Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Информационный материал УМК «Школа России». Демонстрационный материал Колба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику) «Окружающий мир» (под ред. А.А. Плешакова) Диагностический материал: учебник«Окружающий мир»: 3 класс: ч. 1, стр. 46 – 50 А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь №1», стр. 27-29 А.А. Плешаков | Русский язык «Правописание безударных гласных в корне слова», «Учимся писать слова с двумя корнями» Развитие речи «Работа с текстом» Математика «Работа с информацией» «Работа с разными источниками информации» Литературное чтение Экология |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.
УМК «Школа России» Плешаков А.А.
Учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир»: 3 класс: ч. 1
Тема урока | Воздух и его охрана. | |
Тип урока | Открытие нового знания в форме исследования. | |
Цель урока | Создать условия для ознакомления с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепить представления о газообразных веществах; способствовать формированию умения постановки проблемных вопросов. | |
Основные термины и понятия | Воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха, загрязнение воздуха, охрана воздуха. | |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал УМК «Школа России». Демонстрационный материал Колба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику) «Окружающий мир» (под ред. А.А. Плешакова) Диагностический материал: учебник«Окружающий мир»: 3 класс: ч. 1, стр. 46 – 50 А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь №1», стр. 27-29 А.А. Плешаков | Русский язык «Правописание безударных гласных в корне слова», «Учимся писать слова с двумя корнями» Развитие речи «Работа с текстом» Математика «Работа с информацией» «Работа с разными источниками информации» Литературное чтение Экология | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится (БУ): Знания: применять знания о воздухе и его свойствах | Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать тему и задачи урока; | Будут созданы условия для формирования у ученика: способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, умение высказывать предположения и |
в жизни. Умения: определять свойства воздуха. Ученик получит возможность научиться (ПУ): формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование |
Познавательные УУД:
| находить их доказательства разными способами, умение работать с моделями, таблицами, диаграммами, представляя с их помощью нужную информацию, умение находить информацию в тексте. |
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты ФГ | |
1. Мотивационно - ориентировочный этап | ||
1.1Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (проблемная ситуация). Решение проблемной ситуации: Подведение детей к самостоятельному выводу, чем важен воздух для всего живого на Земле. Выяснить, каков состав воздуха и везде ли он одинаков. Выполнить практическую работу, моделируя состав чистого и загрязненного воздуха. Выявить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Самостоятельная работа в парах. -Какую информацию о значении воздуха мы можем получить из этой схемы? | Познавательные УУД: приводить доказательства правильности заключений. Естественнонаучная ФГ: готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач. |
человек еда вода воздух 5 недель дней минут Делают вывод. Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут. – Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78 %, кислорода – 21 % и углекислого газа – 1 %. «Газ» в переводе с греческого означает «хаос». Воздух – смесь газов. Работа с диаграммой. | |
1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (познавательныйинтерес, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат). Из чего состоит воздух?
| Коммуникативные УУД:
Естественнонаучная ФГ: овладение методами познания природных явлений. |
1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): уметь на | Естественнонаучная ФГ: желание самостоятельно приобретать |
основе сравнения и наблюдений делать умозаключения; осуществлять анализ, представлять информацию в разных формах.
(работа по учебнику - электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» (под ред. А.А. Плешакова) | знания. |
1.4. Учебная задача (УЗ): показать важность воздуха для всего живого на Земле; сформировать представление о составе воздуха; разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Тема урока: Воздух и его охрана. Цель: формирование у учащихся понимания особой важности воздуха для всего живого. | Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать тему и задачи урока. Естественнонаучная ФГ: осознание ценности и значения научных знаний о природе. |
2. Поисковый этап | |
2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи) Прием «Да-нет» Воздух прозрачен? ………………………….. Имеет ли воздух цвет?……………………… Имеет ли воздух запах?…………………….. Воздух при нагревании расширяется? ………..
| Коммуникативные УУД:
Естественнонаучная ФГ: проявление интереса к естествознанию как науке. |
2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:
Укажите форму фиксация плана (устная, письменная ) | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Естественнонаучная ФГ: желание самостоятельно приобретать знания. |
3. Практический этап. | |
1. Реализуемый пункт плана. Мотивационно - ориентировочный этап: обсуждение проблемной | Регулятивные УУД: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что |
ситуации. Сравнение гипотез и результатов постановки опытов, Поисковый этап: определение учебно - практической задачи. Свойства воздуха. Практический этап: планирование действий по решению учебно - практической задачи: составление интеллект – карты, практическая работа (опыты), смысловое чтение по учебнику. Рефлексивно-оценочный этап: составление Синквейна, использование приема «Да - нет». | еще подлежит усвоению. Естественнонаучная ФГ: переработка информации, актуализация знаний, составления плана. |
2. Форма организации учебной деятельности, обеспечивающая самостоятельное получение или применение учащимися знаний, умений, опыта (наблюдение, эксперимент, дидактическая игра, решение практической задачи, выполнения творческих заданий беседа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника, других пособий и т.д.). Составление интеллект – карты: объект изучения – воздух основные понятия, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей – прозрачный бесцветный не имеет запаха при нагревании расширяется при охлаждении сжимается упругий легче воды не имеет формы По результатам исследования свойств воздуха учащиеся заполняют таблицу в тетради. Задание №2. | Познавательные УУД: - устанавливать соответствие, с помощью опытов, расширить у учащихся представление о воздухе как смеси газообразных веществ, изучить его основных свойств. |
3. Содержание проводимой работы. Работа в группах. Задания для проведения опытов. 1 группа (учебник – стр. 46) Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха? Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед | Коммуникативные УУД:
|
лицом. Образуется ветер. (Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он не видим.)
Задание:Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха? Опыт:Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха. (Воздух не имеет вкуса. Воздух не имеет запаха.)
Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма? Опыт: Учащиеся должны убедиться, что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают. (Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.)
Задание:Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Почему пузырьки поднимаются вверх? Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды - пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх. (Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды.)
Задание:У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать? Опыт: Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух - упругий. (Воздух легко сжимается и он упругий.) | - контролировать и корректировать свои действия и действия товарищей. Читательская грамотность: восприятие текста, анализ, оценка. |
4. Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, актуализация освоенных ранее представлений, создание нового алгоритма, определение эффективного способа, выявление закономерности и т.д.) | Познавательные УУД: приводить доказательства правильности заключений. |
Вывод: Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. | |
4. Рефлексивно-оценочный этап. | |
4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ. Опишите содержание работы 1.«Минутка для любознательных» Смысловое чтение. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. -Мы привыкли называть воздушный океан – небом. А ученые его называют – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Атмосфера защищает Землю от избытка тепла и холода. Если бы не было атмосферы, солнечные лучи сожгли бы все живое на нашей планете. 2. Синквейн «Воздух» Воздух чистый, свежий дышать, окислять, насыщать Без воздуха, нет жизни кислород | Познавательные УУД: - анализировать предложенный текст. Читательская ФГ: способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей. Естественнонаучная ФГ: способность к рефлексивным действиям. |
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся. Опишите задания, предлагаемые, учащимся, критерии их оценки
Определить еще одно свойство воздуха. (Работа с информацией) Воздух - защитник живого. Травянистые растения, зимующие под снегом, | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
не замерзают, потому что в нем много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым «одеялом». К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц – перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее. Нарисуйте плакат «Берегите воздух» - Ребята, а где и как человек может применить свои знания о воздухе? (Ветряные мельницы, дирижабли, воздушные шары, летательные аппараты и многое другое). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологическая карта по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Площадь фигуры. Единицы площади" Манзебур Валентина Ивановна
Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Авторы УМКУМК «Начальная школа XXI века», Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организа...
Технологическая карта по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи». Тема: «Голос».
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» и предназначена для учащихся с нарушениями слуха....

Технологическая карта по учебному предмету «Письмо» в 1-м классе на тему: «Составление предложений»
Технологическая карта по учебному предмету «Письмо» в 1-м классе на тему: «Составление предложений»...

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3.
Ресурсы:Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение», ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., толковый словарь)Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, м...

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3. В.П. Астафьев «Капалуха»
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, п...

Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс 3. Разнообразие растений на Земле.
Информационный материал УМК«Начальная школа XXI века». Головкин Б.Н.«Рассказы о растен...