Технологическая карта урока «Правописание приставок на з/с»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кузнецова Елена Николаевна

Технологическая карта урока "Правописание приставок на з/с."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Правописание приставок на з/с»

 

ФИО учителя/преподавателя: Кузнецова Елена Николаевна

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные

 Создать условия для формирования у обучающихся умения писать приставки, оканчивающиеся на з/с,

Метапредметные

 Познавательные:

-осознавать познавательную задачу, решать ее;

-строить несложные рассуждения;

-пользоваться справочным материалом;

-понимать информацию, представленную в графической форме; переводить ее в словесную форму, решать ее; строить несложные рассуждения, делать выводы.

- классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные:

-ставить учебные цели и задачи;

- планировать способы и пути достижения целей;

- прогнозировать результат исследования;

- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;

- контролировать.

-Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

-работать в группе по решению общих учебных задач;

- использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.

Личностные

-Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности,

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Средства обучения: учебник, тетрадь, словарь, карточки, раздаточный материал.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Характеристика этапов урока: 

 

Название, содержание и цель этапа урока[1]

Деятельность педагога[2]

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверка готовности класса и оборудования,

эмоциональный настрой на урок

Цели для учителя:

-Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности,

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создать положительныйэмоциональный настрой у учащихся.

Цели для учеников:

-подготовиться к мыслительной деятельности,

Позитивно настроиться на урок.

(1-2минуты)

Словесный метод.Слово учителя- рифмованное начало урока.

Вид и форма контроля:

Фронтальный.Наблюдение учителя

Приветствие учащихся.

Ужасно интересно всё то,

                   что неизвестно.

А то, что неизвестно,

                   нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

                   проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся

                   нам понять.

– Проверим готовность к уроку.

Формы, методы, методические приёмы.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя- рифмованное начало урока.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

 

 

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания, актуализация знаний обучающихся

Цели для учителя:

-выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала,

 -выявить возможные затруднения и помочь их ликвидировать.

 

Цели для обучающихся:

-повторить  изучаемую тему, выстроить логику изучения материала.

Игровой метод.

 

(2-3 мин.)

-Откройте свои тетради, запишите дату, слова «Классная работа».

-Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем сейчас.

-Почему мы слово делим на части?

 

-Ребята, какая тема была на прошлом уроке? С какой частью слова работали?

-Какую орфограмму изучали?

 

 

-Какое задание было дано в упражнении, заданном на дом?

-Незнайка тоже выполнял это упражнение дома и вот какие приставки у него получились (на доске карточки с приставками из домашней работы по-, на-, за-, зо-,

ва-, пад-, под-, во-, да-, до-, но-, раз-, рас,  роз-, раз-, рос-.)

- Внимательно посмотрите на свою работу, на свои приставки и на работу ученика.

 

-Молодцы!

 

 

 

 

 

 

-Какие трудности вы испытали при выполнении домашней работы?

 

 

-А какие трудности могли быть в таком задании?

 

 

 

-Как избежать таких ошибок?

 

 

Записывают.

 

-Части слова.https://documents.infourok.ru/2244f086-a740-4eff-b0b9-913ca604a2ac/0/image001.png

 

-Потому что опасные места(орфограммы) бывают в разных частях слова. И в корне, и в суффиксе, и в окончании, и в приставке.

 

-Правописание приставок.

-Правописание безударных гласных в приставках.

 

-В упражнении надо было вставить буквы безударных гласных звуков  в приставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети замечают, что среди приставок на доске «лишние», записанные не по правилу. Предлагают эти приставки убрать (зо-,ва-, пад-, да-, но-, роз-, рос).

Дети убирают неправильные приставки.

 

Замечают, что приставки раз- и рас- в домашнем упражнении не встречались.

(Данные приставки вывешиваются отдельной группой).

 

-Никаких. Мы хорошо запомнили, какие буквы безударных гласных встречаются в приставках.

 

- Мы могли забыть, какие приставки бывают.

-Или неправильно разделить слово на части.

 

-Можно обратиться к словарю, обратиться к памятке о приставках, созданной в нашей тетради.

 

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

 

Цели для учителя:

-Подвести обучающихся к выявлению затруднения.

-создавать условия для определения темы и цели урока.

Цели для обучающихся:

-зафиксировать причину затруднения,

-под руководством учителя сформулировать тему и цель урока.

 

Словесный метод-

подводящий  к проблеме диалог.

(5 минут)

-Ребята, а какие буквы нужно запомнить в приставках?

!

-А в каких приставках?

-Приведите примеры.

-Какой же согласный был опасным?

-Как интересно!

-Ребята, а как узнать, какую приставку написать, например, в словах: ра_бавить и ра_править? (Карточки со словами вывешиваются на доску)

-Какая трудность может возникнуть в написании этих слов? Сформулируйте проблему.

 

 

 

 

 

Итак, тема нашего урока…

Учитель корректирует тему урока: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с».

А цель урока… (продолжите мою фразу)

Намечаем пути решения возникшей проблемы.

-Вспомните, в какой части слова встречалась тема «Правописание парных согласных».

-Какое правило использовали для написания парных согласных в корнях?

 

 

 

 

-Поможет ли  это правило в нашей ситуации с приставками.

 

-Буквы гласных звуков.

 

-А бывают и согласные опасные!

Дети указывают на группу приставок раз- рас-. В приставке рас-.

- Мы вчера писали слово «расстояние».

-[с]. Потому что можно написать приставку раз-, ведь з-с- это парные согласные.

 

 

 

 

Дети размышляют. Сомневаются.

-В первом слове слышится [з], а во втором [c]. Нам кажется, что в слове разбавить пишется раз-, а в слове расправить пишется рас-. Но точно мы не знаем, так как не можем объяснить, когда в приставке пишется з, а где с.

Озвучивают проблему.

-Мы не знаем, когда в словах пишется приставка раз-, а когда- рас-.

-Правописание приставок раз-, рас-

 

 

 

-А цель урока, выяснить, когда пишется приставка раз-, а когда рас-.

- Мы должны определить, от чего зависит написание з или с в приставках.

 

-В корне слова.

 

Дети вспоминают правило. «Чтобы правильно написать букву парного согласного в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный согласный звук».

 

Не знаем, давайте проверим.

 

Изучение новых знаний 

Цели для учителя:

-организовать  исследование, в результате которого обучающиеся выводят новое знание.

-создавать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности.

 

 

Цели для обучающихся:

-Под руководством учителя открыть новый способ действия,

-зафиксировать новое знание в речи и схеме.

 

 

Фронтальная , групповая

 

Методы:

Исследовательский метод.

Словесный- проблемный диалог, работа со словарём,

с учебником, составление схемы-изображения выведенного правила.

Методы мотивации и стимулирования.

 

 

 

 

 

(10 мин-12 мин.)

-Проведём исследование.  К доске идут 2 человека. Запишите транскрипцию слов разбавитьрасправить и разобрать

 

-Сравните приставки, почему в первом слове слышится [з], а во втором [с]?

 

 

 

 

 

 

-Теперь запишите эти слова буквами. Предположите, какие буквы надо записать.

 

- Какие буквы хочется написать?

 

 

 

 

 

- А как же проверить, правильно ли вы думаете?

 

 

 

-Какой вывод мы сделаем?

 

 

-А что влияет в этом случае на выбор написания буквы з или с?

 

 

 

 

Итак, для проверки написания буквы з или с в приставе, надо послушать, как произносится это слово.

 

 - И второй путь…

 

 

 

-Ребята, а как вы думаете, есть ли ещё приставки, в которых пишутся парные согласные?

-Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте.

-Нам надо проверить, проблема написания этих приставок будет решаться тем же способом, что и раз //рас?

-У меня 4 карточки:

БЕ_ОПАСНЫЙ

БЕ_ПОЛЕЗНЫЙ

И_БЕЖАТЬ

И_ПРАВИТЬ

Предлагаю объединиться в группы и проверить выявленную нами закономерность. Каждой группе предлагается слово,

-Как будем действовать?

-но прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группах.

 

 

 

 

-Делаем вывод: в результате проделанной работы мы выяснили… (продолжите мою фразу).

 

-Давайте наши выводы сравним с учебником.

-Давайте выведем алгоритм, который нам поможет определить, какую букву писать в приставках на з/с

 

 

 

 

 

 

 

-Какие же способы написания приставок на з/с мы открыли, узнали сегодня с вами?

 

 

 

 

 

 

Дети на доске, а остальные в тетради записывают транскрипцию [разбав`ит`], [разобрат’]

 и [расправ`ит`].

-В первом и во втором слове происходит озвончение, а  в третьем- оглушение, так как после приставки в слове «разбавить» стоит звонкий [б], в слове «разобрать» гласный [о], а в слове «расправить» -глухой [п].

Детям предлагается попробовать произнести данные слова с обеими приставками[разбав`ит`]-,[расбав’ит’],[разправ’ит’] - [расправ`ит`]. Дети пробуют.

Дети предлагают в первом слове написать букву з (разбавить), а в третьем-с(расправить), потому что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный и происходит озвончение. По поводу слова расправить мнения детей разделились. Большая часть склоняется к тому, что слово надо писать   с приставкой рас-. Но объяснить не могут.

-Надо посмотреть в словаре. 3 человека берут словарь (словообразовательный) и читают, что есть такие слова разбавить, и расправить.

-Мы были правы, произношение и написание совпадают. Как слышим, так и пишем!

-А влияет на произношение и написание следующая буква после приставки. Если первый звук в корне после приставки глухой, то пишем букву с, а если звонкий, пишем в приставке з.

 

 

 

Слышишь [з]-пишешь букву з. Слышишь [с]-пишешь букву с.

Эти выводы оформляются на доске в виде схемы.

 Или надо посмотреть на следующую за приставкой букву. Если это буква, обозначает глухой звук, то пишем с, если-звонкий, пишем з.

Дети предполагают:

-Может быть,

-наверное, есть.

 

Дети читают.

-Да. есть ещё приставки из-/ис- и без-/ бес-.

 

 

 

https://documents.infourok.ru/2244f086-a740-4eff-b0b9-913ca604a2ac/0/image002.png

 

-нам нужно записать транскрипцию этих слов, вставить букву в приставку и проверить написание по словарю.

-проговаривают правила работы в группах

 

В форме групповой работы дети выполняют предложенное задание, карточки с записями выносят на доску. Один человек от группы озвучивает результат работы:

И_СПРАВИТЬ [исправ’ит’] исправить

https://documents.infourok.ru/2244f086-a740-4eff-b0b9-913ca604a2ac/0/image004.png

И_БЕЖАТЬ

[изб’ижат’]

 избежать

 

 

-Мы выяснили, что приставки из-/ис- и без-/бес- подчиняются той же закономерности, что и приставки раз-// рас-.

Читают правило в учебнике.

 

Если приставка заканчивается на з/с, смотрим, с какого звука начинается корень. Если с глухого, пишем с, в остальных случаях-з.

Записывают вывод в виде схемы.

https://documents.infourok.ru/2244f086-a740-4eff-b0b9-913ca604a2ac/0/image005.jpg

- первый способ: определяем, с какого звука начинается корень. Если с глухого согласного –пишем в приставке С, если со звонкого или гласного -пишем З.

-  второй способ: послушать себя и написать, ту букву, звук которой слышится.

Физминутка.1-2 мин

 

Первичная проверка понимания изученного

Цели для учителя:

-создавать условия для первичного закрепления обучающимися изученного материала.

Цели для обучающихся:

Определять, какую букву написать в приставке, учитывая последующий согласный звук.

(применить новый способ действия)

Проверить свою работу по образцу.

(5 -7мин)

Фронтальная, парная.

Методы:

Словесный-проговаривание правила написания с опорой на схему, практический- выполнение упражнения.

методы контроля и самооценки (дети сверяют свои работы с образцом, оценивают их)

-Ребята, мы узнали новое правило. Что нам теперь нужно сделать?

-Дети. найдите в учебнике стр.66 упр. №1, прочитайте задание и объясните.

-Ребята, кто уверен в своих силах, расскажите у доски, какую буквы надо вставить в приставки. 

Оставшиеся слова запишите, объясняя друг другу выбор буквы. Работайте в парах.

 

 

-Проверим, что у вас получилось. Поднимите руки, кто выполнил упражнение без ошибок.

-А кто обнаружил у себя ошибки?

- Ребята, что посоветуем Рите и тем, кто допустил такую ошибку?

 

 

 

-Надо потренироваться в его использовании.

 

Надо написать приставки буквами вместо транскрипции.

 

Первые два слова записываются на доске с проговариванием обоснования вставленной буквы. Дети выполняют упражнение в парах, а в это время за доской его выполняет сильный ученик. Затем ученик у доски открывает свою работу и выполняется фронтальная проверка.

 

 

 

 

 

 

 

Маргарита: «В слове бесполезный я написала в приставке букву и».

-Приставки бис- не бывает, надо повторить безударные гласные в приставках.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цели для учителя:

-Организовать выполнение самостоятельной работы на новое правило.

Цели для обучающихся:

-Применяя новое знание, выполнить задание самостоятельно в тетради.

(5-7 мин)

Фронтальная.

Методы: Словесный-обсуждение способа выполнения задания, проговаривание нового способа действия по алгоритму, схеме.

Практический.

В упражнении № 2 нам предлагают выполнить творческое задание. Какое?

 

 

Два слова из упражнения составляются фронтально, остальное упражнение дети выполняют самостоятельно.

Детям в упражнении предлагается подобрать подходящие приставки к имеющимся корням и составить новые слова.

 

-Составить слова с приставками раз-/рас-, из-/ис- и без-/ бес-.

 Дети обсуждают план действия.

-Подставляем имеющиеся приставки к корню, смотрим существует ли такое слово. Проверяем правильность написания приставки. Например, пугался, пробуем приставку без/бес--, получилось слово беспугался. Такого слова нет. Значит, эта приставка не подходит. Пробуем приставку из-/ис-, получается слово испугался. Приставка подходит. Теперь решаем, какую приставку напишем из- или ис-. Смотрим на первую букву в корне. Буква п- буква глухого звука, значит, пишем в приставке –с- испугался.

Послушали себя услышали звук [с].

 

Контроль и самоконтроль, коррекция

Цели для учителя:

-Способствовать выявлению затруднений.

-Устанавливать степень усвоения детьми нового способа действия.

-Организовать взаимопроверку обучающимися выполненного задания.

Цели для обучающихся:

-должны находить и исправлять

ошибки, обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения, осуществлять взаимопроверку.

(5 минут)

Индивидуальная, парная, методы : практический, самоконтроля, взаимооценки

Организовывает взаимопроверку в парах после выполнения упражнения.

 

 

 

Дети выполняют упражнение, а затем проводят взаимопроверку в парах,

обмениваются тетрадями и проверяют выполненное упражнение друг у друга.

Если дети друг у друга найдут ошибки, то пара поднимает красную карточку. Дети рассказывают, какая была ошибка и объясняют, как правильно написать.

Если ошибок нет, пара поднимает зелёную карточку.

 

 

Подведение итогов урока, рефлексия

Цели для учителя:

-сообщить учащимся о домашнем задании,

-зафиксировать новое содержание урока,

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Цели для обучающихся:

-выбрать вариант домашнего задания

- оценить свою работу на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Фронтальная.

Методы: Словесный-

объяснение учителя,

обобщающая беседа, метод анкетирования.

 

 

(2-3 мин)

 

Домашнее задание:

-Повторить/выучить правило «Правописание приставок на з/с».

 -   Ребята, у каждого на парте конверт  с тремя заданиями. я предлагаю вам выбрать задание для домашней работы:
1.в голубом конверте самое лёгкое задание: даны слова, в которых пропущена буква в приставке .Надо вставить пропущенную букву.
2. В жёлтом конверте задание посложнее: в предложении есть слова с пропущенными приставками-нужно вставить подходящую приставу.

3.В зелёном конверте самое сложное задание: в предложениях пропущены слова с проблемными приставками. Надо вставить слово с приставкой из нашей темы. Записать в тетрадь.

Выберите себе задание по степени трудности.

Итак, ребята, подведём итог.

-Какова была тема урока? Над какой проблемой работали? - Какую ставили цель? Вы достигли её? Какое новое правило изучили?

Что получилось? Что не получилось?

Заполните анкету- впечатление о своей работе на уроке.

 

 

 

-Ребята, поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?

-У кого хорошее настроение?

-Кому новый материал урока понятен?

- Молодцы! Мне тоже понравилось, как вы работали.

- А что вы посоветуете тем, кто не доволен своей работой на уроке, кто работал не очень активно?

 

 

-Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно выслушивают задания и выбирают подходящий для них конверт.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы и заполняют анкету

 

1.На уроке я работал активно / пассивно.

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен.

3.Мое настроение хорошее / плохое.

4.Материал урока мне был понятен / не понятен

 

 

 

 

Дети поднимают руки. Большинство детей оценивают себя положительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Стараться на следующих уроках, ведь мы учимся для себя, чтобы стать умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах

технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Этот урок формирует умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.Развивает умение отличать слова,в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного,от слов,в которы...

Технологическая карта урока "Правописание –ться и –тся в глаголах" 4 класс

Тема урокаПравописание –ться и –тся в глаголахТип урокаУрок  ознакомления с новым материаломЦель урока:  Содействовать ознакомлению с правилом правописания –ться и   -тся в гл...

Технологическая карта урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», русский язык, 2 класс. Автор: Рогова Ю.П.

Технологическая карта урокаРогова Юлия Петровна, учитель начальных классов   МОУ  СШИ №2Предмет: Русский языкКласс: 2 классУМК:   «Школа России», «Русский яз...

технологическая карта урока «Правописание гласных в ударных и безударных слогах» 1 класс

Разработка урока русского языка в 1 классе "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"...

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов и приставок"

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с суффиксами и приставками, обучения нахождению суффиксов и приставок  в письменной речи. Планируемые результатыПредметные:получат...