Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Абдулаева Галина Арслановна

интегрированный урок окружающего мира и русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

« Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».

Цели урока:

- Формировать  знания детей о весенних цветах – первоцветах.

- Развивать умения точно употреблять имена существительные  в устной и письменной речи;

- Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Оборудование:

мультимедиапроектор, экран, презентация, фонограмма  «Вальс цветов» из балета «Шелкунчик» П.И.Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент( звучит фонограмма ).

-  Ребята,  я  рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Желаю вам хорошего настроения и успешного рабочего дня.

II. Вступительное слово учителя.

                                                                  Полна природа удивленья,

                                                                  Полна покоя и добра.
                                                                 Нет у природы утомленья,
                                                                 Она всегда, всегда добра.

-  О чем это стихотворение  (Высказывание детей)

- Молодцы! Много прекрасного дарит человеку природа. Птицы, звери,травы,  цветы – многие  чудеса нас окружают повседневно. Она так  удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой.Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних цветов, о необходимости их охранять и беречь. Одновременно будем повторять все изученные на русском языке   раннее орфограммы, обобщим знания об имени существительном – как части речи. (слайд 1)

III. Объяснение нового материала.

 1. Беседа

Учитель: -Ребята, послушайте  загадку. О чем она? (слайд 2)

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Дети: - Весной.

Учитель: - Какие изменения в природе происходят весной ?

Дети: - Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются листья, начинают цвести цветы.

Учитель: - Правильно, весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года".(Слайд 3)

Учитель: Ребята, а вы знаете стихотворения  о весне?  Кто хочет нам прочитать?

- Отшумела злая вьюга,

  Стала ночь короче дня.

 Тёплый ветер дует с юга,

 Капли падают, звеня:

 Улеглись в полях метели

 В свои белые постели,

 И весна идёт повсюду,

 Гонит зиму со двора.

- Если речка голубая пробудилась ото сна

  И бежит в полях, сверкая, - значит, к нам пришла весна!

- Если снег везде растаял, и трава в лесу видна

  И поёт пичужек стая, - значит, к нам пришла весна!

 - Если солнце разрумянит наши щёки докрасна

   Нам ещё приятней станет, – значит, к нам пришла весна!

Учитель: - Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (слайд 4)

- По тонкой нитке ручейка

  Сбежал с пригорка снег.

  И на пригорке вдруг цветок

  Раскрылся раньше всех. (подснежник )

Учитель: - Правильно, это подснежник - первый весенний цветок.

А это что за цветок?

- А я цветочек жёлтенький

  С зелёным стебельком.

  Раскроюсь утром ранним

  Закроюсь вечерком.  ( слайд 5)

- Да,  ребята, это тоже один из первых весенних цветов.

 - А вы   любите цветы?

- Да.

2. Работа в тетрадях. Минутка чистописания. (слайд 6)

- Учитель: - Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.

Теперь прочитайте предложение, которое записано у вас в тетрадях.

Подснежник – первый весенний цветок.

Запишем это предложение.

Учитель: о чем это предложение?

Дети: о подснежнике.

Учитель: на какой вопрос отвечает слово подснежник?

Дети: на вопрос что?

Учитель:  какая это часть речи?

Дети: Это – имя существительное.

Учитель: А теперь давайте вспомним:

 - что такое имя существительное.

3.Разбор по составу. (слайд 7)

 Учитель: - А теперь разберем слово подснежник по составу. Из какого слова образовано слово.

Дети: - От слова снег.

Учитель: -  Найдите в слове корень?

Дети: - корень снеж

Учитель: -  Теперь укажите другие части слова.

Дети: - Приставка -под-, суффикс -ник-.

Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс?

Дети: - Они служат для образования новых слов.

4. Определение  букв и звуков в слове.  (слайд 7)

Учитель:- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?  Назовите их.

Дети: - Март, апрель, май.

Учитель: - А теперь определите  сколько букв и звуков в слове апрель?

Дети: В слове апрель 6 букв, 5 звуков.

Учитель: - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов.

- Ребята, вы видели  цветы весной?

- А  какие цветы вы видели?

 - А как они называются?

 - Почему их так называют?

 - Какие условия нужны для роста этих цветов?

Учитель: В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья и в лесу много света. Почва насыщена влагой. Именно  такие  условия – обилие света и влаги – необходимы раннецветущим растениям.

5.Знакомство  с первоцветами. (слайды  8-9)

Посмотрите , какие  красивые  цветы украшают нашу поляну.

Давайте  по картине составим предложение и запишем его в тетрадь. ( слайд 10)        

На поляне растут  красивые цветы.

-А теперь  посмотрите на экран. Прочитайте слова.(слайд 11)

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, фиалки, жаворонки.

- На какие группы можно разделить эти слова?

Дети: - Это группы "Птицы" и "Весенние цветы".

Учитель: - А теперь  объедините слова в группы.

Учитель: Прочитайте еще раз 1 группу слов. На какой вопрос они отвечают?

Дети: На вопрос кто?

Учитель: - Как называются эти существительные?

Дети:- Одушевленные имена существительнве.

Учитель:- А теперь прочитайте 2 группу слов. На какие вопросы они отвечают?

Дети: - На вопрос что?

Учитель:-Как они называются?

Дети: - Неодушевленные имена существительные.

4.Физминутка.

5.Игра « Найди и покажи».

Учитель: - Сегодня мы говорим о первых весенних цветах – первоцветах.

        А теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны на уроке. Поиграем в игру. Она называется «Найди и покажи». ( Дети читают и отгадывают загадки)

Учитель: - А  хотите послушать сказку о подснежнике.(слайд 12)

- Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. Из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали "подснежник.

А теперь об этом красивом цветке  составим  из данных слов  предложение, затем из предложений небольшой текст.

6. Составление предложений и текста.  (слайд13)

Наступила  долгожданная  весна. Белыми подснежниками покрываются  поляны. Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.

(Дети составляют предложения, затем текст).

Задание: Найдите  в тексте имена существительные. Укажите число.

7. Работа по таблице « Имя существительное». ( слайд 14)

Учитель:- А сейчас обобщим наши знания. Посмотрите на таблицу.

8. Продолжение беседы о цветах.(слайд 15)

Учитель: - Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях и парках  цветут разнообразные растения. Но из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Дети: - Нет.

Учитель: - Правильно. Ведь недаром говорится: ( слайд 16)

" Поймала я бабочку - она погибла,

сорвала я цветок - он увял, и тогда

 стало понятно - к красоте можно

прикоснуться лишь сердцем.

Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу

- Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют  своим запахом и ярким нарядом.

 Запомните правило: " Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком". (слайд 17)

Посмотрите, на экран ребята . Прочитайте стихотворение.(слайд 18)

- Я должен над цветами наклониться

 не для того, чтоб рвать или срезать;

  А, чтоб, увидеть добрые их лица

 и доброе лицо им показать!

- О чём говорится в этом стихотворении?

                ( ответы детей)

- Если мы будем по-настоящему серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.

- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле  должен  показать  свою доброту, заботу, любовь к цветам.

IV. Итог урока. (слайд 19)

-Учитель: - Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна. Только природа может сделать человека добрее, красивее.В завершении урока я хочу прочитать вам стихотворение.

Ты идешь по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца - отрада,

Украшенье родимой земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам :  "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку. 2 класс. Тема: «На лугу. Решаем орфографические задачи»

Цели урока: ·      Систематизировать изученный материал в рамках раздела “Учимся решать орфографические задачи ”; ·...

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Морфологический разбор имени существительного как части речи»

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного....