Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
интегрированный урок окружающего мира и русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку
« Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
Цели урока:
- Формировать знания детей о весенних цветах – первоцветах.
- Развивать умения точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи;
- Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Оборудование:
мультимедиапроектор, экран, презентация, фонограмма «Вальс цветов» из балета «Шелкунчик» П.И.Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент( звучит фонограмма ).
- Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Желаю вам хорошего настроения и успешного рабочего дня.
II. Вступительное слово учителя.
Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добра.
- О чем это стихотворение (Высказывание детей)
- Молодцы! Много прекрасного дарит человеку природа. Птицы, звери,травы, цветы – многие чудеса нас окружают повседневно. Она так удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой.Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних цветов, о необходимости их охранять и беречь. Одновременно будем повторять все изученные на русском языке раннее орфограммы, обобщим знания об имени существительном – как части речи. (слайд 1)
III. Объяснение нового материала.
1. Беседа
Учитель: -Ребята, послушайте загадку. О чем она? (слайд 2)
Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Дети: - Весной.
Учитель: - Какие изменения в природе происходят весной ?
Дети: - Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются листья, начинают цвести цветы.
Учитель: - Правильно, весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года".(Слайд 3)
Учитель: Ребята, а вы знаете стихотворения о весне? Кто хочет нам прочитать?
- Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня:
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
- Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, - значит, к нам пришла весна!
- Если снег везде растаял, и трава в лесу видна
И поёт пичужек стая, - значит, к нам пришла весна!
- Если солнце разрумянит наши щёки докрасна
Нам ещё приятней станет, – значит, к нам пришла весна!
Учитель: - Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (слайд 4)
- По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник )
Учитель: - Правильно, это подснежник - первый весенний цветок.
А это что за цветок?
- А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. ( слайд 5)
- Да, ребята, это тоже один из первых весенних цветов.
- А вы любите цветы?
- Да.
2. Работа в тетрадях. Минутка чистописания. (слайд 6)
- Учитель: - Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.
Теперь прочитайте предложение, которое записано у вас в тетрадях.
Подснежник – первый весенний цветок.
Запишем это предложение.
Учитель: о чем это предложение?
Дети: о подснежнике.
Учитель: на какой вопрос отвечает слово подснежник?
Дети: на вопрос что?
Учитель: какая это часть речи?
Дети: Это – имя существительное.
Учитель: А теперь давайте вспомним:
- что такое имя существительное.
3.Разбор по составу. (слайд 7)
Учитель: - А теперь разберем слово подснежник по составу. Из какого слова образовано слово.
Дети: - От слова снег.
Учитель: - Найдите в слове корень?
Дети: - корень снеж
Учитель: - Теперь укажите другие части слова.
Дети: - Приставка -под-, суффикс -ник-.
Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс?
Дети: - Они служат для образования новых слов.
4. Определение букв и звуков в слове. (слайд 7)
Учитель:- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их.
Дети: - Март, апрель, май.
Учитель: - А теперь определите сколько букв и звуков в слове апрель?
Дети: В слове апрель 6 букв, 5 звуков.
Учитель: - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов.
- Ребята, вы видели цветы весной?
- А какие цветы вы видели?
- А как они называются?
- Почему их так называют?
- Какие условия нужны для роста этих цветов?
Учитель: В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья и в лесу много света. Почва насыщена влагой. Именно такие условия – обилие света и влаги – необходимы раннецветущим растениям.
5.Знакомство с первоцветами. (слайды 8-9)
Посмотрите , какие красивые цветы украшают нашу поляну.
Давайте по картине составим предложение и запишем его в тетрадь. ( слайд 10)
На поляне растут красивые цветы.
-А теперь посмотрите на экран. Прочитайте слова.(слайд 11)
Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, фиалки, жаворонки.
- На какие группы можно разделить эти слова?
Дети: - Это группы "Птицы" и "Весенние цветы".
Учитель: - А теперь объедините слова в группы.
Учитель: Прочитайте еще раз 1 группу слов. На какой вопрос они отвечают?
Дети: На вопрос кто?
Учитель: - Как называются эти существительные?
Дети:- Одушевленные имена существительнве.
Учитель:- А теперь прочитайте 2 группу слов. На какие вопросы они отвечают?
Дети: - На вопрос что?
Учитель:-Как они называются?
Дети: - Неодушевленные имена существительные.
4.Физминутка.
5.Игра « Найди и покажи».
Учитель: - Сегодня мы говорим о первых весенних цветах – первоцветах.
А теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны на уроке. Поиграем в игру. Она называется «Найди и покажи». ( Дети читают и отгадывают загадки)
Учитель: - А хотите послушать сказку о подснежнике.(слайд 12)
- Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. Из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали "подснежник.
А теперь об этом красивом цветке составим из данных слов предложение, затем из предложений небольшой текст.
6. Составление предложений и текста. (слайд13)
Наступила долгожданная весна. Белыми подснежниками покрываются поляны. Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.
(Дети составляют предложения, затем текст).
Задание: Найдите в тексте имена существительные. Укажите число.
7. Работа по таблице « Имя существительное». ( слайд 14)
Учитель:- А сейчас обобщим наши знания. Посмотрите на таблицу.
8. Продолжение беседы о цветах.(слайд 15)
Учитель: - Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях и парках цветут разнообразные растения. Но из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
Дети: - Нет.
Учитель: - Правильно. Ведь недаром говорится: ( слайд 16)
" Поймала я бабочку - она погибла,
сорвала я цветок - он увял, и тогда
стало понятно - к красоте можно
прикоснуться лишь сердцем.
Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу
- Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют своим запахом и ярким нарядом.
Запомните правило: " Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком". (слайд 17)
Посмотрите, на экран ребята . Прочитайте стихотворение.(слайд 18)
- Я должен над цветами наклониться
не для того, чтоб рвать или срезать;
А, чтоб, увидеть добрые их лица
и доброе лицо им показать!
- О чём говорится в этом стихотворении?
( ответы детей)
- Если мы будем по-настоящему серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.
- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к цветам.
IV. Итог урока. (слайд 19)
-Учитель: - Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна. Только природа может сделать человека добрее, красивее.В завершении урока я хочу прочитать вам стихотворение.
Ты идешь по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку
Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку в 4 классе по теме «Упражнения в определении падежей имен существительных. Правильное питание»
Урок с мимио презентацией...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам : "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....
Урок русского языка. . 3 класс Тема: закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном
Урок-исследование...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку. 2 класс. Тема: «На лугу. Решаем орфографические задачи»
Цели урока: · Систематизировать изученный материал в рамках раздела “Учимся решать орфографические задачи ”; ·...
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Морфологический разбор имени существительного как части речи»
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного....