Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Деят.учителя

Деят.учащихся

Актуализация

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

-С  каким словарным словом мы познакомились на прошлом уроке? Какую орфограмму в этом слове запоминаем?

-А сегодня мы познакомимся с новым словарным словом -желтый

-Что обозначает это слово?

-Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Какой звук слышится в первом слоге?

-Слышится звук о, но писать в данном слове будем букву ё. В русском языке есть правило, с которым вы познакомитесь в более старших классах. Звучит оно так: в корне слова после шипящей буквы пишем букву ё

-Какую орфограмму в слове желтый нужно запомнить?

-Какие однокоренный слова можно подобрать?

-Пропишите в тетради слово до конца строки. Пишем красиво, правильно соединяем буквы

-Чем мы занимались на прошлом уроке?

-Выполним небольшую самостоятельную работу. Сейчас я раздам каждому карточку с заданием. Вверху карточки подписываете свою фамилию и имя.

-На карточке записаны слова. В первом задании вам нужно вставить в слова пропущенную букву и рядом записать проверочное слово. Во втором задании нужно исправить ошибки в словах. Одной линией зачеркиваете букву, которая написана неправильно и сверху пишите правильную букву.

-Передаем карточки с задних парт на первую

-Продолжите фразу: чтобы подобрать проверочное слово надо ...

-На прошлом уроке мы изменяли форму слова. А сегодня чему будем учиться, как вы думаете?

-Записывают

-Одежда.Безударная гласная о

-Цвет

-2 слога. Ударение падает на 1 слог

-букву ё

-Желток, желтеть, желтенький

-прописывают

-Подбирали проверочные слова -изменяли форму слова

-Выполняют сам.р

-Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово

-Подбирать однокоренные слова

Новые знания

-Откройте учебник на стр. 99. Выполним упр.152. Прочитайте задание.

-Прочитайте представленные слова и подумайте, как доказать, что слова являются однокоренными

-Подумайте, какая буква пропущена в каждой из однокоренных слов. Под цифрой 1 какая буква пропущена в слове болит? Как проверить написание? Какое будет проверочное слово? В слове больница?

-Под цифрой 2 какая буква пропущена в слове свисток? Какое слово будет проверочным? В слове свистеть?

-Внимательно слушайте задание. Нужно списать слова, вставляя пропущенные буквы. Под цифрой 1 и 2 мы уже устно разобрали слова, их записывать не нужно. Записываете под цифрами 3, 4, 5 и 6. Подчеркиваете букву, к-ую вставили. Один человек будет работать на доске. Кто желает?

-Проверяем. Читай слова и называй букву, которую вставил. Остальные проверяют свою работу.

-Сделаем вывод. Одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах?

-Читают задание

-Читают слова. Слова имеют один и тот же корень и лексическое значение

-Пропущена 0, проверочное слов - боль

-и, свист

-Выполнение упр

-Проверка

-Одинаково

Закрепление

-Выполним упр.153. Прочитайте стихотворение.

-Давайте озаглавим это стихотворение

-Объясните, как вы будите выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово. Вспомните правило

-В тетрадь выписываете слова с пропущенной буквой, выбираете из скобок нужную букву и  рядом записываете проверочное слово. Букву, которую вставили, подчеркиваете. Образец записи есть на доске. Кто выполнит упражнение на доске?

-Проверяем. Читай слово, которое выписал, называй букву, котоую вставил и объясняй почему именно эту букву нужно писать в слове. Остальные проверяют свою работу в тетради.

-Откройте учебник на стр.100. Выполним №154. Прочитайте задание.

-Рассмотрим образец. Какой слово является проверяемым? На какой вопрос отвечает проверяемой слово? Какое слово явл. Проверочным?

-Эти слова являются однокоренными или это форма слова?

-Назовите корень этих слов

-Разберем первое слово вместе. Какое слово записано? Это проверяемое слово или проверочное? На какой вопрос оно отвечает? -Написание какой буквы нужно проверить?

-Какой проверочное слово подберем?

-Выполните упражнение самостоятельно в тетради. Записываете по образцу и выделяете корень в словах. Кто выполнит упр на доске?

-Чтение стихотворения

-Заголовок:лес,  сонный лес, сова ...

-Нужно подобрать проверочное слово (изменит форму слова или подобрать однокоренное слово)

-Выполнение упр 153

-Проверка упр

-Читают задание

-лесной -какой,  лес- что?

-Однокоренные

-Лес

-Звериный. Проверяемой. Какой

-Буква е

-Зверь

-Выполнение упр

Итоги

-Чему мы учились сегодня на уроке?

-Когда мы подбираем однокоренные проверочные слова, безударный гласный звук в корне должен стать каким?

-Откройте дневник. Запишите д/з стр.100, упр 155, памятка

-Поднимите руку, кто понял тему урока, справился со всеми заданиями. Поднимите руку, кто не понял тему урока и не справился с заданиями.

-Учились подбирать однокоренные проверочные слова

-Ударным

-Оценивают



Предварительный просмотр:

Этап

Деят.учителя

Деят.учащихся

Актуализация знаний

-Дома вы учили словарные слова, поэтому в начале урока проведем словарный диктант. На листочках подписываете свою фамилию и имя. Я буду диктовать слова, вы их записываете на листочек в строчку через запятую, первое слово с заглавной буквы.

-Передаем листочки с последней парты на первую.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-У вас в тетрадях записаны буквы. Какие это буквы?

-Это гласные или согласные буквы? А чем гласные буквы отличаются от согласных?

-Буквы е и ё показывают на твердость или на мягкость предшествующего согласного?

-Что еще вы знаете об этих буквах?

-Аккуратно, красиво пропишите в тетради буквы до конца строки

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Безударные гласные звуки в корне слова», будем учиться подбирать проверочные слова

-Словарный диктант

-Записывают

-е и ё

-Гласные произносим голосом, нет преграды при произношении

-На мягкость

-Обозначают два звука

-Прописывают

Новые знания

-Откройте учебник на стр.100. Прочитаем памятку «Обрати внимание». Читаем памятку все вместе. Примеры слов читать не нужно

-Выполним  упр.155. Прочитайте задание.

-Рассмотрим образец под цифрой 1. Каким способом подобраны слова? На какой вопрос отвечают эти слова?

-Выполним задание под цифрой 1. Первое слово разберем все вместе. В тетрадь не записываем. Какое первое слово? Какое проверочное слово подберем?

-Ставим ударение. Какая буква пишется в проверочном слове под ударением? Подчеркиваем эту букву.

-Значит какую букву пишем в проверяемом слове «гнездо»?

-Самостоятельно в тетради выполните задание под цифрой 1. Кто выполнит задание на доске? Первое слово записываем с красной строки

-Проверяем. Сначала читай проверяемое слово, называй букву, которую вставил и проверочное слово.

-Рассмотрим образец под цифрой 2. На какие вопросы отвечают данные слова?

-Какое слово явл проверяемым? Какой звук является безударным?

-Какое слово явл проверочным?

-Выполним задание под цифрой 2. Первое слово разберем вместе. Какое первое слово записано? Какое проверочное слово подберем?

-Ставим ударение. Какая буква пишется в проверочном слове под ударением? Подчеркиваем эту букву.

-Значит какую букву пишем в проверяемом слове «везу»?

-Самостоятельно в тетради выполните задание под цифрой 2. Кто выполнит задание на доске? Первое слово записываем с красной строки

-Проверяем. Сначала читай проверяемое слово, называй букву, которую вставил и проверочное слово.

-И рассмотрим образец под цифрой 3. Какое слово является проверяемым? На какой вопрос оно отвечает?

-Какой звук явл безударным? Какое слово явл проверочным? На какой вопрос отвечает проверочное слово?

-Выполняем задание под цифрой 3. Устно объясним первое слово. Кто объяснит? Какое проверочное слово подберем, кто догадался?

-Какой звук находится под ударение? Значит какую букву пишем в проверяемом слове?

-Запишите в тетрадь остальные два слова. Не забудьте подчеркнуть букву, которую вставляете

-Проверяем

Физминутка

-Чтение памятки

-Чтение задания

-В проверочном слове под ударением ё, в проверяемом без ударения е. Что?

-Гнездо. Гнезда

-Выполнение задания

-Проверка

-Что делал (а)

-Плела. Е

-Плёл

-Везу, вёз

-Выполнение задания

-Проверка

-Легко. Как?

-е. Легкий. Какой?

-Тепло. Тёплый

-ё, е

-Выполнение задания

Закрепление

-На стр. 101 выполним задание 156. Прочитайте задание.

-Карандашом делим лист тетради пополам. В 1-ый столбик будете записывать слова с пропущенной буквой е. Во 2-ой столбик слова с буквой и. Букву, которую вставили подчеркиваете. Два человека будут выполнять задание на доске.

-Проверяем. Читай слова, в к-ых пропущена буква е и объясняй почему. Поднимите руку, у кого получилось по-другому.

-Проверяем второй столбик. Читай слова, в к-ых пропущена буква и.

-Чтение задания

-Выполнение задания

-Проверка

Итоги

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Д/з стр.100 упр. 154

-Ответы детей



Предварительный просмотр:

Этап

Деят.учащихся

Деят.детей

Актуализация

-Откройте тетрадь и запишите число, классная работа

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом «снегирь». Кто такой снегирь?

-Почему снегиря так назвали?

-Подумайте, являются ли слова снег и снегирь однокоренными?

-Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Какую орфограмму нужно запомнить?

-Пропишите в тетради букву и слово «снегирь» до конца строки. Пишем аккуратно.

-Давайте с вами вспомним, как записывать транскрипцию слов. С красной строки с заглавной буквы запишите слово снегирь. В каких скобках мы записываем транскрипцию слов?

-Самостоятельно в тетради запишите транскрипцию слова снегирь. Затем проверим.

-Какой первый звук в слове снегирь? Второй? ... Сверьте свою транскрипцию с правильным ответом на доске.

-Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Безударный гласный звук в корне слова».

-Записывают

-Снегирь - птица с красной грудкой

-Прилетает с севера с первым снегом

-Нет, потому что это разные по смыслу слова

-2 слога, на второй слог

-Безударная гласная е

-Прописывают

-Записывают слово, в квадратных.

-Записывают

-Проверка

Новые знания

-Откройте учебник на стр.101. Выполним упр.156. Внизу под словами написано задание, прочитайте его. Карандашом по линейке делите лист тетради пополам. В первый столбик записываете слова с пропущенной буквой е, во второй столбик с пропущенной буквой и. Слова пишите в столбик, первое слово с заглавной буквы, остальные с маленькой. В словах ставите ударение, подчеркиваете букву, которую вставили и выделяете корень. Два человека будут работать на доске.

-Проверяем. Читай, какие слова ты записала, объясняй свой выбор и называй корень слова. Остальные проверяют

-Выполнение задания

-Проверка

Закрепление

-Откройте учебник на стр.102.  Выполним упр. 159. Под предложения есть задание. Внимательно прочитайте его.

-Итак, списываете 2 любых предложения. Подчеркиваете в словах буквы, написание которых надо проверить.

-Читаем 2-ое задание.

-Вы записали в тетрадь 2 предложения. Из этих двух предложений выписываете с новой строки любые 3 слово с безударным гласным звуком в корне. Ставите в словах ударение, подчеркиваете безудар.глас, выделяете корень и рядом записываете проверочное слово, в нем также ставите ударение и выделяете корень. Образец я запишу на доску. Кто выполнит задание на доске?

-Проверяем. Читай проверяемо слово. Называй безудар.глас.звук, корень и какое проверочное слово подобрала.

-Выберите любое предложение и подчеркните в нем карандашом главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

-Читают задание

-списывают предложения

-Выполнение задания.

-Проверка

-Подчеркивают

Итоги

Д/з: стр.101 упр.157


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Жизнь корня" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Жизнь корня" 3 класс. ПНШ...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Конспект урока по русскому языку «Повторение. Звуки и буквы» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления знаний о звуках и буквах.Планируемые результаты:Предметные:Уметь различать гласные и согласные; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки;Уме...

Урок по русскому языку "Гласные звуки и буквы" 3 класс

Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.Тип урока: ЗакреплениеРегулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.Познавательные: контролировать и оценивать процесс и р...

Урок по русскому языку "Гласные звуки и буквы" 3 класс

Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.Тип урока: ЗакреплениеРегулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.Познавательные: контролировать и оценивать процесс и р...