Урок по русскому языку на тему: «Звук [д]. Буквы Д, д». (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дети на уроке познакомятся с буквой и звуком Д, д. Закрепят умение и навык послогового чтения. Дети послушают от педегога "Сказку про букву Д". Также поработают при выполнении заданий парами, подгруппами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-d.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [д]. Буквы  Д, д».

Цель:  Познакомить учащихся с новым звуком и буквой.

Задачи:

Дидактические:

  1. Закрепить умение, а  также навык послогового чтения.
  2. Формировать умение соотносить звук и букву.

Коррекционные:

  1. Коррекция фонетических процессов на основе упражнений в выделении звука и буквы.
  2. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании буквы.
  3. Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
  4. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.

Воспитательные:

  1. Формирование мотивационной сферы: интереса к учебной деятельности, также самоконтроля.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки
  • характеризовать данные звуки по алгоритму
  • расширять и активизировать словарный запас
  • Личностные:                                                                                                                                                           создать условия для коммуникативных умений
  • формировать умение работать и играть в коллективе

Материальное обеспечение:

  1. Рисунок на доске (дом, дуб, дупло, радуга, дождь)
  2. Касса букв и слогов.
  3. Плакат с алфавитом
  4. Карточки с буквами Д,д для индивидуальной работы
  5. Фишки – звуки на доске для составления схемы слова.
  6. Буквари

Ход урока:

  1. Мотивация познавательной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайся всё понять -

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Фонетическая зарядка

-Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)  

-Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)

-Какие звуки слышим в начале этих слов?

-  Можете ли вы сейчас дать характеристику этим звукам? (Мы еще не знакомы с ними)

- Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д,])

- Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

2Актуализация знаний

- Что вы видите на картинке?

картинка дерево для детейкартинка дом для детей

Выделение звуков и звуковой анализ слов ДЕРЕВО и ДОМ 

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки. 

- Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?
− Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите. 
- На что похожа буква Д? 

Д-это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

 Физминутка. 

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зайчишки!

3.Организация познавательной деятельности

1.«Сказка про букву Д»

Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.

Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!

Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».

Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:

– Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!

– Как? – удивилась буква «А», – ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.

Буквы взялись за руки и вот мальчик (…) стал читать: ДА! ДА! ДА!

– Что это за слово? – удивилась буква «Д». – Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!

– Ну теперь ты поняла? – спросила буква «А».
– Да! – ответила буква «Д».
– Сейчас ты пойдешь гулять?
– ДА! – снова ответила буква «Д».
– А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?
– ДА! –ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».

И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.

И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!

Загадки. Деление отгадок на слоги

  1. Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней?   ДОКТОР

  1. На улице столбом,

А в избе скатертью. ДЫМ

  1. Она идёт между сёл и полей,

А люди всё идут по ней. ДОРОГА

  1. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, Дрозд-приятель!»

И ставит подпись……ДЯТЕЛ

2.Знакомство со звуком «д».

- Ребята, сегодня у нас праздник новой буквы. Она пригласила нас на свой день рождения. Живет она в этом доме - д. мы сумеем к ней пройти и угадать у какой буквы день рождения, если преодолеем несколько препятствий.

  • -первое, надо составить схему слова ДОМ (хором).

Ученики: - 1-й звук - Д.

- 2-й звук - О.

- 3-ий звук - М.

Учитель: - Какой звук новый? (Д)

- Какой он? (Д - согласный, нельзя тянуть, есть преграда. Д - звонкий.)

Составляем звуковую схему (на доске и в тетради).

Учитель: - Найдите на рисунке у дома, справа, слева, вверху, внизу предметы, в названии которых есть звук д. (Выслушать ответы детей).

- Укажем место звука «д» фишкой (в начале слова, в середине): дуб, дерево, дупло, дым, радуга, дорога.

- Объяснить слова: радуга, дым.

- Составьте предложения со словом «дым». (Фишки убрать. Выслушать ответы детей.)

3. Разминка (колокольчик).

- Вы узнаете, кто еще живет в этом доме, если проговорите чистоговорку 3 раза.

Дятел дерево долбил

Стуком деда разбудил.

- Какой звук часто повторяется? /Д.

- Кто живет в доме? /Дед.

- Теперь можно зайти в дом. Кого вы пропустите вперед? / Учительницу, а потом девочек.

- Ой, а как мы зайдем? Что забыл нарисовать художник? / Дверь.

- Где звук «д» в этом слове? / Впереди слова.

- Теперь я захожу в дом и вижу много предметов, в названиях которых есть новый звук, а букву пока не вижу. Давайте поиграем, повеселим букву. Игра «Кто внимательный?» - Я буду называть слово, а вы, если услышите звук «д» - хлопните в ладоши и укажите, в какой части слова этот звук:

Ведро, тарелка, сковорода, вилки, дуршлаг, ложки.

- Что это? / Это посуда.

Пальто, платье, шуба, дубленка.

- Что это? / Это одежда.

4. Знакомство с буквой Д.

- Теперь мы встретимся с новой буквой. Закройте глаза. (В это время вставляю в окошко Д)

- Откройте глаза. Знакомьтесь это буква Д.

- Чем отличается буква от звука? / Звук мы произносим и слышим. Букву видим и пишем.

- На что похожа буква Д? /Выслушать ответы детей.

- Буква Д умеет дружить со всеми гласными. Поставим их рядышком. Что получим? / Слоги.

Читаем на доске: ДА, ДО, ДУ, ДЫ.

- Печатаем на доске и в тетради:

Д дДдДд (3 раза)

да до ду ды (1 раз)

 

5. Физкульт.минутка.

- Мы много работали, устали. Звоночек зовет отдыхать.

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем

Наши руки отдыхают

Отдыхают, засыпают.

/Пауза 1-2 минуты.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и … красиво сесть.

6..Работа с букварем.

  •  Чтение слогов справа вверху, следим указкой.
  • Подписи под картинками. Слово ДУШ - объяснить.

Дождик теплый и усталый,

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

  • Слова в столбиках. Объяснить смысл слов.
  • Беседа по картинке.

7.Подведение итогов.

- С каким новым звуком познакомились?

- Какую новую букву узнали?

- Чем отличается звук от буквы?/ Звук мы говорим и слышим. Букву мы видим и пишем. -Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»

Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"...

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)...

Открытый урок по русскому языку на тему "Звуки и буквы" в 1 классе

Урок открытия нового знания. Использование элементов технологии критического мышления. Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход....

Конспект урока по русскому языку по теме Звуки и буквы

Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих....

Урок по русскому языку на тему: «Звук [д]. Буквы Д, д». (1 класс)

На уроке днти познакомятся с новым звуком и буквой. В ходе урока  обучающимся предлагается фонетическая зарядка.  Педагог прочитает "Сказку про букву Д". При знакомстве с буквой Д,...