Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»
методическая разработка по русскому языку по теме

                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил., определять морфологические признаки прилагательного

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил., определять морфологические признаки прилагательного.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  

Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите на меня.

-Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно!

Объясняйте обстоятельно!

Ответить хотите - не шумите

А только руку поднимите!

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Запишите дату.

– Напишите «Классная работа».

– Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн_м воздух_.

– Что можно сказать о буквах гласных, которые вставили? (Это разные орфограммы.)

– В каких частях слова встретились эти орфограммы? (В корне:

; в приставке: ; в суффиксе: ; в окончании: )

Морфологический разбор слов.

I вариант: (в) воздухе.

II вариант: (в) морозном (воздухе).

– Какие морфологические признаки у этих слов совпадают?

- Какие признаки различаются?

Постановка проблемы

Синтаксический разбор предложения.

– Выпишите словосочетания с вопросами.

– На доске выписаны словосочетания. Проверьте, какие есть ошибки.

– Чтобы найти в данных «словосочетаниях» ошибки, надо вспомнить всё, что о словосочетаниях известно, уточнить и узнать новое.

– Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы нам нужно ответить? (Как правильно найти словосочетание? - Как установить связь между словами в словосочетании?)

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

Работа с определением на с. 44.

- Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

– Назовите ключевые слова. (Главное, зависимое слово.)

– Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.

– Проверим ещё раз, правильно ли выписаны словосочетания из языковой разминки.

– Какие ошибки допущены? (Неправильно указано главное слово, выписано несловосочетание, вопрос поставлен не от главного слова, подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

– Какие (из выписанных вами в языковой разминке) словосочетания соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Упр. 213 – развивается умение составлять словосочетания существительных с прилагательными в заданных формах.

Выполняется на доске (работают 3 человека).

Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч. Т.п., так как слово погода употребляется только в форме единственного числа.

Вывод: Имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные.

Упр. 214 – развивается умение находить в тексте словосочетания прил.+ сущ., определять их морфологические признаки.

Комментированная запись

.

Вывод: Можно признаки в словосочетании сущ. + прил. записать только один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное.

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

Упр. 215 – развиваются умения выделять словосочетания из предложений, определять морфологические признаки имён прилагательных.

Выполняется самостоятельно по заданиям.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

1. Из данных определений выберите верное. Словосочетание – это…

А) два слова

Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически

В) слова, связанные по смыслу

Г) два слова с предлогом

2. Словосочетание состоит из…?

А) двух слов

Б) двух слов с предлогом

В) главного и зависимого слова

Г) равноправных слов

3. Выберите, что из перечисленного не является словосочетанием?

А) подлежащее и сказуемое

Б) прилагательное + существительное

В) существительное + существительное

Г) глагол + глагол

4. Определите словосочетание.

А) прозвенел звонок

Б) начался урок

В) вошел в класс

Г) листья падают.

Включение в систему знаний

- Замените, где это возможно данные словосочетаниями

Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти

Деревенские улицы, школьная библиотека

Ученическая тетрадь, высокий человек

Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье

- Составьте словосочетания с данными словами. Над главным словом укажите часть речи.

Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал

- Составьте словосочетания по данной схеме

Прил. + сущ.              …………………..

Сущ. + сущ.               …………………..

Прил. + сущ. с прил.       ……………………..

Глагол + сущ.                  ……………………

Глагол + наречие              …………………….

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мы закрепляли, что отрабатывали?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

- Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.

  • У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно (КРАСНЫЙ)
  • У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно (ЗЕЛЁНЫЙ)
  • Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно (СИНИЙ)

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн_м воздух_.

Слайд 2

Морфологический разбор слов I вариант: (в) воздухе. II вариант: (в) морозном (воздухе).

Слайд 3

Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти Деревенские улицы, школьная библиотека Ученическая тетрадь, высокий человек Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье

Слайд 4

Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал

Слайд 5

Составьте словосочетания по данной схеме Прил. + сущ. ………………….. Сущ. + сущ. ………………….. Прил. + сущ. с прил. …………………….. Глагол + сущ. …………………… Глагол + наречие …………………….

Слайд 6

1. Из данных определений выберите верное. Словосочетание – это… А) два слова Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически В) слова, связанные по смыслу Г) два слова с предлогом 2. Словосочетание состоит из…? А) двух слов Б) двух слов с предлогом В) главного и зависимого слова Г) равноправных слов 3. Выберите, что из перечисленного не является словосочетанием? А) подлежащее и сказуемое Б) прилагательное + существительное В) существительное + существительное Г) глагол + глагол 4. Определите словосочетание. А) прозвенел звонок Б) начался урок В) вошел в класс Г) листья падают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил.  Главное и зависимое слово в словосочетании»....

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Цели урока:     - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом  слове в словосочетании  ;                ...

урок русского языка в 4 классе по теме: Словосочетание прилагательное + существительное. Главное и зависимое слово.

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока:  изучение и первичное осознание нового уче...

конспект урока русского языка, 3кл. Тема: "Назначение зависимого слова в словосочетании"

Конспект урока русского языкаТема: Назначение зависимого слова в словосочетании.Цели деятельности учителя: развивать у обучающихся умение распознавать и правильно использовать знания о назначени...

Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...