Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx641.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Сценарий урока

Тема

Правописание гласных букв в изученных орфограммах

Цель темы

Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами, их последующей проверке и обозначения.

Основное содержание темы, термины и понятия

Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЦЫ – ЦИ. Чередование ударных и безударных гласных. Проверка безударных гласных в корне. Написание непроверяемых безударных гласных.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Формировать умение находить изученную орфограмму (сомнительное написание), обозначать ее, соотносить гласный  звук и букву. Осваивать способ проверки безударного гласного в корне слова. Закреплять знания слов с непроверяемыми гласными.

Личностные:    формирование индивидуального стиля деятельности;

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Регулятивные: 

освоение способов выделения орфограммы (сомнительного написания) в слове.

Познавательные: 

осмысление алгоритма нахождения сомнительной гласной;

закрепление  умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

формирование умения использовать логические операции Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Ресурсы

Чуракова Н.А. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 3; Презентация к уроку

Мультимедийное пособие «Тренажер. Слова с непроверяемыми безударными гласными».

Карточки для индивидуальных работ. Иллюстрированные карточки для работы в парах. Карточки для составления кластера. Карточки «Рефлексия урока». Музыка для физкультминутки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические приемы и используемые ресурсы

I этап.  Организационный момент. Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке и развитие умения организовать свое рабочее место.

1.Приветствие

 Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

1.Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку

Слайд 1

слайд 2

слайд 3

2. – Главное правило нашего урока заключено в пословице. Объясните, как вы ее понимаете. Чему она учит? На что настраивает?

Хочешь грамотным быть – учись думать.

Дети отвечают: «Чтобы научиться грамотно писать, нужно уметь находить в словах трудные места и применять правила, а для этого надо научиться думать»

3. Барометр настроения

- Кто считает, что с хорошим  настроением любое дело по плечу?

- Чтобы ваше настроение оставалось в течение всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила. Какие?

Поднимают руки и выбирают пиктограмму с соответствующим настроением

Называют правила:

-Хочешь ответить – подними руку!

- Работай молча, не мешей другим!

- Уважай мнение товарища!

этап Постановка учебной задачи и создание проблемной ситуации. Цели: подвести учащихся к постановке темы и цели урока; активизация и мотивация учащихся

- Откройте содержание в учебнике и прочитайте темы уроков, которые нам ещё предстоит изучить.

- Тема одна, а урок у нас ещё не последний. Как быть?

- Зачеркните повторяющиеся буквы и вы получите название темы урока.

- Какую цель урока каждый из вас может поставить  для себя?

Открывают содержание и читают последнюю тему «Задания для членов клуба «Ключ и заря»»

- Может мы сегодня повторим правила, чтобы потом грамотно выполнить задания.

Выполняют задание  и получают тему урока «Гласные»

-Вспомнить и повторить все правила с написанием гласных букв.

Индивидуальное задание на карточках

КРОГОДЛТВАСУЯУНВЫДРЯЕКТ

На доске появляется табличка

III этап Актуализация опорных знаний и выявление индивидуальных затруднений по теме «Гласные буквы и звуки»

- Назовите гласные буквы русского языка.

- Почему их так называют?

- Назовите гласные звуки.

- Что образуют гласные в слове?

- Какие бывают гласные?

- а, о, у, и, ы,  е, ё, э, ю,  я,

- Они образуются с помощью голоса.

а, о, у, ы, э, и

- Они образуют слоги

- Ударные и безударные

На доске появляется кластер

              

IV этап Правописание сочетаний

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, цы-ци; организация работы в парах на карточках и презентации результата своей деятельности

- Когда ударные гласные могут быть сомнительными?

- В сочетаниях:

Жи-ши, ча-ща, чу-щу, цы-ци

- Я вам предлагаю работу в парах на больших карточках. Помните, чтобы работа ладилась, нужно договариваться и уметь слушать друг друга. Договоритесь, кто будет первым, а кто вторым.

Работа в парах Выполняют задания на больших карточках.

1-я  и 2-ая пары  «Правописание ЦЫ-ЦИ»

3-я пара «Правописание ЖИ- ШИ»

4-я пара «Правописание ЧУ – ЩУ»

5-я пара «Правописание ЧА-ЩА»

- А сейчас я предлагаю продемонстрировать вашу работу так же парами. А остальные должны слушать внимательно и записать по 2 слова на каждое правило.

Выступают парами. Читают по одному слову или выражению, подтверждая вставленную букву.

Остальные учащиеся записывают в тетрадь по 2 слова на каждое правило.

- Дополним наш составляемый кластер.

Предлагают дополнить сочетаниями.

На доске продолжают  кластер

              

Физкультминутка  на глаза под музыку «Делай как я»

V этап Непроверяемые безударные гласные

Цели: закреплять умение писать слова  с непроверяемыми гласными; работать со словарем

-Продолжим наше путешествие. Безударные гласные расположились на двух улицах: непроверяемых и проверяемых.

-Какие гласные живут на первой улице?

-Как можно удостовериться в правильности написания непроверяемой гласной?

-Те гласные, написание которых нельзя проверить.

- Нужно посмотреть в словарь «Пиши правильно» и такие слова нужно учить.

На доске продолжают  кластер

              

             

                   

               

В словах: картина, сапог, компот, тарелка, тетрадь, морковь, платок, улица, собака, завод, Москва, ягода, пальто, лопата, воробей, ученик, дежурный, лимон, заяц, урожай.

-Предлагаю вам интерактивную игру «Тренажер». (Из ЦОР Назаровой М.И.и Капитоновой Л.Н. победителей в конкурсе на лучшее мультимедийное  пособие )

Дети выходят к интерактивной доске «цепочкой» и выбирают гласную.

- Запишите 5 слов, в написании которых вы сомневаться.

Записывают в тетрадь 5 слов, выделяя ударение и  подчеркивая непроверяемую гласную.

VI этап Проверяемые безударные гласные

Цели: совершенствовать умение подбирать проверочные слова к безударным гласным; развивать орфографическую зоркость

-А какие гласные в словах нужно проверять? Почему?

-Как проверить сомнительные гласные?

- Гласные: а,о, е,и,я

- Потому что гласные буквы могут обозначать разные звуки

-Нужно подобрать проверочное слово с ударением на эту гласную

Диктант Незнайки

На дваре висна. Весило бигут ручейки. Кругом растёт маладая трова. Диревья надели зилёные платья. Всюду слышны галоса птиц. Скоро в каждом гнизде запещат птенцы.

Слайд 4

-А сейчас я вам предлагаю стать учителями и проверить диктант Незнайки.

Дети выполняют работу на карточках  индивидуально

-А теперь докажите, что вы нашли ошибки.

Дети устно подбирают проверочные слова

- Выпишите  5 слов с сомнительной гласной и рядом запишите проверочное слово, выдели правило.

Работа в тетрадях

VII этап Контролирующее задание.

Цель: проверить степень освоения закрепленного материала

Диктует текст.

Пишут под диктовку.

Диктант

Наступила весна. На улице стало тепло. Ребята уже сняли пальто и сапоги.

Возвращаются весёлые скворцы. Мы уже слышим их звонкие голоса.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте диктант.

Взаимопроверка.

VIII этап Домашнее задание

Составить по кластеру рассказ  «Гласные» со своими примерами.

1-ый вариант сложности: примеры-слова записать в тетрадь

2-ой вариант сложности: примеры-предложения записать в тетрадь

3-ий вариант сложности: примеры-тексты записать на отдельных листах

Дети выбирают домашнее задание по желанию и по способностям

IХ этап Рефлексия деятельности

Цель: результат и самооценка деятельности

1.Наше путешествие закончено. Выберите настроение.

2. Расскажите по схеме и оцените свою работу на уроке

Дети выбирают настроение

Рассказывают по схеме, используя кластер, оценивают свою работу в течение всего урока

                 Знаю

Я              Умею

                 Смог(ла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание гласных букв, гласная буква И", 1 класс, Школа России + презентация

Правописание гласных букв, буква И1. Организационный момент.1. Артикуляционная гимнастика «Ароматный цветок»2. Актуализация знаний.2. Составьте повествовательное предложение, восклицательное и вопроси...

Технологическая карта урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», русский язык, 2 класс. Автор: Рогова Ю.П.

Технологическая карта урокаРогова Юлия Петровна, учитель начальных классов   МОУ  СШИ №2Предмет: Русский языкКласс: 2 классУМК:   «Школа России», «Русский яз...

технологическая карта урока «Правописание гласных в ударных и безударных слогах» 1 класс

Разработка урока русского языка в 1 классе "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"...

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Представлена технологическая карта урока по русскому языку  для 2 класса по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ" НА ДЕМОЭКЗАМЕН

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ" НА ДЕМОЭКЗАМЕН...