Урок по русскому языку на тему: «Звук [д]. Буквы Д, д». (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Дети на уроке познакомятся с буквой и звуком Д, д. Закрепят умение и навык послогового чтения. Дети послушают от педегога "Сказку про букву Д". Также поработают при выполнении заданий парами, подгруппами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-d.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [д]. Буквы Д, д».
Цель: Познакомить учащихся с новым звуком и буквой.
Задачи:
Дидактические:
- Закрепить умение, а также навык послогового чтения.
- Формировать умение соотносить звук и букву.
Коррекционные:
- Коррекция фонетических процессов на основе упражнений в выделении звука и буквы.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании буквы.
- Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
Воспитательные:
- Формирование мотивационной сферы: интереса к учебной деятельности, также самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки
- характеризовать данные звуки по алгоритму
- расширять и активизировать словарный запас
- Личностные: создать условия для коммуникативных умений
- формировать умение работать и играть в коллективе
Материальное обеспечение:
- Рисунок на доске (дом, дуб, дупло, радуга, дождь)
- Касса букв и слогов.
- Плакат с алфавитом
- Карточки с буквами Д,д для индивидуальной работы
- Фишки – звуки на доске для составления схемы слова.
- Буквари
Ход урока:
- Мотивация познавательной деятельности
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайся всё понять -
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Фонетическая зарядка
-Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)
-Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)
-Какие звуки слышим в начале этих слов?
- Можете ли вы сейчас дать характеристику этим звукам? (Мы еще не знакомы с ними)
- Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д,])
- Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока.
2Актуализация знаний
- Что вы видите на картинке?
Выделение звуков и звуковой анализ слов ДЕРЕВО и ДОМ
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
- Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?
− Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите.
- На что похожа буква Д?
Д-это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки!
3.Организация познавательной деятельности
1.«Сказка про букву Д»
Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.
Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!
Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».
Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:
– Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!
– Как? – удивилась буква «А», – ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.
Буквы взялись за руки и вот мальчик (…) стал читать: ДА! ДА! ДА!
– Что это за слово? – удивилась буква «Д». – Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!
– Ну теперь ты поняла? – спросила буква «А».
– Да! – ответила буква «Д».
– Сейчас ты пойдешь гулять?
– ДА! – снова ответила буква «Д».
– А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?
– ДА! –ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».
И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.
И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!
Загадки. Деление отгадок на слоги
- Кто в дни болезни всех полезней
И лечит нас от всех болезней? ДОКТОР
- На улице столбом,
А в избе скатертью. ДЫМ
- Она идёт между сёл и полей,
А люди всё идут по ней. ДОРОГА
- В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, Дрозд-приятель!»
И ставит подпись……ДЯТЕЛ
2.Знакомство со звуком «д».
- Ребята, сегодня у нас праздник новой буквы. Она пригласила нас на свой день рождения. Живет она в этом доме - д. мы сумеем к ней пройти и угадать у какой буквы день рождения, если преодолеем несколько препятствий.
- -первое, надо составить схему слова ДОМ (хором).
Ученики: - 1-й звук - Д.
- 2-й звук - О.
- 3-ий звук - М.
Учитель: - Какой звук новый? (Д)
- Какой он? (Д - согласный, нельзя тянуть, есть преграда. Д - звонкий.)
Составляем звуковую схему (на доске и в тетради).
Учитель: - Найдите на рисунке у дома, справа, слева, вверху, внизу предметы, в названии которых есть звук д. (Выслушать ответы детей).
- Укажем место звука «д» фишкой (в начале слова, в середине): дуб, дерево, дупло, дым, радуга, дорога.
- Объяснить слова: радуга, дым.
- Составьте предложения со словом «дым». (Фишки убрать. Выслушать ответы детей.)
3. Разминка (колокольчик).
- Вы узнаете, кто еще живет в этом доме, если проговорите чистоговорку 3 раза.
Дятел дерево долбил
Стуком деда разбудил.
- Какой звук часто повторяется? /Д.
- Кто живет в доме? /Дед.
- Теперь можно зайти в дом. Кого вы пропустите вперед? / Учительницу, а потом девочек.
- Ой, а как мы зайдем? Что забыл нарисовать художник? / Дверь.
- Где звук «д» в этом слове? / Впереди слова.
- Теперь я захожу в дом и вижу много предметов, в названиях которых есть новый звук, а букву пока не вижу. Давайте поиграем, повеселим букву. Игра «Кто внимательный?» - Я буду называть слово, а вы, если услышите звук «д» - хлопните в ладоши и укажите, в какой части слова этот звук:
Ведро, тарелка, сковорода, вилки, дуршлаг, ложки.
- Что это? / Это посуда.
Пальто, платье, шуба, дубленка.
- Что это? / Это одежда.
4. Знакомство с буквой Д.
- Теперь мы встретимся с новой буквой. Закройте глаза. (В это время вставляю в окошко Д)
- Откройте глаза. Знакомьтесь это буква Д.
- Чем отличается буква от звука? / Звук мы произносим и слышим. Букву видим и пишем.
- На что похожа буква Д? /Выслушать ответы детей.
- Буква Д умеет дружить со всеми гласными. Поставим их рядышком. Что получим? / Слоги.
Читаем на доске: ДА, ДО, ДУ, ДЫ.
- Печатаем на доске и в тетради:
Д дДдДд (3 раза)
да до ду ды (1 раз)
5. Физкульт.минутка.
- Мы много работали, устали. Звоночек зовет отдыхать.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем
Наши руки отдыхают
Отдыхают, засыпают.
/Пауза 1-2 минуты.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и … красиво сесть.
6..Работа с букварем.
- Чтение слогов справа вверху, следим указкой.
- Подписи под картинками. Слово ДУШ - объяснить.
Дождик теплый и усталый,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
- Слова в столбиках. Объяснить смысл слов.
- Беседа по картинке.
7.Подведение итогов.
- С каким новым звуком познакомились?
- Какую новую букву узнали?
- Чем отличается звук от буквы?/ Звук мы говорим и слышим. Букву мы видим и пишем. -Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»
Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"...
Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)
Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)...
Открытый урок по русскому языку на тему "Звуки и буквы" в 1 классе
Урок открытия нового знания. Использование элементов технологии критического мышления. Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход....
Конспект урока по русскому языку по теме Звуки и буквы
Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих....
Урок по русскому языку на тему: «Звук [д]. Буквы Д, д». (1 класс)
На уроке днти познакомятся с новым звуком и буквой. В ходе урока обучающимся предлагается фонетическая зарядка. Педагог прочитает "Сказку про букву Д". При знакомстве с буквой Д,...