Конспект интегрированного урока "Первые весенние цветы. Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Снежана Кимовна Яковлева

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по окружающему миру и русскому языку    

 во   2 классе по теме

«Первые весенние цветы. Закрепление знаний

 об имени прилагательном как части речи»

Подготовили учителя начальных классов

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»

Яковлева Снежана Кимовна

Багаева Тамара Ивановна

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи».

Цели:

1. Дать представление об изменениях в жизни растений весной. Рассказать о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины.

2. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. Формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных.

3. Расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Наглядность: таблицы, рисунки, плакаты, иллюстрации по теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. И еще, как вы уже заметили, с вами урок будут вести сразу 2 учителя. Тамару Ивановну вы знаете, она вас уже учила.

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений-цветов, - о необходимости их охранять и беречь. Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи.

Откройте свои тетради по русскому языку, запишите сегодняшнее число и классную работу. Сегодня 12 апреля.

Урок хотим начать со стихотворения:

Ве…на, ве…на! И в…е ей радо.

Как в забытьи каком стоишь.

И …лышишь …вежий запах …ада

И теплый запах алых крыш.

Прочитали? Что вы заметили? (Пропущенная буква С)

Это, наверное, потому что вы иногда пишете ее неправильно с другими буквами. Давайте вспомним характеристики этой буквы и напишем ее правильно. (согласная, глухая, может быть мягкой и твердой)

Сс Сс Сс

со св сы сл яс ас

- Сейчас наступило прекрасное время года – весна. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Дети: Подснежник.

Учитель: Правильно, это подснежник – первый весенний цветок.

А это что за цветок?

А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.

Дети: Одуванчик.

Учитель: Это тоже один из первых весенних цветов.

3. Работа в тетрадях.

Дети записывают предложение:

Первый весенний цветок – нежный подснежник.

Учитель: С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

Дети: Нежный – имя прилагательное.

Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи  связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

Дети отвечают на вопросы.

А сейчас Стас прочитает нам стихотворение про прилагательное.

Очень занимательное имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это: как без признаков предмета,

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату, и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Учитель:

- Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети:

- Март, апрель, май.

Учитель: Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка.

- А теперь запишем предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Подчеркните в нем грамматическую основу, устно укажите части речи.

4. Рассказ учителя о весенних цветах.

- Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах – первоцветах. Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

За сладкий, медовый на вкус сок растения назвали медуницей. Еще ее называют пахучей, т.е. душистой и ароматной.

Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

А эти цветы – ярко-голубые звездочки. Они растут на лесных полянах, опушках и в перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской.

Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому растение назвали ветреницей. Ох, и хитрая эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как цветки-снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками мягкому весеннему ветерку.

Хохлатка – маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься – у каждого цветочка длинный вырост, как будто хохолок.

А самый храбрый из первоцветов – подснежник.

«Цветок весны, идущий к нам по снегу,-

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку!»

Древняя легенда рассказывает о нем.

«Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды».

А русская легенда утверждает, что однажды Старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу  Весне.

А теперь послушайте сказку о подснежнике.

Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял,  а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день вырос цветок. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали «подснежник».

Дети рассматривают рисунки первоцветов.

5. Физическая минутка.

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз -  росой она умылась,

Два - изящно  покружилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

6. Работа над пройденным материалом.

Учитель: Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянах расцвели такие тонкие, простые и милые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своем описании?

Дети:  Прилагательные.

У каждого из вас на столе лежит текст. Прочитайте текст. Какой текст вы прочитали? (Текст-описание). Какую роль сыграли прилаг. в этом тексте? Они украсили, разнообразили текст. Он стал красивее, мы смогли представить себе весну……

 В выделенных предложениях подчеркните главные и второстепенные члены предложения, с которыми вы знакомы.

                                             Пришла Весна

Пришла Весна. Взяла Весна тонкие мягкие кисточки и начала рисовать.
            На широкой лесной поляне вывела большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы – подснежники. Всё   ожило. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым цветом Весна раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице. Почуяв тепло, прилетели к нам птицы.  Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это весенние цветы. Яркое солнышко прогрело землю.

Какое прекрасное настроение весной!

Учитель: Давайте проверим.

Учитель: - А теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные.

Праз…ничный …

Уд…вительные …

Радос…ное …

- На какие правила эти имена прилагательные?

- Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах и парках цветут разнообразные растения. Давайте посмотрим на текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.

Первые цветы.

Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

После выполнения задания дети делают проверку.

Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Дети: Нет.

Учитель:  Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Ребята, Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

- Посмотрите на плакат.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

- О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: Если будем по-настоящему, серьезно заботиться о природе, мы станем добрее.

- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.

7. Домашнее задание.

Учитель: Напишите несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.

8. Чтение стихотворений детьми и итог урока.

          1. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

     Чтобы души не стали пусты,

      Охраняются звери, охраняются змеи,

      Охраняются даже цветы. (Маша Гурина)

           2. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты. (Ксения Казнина)

         3. Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте. (Софья Софронова)

      4. Не рви меня на поле,

 Я только день живу.

 Дай наглядеться вволю

 На солнце и траву. (Ксения Совкова)

5. Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету. (Костя Иванов)

6.Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Природа - сад, и люди в нём – цветы,

Не сбережёшь её – не будешь жить и ты.

9.Подведение итогов.

 Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!

- Урок был … (интересный, полезный, поучительный)

- Настроение на уроке было … (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…)

- А вы, ребята, сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, активные и приветливые…

У меня в руках корзина. Давайте наполним её цветами.

- Дети, возьмите цветы:

зелёные – берут дети, которым наш урок понравился;

жёлтые – берут дети, которым не всё на уроке понравилось;

красные – берут дети, которым урок не понравился.

Спасибо за старание!
Ведь главное – желание!
А навык и умение
Мы приобретем!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. На уроке используется дифференцированное обучение....

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока "Повторение знаний об имени прилагательном как части речи"

Конспект урока по русскому языкуна тему «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...