Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»
методическая разработка по русскому языку по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»
Тип урока: Открытие нового знаний
Цель урока: Создание условий для развития умений выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил., определять морфологические признаки прилагательного
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные (образовательные): умение выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил., определять морфологические признаки прилагательного.
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 1 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 2 |
5 | Постановка проекта выхода из затруднений | 7 |
6 | Реализация проекта | 15 |
7 | Первичное закрепление с произношением во внешней речи | 5 |
8 | Сам. Работа с проверкой по эталону | 5 |
9 | Включение в систему знаний | 5 |
10 | Итог | 2 |
11 | Рефлексия | 1 |
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов. | Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
Мотивация к учебной деятельности | - Посмотрите на меня. -Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Слушайте внимательно! Объясняйте обстоятельно! Ответить хотите - не шумите А только руку поднимите! | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Актуализация знаний | – Откройте тетрадь. – Запишите дату. – Напишите «Классная работа». – Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы: К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн_м воздух_. – Что можно сказать о буквах гласных, которые вставили? (Это разные орфограммы.) – В каких частях слова встретились эти орфограммы? (В корне: ; в приставке: ; в суффиксе: ; в окончании: ) Морфологический разбор слов. I вариант: (в) воздухе. II вариант: (в) морозном (воздухе). – Какие морфологические признаки у этих слов совпадают? - Какие признаки различаются? | |
Постановка проблемы | Синтаксический разбор предложения. – Выпишите словосочетания с вопросами. – На доске выписаны словосочетания. Проверьте, какие есть ошибки. – Чтобы найти в данных «словосочетаниях» ошибки, надо вспомнить всё, что о словосочетаниях известно, уточнить и узнать новое. – Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы нам нужно ответить? (Как правильно найти словосочетание? - Как установить связь между словами в словосочетании?) | Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проекта выхода из проблемы | Работа с определением на с. 44. - Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически) – Назовите ключевые слова. (Главное, зависимое слово.) – Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов. – Проверим ещё раз, правильно ли выписаны словосочетания из языковой разминки. – Какие ошибки допущены? (Неправильно указано главное слово, выписано несловосочетание, вопрос поставлен не от главного слова, подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.) – Какие (из выписанных вами в языковой разминке) словосочетания соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово. | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Реализация проекта | Упр. 213 – развивается умение составлять словосочетания существительных с прилагательными в заданных формах. Выполняется на доске (работают 3 человека). Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч. Т.п., так как слово погода употребляется только в форме единственного числа. Вывод: Имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные. Упр. 214 – развивается умение находить в тексте словосочетания прил.+ сущ., определять их морфологические признаки. Комментированная запись . Вывод: Можно признаки в словосочетании сущ. + прил. записать только один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное. | |
Первичное закрепление с произношением во внешней речи | Упр. 215 – развиваются умения выделять словосочетания из предложений, определять морфологические признаки имён прилагательных. Выполняется самостоятельно по заданиям. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | 1. Из данных определений выберите верное. Словосочетание – это… А) два слова Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически В) слова, связанные по смыслу Г) два слова с предлогом 2. Словосочетание состоит из…? А) двух слов Б) двух слов с предлогом В) главного и зависимого слова Г) равноправных слов 3. Выберите, что из перечисленного не является словосочетанием? А) подлежащее и сказуемое Б) прилагательное + существительное В) существительное + существительное Г) глагол + глагол 4. Определите словосочетание. А) прозвенел звонок Б) начался урок В) вошел в класс Г) листья падают. | |
Включение в систему знаний | - Замените, где это возможно данные словосочетаниями Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти Деревенские улицы, школьная библиотека Ученическая тетрадь, высокий человек Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье - Составьте словосочетания с данными словами. Над главным словом укажите часть речи. Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал - Составьте словосочетания по данной схеме Прил. + сущ. ………………….. Сущ. + сущ. ………………….. Прил. + сущ. с прил. …………………….. Глагол + сущ. …………………… Глагол + наречие ……………………. | |
Итог | - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мы закрепляли, что отрабатывали? | Личностные УУД: смолообразование |
Рефлексия | - Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.
(Выставление оценок) | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Морфологический разбор слов I вариант: (в) воздухе. II вариант: (в) морозном (воздухе).
Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти Деревенские улицы, школьная библиотека Ученическая тетрадь, высокий человек Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье
Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал
Составьте словосочетания по данной схеме Прил. + сущ. ………………….. Сущ. + сущ. ………………….. Прил. + сущ. с прил. …………………….. Глагол + сущ. …………………… Глагол + наречие …………………….
1. Из данных определений выберите верное. Словосочетание – это… А) два слова Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически В) слова, связанные по смыслу Г) два слова с предлогом 2. Словосочетание состоит из…? А) двух слов Б) двух слов с предлогом В) главного и зависимого слова Г) равноправных слов 3. Выберите, что из перечисленного не является словосочетанием? А) подлежащее и сказуемое Б) прилагательное + существительное В) существительное + существительное Г) глагол + глагол 4. Определите словосочетание. А) прозвенел звонок Б) начался урок В) вошел в класс Г) листья падают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100
Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...
«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»....
«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
Цели урока: - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ; ...
урок русского языка в 4 классе по теме: Словосочетание прилагательное + существительное. Главное и зависимое слово.
Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче...
Конспект урока по русскому языку на тему "Назначение зависимого слова в словосочетании"
Технологическая карта урока...
конспект урока русского языка, 3кл. Тема: "Назначение зависимого слова в словосочетании"
Конспект урока русского языкаТема: Назначение зависимого слова в словосочетании.Цели деятельности учителя: развивать у обучающихся умение распознавать и правильно использовать знания о назначени...
Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"
На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...