелёные плоды томатов.
  3. На томаты ёще поместить перезрелые фрукты
  4. Вторая банка контрольная: в ней будут лежать только зелёные томаты.

Были высказаны различные гипотезы результатов данного опыта

Познавательные УУД:

  • приводить доказательства правильности заключений

Естественнонаучная ФГ:

  • готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач

1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (познавательныйинтерес, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат).

- Почему зелёные помидоры стали красными?

(Подсказка в тетради Лихолат Т.В. «Любые переспелые плоды выделяют газ, который ускоряет созревание овощей и фруктов».)

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь одноклассников;
  • формулировать ответы на вопросы

Естественнонаучная ФГ:

  • овладение методами познания природных явлений

1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): уметь на основе сравнения и наблюдений делать умозаключения; осуществлять анализ, представлять информацию в разных формах.

  • У всех ли растений есть плоды? Рассмотрите гербарий.
  • Из каких частей состоит растение? (работа по презентации - электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Естественнонаучная ФГ:

- желание самостоятельно приобретать знания

1.4. Учебная задача (УЗ): провести классификацию растений. Тема урока «Разнообразие растений»

Цель: провести классификацию растений с помощью гербария.

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать тему и задачи урока;

Естественнонаучная ФГ:

- осознание ценности и значения научных знаний о природе

2. Поисковый этап

2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи) Тест открытого вида:

Водоросли не имеют …………………………..

У мхов есть        , но

нет…………………………….

У папоротника есть…………………………………………., но нет………..

- Сможем ли мы справиться с предложенной работой? Почему?

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь одноклассников;
  • формулировать ответы на вопросы; оформлять свои мысли в устной форме.

Естественнонаучная ФГ:

  • проявление интереса к естествознанию как науке

2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:

1. Работа с гербарием 2.Составление интеллект - карты

3. Чтение по тексту учебника

Укажите форму фиксация плана (графическая, устная, письменная и др.)

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

Естественнонаучная ФГ:

  • желание самостоятельно приобретать знания

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\1 [800x600].JPG

3. Практический этап

1. Реализуемый пункт плана.

Мотивационно - ориентировочный этап: обсуждение проблемной ситуации. Сравнение гипотез и результатов постановки опытов.

Поисковый этап: определение учебно - практической задачи. Классификация растений.

Практический этап: планирование действий по решению учебно- практической задачи:составление интеллект – карты, практическая работа с гербарием, смысловое чтение по учебнику.

Рефлексивно-оценочный этап: составление ромашки Блума, выполнение теста открытого вида

2. Форма организации учебной деятельности, обеспечивающая самостоятельное получение или применение учащимися знаний, умений, опыта (наблюдение, эксперимент, дидактическая игра, решение практической        задачи, выполнения творческих заданий беседа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника, других пособий и т.д.).

Составление интеллект – карты: объект изучения – разнообразие растений (флора) основные понятия, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей – водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Познавательные УУД:

- устанавливать соответствие между рисунком и гербарием с целью классификации растений по общему признаку: наличие корня, стебля, листьев, цветка;

3. Содержание проводимой работы. работа с гербарием в группах

интеллект – карта: ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами (работа по тексту учебника):

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь одноклассников;
  • формулировать ответы на вопросы; оформлять свои мысли в устной - форме, посредством интеллект – карты.

- Найти отличительные особенности каждого вида растений.

Водоросли ( стр. 59)        « … не имеют настоящих корней, стеблей, листьев, цветков»

Мхи ( стр. 61) « .. есть стебель и листья, но нет корней и цветков» Папоротники ( стр. 61 ) « … кроме стеблей и листьев, имеют корни» Хвойные ( стр. 62) « … есть не только корни, стебли и листья, но и семена. Голосеменные)

Цветковые ( стр. 64) « … имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами»

Читательская грамотность:

- восприятие текста, анализ, оценка.

Информационная ФГ

Предполагаемый итог работы (открытие нового знания).

Вывод: Томаты относятся к цветковым растениям. Цветковые отличаются от водорослей, мхов, папоротников, хвойных тем, что на месте цветка образуется плод с семенами.

Познавательные УУД:

- приводить доказательства правильности заключений

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Опишите содержание работы 1.«Минутка для любознательных»

Смысловое чтение. Составить по тексту вопросы.

Если в России картофель был назван «чёртовым яблоком», то французы его именуют «земляное яблоко». Сравнивают с яблоком и другое растение

– томат. Есть у томатов и другое название – помидоры, «золотое яблоко». Томаты попали в Европу в середине XVI века.

Дикие родичи томатов (многолетние) до сих пор сохранились в горах Перу. Культурными растениями томаты стали ещё до открытия Америки Колумбом. В Европу помидоры ( томаты) завезли из Мексики. Первое упоминание о томате в России относится к 1781 году. В это время его выращивали только в частном ботаническом саду Демидова в Москве. В настоящее время помидоры выращивают не только в тёплых южных районах нашей страны, но и в Сибири и на Дальнем Востоке.

Дикий томат, растущий и сейчас на Галапагосских островах ( вблизи западного побережья Южной Америки), - растение мелкоплодное. Его плоды не крупнее обыкновенной вишни. Известно более 500 видов

Познавательные УУД:

-анализировать предложенный текст

Читательская ФГ:

  • способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей Естественнонаучная ФГ:
  • способность к рефлексивным действиям

F:\Новая папка\6.JPG

томатов различных размерами, вкусом и по химическому составу (витамины группы В и каротина, который придаёт различные цветовые оттенки).

2. Из вопросов составляется цветок «Ромашка Блума»

- Почему же томаты не всегда вызревают в России?

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся

Опишите задания, предлагаемые, учащимся, критерии их оценки

  1. Тест        открытого        вида (предложенный в начале урока)
  2. Домашнее задание:

Поставить опыт с целью изучения

сохранение томатов а свежем виде в течение длительного срока Ход опыта

  1. Положить красные помидоры в две стеклянные банки.
  2. Луковицу разрезать на несколько частей и завернуть в марлю.
  3. Опустить мешочек в одну банку.
  4. Вторая банка контрольная, без лука.
  5. Раз в неделю лук менять.
  6. Обе банки закрыть крышками.
  7. Результаты наблюдений оформить в таблицу.

Личностные УУД:

- способности        к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: "Кладовые Земли", 3 класс.

Урок проведён в рамках районного конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., в Санкт-Петербурге, Красносельском районе....

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.

Ресурсы:Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение», ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., толковый словарь)Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, м...

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3. В.П. Астафьев «Капалуха»

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, п...

Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.

Информационный материал УМК«Школа России».Демонстрационный материалКолба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику)«Окружающ...