Технологическая карта урока «Правописание приставок на з/с»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока "Правописание приставок на з/с."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Правописание приставок на з/с»
ФИО учителя/преподавателя: Кузнецова Елена Николаевна
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные
Создать условия для формирования у обучающихся умения писать приставки, оканчивающиеся на з/с,
Метапредметные
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, решать ее;
-строить несложные рассуждения;
-пользоваться справочным материалом;
-понимать информацию, представленную в графической форме; переводить ее в словесную форму, решать ее; строить несложные рассуждения, делать выводы.
- классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения.
Регулятивные:
-ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения целей;
- прогнозировать результат исследования;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- контролировать.
-Коммуникативные:
-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.
Личностные
-Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности,
- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Средства обучения: учебник, тетрадь, словарь, карточки, раздаточный материал.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока[1] | Деятельность педагога[2] | Деятельность учащихся | |||
Организационный момент Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок Цели для учителя: -Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности, -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создать положительныйэмоциональный настрой у учащихся. Цели для учеников: -подготовиться к мыслительной деятельности, Позитивно настроиться на урок. (1-2минуты) Словесный метод.Слово учителя- рифмованное начало урока. Вид и форма контроля: Фронтальный.Наблюдение учителя | Приветствие учащихся. Ужасно интересно всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. – Проверим готовность к уроку. Формы, методы, методические приёмы. Фронтальная. Словесный. Слово учителя- рифмованное начало урока. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
| |||
Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания, актуализация знаний обучающихся Цели для учителя: -выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала, -выявить возможные затруднения и помочь их ликвидировать.
Цели для обучающихся: -повторить изучаемую тему, выстроить логику изучения материала. Игровой метод.
(2-3 мин.) | -Откройте свои тетради, запишите дату, слова «Классная работа». -Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем сейчас. -Почему мы слово делим на части?
-Ребята, какая тема была на прошлом уроке? С какой частью слова работали? -Какую орфограмму изучали?
-Какое задание было дано в упражнении, заданном на дом? -Незнайка тоже выполнял это упражнение дома и вот какие приставки у него получились (на доске карточки с приставками из домашней работы по-, на-, за-, зо-, ва-, пад-, под-, во-, да-, до-, но-, раз-, рас, роз-, раз-, рос-.) - Внимательно посмотрите на свою работу, на свои приставки и на работу ученика.
-Молодцы!
-Какие трудности вы испытали при выполнении домашней работы?
-А какие трудности могли быть в таком задании?
-Как избежать таких ошибок?
| Записывают.
-Части слова.
-Потому что опасные места(орфограммы) бывают в разных частях слова. И в корне, и в суффиксе, и в окончании, и в приставке.
-Правописание приставок. -Правописание безударных гласных в приставках.
-В упражнении надо было вставить буквы безударных гласных звуков в приставки.
Дети замечают, что среди приставок на доске «лишние», записанные не по правилу. Предлагают эти приставки убрать (зо-,ва-, пад-, да-, но-, роз-, рос). Дети убирают неправильные приставки.
Замечают, что приставки раз- и рас- в домашнем упражнении не встречались. (Данные приставки вывешиваются отдельной группой).
-Никаких. Мы хорошо запомнили, какие буквы безударных гласных встречаются в приставках.
- Мы могли забыть, какие приставки бывают. -Или неправильно разделить слово на части.
-Можно обратиться к словарю, обратиться к памятке о приставках, созданной в нашей тетради.
| |||
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников
Цели для учителя: -Подвести обучающихся к выявлению затруднения. -создавать условия для определения темы и цели урока. Цели для обучающихся: -зафиксировать причину затруднения, -под руководством учителя сформулировать тему и цель урока.
Словесный метод- подводящий к проблеме диалог. (5 минут) | -Ребята, а какие буквы нужно запомнить в приставках? ! -А в каких приставках? -Приведите примеры. -Какой же согласный был опасным? -Как интересно! -Ребята, а как узнать, какую приставку написать, например, в словах: ра_бавить и ра_править? (Карточки со словами вывешиваются на доску) -Какая трудность может возникнуть в написании этих слов? Сформулируйте проблему.
Итак, тема нашего урока… Учитель корректирует тему урока: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с». А цель урока… (продолжите мою фразу) Намечаем пути решения возникшей проблемы. -Вспомните, в какой части слова встречалась тема «Правописание парных согласных». -Какое правило использовали для написания парных согласных в корнях?
-Поможет ли это правило в нашей ситуации с приставками.
| -Буквы гласных звуков.
-А бывают и согласные опасные! Дети указывают на группу приставок раз- рас-. В приставке рас-. - Мы вчера писали слово «расстояние». -[с]. Потому что можно написать приставку раз-, ведь з-с- это парные согласные.
Дети размышляют. Сомневаются. -В первом слове слышится [з], а во втором [c]. Нам кажется, что в слове разбавить пишется раз-, а в слове расправить пишется рас-. Но точно мы не знаем, так как не можем объяснить, когда в приставке пишется з, а где с. Озвучивают проблему. -Мы не знаем, когда в словах пишется приставка раз-, а когда- рас-. -Правописание приставок раз-, рас-
-А цель урока, выяснить, когда пишется приставка раз-, а когда рас-. - Мы должны определить, от чего зависит написание з или с в приставках.
-В корне слова.
Дети вспоминают правило. «Чтобы правильно написать букву парного согласного в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный согласный звук».
Не знаем, давайте проверим.
| |||
Изучение новых знаний Цели для учителя: -организовать исследование, в результате которого обучающиеся выводят новое знание. -создавать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности.
Цели для обучающихся: -Под руководством учителя открыть новый способ действия, -зафиксировать новое знание в речи и схеме.
Фронтальная , групповая
Методы: Исследовательский метод. Словесный- проблемный диалог, работа со словарём, с учебником, составление схемы-изображения выведенного правила. Методы мотивации и стимулирования.
(10 мин-12 мин.) | -Проведём исследование. К доске идут 2 человека. Запишите транскрипцию слов разбавить, расправить и разобрать
-Сравните приставки, почему в первом слове слышится [з], а во втором [с]?
-Теперь запишите эти слова буквами. Предположите, какие буквы надо записать.
- Какие буквы хочется написать?
- А как же проверить, правильно ли вы думаете?
-Какой вывод мы сделаем?
-А что влияет в этом случае на выбор написания буквы з или с?
Итак, для проверки написания буквы з или с в приставе, надо послушать, как произносится это слово.
- И второй путь…
-Ребята, а как вы думаете, есть ли ещё приставки, в которых пишутся парные согласные? -Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте. -Нам надо проверить, проблема написания этих приставок будет решаться тем же способом, что и раз //рас? -У меня 4 карточки: БЕ_ОПАСНЫЙ БЕ_ПОЛЕЗНЫЙ И_БЕЖАТЬ И_ПРАВИТЬ Предлагаю объединиться в группы и проверить выявленную нами закономерность. Каждой группе предлагается слово, -Как будем действовать? -но прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группах.
-Делаем вывод: в результате проделанной работы мы выяснили… (продолжите мою фразу).
-Давайте наши выводы сравним с учебником. -Давайте выведем алгоритм, который нам поможет определить, какую букву писать в приставках на з/с
-Какие же способы написания приставок на з/с мы открыли, узнали сегодня с вами?
|
Дети на доске, а остальные в тетради записывают транскрипцию [разбав`ит`], [разобрат’] и [расправ`ит`]. -В первом и во втором слове происходит озвончение, а в третьем- оглушение, так как после приставки в слове «разбавить» стоит звонкий [б], в слове «разобрать» гласный [о], а в слове «расправить» -глухой [п]. Детям предлагается попробовать произнести данные слова с обеими приставками[разбав`ит`]-,[расбав’ит’],[разправ’ит’] - [расправ`ит`]. Дети пробуют. Дети предлагают в первом слове написать букву з (разбавить), а в третьем-с(расправить), потому что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный и происходит озвончение. По поводу слова расправить мнения детей разделились. Большая часть склоняется к тому, что слово надо писать с приставкой рас-. Но объяснить не могут. -Надо посмотреть в словаре. 3 человека берут словарь (словообразовательный) и читают, что есть такие слова разбавить, и расправить. -Мы были правы, произношение и написание совпадают. Как слышим, так и пишем! -А влияет на произношение и написание следующая буква после приставки. Если первый звук в корне после приставки глухой, то пишем букву с, а если звонкий, пишем в приставке з.
Слышишь [з]-пишешь букву з. Слышишь [с]-пишешь букву с. Эти выводы оформляются на доске в виде схемы. Или надо посмотреть на следующую за приставкой букву. Если это буква, обозначает глухой звук, то пишем с, если-звонкий, пишем з. Дети предполагают: -Может быть, -наверное, есть.
Дети читают. -Да. есть ещё приставки из-/ис- и без-/ бес-.
-нам нужно записать транскрипцию этих слов, вставить букву в приставку и проверить написание по словарю. -проговаривают правила работы в группах
В форме групповой работы дети выполняют предложенное задание, карточки с записями выносят на доску. Один человек от группы озвучивает результат работы: И_БЕЖАТЬ [изб’ижат’] избежать
-Мы выяснили, что приставки из-/ис- и без-/бес- подчиняются той же закономерности, что и приставки раз-// рас-. Читают правило в учебнике.
Если приставка заканчивается на з/с, смотрим, с какого звука начинается корень. Если с глухого, пишем с, в остальных случаях-з. Записывают вывод в виде схемы. - первый способ: определяем, с какого звука начинается корень. Если с глухого согласного –пишем в приставке С, если со звонкого или гласного -пишем З. - второй способ: послушать себя и написать, ту букву, звук которой слышится. | |||
Физминутка.1-2 мин
| |||||
Первичная проверка понимания изученного Цели для учителя: -создавать условия для первичного закрепления обучающимися изученного материала. Цели для обучающихся: Определять, какую букву написать в приставке, учитывая последующий согласный звук. (применить новый способ действия) Проверить свою работу по образцу. (5 -7мин) Фронтальная, парная. Методы: Словесный-проговаривание правила написания с опорой на схему, практический- выполнение упражнения. методы контроля и самооценки (дети сверяют свои работы с образцом, оценивают их) | -Ребята, мы узнали новое правило. Что нам теперь нужно сделать? -Дети. найдите в учебнике стр.66 упр. №1, прочитайте задание и объясните. -Ребята, кто уверен в своих силах, расскажите у доски, какую буквы надо вставить в приставки. Оставшиеся слова запишите, объясняя друг другу выбор буквы. Работайте в парах.
-Проверим, что у вас получилось. Поднимите руки, кто выполнил упражнение без ошибок. -А кто обнаружил у себя ошибки? - Ребята, что посоветуем Рите и тем, кто допустил такую ошибку?
| -Надо потренироваться в его использовании.
Надо написать приставки буквами вместо транскрипции.
Первые два слова записываются на доске с проговариванием обоснования вставленной буквы. Дети выполняют упражнение в парах, а в это время за доской его выполняет сильный ученик. Затем ученик у доски открывает свою работу и выполняется фронтальная проверка.
Маргарита: «В слове бесполезный я написала в приставке букву и». -Приставки бис- не бывает, надо повторить безударные гласные в приставках. | |||
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цели для учителя: -Организовать выполнение самостоятельной работы на новое правило. Цели для обучающихся: -Применяя новое знание, выполнить задание самостоятельно в тетради. (5-7 мин) Фронтальная. Методы: Словесный-обсуждение способа выполнения задания, проговаривание нового способа действия по алгоритму, схеме. Практический. | В упражнении № 2 нам предлагают выполнить творческое задание. Какое?
Два слова из упражнения составляются фронтально, остальное упражнение дети выполняют самостоятельно. Детям в упражнении предлагается подобрать подходящие приставки к имеющимся корням и составить новые слова. |
-Составить слова с приставками раз-/рас-, из-/ис- и без-/ бес-. Дети обсуждают план действия. -Подставляем имеющиеся приставки к корню, смотрим существует ли такое слово. Проверяем правильность написания приставки. Например, пугался, пробуем приставку без/бес--, получилось слово беспугался. Такого слова нет. Значит, эта приставка не подходит. Пробуем приставку из-/ис-, получается слово испугался. Приставка подходит. Теперь решаем, какую приставку напишем из- или ис-. Смотрим на первую букву в корне. Буква п- буква глухого звука, значит, пишем в приставке –с- испугался. Послушали себя услышали звук [с].
| |||
Контроль и самоконтроль, коррекция Цели для учителя: -Способствовать выявлению затруднений. -Устанавливать степень усвоения детьми нового способа действия. -Организовать взаимопроверку обучающимися выполненного задания. Цели для обучающихся: -должны находить и исправлять ошибки, обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения, осуществлять взаимопроверку. (5 минут) Индивидуальная, парная, методы : практический, самоконтроля, взаимооценки | Организовывает взаимопроверку в парах после выполнения упражнения.
| Дети выполняют упражнение, а затем проводят взаимопроверку в парах, обмениваются тетрадями и проверяют выполненное упражнение друг у друга. Если дети друг у друга найдут ошибки, то пара поднимает красную карточку. Дети рассказывают, какая была ошибка и объясняют, как правильно написать. Если ошибок нет, пара поднимает зелёную карточку.
| |||
Подведение итогов урока, рефлексия Цели для учителя: -сообщить учащимся о домашнем задании, -зафиксировать новое содержание урока, -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Цели для обучающихся: -выбрать вариант домашнего задания - оценить свою работу на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности. Фронтальная. Методы: Словесный- объяснение учителя, обобщающая беседа, метод анкетирования.
(2-3 мин) |
Домашнее задание: -Повторить/выучить правило «Правописание приставок на з/с». - Ребята, у каждого на парте конверт с тремя заданиями. я предлагаю вам выбрать задание для домашней работы: 3.В зелёном конверте самое сложное задание: в предложениях пропущены слова с проблемными приставками. Надо вставить слово с приставкой из нашей темы. Записать в тетрадь. Выберите себе задание по степени трудности. Итак, ребята, подведём итог. -Какова была тема урока? Над какой проблемой работали? - Какую ставили цель? Вы достигли её? Какое новое правило изучили? Что получилось? Что не получилось? Заполните анкету- впечатление о своей работе на уроке.
-Ребята, поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке? -У кого хорошее настроение? -Кому новый материал урока понятен? - Молодцы! Мне тоже понравилось, как вы работали. - А что вы посоветуете тем, кто не доволен своей работой на уроке, кто работал не очень активно?
-Спасибо за работу на уроке! |
Дети внимательно выслушивают задания и выбирают подходящий для них конверт.
Дети отвечают на вопросы и заполняют анкету
1.На уроке я работал активно / пассивно. 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен. 3.Мое настроение хорошее / плохое. 4.Материал урока мне был понятен / не понятен
Дети поднимают руки. Большинство детей оценивают себя положительно.
-Стараться на следующих уроках, ведь мы учимся для себя, чтобы стать умнее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах
технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа...
Технологическая карта урока "Правописание безударных гласных в корне слова"
План проведения урока с целями и задачами...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
Этот урок формирует умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.Развивает умение отличать слова,в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного,от слов,в которы...
Технологическая карта урока "Правописание –ться и –тся в глаголах" 4 класс
Тема урокаПравописание –ться и –тся в глаголахТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель урока: Содействовать ознакомлению с правилом правописания –ться и -тся в гл...
Технологическая карта урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», русский язык, 2 класс. Автор: Рогова Ю.П.
Технологическая карта урокаРогова Юлия Петровна, учитель начальных классов МОУ СШИ №2Предмет: Русский языкКласс: 2 классУМК: «Школа России», «Русский яз...
технологическая карта урока «Правописание гласных в ударных и безударных слогах» 1 класс
Разработка урока русского языка в 1 классе "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"...
Технологическая карта урока "Правописание суффиксов и приставок"
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с суффиксами и приставками, обучения нахождению суффиксов и приставок в письменной речи. Планируемые результатыПредметные:получат...