Конспект урока. "Словосочетания в предложении "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Стружкина Марина Васильевна

Тема. Словосочетания в предложении

Тип урока: урок систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx193.59 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема. Словосочетания в предложении 

Тип урока: Урок систематизации знаний

Цель: Систематизировать знания учащихся о словосочетании и предложении.

Задачи:

Образовательная: закреплять представление о словосочетании, способность различать слово, словосочетание, предложение; закреплять сформированные способность находить словосочетания в составе предложения.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (совместно с учителем и одноклассниками)  необходимые действия, операции, действовать по плану.

  Познавательные УУД:

 -осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывает свою точку зрения, аргументируя её; работать в парах, группах.           

Предметные результаты:

- устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;                  

- находить словосочетания в предложении;                                                                              

- выделять главное и зависимое слово в словосочетании.

Тип урока. Повторение пройденного

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

III. Подведение к теме урока, постановка целей урока.

Учитель: Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.

На слайде словарные слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву.

Слова: Кла.., а..ея, ..гурец,  за…трак, в..кзал,  ру..кий, …рех, дево… ка,  сн..жинка, лес…ница, обл..ко,  те…ис, б…лет,   …зык.

Задание: из вставленных  букв данных слов составьте слово, которое подскажет тему нашего урока.

-Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять. Чему мы будем учиться на уроке?

А где мы чаще всего встречаем словосочетания ?(в предложении). - Итак, тема нашего урока «Словосочетания в предложении».  

- Что такое предложение?

-Какие бывают предложения?

Учитель:  Запишите в тетради предложение. Тяжёлая туча закрыла небо.

 Какое предложение  вы записали?  Найдите и выпишите все словосочетания из данного предложения.

- Почему же мы столкнулись с затруднением?( мы забыли как находить словосочетания в предложении)

- Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении)

- Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить строение словосочетания,  вспомнить как находить словосочетание в предложении

Воспроизведение, коррекция знаний, навыков и умений.

Учитель: Что же такое словосочетание? ( Это соединение слов, связанных друг с другом по смыслу.)

- Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров.

- Послушайте стихотворение о словосочетании.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда - наоборот,

Запомни как основу.

- Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.

Учитель: Предлагаю вам вспомнить алгоритм « Как найти словосочетание в предложении». Предлагаю поработать в парах. Перед вами шаги алгоритма, но они все перепутаны. Ваша задача- составить алгоритм верно.

Проверка у доски.

Алгоритм.

  1. Прочитай предложение.
  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.
  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.

Тяжёлая туча закрыла небо.

- Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. ( Туча закрыла)

- Будет ли это словосочетанием?

 - Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? ( Это главные члены, они образуют отдельное предложение)

- Какой второстепенный член относится к подлежащему? ( тяжелая)

- Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. ( туча (какая?) тяжелая).

- Какой второстепенный член относится к сказуемому?(небо)

- Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. ( закрыла (что?) небо).

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?

- Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.

V. Физминутка.

VI.Применение знаний и умений.

Отправьте словосочетание в конверт в зависимости от способа связи. Учащиеся по цепочке выходят к доске, на которой висят конверты, и забрасывают в них словосочетания. Если ребенок допускает ошибку, то он записывает словосочетание на доске и разбирает его.

(Цена каждого правильного ответа 1 балл)

согласование

управление

примыкание

Синева неба,  вишнёвый цвет, спокойно размышлять, читал выразительно, золотое солнце, построю дворцы, видеть море, говорил улыбаясь, надёжный друг, ветка рябины, глиняный кувшин, незаметно бросить, интересная книга,  рисовать красками,         ясно излагать.                                

За 2 минуты вы должны вычеркнуть все не являются словосочетаниями.

снежные сугробы, лежит снег, весенние цветы, белые и холодные, робко пробивается, мягкая и светлая, зелёная травка, спешат примерить, появляются почки, узкие листочки, весенняя капель, чувствуется приближение, яркое солнце, греет солнце, шагает по планете

 снежные сугробы, лежит снег, весенние цветы, белые и холодные, робко пробивается, мягкая и светлая, зелёная травка, деревья спешат примерить, появляются листочки, узкие листочки, весенняя капель, чувствуется приближение, яркое солнце, греет солнце, шагает по планете

Задание для групп «КАРУСЕЛЬ»

Игра “ Фантазёры”. На листочках, записать 3 мин.

Условия игры: к данному рисунку каждая группа учащихся должны подобрать как можно больше словосочетаний. Выигрывает та группа, кто за отведённое время сумела  придумать наибольшее количество оригинальных словосочетаний, не совпавших с примерами других участников. Можно составить весёлый рассказ, рассказ с фантастическим сюжетом, используя составленные словосочетания.

http://1atelie.ru/image.php?mediaID=Njc1ZjI5ODQ3ZWYwOQ==&type=sample&folderID=MTJmMjk4NDdlZjA5&seo=%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%BE%D0%BA&size=540

1ряд. “Подбор подходящих по смыслу прилагательных”.

Рыбак задумчивый, …

2 ряд. “Составление нераспространённых предложений”.

Рыбак сидит. …

3 ряд “Составление словосочетаний”.

Ловит рыбу, поплавок в воде, …

Рефлексия.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

-  Какое задание вызвало у вас трудности?

-  Над чем бы вы еще хотели поработать?

Верите ли вы, что словосочетание не имеет грамматической основы.¬ Верите   ли   вы,   что   словосочетание   не   произносится   с   определённой   целью   и интонацией. ¬ Верите ли вы, что словосочетание не выражает законченную мысль. ¬ Верите   ли   вы,   что   однородные   члены   предложения   могут   являться словосочетанием. ¬ Верите ли вы, что основа предложения может являться словосочетанием. ¬ Верите ли вы, что словосочетания входят в состав предложения. ¬ Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны по смыслу. ¬ Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова. ¬ Верите ли вы, что фразеологизмы являются словосочетанием. ¬ Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная. ¬ Верите   ли   вы,   что   словосочетание   называет   предмет,   действие,   признак,   но только точнее и конкретнее, чем слово. ¬Выражает ли словосочетание законченную мысль? Вывод:  предложение  выражает законченную мысль, словосочетание – … выражает законченной мысли. 2   группа:  Можно   ли   определить   вид   словосочетания   по   цели   высказывания (повествование, побуждение, вопрос)? Вывод:  предложение      произносится   с   определённой   целью,     словосочетание   –   … произносится с определенной целью. 3   группа: невосклицательной интонацией?

Вывод: предложение  произносится с определённой интонацией,  словосочетание – … произносится с определенной интонацией. 4 группа: Может ли словосочетание входить в состав предложения?

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Было ли для вас полезным повторение данной темы?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий к упражнению, в диктанте)

- Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?

- Оцените свою работу.

Руки вверх–все понятно, трудностей не возникало.

Руки перед грудью –все понятно, но возникали небольшие трудности.

Руки опущены –нужна помощь учителя.

- Какие трудности возникли…?

Оценивание учащихся..

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

ЕСЛИ ПОЗВОЛЯТ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Работа с деформированными предложениями

Задание: составить и записать предложения, выписать словосочетания. ( Дети у ИД)

  1. С, снежинки, неба, падали, легкие.
  2. В, парке, замела, золотая, дорожки, осень.
  3. Поздней, льют, холодные, осенью, дожди.

Алгоритм.

  1. Прочитай предложение.
  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.
  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

.

Алгоритм.

  1. Прочитай предложение.
  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.
  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Алгоритм.

  1. Прочитай предложение.
  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.
  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

7) Составлю предложение с этим словом.

Алгоритм.

1.        Прочитай предложение.

2.        Найди в нем подлежащее и сказуемое.

3.        Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

4.        Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

5.        Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

6.        Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Алгоритм.

  1. Прочитай предложение.
  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.
  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Алгоритм.

1.        Прочитай предложение.

2.        Найди в нем подлежащее и сказуемое.

3.        Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

4.        Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

5.        Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

6.        Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

ПАМЯТКА

Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

Алгоритм.

1.        Прочитай предложение.

2.        Найди в нем подлежащее и сказуемое.

3.        Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

4.        Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

5.        Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

6.        Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.
  1. Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  1. Тяжёлая туча закрыла небо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Словосочетание". 4 класс

4 класс.Цель: вспомнить и обобщить знания по теме «Словосочетание»....

Технологическая карта урока "Словосочетание"

1.     ФИО Чепчигашева Инна Васильевна2.     Место работыМКОУ «Каменская средняя школа»3.     ДолжностьУчитель начальных классов4....

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА "Словосочетание"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА "Словосочетание"...

План-конспект урока. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Тема урока: Словосочетание...